Содержание
ВведениеС. 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследованияС. 6
I.1. Особенности овладения навыками ориентирования детьми с сохранным зрениемС. 6
I.2. Категории детей с нарушениями зрения и медико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с косоглазием и амблиопиейС. 10
1.3. Специфика овладения навыками ориентировки на микроплоскости детьми с нарушениями зрениямиС. 19
I.4. Программно методические требования к развитию навыков ориентировки на микроплоскости в ходе занятий по изобразительной деятельности в СДОУ IV видаС. 23
Выводы по I главеС. 29
Глава II Экспериментальная работа по развитию навыков ориентировки на микроплоскости у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в процессе занятий по изобразительной деятельности С. 31
II.1. Организация педагогического экспериментаС. 31
II.2. Выявление уровней развития навыков ориентировки на микроплоскости у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопиейС. 32
II.3. Развитие навыков ориентировки на микроплоскости у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в условиях педагогического экспериментаС. 43
II.4. Результаты экспериментальной работыС. 52
Выводы по II главеС. 60
Заключение С. 62
Список литературыС. 66
ПриложенияС. 70-94
Выдержка из текста работы
Пение — основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. И крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение, так как песня сопровождает человека всю жизнь. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушенными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль душевного катализатора «… в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство », — говорил К.Д.Ушинский [26, c.35].
Актуальность темы обусловлена тем, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста не достаточно уделяется внимания организации пения, не разработаны приемы, направленные на развитие индивидуальных вокальных данных ребенка, нет целостности системы развития певческих способностей детей. Учитывая это, была выбрана тема данной работы — формирование певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста, беря за основу подготовительную к школе группу детского сада. К этому возрасту дети уже обладают определенными вокальными навыками, их певческий диапазон достаточно расширен, дыхание укреплено, они вполне владеют осмысленным и осознанным пением.
Цель реферата: рассмотреть наилучшие условия формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи реферата:
· Рассмотреть возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста.
· Дать психологическую характеристику детей 6-ти лет.
· Определить конкретную последовательность формирования певческих навыков в шестилетнем возрасте.
· Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих выше названной задаче.
· Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: дипломный реферат состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (28 наименований).
слух голос вокал хоровой навык
Глава I. Теоретические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Отечественные и зарубежные авторы о значении музыки и пения в жизни ребенка
Первые отечественные работы, посвященные изучению физических характеристик певческого голоса детей, принадлежат профессору В.П. Морозову. Он очень тщательно исследовал одну из ключевых проблем — развитие детского голоса в зависимости от использования его регистровых возможностей. В фальцетном режиме можно спеть практически все звуки диапазона голоса. Поэтому в детской певческой практике именно он, по мнению большинства специалистов, считается единственно приемлемым.
Еще в 1940 году Н.А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил вопросы, связанные с охраной детского голоса. Им были определены удобные для каждой возрастной группы певческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальными навыками: звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, слаженность пения. Работа над звуковым диапазоном начинается обычно с нахождения так называемых примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе. М.И. Глинка считал, что они располагаются на тонах спокойной речи. Большинство исследователей и практиков указывают на Фа первой октавы — Ля первой октавы как диапазон примарной зоны для детей. Постепенно диапазон расширяется.
Петь — это значит проявлять эмоции и жестом, и словом. Хороший певец — это мим. Без мимики певческое искусство невозможно. Выразительность должна быть постоянной необходимостью. Внесение игровых моментов создает у детей соответствующее настроение, вызывает желание петь и, что очень важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, зажим, исчезает проблема неэмоционального исполнения, ребенок чувствует себя частью творческого коллектива.
Деятельность музыкального руководителя детского сада связана с воспитанием детей средствами музыки, приобщением их к миру прекрасного, формированием у них основ музыкальной культуры. Д. Б. Кабалевский писал: «Значение музыки далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, является могучим средством формирования духовного мира ребенка».
Музыка играет важнейшую роль в становлении личности в период его развития.
«Музыка вызывает в нас определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Когда-нибудь, будет найдена самая нужная вибрация для каждого человека, которая поможет ему» ( Джорж Гершвин).
Музыка для ребенка, по словам педагога-музыканта Н. А. Ветлугиной, мир радостных переживаний. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию [3, 11].
«В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» — писал видный психолог Б. М. Теплов. « Доказано, что музыка которую слушает и поет будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может уже и формирует его вкусы и предпочтения» [5, 43].
Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые, общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно, подобно разговору». По сути, пение — это синтез слова и музыки.
П.П. Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребенку, а, наоборот, «от ребенка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению, и через пение к музыке».
Хочется отметить опыт знаменитого венгерского композитора педагога Золитака Кодая и его последователей. Он придавал особое важное значение хоровому пению во всей системе образования-в детском саду, в школе, в высшем учебном заведение.
Человеческий голос считает Кодай,- это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Так же Кодай считает пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий «путем их вокального воспроизведения развивает способность музыкального слухового восприятия» [5, 28].
Видный ученый и психолог В. М. Бехтерев одним их первых заговорил о необходимости воспитания детей средствами музыки. В своих работах, посвященных периоду, «первого детства», он писал, что музыка является благоприятным средством для развития внимания, ощущений чувственной сферы. Он полагал, что от «правильно организованного» музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно эстетическое развитие человеческой личности.
Концепции выдающихся отечественных психологов и педагогов служат основой для теории и методики воспитания детей средствами музыкального искусства.
Песня — яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильней чем информация, полученная другим путем. Но в старшем возрасте интерес к песне и желание ее спеть не только на занятии, но и в повседневной жизни носит более осознанный характер. Нередко на прогулках и в группе дети играют в «концерт по заявкам», поют песни, разученные не только на музыкальном занятии, но и услышанные по радио и телевидению, звучащие в быту. Детям, известно, свойственно подражание взрослым. И они подражают: солистам, исполняя песни по одному; ансамблям, собираясь в группы, а, подключая свою игровую деятельность, с удовольствием инсценируют песню, заранее распределив роли [3,44].
Именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребенку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик, и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения.
Хоровое пение играет важную роль в развитии ребенка. Искусству хорового пения обучают в яслях, детском саду, школе, специальных учебных заведениях, различных кружках, студиях, хоровых коллективах и ансамблях. Д.Б. Кабалевский образно назвал песню, марш, танец «тремя китами», на которых строится музыкальная структура [12, 128 ].
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания, играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.
1.2 Психологическая характеристика и эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста
У детей старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны давать первичные эстетические оценки: красиво — некрасиво, нравится — не нравится. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности.
Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми.
В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок пытается самоутвердится . Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам.
Дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Поведение ребенка, выражение им чувств — важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе, а этому как раз способствует музыкальное искусство.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого.
Так же необходимо отметить, что эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.
Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям. С этой задачей может помочь справиться правильно подобранный музыкальный материал. Мощным фактором развитие гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действия и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других. Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Мир эмоции, чувств и нравственных переживаний у дошкольника тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию.
В связи с этим на музыкальных занятиях на первый план выходит стратегия эмоционально-нравственного воспитания дошкольника, направленная не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям. Музыка вызывает к жизни еще не осознанные мысли и чувства, веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает внутреннюю красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.
1.3 Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста
Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппрата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторми. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Действительно, дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре первой — до второй октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примерными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа — си первой октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное. Звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.
Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Тот же доктор Е.И. Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний [25, 9].
Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса.
Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Таблица диапазонов детского голоса
2 — 3 года -ми — ля первой октавы
3 — 4 года -ре — ля первой октавы
4 — 5 лет -ре — си первой октавы
5 — 6 лет -ре — си (до) первой октавы
6 — 7 лет -(до) ре первой октавы — до второй октавы.
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную звуковую атмосферу, способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация слуха и голоса — важнейшее условие развития певческих способностей детей [24].
Развивая вокально-хоровые навыки, необходимо учитывать физическое состояние ребенка 6-7 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей этого возраста не сильный, хотя, порой, и звонкий.
Голосовые связи требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Охране детского голоса необходимо уделять достаточное внимание. Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Музыкальные занятия следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.
Музыкальному руководителю, а также воспитателям необходимо наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Проводить соответствующую работу с родителями. Показывать им песни, которые они могут разучить с детьми дома, объяснять им вред крикливого пения, громкого разговора детей и взрослых, особенно на улице в холодную, сырую погоду.
Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Воспитателям и родителям надо знать, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон расширен только от ре первой октавы и до второй октавы, а рабочий диапазон, где дети достигают наиболее легкого звучания, ограничен звуками ми — си первой октавы.
