Содержание
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.6
1.1.Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства…6
1.2.Роль малого бизнеса в экономике и развитии научно-технического прогресса.12
1.3.Проблемы развития малого бизнеса в России.22
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ООО «Фирида»).31
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Фирида»..31
2.2. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Фирида»…35
2.3. Хозяйственная стратегия организации и ее совершенствование.57
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ……………………………..73
3.1. Необходимость государственной поддержки малого бизнеса..73
3.2. Направления стимулирования малого предпринимательства на современном этапе развития рыночных отношений.87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.94
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.100
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство. Малый бизнес обладает большей способностью к нововведениям, чем крупные компании. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений — далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.
Нынешний уровень развития малого предпринимательства в основном был достигнут в России к середине 90-х годов и с тех пор сохраняется без серьезных изменений. Такое явное замедление в развитии предпринимательства связано с тем, что-то окно возможностей, которое имеется в нашей экономике для таких предприятий, также не изменяется, оставаясь при этом достаточно узким. Создание и ведение малого предприятия в наших условиях связано с такими трудностями, что требует от предпринимателя существенно больше энергии, способностей и смелости, чем это имеется на среднем уровне.
Сложившаяся на сегодня в России макроэкономическая, институциональная и политическая среда такова, что позволяет использовать в основном только один из многочисленных имеющихся видов ресурсов — природные, причем преимущественно — на крупных предприятиях. Добавленная стоимость в стране формируется почти исключительно за счет деятельности нефтяных, газовых и других добывающих компаний и затем перераспределяется в другие сектора экономики. В частности, и малый и средний бизнес занят, в конечном счете, обслуживанием спроса, порожденного в ресурсных отраслях. Другой проблемой, вытекающей из такой макроэкономической ситуации, является зависимость малого бизнеса от потоков ресурсов, перераспределяемых органами власти и, следовательно, от самих этих органов. Таким образом, несмотря на имеющиеся исключения, в целом деятельность малого бизнеса приходится считать вторичной. .
Другая особенность — это то, что специфические проблемы, характерные именно для малого и среднего бизнеса, в России все же не так остры, как трудности, связанные с неразвитостью условий для предпринимательства как такового.
Развитие малых предприятий в Российской Федерации позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы на основе анализа экономической деятельности предприятий малого бизнеса выявить перспективы развития малого предпринимательства в современных условиях трансформации рыночных отношений.
Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:
— раскрыть сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства,
— исследовать основные понятия и роль малого бизнеса в экономике,
— перечислить основные показатели анализа финансового состояния организации,
— охарактеризовать организационно-экономическую структуру ООО«Цветы»,
— оценить финансовое состояние ООО «Цветы»,
— проанализировать разработку мероприятий по совершенствованию финансового положения ООО «Цветы»,
— рассчитать экономический эффект от предлагаемых мероприятий,
Объектом исследования является финансовая деятельность субъектов малого бизнеса (на примере ООО «Цветы»). Предметом исследования является- финансовое состояние предприятия.
В качестве теоретической базы исследования выступают работы российских и зарубежных ученых, связанных с изучением теории и практики развития малого бизнеса, его экономического значения и перспектив развития в условиях рыночной трансформации.
Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты органов государственной власти РФ, а также данные финансовой отчетности ООО «Цветы»
Практическая значимость дипломного исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию финансовой деятельности организации малого предпринимательства, на уровне отдельного предприятия.
В связи с тем что предприятие относиться к малому бизнесу, финансовая деятельность предприятия ограничена небольшими объемами продаж не каких дополнительных кроме обычных видов деятельности, в работе акцентировано внимание на финансовом состоянии предприятия.
При написания дипломной работы использовалась специальная экономическая, управленческая, социально-психологическая литература по исследуемой проблеме, использовалась справочная и нормативно-правовая литература, методическая литература, а также первичные и вторичные статистические данные, полученные при финансовом анализе предприятия ООО «Цветы».
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из трех глав, объединяющих семь параграфов, введения, заключения, списка используемой литературы и приложений.
1.Теоретическое обоснование анализа финансового состояния организации
1.1.Понятие и основные тенденции развития малого бизнеса
Предпринимательство и бизнес – это самостоятельная, инициативная деятельность отдельных граждан, осуществляемая ими на свой страх и риск под имущественную ответственность и направленная главным образом на получение экономической выгоды в форме прибыли [32].
Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях[17. — С. 30].
Малое предприятие — это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности.
В законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие:
— численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству);
— размер уставного капитала предприятия;
— финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);
— вид деятельности[17. -C.31].
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса — это упрощённая система налогообложения, то есть уплата единого налога.
Основной ФЗ РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”[4]
Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 чел………………
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)// Собрание законодательства РФ. – 1994. — N 32. — Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.07.2013)// Собрание законодательства РФ. – 1996. — N 5. — Ст. 410.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ(ред. от 04.06.2014). // Собрание законодательства РФ. – 2000. — N 32. — Ст. 3340.
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 30.07.2007. — N 31. — Ст. 4006.
5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ»О бухгалтерском учете»// Собрание законодательства РФ. – 2011. — N 50. — Ст. 7344.
6. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. — 18.02.2013. — N 7. — Ст. 646.
7. Информация Минфина Российской Федерации №ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. // Документ официально опубликован не был.
8. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»// Экономика и жизнь. – 1999. — N 35.
9. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99″ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. — N 26.
10. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. — N 26.
11. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. — N 44.
12. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1998. — N 23.
13. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. от 08.11.2010) // Экономика и жизнь. – 2000. — N 46.
14. Абдурахманова М.М. Механизм кредитно-финансового обеспечения малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. — 2013. — № 7 (229). — С. 58-63.
15. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: Учеб.пособие для фин. и экон. вузов. — М.: Финпресс, 2011. — 173 с.
16. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учеб. пособие для вузов 2-е изд.. -М.: Финансы и статистика, 2011. — 208 с.
17. Блинов А., Шапкин И. Малое предпринимательство. Теория и практика: учебник. ? М: Дашков и К, 2013. – С. 30?31.
18. Быков В. А. Бухгалтерский учет и аудит: современная теория и практика: учеб.для магистров экон. специальностей. — М.: Экономика, 2012. — 438 с.
19. Власов Г.Ю. Российский малый бизнес сегодня: условия выживания – действенная поддержка // Российское предпринимательство. – 2011. – № 6.
20. Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет и аудит: учеб.пособие для вузов. – М. :Юрайт, 2012. – 287 с.
21. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. — М.: Проспект, 2012. – 345 с.
22. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2011.-555с.
23. Любушин Н.Л. Т