Содержание
Содержание
Введение3
Глава I Мышление как познавательный процесс6
1.1.Анализ основных научных подходов к проблеме мышления6
1.2.Характеристика мыслительных операций27
1.3.Особенности процесса мышления у детей младшего школьного возраста45
Глава II Исследование мыслительных операций у детей младшего возраста59
2.1.Выявление уровня мыслительных операций у детей младшего школьного возраста60
2.2.Анализ результатов исследования развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста72
Заключение76
Список использованной литературы:78
Приложение82
Выдержка из текста работы
Проблему исследования особенностей мыслительных операций старших подростков можно обозначить следующим образом: несмотря на то, что мыслительные операции подростка достигают существенного развития к концу возраста, подросток еще склонен мыслить конкретно. В связи с этим следует выстраивать и обучение в старших классах, развивая логическое мышление.
Продукты мышления входят в то интегральное образование, которое А. Н. Леонтьев назвал «образом мира», и вместе с тем составляют качественно своеобразный его компонент. Мышление человека личностно обусловлено так же, как оно обусловлено и его индивидными особенностями. Это необходимый компонент рефлексии личности, но и само мышление становится объектом этой рефлексии.
Подростковый возраст — такой этап жизни человека, когда меняются представления о себе и окружающей действительности. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, подростковое «Я» еще неопределенно, расплывчато. Подростки проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности.
Подросток сталкивается с большими сложностями в области самопознания и в области общения. Справиться с этими проблемами подросток сможет лишь постепенно по мере формирования обобщенного, рефлексивного мышления, целостного мировоззрения. Поэтому актуальным является изучение особенностей мыслительных операций подростков, развитие которых может помочь подростку в самопонимании и понимании других, сделать правильный профессиональный и личностный выбор.
Теории мышления разрабатывались во многих психологических школах, проведено множество исследований мышления:
1. Теория В. Штерна — анализ развития личности, исследование этапов развития мышления и речи;
2. Дж. Брунер создает опросник «Определение типов мышления и уровня креативности»;
3. Теория детского мышления Ж. Пиаже — исследование этапов развития интеллекта, основой которых является логическое мышление; стадии сенсомоторного интеллекта, период конкретных операций, стадия формальных операций ( подростковый возраст);
4. Теория формирования понятийного мышления Л.С. Выготского — описание связи, сходства в аспекте мышления между первобытным человеком и ребенком;
5. Логическая теория мышления С.Л. Рубинштейна — основой теории является изучение таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение и классификация;
6. Теория формирования мышления взрослых ( Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Ку- люткин, Г.С. Сухобская и др.) — возрастно — половые особенности развития профессионального мышления.
Особенности развития старших подростков рассмотрены в работах Э. Эриксона и Д. Марсиа (становление идентичности), Р. Бернс (становление Я ? концепции), Е. Шострома (развитие мотивов самоактуализации), Л.И. Божович (самосознание в старшем подростничестве), В.В. Давыдова, Т.И. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, А.К. Марковой, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна (труд и учение как основные виды деятельности), Д.Б. Эльконина и др. Особенности мышления подростков изучались Е.Е. Останиной, А.А. Столяр, Л.М. Фридман, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, В.В. Гуленко, К.К. Платоновым и др.
Цель исследования — выявить особенности развития мыслительной операции «классификация» у старших подростков.
Объект исследования — развитие мыслительных операций.
Предмет исследования — мыслительная операция «классификация» у старших подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности подросткового возраста с точки зрения различных подходов.
2. Выявить уровень развития мыслительной операции «классификация» у старших подростков.
3. Подобрать методики для диагностики мыслительной операции «классификация».
4. Проанализировать результаты диагностики.
Гипотеза исследования: своевременное развитие мыслительной операции «классификация» у старших подростков будет осуществляться эффективно при наличии актуальных и правильно подобранных диагностических методик.
Методы исследования: теоретический анализ психолого — педагогической литературы, диагностическое обследование, качественный и количественный анализ полученных данных.
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Понятие мыслительных операций в психологии
Мышление — это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредствованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.
Изучение мышления базируется на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. Таким образом, мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук.