Для защиты певческих голосов на занятиях можно использовать некоторые оздоровительные упражнения: прежде всего разнообразные дыхательные упражнения, сочетание пения и пассивного движения, чтение нараспев, ритмическое чтение — чередование коротких и длинных слогов по руке («в лесу роди-и-и-лась елочка», «в лесу родила-а-а-сь е-е-елочка»), сочетание речевой интонации с музыкальной и т.д. Это очень помогает детям со слабыми речевыми данными.
В простой доступной форме детям объясняется как нужно беречь голос, как дышать. На занятиях можно проводить дыхательную гимнастику, делать специальные упражнения для голосовых связок, гортани, подбирать интересные стихи и песни, содержание которых отражают значение для ребенка правильного дыхания [12, 133].
Учитывая возможности детского голоса, никогда нельзя петь с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Всегда перед началом пения необходимо дать две распевки, одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона, например («Две тетери» русская народная мелодия, «Мы запели песенку» музыка Рустамова, «Воробей» музыка Герчик). Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а пение в транспорте способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона — тон выше или ниже). Возрастные особенности певческих дипазонов детей изучались многими исследователями. Н.Д. Орлова определяет так называемый рабочий диапазон, «звучащую зону» (в пределах звуков ми — си первой октавы). Е.И. Алмазов, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, А.Д. Войнова, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене и другие отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах ре — си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводит и более высокие звуки.
В Российской системе дошкольного образования произошли определенные положительные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Наряду с типовой программой воспитания детей в детском саду, появились новые комплексные образовательные программы: «Развитие», «Радуга», «Детство» и многие другие, где разделы музыкального воспитания получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. В содержание выше указанных программ входят конкретные рекомендации в основном для воспитателей по организации познавательной деятельности детей в рамках личностно-ориентированного взаимодействия их с детьми. В разделе музыкального воспитания даны общие направления в зависимости от той или иной программы, но несмотря на это, прослеживается связь с типовой программой воспитания. Основные требования в разделе «Пение» остаются неизменными, а именно:
-формировать у детей певческие умения, способствующие выразительному исполнению.
-учить петь детей самостоятельно и с помощью воспитателя.
-развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
-развивать голос, формирующий естественное детское звучание.
-расширять певческий диапазон и т. д.
Считается, что уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. Наличие музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развить до высокой степени.
1.4 Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях
Для повышения интереса детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) нужно использовать в работе самые разнообразные приемы.
Можно привести следующую последовательность музыкального занятия: начинается занятие со свободного входа детей. Затем дети друг друга приветствуют по трезвучию, пропевая: «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте»). Дети располагаются возле инструмента. Проводится распевка. Затем все садятся на места, начинается работа над вокальными навыками. Необходимо как можно больше использовать методических приемов в быстром темпе, это активизирует внимание детей.
Как форму углубленной работы над певческими данными детей можно проводить занятия по подгруппам (мониторинговая деятельность, наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей деятельности и т.д.). В первую группу, как правило, входят дети плохо интонирующие, во вторую — лучше звучащие. С целью лучшего усвоения музыкального материала в первой подгруппе можно дать материал попроще, типа песенок-упражнений, развивающих не только звуковысотный, но и мелодический слух, что не маловажно для слабо слышащих детей: «Сорока-воровка» русская народная припевка, «Андрей-воробей » фольклорная прибаутка (из сборника «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной).
Для выявления хорошо поющих детей можно использовать прием пения «цепочкой» знакомой песни, что экономит время, не требуя дополнительного обследования вне занятия.
Хорошо использовать для развития слуха и диапазона голоса ребенка пение терцовых интервалов. Варианты пения терцовых интервалов самые разнообразные. Можно петь отдельно только малые терции , либо только большие , а можно чередовать их в различных последовательностях [13, 45].
В развитии вокальных навыков, выразительности исполнения очень важным является умение слушать песню. Для этого прежде всего надо собрать внимание детей и вызвать у них интерес к песне (беседой, сообщением о новом песенном материале, о названии, содержании, настроении, композиторе, чтением теста песни, объяснением непонятных слов и выражений). Затем создать определенный настрой, подготовить детей к целенаправленному слушанию («послушайте и скажите…»). Затем выразительное исполнение песни музыкальным работником, вопросы к детям (по содержанию песни, по характеру…) и ответы детей. И в заключении раздела слушания — подпевание песни детьми.
В период разучивания песни можно использовать следующие методические приемы: проигрывать трудные мелодические обороты, пропевать их без музыкального сопровождения, предлагать прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогать детям осваивать текст и мелодию. На первых этапах разучивания песни можно не использовать аккомпанемент, играть только мелодию или предлагать ее запомнить с голоса взрослого. А в дальнейшем чередовать игру мелодии без фортепианного сопровождения с сопровождением.
