Содержание
Введение3
I. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей раннего возраста7
1.1. Изучение проблемы развития мелкой моторики в психолого-педагогической литературе7
1.2. Особенности развития мелкой моторики ……………………….…12
1.3. Характеристика детей раннего возраста …………………………..16
II. Изучение уровня сформированности мелкой моторики детей раннего возраста посредством игры17
2.1. Характеристики групп детей раннего возраста ……………………17
2.2. Диагностика уровня развития мелкой моторики25
2.3. Содержание работы по развитию мелкой моторики у детей29
Заключение33
Список литературы34
Приложение36
Выдержка из текста работы
В настоящее время целью системы образования Российской Федерации, в том числе и дошкольного, является воспитание всесторонне развитой личности, умеющей размышлять, делать логические умозаключения, при этом творческой и готовой к разрешению любой проблематичной жизненной ситуации. Работа педагогов ДОУ, так или иначе рассчитана на совершенствование мозговой деятельности детей. Эффективным в данном случае является все, что связано с мелкой моторикой ребенка.
Многие российские и зарубежные ученые посвятили этому вопросу свои работы. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета — это стимул движения рук по направлению к нему. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка (Бехтерев В.М.), а также, положительно воздействует на внутренние органы, тонизирует, обладает эффектом иммуностимулирования, стимуляции мыслительных функций и речи, несет заряд положительных эмоций. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка.
Актуальность развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста состоит в том, что в последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше. Одним из интересных способов развития мелкой моторики рук является конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Одним из видов конструирования из бумаги является конструирование в технике квиллинг. Бумажная филигрань — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”.“Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает мелкую моторику и художественные возможности.
Работа с бумагой (квиллинг) – одно из средств развития моторики детей дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология квиллинг.
Цель исследования: определить педагогические условия развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементами технологии квиллинга и экспериментально опробовать технологию квиллинга в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Определить значение развития моторики в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
2.Описать особенности развития мелкой моторики старших дошкольников.
3.Рассмотреть технологию квиллинг как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
4.Изучить уровень развития моторики у детей старшего дошкольного возраста.
5.Провести работу по развитию моторики у детей старшего дошкольного возраста.
6.Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию моторики у детей старшего возраста.
Гипотеза исследования: обучение детей старшего дошкольного возраста технологии квиллинг способствует развитию мелкой моторики рук, что положительно влияет на формирование у ребенка многих психических процессов.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Теоретическая значимость: заключается в анализе исторических подходов к технологии квиллинг и систематизации основных инструментов, материалов и технологий, использующихся в работе с детьми.
Практическая значимость: состоит в освоении технологии квиллинг старшими дошкольниками.
База исследования: ГБДОУ СОШ пос. Просвет Детский сад «Сказка» Самарская обл., Волжского района.
Совокупная выборка исследования: 15 дошкольников старшей группы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Значение развития мелкой моторики дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Мелкая моторика — это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным — важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать. Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учёных доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из ряда обсуждаемых. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами [5].
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь [3]…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив теоретические основы ознакомления старших дошкольников с технологией квиллинг мы узнали, что основной формой обучения дошкольников каждому конкретному виду искусства (музыкальному, изобразительному, художественному слову, театральному) является занятие.
Всю пользу от занятия квиллингом для ребенка оценить невозможно. Но все же, главные преимущества технологии квиллинг — развитие мелкой моторики, что отвечает за умственные способности малыша. Ведь интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев, говорил Василий Сухомлинский. Хотя об этом знали еще во II веке до нашей эры в Древнем Китае. Сегодня в важности развития мелкой моторики детей уже никто не сомневается.
Мелкая моторика – способность выполнять четкие, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Поскольку быт предполагает совершения разнообразных движений от человека, то и развитие мелкой моторики у детей младшего возраста имеет очень большое и важное значение.
Технология квиллинг одна из новых форм работы по развитию мелкой моторики рук в ДОУ.
В первой главе опытно-экспериментальной работы приведены теоретические основы, посвященные проблеме развития мелкой моторики рук старших дошкольников. Отмечены особенности развития старших дошкольников, а также аспекты влияния уровня развития мелкой моторики на процесс психического развития детей старшего дошкольного возраста.
Обозначены методики продуктивной деятельности детей, в частности выделена технология квиллинг. Приведена история развития технологии квиллинг и описаны ее преимущества.
Технология квиллинг, по сравнению с другими способами развития мелкой моторики имеет неоспоримые достоинства — так как сочетает в себе целый комплекс развивающих аспектов. При работе в этой технике работает и мелкая моторика рук, задействованы сенсорные окончания — работа ведется в том числе и кончиками пальцев. Технология проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, — качества, развитие которых напрямую связано с развитием моторики рук у старших дошкольников.
Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа, которая проводилась на базе ГБДОУ СОШ пос. Просвет Детский сад «Сказка» Самарская обл., Волжского района. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 15 человек. В ходе опытно-экспериментальной работы, включающей три этапа: констатирующий эксперимент (обследование начального уровня развития мелкой моторики рук у детей), формирующий эксперимент (проведения занятий по квиллингу (в форме кружковой работы с детьми) и контрольный эксперимент (диагностика изменения уровня развития мелкой моторики рук) была подтверждена гипотеза исследования. Удалось доказать, что обучение детей старшего дошкольного возраста технологии квиллинг на занятиях в кружке способствует развитию мелкой моторики рук.
Таким образом, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасьева, С. Напитать душу красотой [Текст] /С. Афанасьева//Дошкольное воспитание.- 2007. — № 7.
2. Афонькина, Ю. А. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет [Текст] : методическое пособие /Афонькина, Ю. А., Белотелова, Т. Э., Борисова, О. Е.- М.: Диагностический журнал, 2011. — 62 с.
3. Бич, Р. Большая иллюстрированная энциклопедия [Текст] : учебное пособие / Р. Бич. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 256 с.
4. Богатеев, З.А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] : методическое пособие / З.А. Богатеева. — М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
5. Боден, Д. Миниатюрный квиллинг — фантазии из бумажных лент [Текст] : методическое пособие/ Д. Боден.- М.: Айрис-Пресс, 2009.- 48с.
6. Букина, С. Квиллинг: шаг вперед [Текст] : методическое пособие / С. Букина, М.Букин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011- 44с.
7. Быстрицкая, А. Бумажная филигрань [Текст] : методическое пособие / А. Быстрицкая. Изд.: Айрис-Пресс. 2010-144с.
8. Васюхина, Т.А., Хоняк, М.В. Квиллинг. Цветочные композиции. [Текст] / Т.А.Васюхина.-Изд.: Ай-Пи, 2011-16с.
9. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] : / Н.А. Ветлугиной. – М., 2012. – 250с.
10. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] — М.: Педагогика , 2011. – 341с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : / Л.С. Выготский- М.: Просвещение, 2001. — 83с.
13. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] : методическое пособие / А.С. Галанов – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 80 с.
14. Гибсон, Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы [Текст] : методическое пособие / Р.Гибсон. М.: Росмэн, 2006. — 65с.
15. Гаврилина, С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, В.Н. Куров, М., 2003 — 180 с.
16. Дженкинс, Д. Поделки и сувениры из бумажных ленточек [Текст] : методическое пособие / Д. Дженкинс — Просвещение, Москва 2012. — 82с.
17. Зайцева, А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент [Текст] : методическое пособие/ А.А. Зайцева- М.: Эксмо, 2009. — 32с.
18. Иванов, В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника [Текст] : методическое пособие/ В.И. Иванов — Часть 1. –М.: Юный художник, 2001. -273с.
19. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст] : учебное пособие/ Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2005. – 189 с.
20. Казимирова, Т.Л. Синяя птица. Детское творчество [Текст] :/ Т. Л.Казимирова. – 2008, № 4.
21. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : учебное пособие/ Т.С Комарова. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
22. Костерин, Н.П учебное рисование [Текст] : Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ / Н.П. Костерин. – М.: Просвещение, 2014. – 240 с.
23. Князева, М. Азбука искусств [Текст] : учебное пособие/ М. Князева. – М.: Открытый мир, 2005. – 80 с.
24. Курочкина, Н.А. Знакомство с натюрмортом [Текст] : методическое пособие/Н.А. Курочкина. — Библиотека программы Детство. – С-Пб: Изд-во Детство-Пресс, 2004. – 112 с.
25. Киселева В. А. Развитие тонкой моторики [Текст] / В.А. Киселева // -Дошкольное воспитание, 2006. — №01.
26. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев [Текст] / Т.А. Кислинская. — М.: Генезис, 2008.
27. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. — М.: КомКнига, 2007. — 216 с.
28. Марынкина, М. Н. Диагностика трудностей графической деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] : /Материалы II-й городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации московского образования». Апрель 2003 г. — М.: Научная книга, 2003. — С. 140 – 141
29. Панюшкин, Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства [Текст] : учебное пособие /Р.В. Панюшкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 213 с.
30. Петрова, И.М. Объемная аппликация [Текст] : методическое пособие/ И.М. Петрова.– С-Пб.: Детство-Пресс, 2002. – 48 с.
31. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5 — 7 лет [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев, Д. Вавилова. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 3 — с. 28 — 35.)
32. Черкашина, И. В. Диагностика мелкой моторики. Пришкольная пора [Текст]. Режим доступа: detskii-sad/razvitie-rechi/diagnostika-melkoi-motoriki-predshkolnaya-pora)