Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА5
1.1. РАЗВИТИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ6
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ8
2.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ)8
2.2. ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ10
2.3. ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ16
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ20
3.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ (РЕКОМЕНДАЦИИ )27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ32
Выдержка из текста работы
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего, это подтверждается практикой воспитания детей. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом.
Проблемой исследования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались Р.И. Лалаева [12], Н.В. Серебрякова[12], Г.Б. Филичева [18], Г.В. Чиркина [19], Г.Г. Голубева [6], Н.С. Жукова [9], [10], Е.М. Мастюкова [15]. Что же касается изучения просодической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи, в литературе есть только упоминания об особенностях всех компонентов просодики, а также о нарушениях лексического и грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова [12] раскрывают содержание и методы логопедической работы по развитию лексики, формированию словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова [2] указывают на то, какое значение имеет просодическая сторона речи. В исследованиях Л.С. Волковой [14] даётся характеристика некоторым компонентам просодики.
Значение просодической стороны и недостаточная изученность данного компонента речи обуславливает актуальность данной работы и определяет ее цель.
Цель работы — изучить особенности просодической стороны речи дошкольника с общим недоразвитием речи.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1) Изучить научно-теоретические основы формирования просодической стороны речи;
2) Выявить особенности детей дошкольного возраста с различной степенью общего недоразвития речи;
3) Рассмотреть особенности просодической стороны речи детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются просодическая сторона речи детей дошкольного возраста с различной степенью общего недоразвития речи.
Объект — особенности просодической стороны речи у дошкольников с различной степенью общего недоразвития речи.
Метод исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика детей с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития логопедии, как области специальной педагогики, накоплен достаточный запас научно-теоретических и практических сведений о детях с тяжелыми нарушениями речи, методах и приемах коррекционно-логопедической работы с ними. Одним с из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60 годах 20 в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиции системного подхода был решён вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.
Общее недоразвитие речи — это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [21, с. 64].
Вопросами изучения детей с ОНР занимались Р.Е. Левина [13], Т.Б. Филичева [19], Н.С. Жукова [10], Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [12] и т.д.
Как отмечала Р.Е. Левина [13, с. 67], при общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Характер проявления речевой недостаточности не однороден: от полного отсутствия речи до развёрнутой фразовой, с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы [9, с. 15].
У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса.
Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР.
У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:
— гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления);
— церебрастенический синдром (повышенная нервно-психическая истощаемость)
— синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью.
У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. У этих детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. При моторной алалии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех стор……..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — Москва: АСТ: Астрель, 2008. — 254 с.
2. Белякова Л.И. Заикание: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия»/ Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. — Москва: В. Секачев, 1998. — 304 с.
3. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» / Г.А. Волкова. — Москва: Просвещение, 1985. — 191 с.
4. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьёва. — Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
5. Гаранина, Л.А. Произносительная сторона речи: практический курс / Л.А. Гаранина, Е.Н. Российская. — Москва: АРКТИ, 2003. — 104 с.
6. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие / Г.Г. Голубева. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, «Союз», 2000. — 64 с.
7. Джанджакова, Е.В. Русское словесное ударение: справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Н.П. Кабанова, Д.Е. Розенталь. — Москва: ЧеРо, 1999.
8. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — Москва: Просвещение, 2005. — 272 с.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Г.Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. — Москва: Социально-политический журнал, 1994. — 96 с.
11. Колесников, Н.П. Культура речи, 2001.
12. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — Санкт-Петербург: «Союз», 1999. — 160 с.
13. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — Москва: Просвещение, 1967. — 368 с.
14. Логопедия: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой. — Москва: Просвещение, 1989. — 528 с.
15. Мастюкова, Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. — Москва: Просвещение, 1992. — 95 с.
16. Москвин, А.Ю. Большой словарь иностранных слов / А.Ю. Москвин, 2003.
17. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 448 с.
18. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е.Ф. Соботович. — Москва: Классикс стиль, 2003. — 160 с.
19. Филичева, Г.Б. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ: в 3 ч. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; под общ. ред. д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. — Москва: АРКТИ, 2002. — Ч. 2: Основные формы и виды речевых нарушений. — 112 с.
20. Флёрова, Ж.М. Логопедия / Ж.М. Флёрова. — 3-е изд. — Ростов на Дону: Феникс, 2006. — 318 с. — (Мир вашего ребёнка).
21. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений: в 2 тт. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. -1 т. — 560 с.
22. Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков: пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ 5 вида. 2 класс / Г.В. Чиркина. — Москва: АРКТИ, 2003. — 96 с.
23. Чудинов, А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / А.Н. Чудинов, 1910.
24. Щепилова, Е.А. Формирование самоконтроля произношения у младших школьников с нарушенным слуховым восприятием / Е.А. Щепилова // Научно-методический журнал «Логопед». — 2005. — № 1.
25. Щербакова И.Ю. Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие двигательной сферы / И.Ю. Щербакова // Работа с дошкольниками: материалы фестиваля «Открытый урок». — Москва: Изд. Дом «Первое сентября», 2003-2009.