Полезно не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, а петь речитативом, скандировать. По этой же причине не поручать воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время. Для того, чтобы закрепить слова песни, предлагать повторять их по одному, цепочкой, отдельными предложениями и фразами. Полезен прием тихого пения. Это активизирует внимание детей.
Работая над чистотой интонации, использовать такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм…), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а…), по строчкам, по фразам, по рядам, «мальчики — девочки», по сигналу, слушаем первый звук, затем повторяем его, поем, как «в одну дудочку играем», первый куплет поем вслух, второй — про себя, пение стоя, сидя, с движениями (прихлопы, притопы), пение на игру воображения («кошечка болеет», «собачка лает», «коровка на лугу пасется»). Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии, лучше себя слышат.
Для активизации интереса к песни и закрепления мелодии предлагать детям спеть мотив дуэтом, причем один ребенок должен быть хорошо поющим. Даются разные здания, в которых слабо слышащий ребенок должен подтянуть свой голос до хорошо поющего («помоги другу»).
Нечисто поющим детям необходимо уделять особое внимание. Считается, что размещать их на музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю.
Качество пения зависит от наличия музыкального слуха. Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. До сих пор изучение взаимодействия звуковой интонации человеческого голоса с музыкальным слухом (мелодическим, гармоническим, звуковысотным) является предметом исследования многих ученых и музыкантов, но до конца природа этой связи пока не изучена.
Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, необходимо добиваться точного воспроизведения мелодии; начинать петь простые песенки, построенные на двух-трех звуках. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями (регистр, пунктирный ритм), которые осваиваются в ходе постоянных упражнений (например, начинать звук «мм…» закрытым ртом, а затем переходить на открытый звук «а-а-а»{мм-а-а}. Дети должны ощутить как звук вибрирует («губам щекотно»).
Звукообразование предполагает прежде всего качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения детей напевному звучания использовать песни в медленном и умеренном темпе и добиваться протяжного звучания в первую очередь на конце фразы («По малину в сад пойде-е-ем»). Протяженность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильно взятого дыхания.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных — дикция. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) при излечении звуков: внятное произношение согласных (р,з,с,т,н…), нижняя челюсть подвижная (это заметно на гласных звуках — широко раскрывается рот). В обучении детей правильному звукопроизношению, необходимо опираться на основные правила речевой дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесу, в декабре, ручьем). Безударные гласные тоже не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени (протяженность звука). Поэтому беглая в речи «о» звучит в пении как «а» («карова», «актября»), звук «я» микшируется и произносится как «е» ( в октябре — в октебре). На безударных гласных дети часто делают ошибки: неправильно произносят «е», заменяя ее на «и» (питушок, дикабре, рибят), а букву «я» заменяют на «и» (в октибре, маслина головушка).
Согласные же выговариваются быстро и четко. Поэтому необходимо следить, чтобы как можно меньше было препятствий звучанию гласных (нельзя петь: сссеренькая). И стараться добиваться, чтобы согласные, стоящие на конце слова, пропевались в начале следующего («Бе-жи-тру-чье-мво-да»).
Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щек), они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. Например:
«Курочка чернопестра — уточка с носка плоска»,
«Сенька-везенька, вези меня на палке, сам пешком, перевертышком»,
«Наш Полкан попал в капкан»,
«Бубнит барабан, что побит барабан, труба трубит: Хорошо, что побит» [12].
Одна из сложных задач в пении — это уметь петь без сопровождения (а капелла). Часто приходиться разучивать с детьми песни с музыкальным сопровождением и одновременно пением взрослых (музыкального руководителя, воспитателя). Такое пение часто заглушает детей. Для них складывается неприятное условие — они не могут контролировать качество исполнения песни. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развивается чувство самоконтроля, не формируется умение петь самостоятельно, без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.
Во время разучивания песни предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая только мелодию. Далее с полным сопровождением, затем без инструмента под пение музыкального руководителя и, наконец, спеть самостоятельно, а капелла. Для формирования навыка пения без инструмента детям можно предлагать маленькие песенки-попевки, русские народные песни.
Полезны и такие приемы: пение стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально («сценическая площадка»). При таком пении дети будут лучше слышать себя.
