Содержание
Введение.2
ГЛАВА 1. Анализ особенностей и факторов развития
международного туризма6
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса..8
1.2. Этапы развития туристического бизнеса..13
1.3. Виды туризма18
1.4. Создание международных туристических организаций и их
деятельность.19
ГЛАВА 2. Международный туризм в Республике Татарстан.23
2.1. Туризм как сектор экономики Республики Татарстан..24
2.2. Место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан
на примере трех экономических функций туризма27
2.3. Основные направления государственного регулирования
развития туризма в Республике Татарстан39
2.4. Организация туристических ярмарок и выставок.48
ГЛАВА 3. Перспективы развития туристического бизнеса в
Республике Татарстан.54
3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность
туристического бизнеса63
3.2. Социальные программы. Туристические перспективы
столицы Республики Татарстан66
3.3. Регулирование туристического бизнеса в
Республике Татарстан70
Заключение.80
Список литературы84
Приложение86
Выдержка из текста работы
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа. Туризм приносит доход в бюджет страны, а также очень многим физическим и юридическим лицам, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. По данным Всемирной туристской организации в сфере туризма занято свыше 250 млн. человек. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.
Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков[1, с. 23].
Туристическая индустрия образуется из предприятий, выпускающих товары и услуги, без которых не может существовать современный туризм.
Одно из лидирующих положений по динамике развития туристской индустрии России занимает Республика Татарстан. Благодаря продуманной политике органов государственной власти в республике существенно улучшился инвестиционный климат в сфере туризма, постоянно растет количество объектов туризма, увеличиваются туристские потоки и количество рабочих мест в туристской отрасли.
На фоне других субъектов Приволжского федерального округа Республика Татарстан обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется: богатыми природно-ресурсными возможностями; уникальным культурно-историческим наследием; разнообразным этнографическим составом; выгодным географическим положением; наличием мегаполиса — г. Казани. Все это делает Республику Татарстан идеальным регионом для развития различных видов туризма. Потенциал туристской сферы в Республике неоднозначен, так наряду с имеющимися очевидными преимуществами — богатейшее культурно-историческое и природное наследие в сочетании с фактором неизведанности — сфера туризма в Татарстане имеет и свои конкурентные слабости — недостаточно развитая туристская инфраструктура — которая мешает развитию туристской отрасли, но которая так же стремительно развивается, особенно в преддверии Универсиады 2013 года в Казани. Поэтому важным и имеющим значение является изучение приоритетных направлений развития туризма в Республике Татарстан.
Актуальность избранной автором темы состоит в том, что туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики.
Целью данной работы является раскрытие основных понятий туристической индустрии, изучение текущего состояния туристической индустрии в РТ и анализ развития туристической индустрии в РТ.
1. Развитие туристской индустрии в РТ.
Туризм в Татарстане — одно из наиболее перспективных направлений социально — экономического развития республики.[4, с.288] Туристская индустрия Республики Татарстан по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России: за последние 5 лет среднегодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили 12%, и даже в кризисный период внутренний туризм вырос более чем на 5%. По числу обслуженных туристов республика является лидером по Приволжскому федеральному округу — 25%.
Росту туристского потока способствует интенсивное развитие туристской инфраструктуры.
Рис. 1.1
Рис. 2.1
Высокими темпами идет строительство гостиниц. За последний год в столице республики введены гостиницы Art-hotel, Castro, Park Inn,Courtyard гостиничной цепи Marriott и ряд других. Количество средств размещения увеличивается не только в г. Казани, но и в других городах и туристских центрах республики.
Развивается сеть объектов общественного питания, транспортная инфраструктура, появляются новые спортивные, культурные объекты, развлекательные комплексы. Знаковым событием стало открытие Экскурсионного центра в городе Казани в составе Туристско-информационного центра, который с мая 2010 года обслужил 5371 человек.
Меняется система профессионального туристского образования, в учебный процесс внедряются новые образовательные программы международного уровня. При МДМСТ РТ работает методический совет учебных заведений туриндустрии, который координирует их в плане научной и образовательной деятельности, тематической специализации, проведения конференций, «Круглых столов» по актуальной туристской тематике, взаимодействия с работодателями, участия в решении проблем развития туризма, привлечения к различным мероприятиям в сфере туризма.
Сейчас много делается для развития инфраструктуры центров нашего культурного наследия — древнего города Болгар и острова-града Свияжск. Ведется большая работа по освоению территории туристско-оздоровительного парка «Камские Поляны»: создана концепция его развития, проведено функциональное зонирование, создаются инвестиционные проекты, направленные на развитие инфраструктуры туризма, органично связанной с природными условиями территории и возможностями развития активных видов туризма, охоты, рыбалки, экологического и оздоровительного туризма. Это новые перспективные направления в создании турпродукта. Что касается популярных, опробованных туристами, востребованных туристских маршрутов, то к ним относятся программа «Weekend в Казани», когда в выходные дни туристы размещаются в гостиницах с 40%-ной скидкой и по карте туриста имеют скидки на другие услуги. Большой популярностью летом среди круизных туристов пользуется интерактивная программа «Татарские забавы» на базе комплекса «Туган Авылым», а зимой — детская новогодняя программа «В гости к Кыш-Бабаю», реализуемая на базе Арского района. Есть туристский интерес к нашим национальным и фольклорным праздникам — Сабантую и Каравону. Все больше туристов посещают возрожденную в Елабуге Спасскую ярмарку, программа которой интересна и насыщенна.
Перспективной и хорошо зарекомендовавшей себя является туристская программа «Три столицы России: С.Петербург — Москва — Казань», которая нацелена на то, чтобы туристский поток в ведущие туристские центры (Москва и С.-Петербург) направлялся и в Казань.
В настоящее время на туристском рынке Татарстана действуют порядка 500 туристских фирм……..
Список использованной литературы
1. Бургонова Г.Н., Каморджанова Н.А. Гостевой и туристский бизнес. / Учебное пособие. — М.:ФИНИСТ, 2001. -С.23.
2. Ибрагимов А.Л. «Туристский потенциал Татарстана и пути совершенствования развития туризма в регионах» // «Актуальные проблемы в сфере туристического бизнеса»: Материалы VI научно-практической конференции студентов и аспирантов. — Казань: ТИСБИ. — 2001. — с.3
3. Биржаков, М.Б. Введение в туризм — СПб.: «Издательский дом Герда», 2009. — 320 с
4. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 288с.
5. Бунаков О.А. Анализ ситуации в сфере туризма в Республике Татарстан // Упр. экон. системами. — 2011. — № 2;
6. Ильина Н.И. Туристский потенциал Татарстана и пути совершенствования развития туризма в регионах // Вестн. ТИСБИ. — Казань, 2000. — № 3. — С. 70-76;
7. Кабиров, И.С. Формирование туристского кластера в Республике Татарстан / И.С. Кабиров // Российские регионы: стратегия и тактика развития: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. — Казань: Познание, 2009. — С. 160-163.
8. Статьи об отдыхе: Туризм в Татарстане.
9. Интернет. Информационная служба по туризму «Вояж»
10. Интернет «Международный и внутренний туризм. Отдых в санаториях РТ, Чувашии, Марий-Эл, Подмосковья, на Черноморских курортах». — .2002. — www.exprogramm.ru