Содержание
Введение3
Глава 1. Психологические особенности сказки как средства нравственного развития школьника9
1.1. Общая характеристика текстов сказочного типа9
1.2. Значение сказки в дошкольном возрасте14
1.3. Функции сказки26
1.4. Классификация сказок36
Глава 2. Методические рекомендации по использованию сказки как средства нравственного развития школьника49
2.1. Условия и порядок использования сказки как средства нравственного развития школьника49
2.2. Программа «Русские народные сказки как средство нравственного развития школьника»67
Заключение72
Список литературы77
Выдержка из текста работы
«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья». (1, 17с.).
В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственного воспитания выдвигаются на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.
Младший школьный возраст представляет большие возможности для формирования и развития нравственных качеств личности. Свойственная данному возрасту доверчивость, склонность к подражанию, высокий авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной нравственно-ориентированной личности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (12, с.431).
Объект исследования: процесс формирования нравственного воспитания у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия для формирования нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности.
Цель исследования: изучить теоретическое обоснование возможности нравственного образования в процессе учебной деятельности, определить методы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели исследования поставлены следующие задачи:
Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания младших школьников в учебно-воспитательной деятельности;
Изучить методы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
Для реализации целей и задач использовались следующие методы:
теоретического уровня — анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
эмпирического уровня — педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания
Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности активно занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» (2, с. 360). Словом, в V веке до нашей эры исследования нравственности начинают занимать важное место в духовной культуре. Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайно, а явилось следствием социально-экономического, духовного развития человечества. В предшествующий период на протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве — в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытных людей. Много общества, в пословицах и поговорках и в котором делались первые попытки как-то отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, как-то представить место человека в мире. Далее, началу процесса способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» (6).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».(6, с. 345). Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (6, с. 414).
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным — значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю», «Мораль — это важничанье человека перед природой». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». (11, с. 120).
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не у……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997- 17с.
2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988., 352с.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1979., 102с.
5. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979.
7. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 386с, 198с.
8. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. — Т.5. — М.: Просвещение, 1976.
9. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985. — 368с.
10. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. — М.: Просвещение, 1981., 58с.
11. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2., 120с.
12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2., 431с.
13. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. — 103с.