Дети любят еще один довольно сложный прием «дробления»: повторы отдельных слов, мотивов, пение с остановками в середине фразы, слова по руке либо по специальному заданию («телефонная связь»). Можно использовать прием «тактирования», в котором в непринужденной форме идет работа над ритмическими особенностями песни. Детям он очень нравится, они отсчитывают ритм хлопками, иногда усложняя притопами, под пение общее, индивидуальное, чередуя пение со счетом вслух и про себя, отмечают паузы («часики-ходики»).
При работе над ансамблевым пением необходимо применять по необходимости дирижерские жесты: сильный взмах — громкое звучание, слабый — тихое; показывать рукой начало и конец фразы, начало и конец пения; жестом обозначать задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни. При разучивании песни можно дирижировать одной рукой, другой играть. Когда исполняют песню с музыкальным сопровождением, можно попросить продирижировать воспитателю. При помощи таких приемов добивается слаженное пение, сохраняется общий темп, динамические оттенки.
Работая над песней, нужно возвращаться к ранее разученным, включая их в то или иное занятие, развлечение, праздник. В знакомых песнях ярче проявляются усвоенные певческие навыки [23].
Хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.
Глава II. Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
2.1 Определение музыкально-дидактической игры
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.
Цель применения музыкально-дидактических игр- развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Музыкально-дидактические игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие — с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).
Музыкальные игры можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.
Ведущей деятельностью обучения детей пению на музыкальных мероприятиях является — игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное — непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной ситуации. Обучение детей пению начинается с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу. На речевом этапе можно проводить с детьми артикуляционную гимнастику, в форме сказки «Путешествие язычка». Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка, т.о. дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.
Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса используется развивающие игры с голосом — это подражание звукам окружающего мира.
Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.
Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо — интонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.
Игры и упражнения начинаются с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не заучивают, они запоминают их в процессе игры. Для проговаривания текста даются детям различные варианты заданий, например: произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя. Детям нравится, когда они делятся на две команды и играют в «эхо». Например: одна команда произносит текст и хлопает одновременно, а другая, произносит и шлёпает по коленям или первая только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот и т.д.
Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения на занятиях предлагаются детям ритмодекламации — чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слогзвук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, развитию чёткой дикции, а главное выразительному исполнению различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Одним из видов деятельности детей является речевая зарядка. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное — носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей. Речевые зарядки можно проводить в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.).
Важно проводить дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных, ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Дыхательную гимнастику проводится в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяютя с движениями туловища, рук, ног, пальцев.
Упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.
С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание уделяется распеванию. Можно использовать два вида упражнений для распевания:
· специальные целенаправленные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;
· упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребёнка) тональностях сверху вниз или наоборот;
Необходимо тщательно относится к подбору упражнений, учитывать, чтобы было интересное содержание или игровой момент, чтобы упражнения могли заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни.
В работе возможно использывать как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которая ставится перед разучиванием той или иной песни. Систематическое исполнение подобных упражнений способствует тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.
Большое место на музыкальных мероприятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего используем перед разучиванием новой песни.
В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
2.2 Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей
Основное значение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.
В процессе игр дети не только приобретаются специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие — легко или напевно. Использование приема исполнения песни подгруппами или с солистом окажет действенную помощь.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2-3 детей должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню, сыгранную на металлофоне или аккордеоне.
Дети часто обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение. При исполнении песен ребят учат правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо. В свободное время от занятий с детьми целесообразно организовывать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно при вести музыкально-дидактическую игру «Музыкальный магазин». Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют, как было уже выше подчеркнуто, распевки. Попевку «Бубенчики» можно использовать по-разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Раздают карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету, соответствующие звучанию того или иного колокольчика.
В старшем дошкольном возрасте проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук.
Для развития ритмического чувства используются различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например, можно взять народную прибаутку.
Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей. Существуют игры для развития звуковысотного слуха, для развития чувства ритма, тембрового слуха, диатонического слуха, для развития детского творчества [20].
Для детей старшего дошкольного возраста программа предлагает разнообразный репертуар песен и упражнений разнообразных как по содержанию, так и по форме. На музыкальных занятиях большое внимание разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных. Систематическое использование маленьких песенок помогает выравнивать звучание голоса, добиваться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать.
