Выдержка из текста работы
Российское общество пережило с конца 1980-х годов кардинальные трансформации, которые еще не привели к конструированию новой социальной системы. Прежние институты социальной поддержки и защиты оказались неработоспособными в силу идеологических подходов, отсутствия ресурсной базы, изменившихся социальных условий. В результате этих процессов резко возросло значение деятельности государства в области социальной защиты населения. Как следствие, значительно увеличились расходы на эти цели из бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов, призванных обеспечить предоставление населению социальных выплат в денежной и натуральной форме. В итоге, объемы и темпы роста социальных обязательств государства стали заметно опережать его финансовые возможности, что привело к системному кризису социальной защиты .
На современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических преобра¬зований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И это не¬смотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласила Россию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретиче¬ских проблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное место принадлежит социальной функции государства.
Осуществление этой функции обеспечивает достойное существование и развитие каждого человека, создает условия для самореализации личности. Этим определяется ее особое положение в системе внутренних функций госу¬дарства. В настоящее время социальная функция наполнилась новым содержа¬нием, что связано с движением России к социальному правовому государству.
Социальный принцип государственности актуален как для мирового, так и для российского политического развития. Практика большинства демократи¬ческих стран (Германия, Франция, Дания, Швеция и др.) показывает, что у государства есть реальные возможности обеспечить достойный уровень жизни своим гражданам в рамках функционирования социального государства.
Следует заметить, что социальная государственность в России должна строиться с учетом специфики страны. Важнейшей нашей особенностью в этой области является острое противоречие между сформировавшимися представле¬ниями людей о высокой социальной защищенности, существовавшей во време¬на командного социализма, и ограниченными возможностями современного государства в выполнении социальной функции .
При сложившихся обстоятельствах ответственность государства за обеспечение социальной защищенности своих граждан приобретает первостепенное значение. Это вопрос о базовых направлениях деятельности всей существующей системы управления обществом. Усиление социальных приоритетов, как в экономике, так и в правотворческом и правоприменительном процессах — главная задача государства, насущная потребность переживаемого обществом периода.
В связи с вступлением в действие Федеральных законов № 95 от 4 июля 2003 г., № 131 от 6 октября 2003 г. и № 122 от 22 августа 2004 г. произошла трансформация системы социальной защиты населения в Российской Федерации.
Социальная политика — это необходимый элемент развития и устойчивого функционирования национального государства, необходимая стадия развития государственности, связанная с естественным стремлением преодолеть резкую поляризацию различных слоев общества, обнищания большинства населения и, тем самым, избежать возникновения разного рода протестных форм и столкновений, что, безусловно, является первостепенной задачей, которую должны решать институты публичной власти в сложных условиях перехода страны к новой политико-правовой и социально-экономической парадигме .
Проблема системы социальной защиты населения не достаточно полно исследована и разработана в современной научной литературе, некоторые ее аспекты требуют более тщательной проработки и осмысления.
Все изложенное указывает на актуальность, научную и практическую значимость исследования современных проблем социальной защиты населения на примере конкретного района города Москвы в рамках представленной дипломной работы.
Объект данного исследования – общественные отношения, связанные с осуществлением социальной защиты населения. Предмет исследования – современные организационно-управленческие и нормативно-правовые проблемы функционирования системы социальной защиты населения на примере Управления социальной защиты населения (далее сокращенно – УСЗН) московского района Дорогомилово.
Целью представленной дипломной работы является комплексное исследование основных проблем системы социальной защиты населения (на примере дорогомиловского УСЗН). Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) описать особенности формирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации;
2) выявить сущность современной социальной политики, ее основные цели, направления и принципы;
3) исследовать развитие нормативно-правовой базы по социальному обслуживанию населения;
4) выделить функции УСЗН района Дорогомилово;
5) показать особенности организации социальной работы на примере УСЗН района Дорогомилово;
6) охарактеризовать проблемы системы социальной защиты населения на примере работы районного УСЗН Дорогомилово.