Существует сложная классификация видов мышления по разным основаниям с учетом его связей с чувственным отражением, речью, прошлым опытом. Мышление не дано человеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных.
По стадиям развития в онтогенезе выделяются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность заключается в тесной связи с чувственным отражением действительности. Оно может иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия. Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохраняется как специфический вид мышления в течение всей жизни человека. у ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление. Генетически это вторая, более сложная ступень мышления. Ребенок уже способен представлять мир в образах, относительно независимых от действий. В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего психического образа объекта. На третьей стадии происходит еще более глубокий отрыв мышления от реального объекта. Человек начинает оперировать понятиями и логическими конструкциями, функционирующими на базе языка. У него формируется словесно-логическое мышление — высший этап развития мыслительной деятельности. Человек овладевает основными логическими операциями мышления, которые становятся его внутренними мыслительными операциями. На этой стадии человек начинает мыслить в соответствии с логическими правилами, используя понятия, суждения и умозаключения, что дает ему возможность систематизировать знания и управлять своей мыслительной деятельностью. Обычно это происходит в подростковом возрасте.
Формирование каждой новой генетической стадии мышления не сменяет прежние, а присоединяется к ним. В интеллектуальной жизни взрослого человека сохраняется взаимодействие всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
Посредством мышления человек решает различного рода задачи — теоретические и практические. Соответственно выделяют теоретическое (направлено на познание законов объективной реальности, решение теоретических задач не предполагает быстрой реализации результатов на практике) и практическое мышление направлено на решение задач, непосредственно вплетенных в практическую деятельность.
По степени развернутости и осознанности процесса решения задачи выделяют рациональное (аналитическое) и интуитивное мышление. Первое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании. Интуитивное мышление основано на решении без логического анализа ситуации и без осознания пути нахождения решения. Человек с развитым интуитивным мышлением может принимать решения при неполной информации.
В процесс мышления всегда включены эмоции, но они могут выполнять в нем различные функции. По этому критерию выделяют реалистическое и аутистическое мышление. Цель реалистического мышления — получение правильного познания окружающего мира и нахождение истины. При аутистическом мышлении ход и содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям, чувству удовольствия. Следствием является нечувствительность к противоречиям и ошибкам, нарушение процесса обобщения. Аутистическое мышление свойственно детям. У взрослых оно имеет место при сверхсильной мотивации или в состоянии аффекта.
Результаты, получаемые в процессе мышления, характеризуются различной степенью новизны. В зависимости от этого выделяют репродуктивное и творческое мышление. Процессуальные особенности творческого мышления делают его результаты индивидуальными и оригинальными. Основная трудность, которая препятствует творческому мышлению, заключается в том, что люди слишком полагаются на имеющиеся у них знания и ориентируются на очевидные, лежащие на поверхности свойства вещей. У них формируется фиксированная направленность на предметы и их свойства, которая не позволяет представить предмет в новых, непривычных связях с другими предметами.
А.А. Алексеев говорит, что в мышлении каждого человека заметно преобладание определенных видов мышления. Этим определяется индивидуальный стиль мышления — характерная для конкретной личности система способов решения задач в типичных для него условиях.
А.А. Алексеев и Л.А. Громова выделяют следующие индивидуальные стили мышления.
Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты.
Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем, повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, стремление сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях.
Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш.
Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями.
Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов и реальным является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.
Стихийно или сознательно человек выбирает те виды деятельности, в которых он посредством своего мышления может достигать более высоких результатов.
Свойства мышления:
1. Направленность. Мышление направленно, оно отвечает на какой-то (не обязательно целесообразный) вопрос.
2. Логичность. Мышление необъективно, но логично. Логика может быть неверной, но она есть всегда, если речь идет о мышлении.
3. Развиваемость. Мышление может быть развитым и неразвитым. Неразвито оно обычно у детей, которые еще учатся осмысливать происходящее. Мышление развивается не в результате заучивания, а в результате понимания.