В работе используются как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую поставил педагог перед разучиванием той или иной песни. Например, в работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «Поет соловушка», «У кота Воркота» и «Вальс» Е. Тиличеевой; в распевке двух звуков на один слог- «Дождик, лей на крылечко», русская народная закличка, «Как под наши ворота», русская народная песня. А перед разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф. Лещинской, «Ехали» А. Филиппенко и др., где требуется отчетливое произношение слов при легком подвижном звучании.
Таким образом, при исполнении подобных упражнений создается эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.
Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Этот прием дает возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большинства детей и хорошо активизирует детей. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания детей.
Одна из сложных задач — «петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него». Первоначальные навыки пения а капелла маленьких несложных песенок должны быть сформированы в старшем дошкольном возрасте. Удобны для этой цели народные песни, такие, как «Пошла млада за водой», «Ходила молодешенька», «В сыром бору тропина», «Во кузнице», а также такие авторские песни, как «Будет горка во дворе» Т. Папатенко, «Летние цветы» Е. Тиличеевой и др. Исполнение их а капелла способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха. Характерным в этой работе является следующий прием: педагог играет музыкальное вступление, дети начинают петь без музыкального сопровождения, если ошибаются, нечисто интонируют, педагог поддерживает их голосом, а с концом песни играет заключение или последнюю фразу.
На музыкальных занятиях педагогу надо стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его.
Большое значение на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего используются перед разучиванием новой песни.
Для развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста применяются дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Сколько нас поет?»-для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» — для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Ученый кузнечик»-для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники. Для развития ладового чувства предлагается такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон- седьмая ступень. Последний звук (тоника) не доигрывается. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха.
Дети с большим интересом относятся к таким приемам, как нахождение тоники и пропевание последнего звука (или звуков) мелодии. Например, музыкально-дидактическая игра «Ученый кузнечик».
Педагог располагает на фланелеграфе нарисованные цветы одуванчика и.взяв палочку, на конце которой прикреплен кузнечик, играет звук фа, показывает на первый цветок и говорит: «Вот это домик кузнечика, запомните его. Кузнечик захотел попрыгать с цветка на цветок, но обязательно должен вернуться к себе домой на первый цветочек. Попрыгай, кузнечик, с первого цветка на третий, а отсюда на первый. Прыгай с первого на пятый и обратно вниз и т. д.». Один ребенок должен показывать прыжок кузнечика палочкой, а все дети пропевать звуки в сопровождении мелодии на слово «прыг», последний звук («домик кузнечика») — тонику дети должны найти самостоятельно. Вначале это упражнение не всегда удается детям, особенно прыжки с первого на соседний, второй и обратно. Пение близких по расстоянию звуков всегда трудно для интонирования. Но увлекательность и игровой характер упражнения помогут им преодолеть эту трудность, ведь каждому захочется поводить кузнечика. Если дети ошибаются, то педагог помогает.
Используя образное сравнение, можно предложить детям игру «Птички на проводе», которая развивает активное слуховое внимание и музыкальную память. На фланелеграфе с нотным станом на вторую линейку педагог выкладывает трех нарисованных птичек и рассказывает: «на улице рядом с дорогой тянулись электрические провода, на одном проводе сидели три воробья и пели одну и ту же песенку. (Поет звукоподражание «чив-чив-чив» на одном звуке, показывая направление мелодии, держа руку на одном уровне.) Сидели долго, первому воробью это надоело, он перелетел на провод повыше и спел такую песенку. (Педагог перемещает воробья на третью линейку и пропевает звукоподражание «чив-чив» с показом рукой и направления мелодии вверх, дети должны повторить эту песенку.) Второму воробью скоро надоело сидеть на одном месте, и он перелетел на провод пониже. (Пропевает «чив-чив» и показывает направление мелодии вниз, дети повторяют.) А третий воробей сказал: «Мне и тут хорошо». Взлетел, сел на тот же провод и спел свою песенку «чив-чив» на одном звуке. (Закрепляет воробья снова на вторую линейку и пропевает, держа руку на одном уровне.)»
Затем педагог просит детей запомнить пение каждого воробья, повторяет три мотива, играет один из них, предлагает ребенку показать на фланелеграфе, какому воробью принадлежит эта песенка, и спеть мотив. Таким образом, познавательный материал, сочетаясь с занимательностью, способствует лучшему усвоению поставленных задач в игре.
Для успешного решения программных задач по обучению детей пению необходимо тщательно продумывать содержание, методы и приемы каждого занятия, планировать не только разучивание новой песни, закрепление ранее пройденной, но и определять певческие упражнения на развитие музыкального слуха и голоса [14] .
