Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ7
1.1. Понятие психических процессов7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста17
1.3 Особенности развития памяти в подростковом возрасте21
1.4 Выводы24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ПАМЯТИ) В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ26
2.1. Программа эмпирического исследования……………………………….26
2.2. Описание полученных результатов……………………………………….34
2.3.Анализ и интерпретация первичных результатов…………………………44
2.4 Выводы……………………………………………………………………….46
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ПАМЯТИ) В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………. ……………………………….…………..46
3.1.Программа экспериментального исследования и программа коррекционной работы………………………………………………………….46
3.2.Анализ и интерпретация вторичных результатов……….………….…….48
3.3.Обработка результатов методами математической статистики………….57
3.4. Выводы………………………..……………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ65
ПРИЛОЖЕНИЯ67
Выдержка из текста работы
1.1. Проблема клинико-психолого-педагогического анализа задержки психического развития в теории и практике дефектологии 7
1.2. Основные понятия и принципы сопровождения в современной научной психолого-педагогической литературе 17
1.3. Особенности развития внимания младших школьников с ЗПР 28
Выводы 32
Глава 2. Пути организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР при формировании у них внимания как одного из компонентов познавательной деятельности 34
2.1. Организация, содержание экспериментального исследования 34
2.2. Подбор методик для исследования свойств внимания у экспериментальной группы 36
2.3. Анализ результатов первичной диагностики 39
2.4. Организация системы психолого-педагогического сопровождения у детей с ЗПР 41
2.5. Организация исследования психолого-педагогического сопровождения у детей с ЗПР 55
2.6. Сравнительный анализ результатов исследования субъектов сопровождения 58
Выводы 59
Заключение 60
Литература 71
Введение
Проблема содействия развитию ученика в процессе обучения актуальна в данное время. Она интересовала еще мыслителей античности, педагогов и психологов разных столетий. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля. Но только 10-12 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребёнка.
В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровождения: городские, областные психолого-медико-педагогические консультации; районные ППМС — центры; консилиумы в образовательных учреждениях.
Но зачастую вне системы сопровождения оказываются дети, с задержкой психического развития, обучающиеся в общеобразовательной школе. Участие специалистов сопровождения ограничивается лишь отбором детей в классы коррекционно-развивающего обучения, в редких случаях осуществляется диагностика развития детей, разрабатываются специальные коррекционно-развивающие программы, причем без учета форм ЗПР (из письма Министерства образования РФ от 27 июля 2003 г.).
Причиной этого является, на наш взгляд, отсутствие апробированных моделей комплексного сопровождения детей с ЗПР в общеобразовательной школе.
Мы считаем, что для достижения положительных результатов в обучении и развитии детей с задержкой психического развития необходимо профессионально сконструировать систему их комплексного сопровождения и реализовать ее с учетом формы ЗПР, индивидуальных особенностей ребенка, результатов диагностики и с учетом возможностей образовательного учреждения.
Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
Таким образом, проблема психолого-педагогического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития остается актуальной и на сегодняшний день. Это и обусловило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования — разработать систему психолого-педагогического сопровождения, направленную на развитие познавательной деятельности, в частности внимания, у младших школьников с ЗПР.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические и методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития на основе современных научно-практических трудов.
2) Разработать психолого-педагогические методики, которые в экспериментальных условиях изучения младших школьников могли бы позволить диагностировать уровни развития внимания, как одного из компонентов познавательной деятельности.
3) Опираясь на результаты исследования разработать систему психолого-педагогического сопровождения младших школьников по развитию у них внимания и апробировать ее в условиях общеобразовательной школы.
4) Определить условия, при которых можно достичь эффективного развития внимания у детей.
5) Оценить эффективность предложенной системы и разработать психолого-педагогические рекомендации по использованию предложенной системы.
Для решения поставленных задач были проведены исследования на базе средней школы №18 г. Уфы во 2«E» классе коррекционно-развивающего обучения, всего 12 человек.
Объект исследования — психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования — процесс формирования свойств внимания.
Проведенное исследование было направлено на проверку гипотезы — формирование внимания, как одного из компонентов познавательной деятельности, у младших школьников с ЗПР может быть успешным при четко спланированной, систематической, комплексной, индивидуализированной психолого-педагогической работе с детьми в сочетании с коррекцией, т.е. в условиях психолого-педагогического сопровождения.
В своей работе мы опирались на теоретические положения о личностно-ориентированном обучении (Н.А. Алексеев, И.С. Якиманский и др.); об индивидуальном и дифференцированном обучении (П.П. Блонский, А.М. Гельмонт, Л.С. Выготский и др.); на идею о психологическом сопровождении учащихся (Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Т. Чередникова); на идеи гуманистической психологии о самоактуализации как важнейшей цели развития личности (А. Маслоу, К. Роджерс); на учение Л.С. Выготского о развитии личности в процессе обучения.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
· анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
· наблюдение за учебно-воспитательным процессом во 2«E» классе КРО;
· беседы с учителем, учащимися, родителями;
· Изучение специальной документации;
· экспериментальные методы и обработка полученных данных.
Новизна и практическая значимость исследования состоят в следующем:
1. Определены психолого-педагогические подходы к формированию процессов внимания у младших школьников с ЗПР.
2. Разработана и апробирована система психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие познавательной деятельности, в частности внимания, у младших школьников с ЗПР в условиях общеобразовательной школы.
3. Показана позитивная динамика развития процессов внимания у младших школьников с ЗПР в процессе компенсирующего психолого-педагогического воздействия.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения…………….
Литература
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М., 1990.
3. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997.
4. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): Практические материалы. — М., 2001.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1997.
6. Битянова М.Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения.// Директор школы. — 1997. -№3.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,1956.
9. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
10. Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной, М., 1984.
11. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. — М.: Школьная Пресса, 2005.
12. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. — М., 1999.
13. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психол.-пед.комис. — М., 2003.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — М., 2005.
15. Компенсирующее обучение в России: Действующие нормативные документы и учебно-методические материалы. — М.,1997.
16. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.М. Шипициной. — СПб., 2003.
17. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.
18. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М., 2005.
19. Лубовский В.И. Психологические проблемы аномального развития у детей. — М., 1989.
20. Малафеев Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения. // Дефектология. — 2005. — №5.
21. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПб., 2004.
22. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994.
23. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. // Школьный психолог. — 2004. — №1.
24. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. — М., 2005.
25. Науменко Ю. Концепция образования, формирующего здоровье школьников. // Директор школы. — 2004. — №5.
26. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. — М., 2004.
27. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2002.
28. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1972. — №3.
29. Переслени Л.И., Фокетова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. — 1993. — №5.
30. Пособие по выполнению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ по олигофренопедагогике. — Уфа, 2004.
31. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2003.
32. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. — М., 1997.
33. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
34. Темина С. Вести или сопровождать? Разные пути решения многовековой дилеммы. // Директор школы. — 1990. — №6.
35. Тржесоглава З. Легкая дисфункция в детском возрасте. — М., 1986.
36. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития. // Дефектология. — 1997. — №4.
37. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.
38. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. — М., 2003.
39. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. — М., 2003.