Поставленная цель и сформулированные задачи обусловили структуру и содержание данного исследования, которое в связи с этим состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, последовательно раскрывающих указанные задачи, заключения и списка использованной литературы. Так, в первой главе работы речь идет о социальной политике государства по социальной защите населения. Вторая глава посвящена проблемам современного управления системой социальной защиты населения на примере УСЗН района Дорогомилово. В заключении подводятся итоги дипломной работы и делаются выводы по теме проведенного исследования.
При выполнении дипломной работы были использованы научные труды таких авторов как: Анисимова В.Г., Лабыгина А.В., Львов Д.С., Мазаева Е.С., Малышева Н.А., Миронов С.М., Савинов А.В. и некоторых других исследователей.
Методологическую основу дипломного исследования составляют такие традиционно используемые методы, как исторический, сравнительный, диалектический, социологический, системный, логический и другие. Применялись также различные виды толкования правовых норм, аргументы иллюстрировались примерами из практики.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН
1.1. Формирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации
Право граждан РФ на социальную защиту закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация и является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Социальная защита населения в широком смысле – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, направленных против ситуации риска, в жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мёр по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.
Социальная защита населения включает, социальное обеспечение, социальное страхование; и социальную поддержку (помощь) Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночном отношениям в обществе . Основными предпосылками ее развития является:
• изменение форм собственности;
• изменение системы,
• распределения, материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества;
• потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной зашиты в старости, медицинского обслуживания др.) социальное расслоение общества,
• обеспечение законодательной основы защиты прав к свобод человека.
Основные цели социальной защиты населения избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых: групп населения к условиям рыночной экономики.
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международно-правовых пактах о правах и свободах граждан.
Основные требования к реализации социальной защиты населения наиболее уязвимых слоев населения состоят, в следующем:
• первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;
• перенос центра тяжести, в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях;
• необходимость организации социальной защиты населения, прежде всего через помощь семье;
• повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных: общин, коллективов в организации социальной защиты;
• усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.
• обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определённый контингент нуждающихся;
• максимальный учет принципа социальной справедливости и др.
Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов гарантирующих реализацию этих прав.
В первоочередном порядке, в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:
• граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;
• инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
• инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
• инвалиды из числа воинов-интернационалистов;
• граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
• безработные;
• вынужденные беженцы и переселенцы;
• дети-круглые сироты;
• дети с девиантным поведением;
• семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — крулые сироты;
• малообеспеченные семьи;
• многодетные семьи;
• одинокие матери;
• лица с ограниченными возможностями.
Органы управления социальной защиты и подведомственны им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют, единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых, людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
1.2. Сущность современной социальной политики, ее цели, направления, принципы
Социальная политика — это политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния народа, удовлетворения материальных, социальных и интеллектуальных потребностей людей. Она является распределительной политикой человеческих благ, созданных экономической, финансовой политикой. Институциональная структура социальной политики состоит из следующих звеньев:
Во-первых, система социального обеспечения, базирующаяся на принципах бесплатного предоставления социальных благ и всеобщей доступности к ним всех граждан с ориентацией на определение благ по потребностям. Гарантом социального обеспечения является государство.
Во-вторых, система социального страхования, базирующаяся на принципах обязательности уплаты страховых взносов и эквивалентной взаимосвязи страховых платежей и получаемых социальных благ. В социальном страховании действует принцип социальной солидарности и социальной ответственности государства за своих граждан.
В-третьих, система социальной защиты, социального обслуживания, которая включает заботу государства о социально уязвимых членах общества и социальную благотворительность. Эта система имеет адресность — малообеспеченные, социально уязвимые группы населения. Социальная помощь предоставляются им на бесплатной основе.
Социальная политика государства разрабатывается и реализуется на основе социального партнерства, она должна учитывать возможности государства, работодателей, интересы граждан, их общественных формирований. Каждая участвующая в социальном партнерстве сторона должна участвовать и в социальной политике, нести ответственность за ее реализацию. В данном случае неприемлем принцип консенсуса, но максимальный учет мнений, возможностей каждой стороны должен обязательно присутствовать.