2.3 Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого занятия — это фронтальные занятия (которые проводятся со всеми детьми), занятия небольшими подгруппами и индивидуальные. В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.
Применение музыкально-дидактических пособий и игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально — ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах. Основные требования к детскому репертуару — идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.
С помощью музыкально-дидактических пособий и игр дошкольники знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складывааются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми.
При исполнении любой песни необходимо обратить внимание на выразительное, непринужденное пение, на дыхание, на метро-ритмическую организацию, на правильную передачу динамических оттенков, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии.
Например, для чистого интонирования очень часто используют игру “музыкальный телефон”, которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру “Волшебный волчок”, в которой дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах.
Свои представления о той или иной песне дети передают в рисунках. Содержание их составляют понравившиеся песни, музыкальные произведения, инструменты.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их можно проводить даже в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.
Методика обучения пению должна способствовать развитию у ребенка самостоятельных действий: исправить неточную интонацию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения.
Использование музыкально-дидактических пособий и игр в процессе слушания музыки
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты. На основе музыкального восприятия дошкольники выражают свое отношение, переживание, чувства.
Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Например, в игре «Догадайся, кто поет?» дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай, кто я — ну-ка, угадай». Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.
Чтобы развить у детей интерес к слушанию, используемые произведения должны отличаться высокими художественными качествами — идейным содержанием, способом выражения, которые вызывают сопереживание и воздействуют на внутренний мир ребенка.
Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это и “Сорока», “Петушок”, “Андрей — воробей”. Дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, ксилофоне прислушиваясь к их звучанию. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.
В процессе обучения слушанию музыки необходимо заботиться о формировании музыкальной памяти, которая совершенствуется в результате неоднократного прослушивания. Слушание одних и тех же пьес, песен необходимо многократно повторять, предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что-либо новое. При повторном прослушивании внимание детей привлекается не только к художественному воплощению замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности. Целостное восприятие станет более содержательным, если произведение имеет яркую мелодию, сочетая высотно-ладовое, ритмическое, темповое, динамическое разнообразие.
Использование музыкально-дидактических пособий и игр в процессе ритмических движений
Воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции, поэтому одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкально — дидактических игр, танцев, хороводов. Путем подбора соответствующих музыкальных произведений, музыкально-дидактических игр можно вызывать двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа — все это может отражаться и в движении.
Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность. Таким образом, несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, а динамические, темповые обозначения — изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений.
В условиях интересной, увлекательной деятельности, музыкально-ритмические движения способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Однако познавательные процессы активизируются лишь в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идет о слуховом внимании, его устойчивости, которая в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, опирающейся на слуховой и двигательный анализаторы.
Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми с выполнением творческих заданий. Например, в инсценировании сюжета песни «Тень — тень» дети действуют как сказочные герои, в движениях передают музыкально-игровые образы животных, находящиеся в определенных взаимоотношениях. В инсценировке стихов «Кот и мыши» дошкольники движениями раскрывают не только образы литературных персонажей, но и закрепляют умение в различии динамических оттенков, что способствует развитию динамического слуха. Развитию чувства ритма способствуют музыкально-дидактические игры «Прогулка», «Научи матрешек танцевать» используемые в практической части работы.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.
Использование музыкально-дидактических пособий и игр в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки — инструменты используются как наглядные — дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В развитие звуковысотного, тембрового, динамического слуха и чувства ритма роль музыкально-дидактических игр и пособий очень велика. Например, для развития звуковысотного слуха используется игра «Лесенка», в которой дети различают направление движения звукоряда ручными знаками, играя на металлофоне, применяя при этом дидактические игрушки.
С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм. Для развития ритмического чувства используются игры «Тень — тень», «Прогулка». Благодаря этим играм у детей развивается чувство ритма, закрепляются знания о длительностях нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.
В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы. Например, в музыкально-дидактической игре «Прогулка», звуки падающих капелек дождя хорошо передает металлофон.
Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный домик» благотворно влияет на развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.
Благодаря музыкально-дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле. Помогают обучению различные песенки-попевки включенные в репертуар. Все это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.
Весь комплекс приемов приобщения дошкольников к занимательному и сложному исполнительству развивает в действиях ребенка самостоятельность, внимание и организованность.
В играх на музыкальных занятиях перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы музыкально-дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Использование музыкально-дидактических игр помогает в работе с детьми, разнообразит занятия, побуждает детей к творчеству и приобщает их к прекрасному миру музыки.