Можно выделить следующие функции мышления:
· установление всеобщих взаимосвязей;
· понимание сущности конкретного явления как разновидности определённого класса явлений;
· обобщение свойств однородной группы явлений;
· выделение главных, существенных свойств вещей, предметов, явлений.
Операции мышления — это умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями.
Существуют различные классификации мыслительных операций, выделяемые разными авторами:
1. Л.С. Рубинштейн — анализ и синтез, абстракция, обобщение;
2. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов — анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщение;
3. А.Н. Леонтьев — анализ и синтез, классификация, обобщение.
Важнейшими операциями являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.
Синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на первый план выступает или анализ, или синтез.
Необходима еще синтетическая работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек начинает понимать смысл предложения.
Существенными составляющими логического мышления являются обобщение и абстрагирование.
Обобщение — это мысленное объединение предметов и явл……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альманах психологических тестов [Текст]. — М., 400 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. — СПб.: Питер, 2001. — 473 с.
3. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Байярд, Дж. Байярд. — М.: Просвещение, 2006. — 350 с.
4. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. ? СПб.: Изд-во «Речь», 2000. ? 440 с.
5. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: Уч. для вузов / Л.Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2005. — 351 с.
6. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]: Уч. пособие / Б.С. Волков. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. — 240 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2008. — 600 с.
8. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст]: Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Питер, 2008. — 450 с.
9. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский — М., 2003. ? 600 с.
10. Глуханюк, Н.С. Общая психология [Текст]: Уч. пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печенкина. — М.: Академический проект, 2005. — 368 с.
11. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. — М., 2009. ? 306 с.
12. Гуревич, К.М. Психодиагностика и школа [Текст] / К.М. Гуревич. ? Таллин, 2011. ? 22 с.
13. Данилова, Н.Н. Психофизиология [Текст]: Уч. для вузов / Н.Н. Данилова. ? М.: Аспект-Пресс, 2008. ? 372 с.
14. Дружинин, В.Н. Диагностика общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. — М., 2007. ? 386 с.
15. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 145 с.
16. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка [Текст]: Проблемы развития психики. ? 9 — е изд. / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 304 с.
17. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В.И. Лубовский. — М., 2000. — 450 с.
18. Мадорский, Л.Р. Глазами подростков [Текст]: книга для учителя / Л.Р. Мадорский. — М., 2004. — 176 с.
19. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2009. — 592 с.
20. Матюшкин, А.М. Психология мышления [Текст]: Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А.М. Матюшкин. ? М.: КДУ, 2009. — 350 с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] ? 12 — е изд., стер.: уч. для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 608 с.
22. Немов, Р.С. Психология [Текст]: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика / Р.С. Немов. — М.: “ВЛАДОС”, 2009. — 632 с.
23. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. — 640 с.
24. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. — М.: 2003. — 640 с.
25. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. ? М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 184 с.
26. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб.: Питер, 2003. ? 560 с.
27. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: 2008. — 688 с.
28. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. — М.: Воронеж, 2006. — 320 с.
29. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст]: Уч. пособие / Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 2007. — 304 с.
30. Донцов, Д.А. Психология подросткового возраста [Текст]: Уч. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология» / Авт.-сост. Д. А. Донцов, М. В. Донцова, Г. В. Сухова, О. В. Матвеева. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. — 134 с.
31. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2000. — 365 c.
32. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст]: младенчество, детство, юность, взросление, старость (полный курс психологии развития) / А.А. Реан. — СПб.: 2001. — 765 с.
33. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. ? М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. — 573 с.
34. Слободчиков, В.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. ? М.: «Школа-Пресс», 2006. — 365 с.
35. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. — М.: Академия, 2008. — 360 с.
36. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. — М.: Педагогика, 2005. — 304 с.
37. Хрестоматия по общей психологии [Текст]: психология мышления. -2-е изд., перераб. и доп. / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова.- М.: ACT: Астрель, 2008. ? 672 с.
38. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики [Текст] / А.Г. Шмелев. — Ростов н/Д, 2005. ? 380 с.
39. Шэффер, Д. Дети и подростки [Текст]: психология развития / Д. Шэффер. — СПб.: Питер, 2003. — 263 с.