Социальная политика государства имеет цели, принципы, методы, средства, содержание, формы, направления, приоритеты, объекты ее реализации. Под принципами социальной политики государства понимаются основные идеи, правила поведения, реализации социальной политики. Средствами осуществления социальной политики являются инструменты государства, с помощью которых оно проводит социальную политику. Это законы, президентские указы, правовые нормы, социальные нормативы, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии), а также организации и учреждения, реализующие социальную политику государства. К ним относятся и финансовые, материальные средства, выделяемые государством и внебюджетными фондами на социальные цели, в социальную сферу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является социальным государством, цель которого – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. На достижение этой цели направлены проводимые в стране реформы. Они ставят во главу угла совершенствование механизмов реализации государственной социальной политики, соответствующей реалиям времени. Однако именно эта проблема пока не нашла оптимального решения
Изменение структуры федеральных органов исполнительной власти является лишь шагом в решении задачи повышения эффективности системы государственного управления современной России. Не менее важно изменение идеологии управления. В России исторически относились к социальной сфере по остаточному принципу. Сегодня опыт и практика развитых стран мира (доклады, подготовленные по решению Экономического и Социального Совета ООН), свидетельствуют, что на смену одержимости макроэкономическими показателями приходит понимание необходимости интеграции социальной и экономической политики. Причем социальные аспекты и учет человеческого фактора выходят на первое место при принятии экономических решений и рассматриваются как один из ключевых политических факторов государственного развития. А рост ВВП и укрепление финансовой системы являются лишь инструментом для повышения уровня и качества жизни населения .
В этой связи в Российской Федерации, наряду с экономической политикой, в настоящее время на ведущее место должна выйти социальная политика государства. Социальная сфера, к которой традиционно государство относилось по остаточному принципу, должна рассматриваться как фактор национальной безопасности.
Прежде всего, необходимо уточнить основные принципы проведения социальной политики. Такая переоценка сейчас происходит во всем мире, тем более это актуально для современной России. При этом необходимо уточнить принципы проведения демографической, семейной, гендерной политики, а также их место в общей социальной политике государства (власть обвиняется в путанице этих понятий) выработать и апробировать логику действий, предполагающих регулирование социальных процессов по каждой из категорий населения.
Одновременно обостряется проблема распределения ответственности в социальной сфере между уровнями государственного управления. Принятие закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым полномочия по обеспечению социальной поддержки и социального обслуживания населения передаются в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ, создало иллюзию у отдельных чиновников и депутатов, что государственная социальная политика будет проводиться только на уровне субъектов РФ. Это опасное заблуждение, поскольку если федеральный центр не будет осуществлять единую государственную социальную политику, не будет иметь механизмов для ее проведения, рано или поздно у населения неизбежно возникнет вопрос о необходимости самого института государства, по крайней мере, в таком виде. Так что с принятием закона о разграничении полномочий речь идет лишь об усилении региональной составляющей социальной политики государства. Но это в свою очередь усложняет задачи, стоящие перед федеральным центром. Ведь чем шире полномочия регионов, тем сложнее проблема выбора и реализации единой социальной стратегии.
Таким образом, необходимо разработать и на законодательном уровне утвердить новые принципы и механизмы проведения социальной политики. При этом четко разграничить функции и ответственность между федеральным и региональным уровнями власти, а также органами местного самоуправления.
Далее рассмотрим основные принципы современной социальной политики России.
В советский период принципы социальной политики строились на ответственности государства за всех, кто попал в трудную жизненную ситуацию и не может себя обеспечивать и обслуживать сам.
Например, когда рождался ребенок-инвалид с тяжелой патологией, родителям предлагали отказаться от такого ребенка. Государство брало ответственность за его содержание на себя.
В то же время гармоничное развитие таких детей государственным патронажем не обеспечивалось, а у семьи не было возможности помочь им. В итоге и сегодня целые группы людей даже с незначительными отклонениями от того, что считается нормой, живут ограниченной жизнью, не реализуя потенциал, отпущенный им природой.
Аналогичным образом принципы социальной защиты декларировались и в западных странах. Однако анализ ситуации, проводившийся там в конце …
**************************************************************