Заключение
Для повышения интереса детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) необходимо использовать в работе самые разнообразные приемы.
Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден.
В применении того или иного приема обучения детей пению необходимо исходить из намеченной для себя цели: расширить кругозор детей, их музыкальные представления, прочно закрепить полученные знания в различных сферах творческой деятельности, сформировать нравственные качества и чувство прекрасного.
Для проведения игры педагогами создаются обучающие технологии, методическое и дидактическое обеспечение их сопровождения, разрабатывается система организации конкурсов, критерии оценивания результата детских достижений. Игра является своеобразным толчком для творческого поиска новых обучающих технологий, обеспечивающих качество музыкальной компетенции детей.
Можно сделать вывод, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого ребенка, они составляют основу музыкальных способностей. Их развитие зависит в основном от влияния социальных условий, окружающей среды, от содержания и формы музыкального воспитания. Только лишь в процессе музыкальной деятельности формируются и проявляются музыкальные способности. Чтобы воспроизвести мелодию голосом, нужно иметь слуховые представления о том, как движутся звуки мелодии, т.е. о звуковысотном движении, иметь музыкально-ритмическое чувство, ладовое чувство. В каких видах деятельности могут быть развиты певческие навыки? Они могут быть развиты во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, исполнительстве, в музыкально-дидактической игре, самостоятельном творчестве детей. При обучении хоровому исполнению необходимо прочувствование, осмысление музыкального содержания, наглядно-действенное восприятие.
Необходимо отметить важность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они помогают ознакомить детей с музыкальными жанрами, формой музыкального произведения, основными свойствами музыкального звука и со средствами музыкальной выразительности. Игровой метод является ведущим среди методов, с помощью его в доступной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, можно активизировать их музыкальное развитие, приобщать детей дошкольного возраста к восприятию и воспроизведению музыки. Игра — это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию детей. Их содержание структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Процесс развития музыкально-сенсорных способностей у всех детей без исключения не пройдет бесследно для их последующего музыкального, интеллектуального развития и для понимания музыкального искусства, как целостного духовного мира.
Библиографический список
1.Альбрехт Ю.Б. «О рациональном преподавании пения и музыки в школах». Педагогический сборник. СПБ 1970 г. кн. Х.
2.Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: «Музыка», 1923.-125 с.
3.Бехтерев В.М. «О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства». М. 1996.
4.Ватнова А.Д. «Развитие частоты интонации в пении дошкольников». М. 1960 г.
5.Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.: 1991, 50 с.
6. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М. 1967 г.
7.Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». М. 1981 г.
8.Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980 — 256 с.
9.Вопросы методики воспитания слуха. — Л.: Музыка, 1967.
10. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. ? М.,1983. ? 190 с.
11. Гонтаревская Ю. Особенности формирования звуковысотных представлений // Новые исследования в психологии. № 1 (30) — М.: Педагогика, 1984. — С. 51-55.
12. Дитрих К., Гофман К. Вопросы систематики и методики музыкального воспитания // Музыкальное воспитание в странах социализма. — Л.: Музыка, 1975. — С. 120-139.
13. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца». М. 1954 г.
14. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. // Москва «Просвещение»,1982г.-96 с.
15.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., изд. РОУ, 1996.
16. Метлов Н.А. «Песни для сада». М. 1958 г.
17. Михайлова М.А. «Поем, играем, танцуем в доме и в саду». М. 1997 г.
18. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. Л.:. Музыка, 1970. — 340 с.
19. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб. ст. / Сост. А.Г. Костюк. Киев: Музична Украина, 1986. — 126 с.
20. Орлова Т.М. «Учите детей петь». М. 1987 г.- 147 с.
21. Петрушин В.И. Музыкальная психология. ? М.,1997. ? 384 с.
22. Пеев И., Крисчева С. Болгарский метод «Столбица» Б. Тричкова // Вопросы методики воспитания слуха. — Л.: Музыка, 1967. — С. 108-135.
23. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994. — 367 с.
24. Теплов Б. Психология музыкальных способностей // Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — С. 39-251.
25. Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми: Автореф., дис. … канд. пед. наук. М.: 1995. — 17 с.
26. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. — М., 1958.
27. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошк. восп. 1992. №9-10. 39-42 с.
28. Яворский Б. Конструкция мелодического процесса // Структура мелодии. — М.: Гос. акад. худ. наук, 1929. — С. 7-36.
Размещено на