Содержание
Введение…..3
1. Понятие малого предпринимательства и малого предприятия.5
2. Этапы развития малого предпринимательства…8
3. Современное состояние малого предпринимательства в России, его структура и тенденции его развития .18
Заключение….26
Список литературы…30
Выдержка из текста работы
Глава 2. Этапы становления и проблемы развития малого предпринимательства в России 13
2.1 Этапы становления малого предпринимательства в России 13
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства в России 16
Глава 3. Меры поддержки малого предпринимательства 19
3.1 Государственная поддержка малого предпринимательства 19
3.2 Законодательство по государственной поддержке малого 23 предпринимательства
3.3 Негосударственные структуры поддержки малого 28 предпринимательства
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение
В настоящее время в экономике России главным источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами и услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Такой вид бизнеса — довольно привлекательная и актуальная возможность вложения своих средств и легкий путь получения прибыли. Данная форма предпринимательства обладает еще и самым низким процентом риска по сравнению с другими. Более того, поддержка малого предпринимательства и содействие его процветанию и развитию приходится от большинства современных государств с рыночной экономикой. Потери вложенных финансовых и материальных средств практически нулевые.
Малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем, т.к. оно может осуществлять свою деятельность, распоряжаться выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, без какой-либо посторонней помощи. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом, малые предприятия обеспечивают занятость населения, создавая новые рабочие места, участвуют в реализации социальных программ путем выплаты налогов. Именно поэтому нужно поддерживать малое предпринимательство и стимулировать его деятельность.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием для становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований. А так же и тем, что малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции , присущие ему в развитых рыночных системах.
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
— раскрытие сущности понятия малого предпринимательства
— выделение преимуществ и недостатков малого предпринимательства
— обозначение наиболее острых проблем, стоящих перед малым предпринимательством
— выявление мер по поддержке малого предпринимательства
Глава 1. Малое предпринимательство: сущность и содержание.
1.1 Понятие малого предпринимательства.
Термин «малое предпринимательство» (МП) имеет универсальный характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».
Малое предпринимательство- это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями показателях.
Общее число показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
· средняя численность занятых на предприятии работников,
· ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за один год),
· величина активов.
Практически во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих человек.
На основании Федерального Закона Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
· в промышленности — 100 человек
· в строительстве — 100 человек
· на транспорте — 100 человек
· в сельском хозяйстве — 60 человек
· в научно-технической сфере — 60 человек
· в оптовой торговле — 50 человек
· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек
· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Производными целями деятельности малых предприятий являются производство товаров и услуг высокого качества и низкой себестоимости, завоевание определенной ниши на рынке, удовлетворение потребительского спроса населения и др.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика — так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов позволяет хозяину следить за работой каждого отдельного работника и, следовательно, добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья — относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая — персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое — ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта — семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования.
Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют значительные преимущества:
1) мелкосерийное производство может быстро реагировать на изменения рыночного спроса. Для крупного предприятия переход на новую технологию или продукцию будет более затруднителен в связи со значительными затратами и потерями в объемах производства и доходах. Крупных предприятий в нашей стране большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стал резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого качества. Небольшие же предприятия без особых осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию. Они, собственно, этим и занимаются. В этом и заключается их путь. Иначе они обанкротятся (шариковые ручки, туфли, рубашки-водолазки, майки с аппликациями);
2) малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь. Это, по мнению японских специалистов, и дало возможность быстрого развития экономики страны. В нашей стране ориентация на крупные предприятия с замкнутой системой производства, сосредоточившей в себе все от проектирования до изготовления, не способствовала развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные люди с интересными идеями, попадая на такие предприятия, постепенно мирятся с тем, что они всего лишь «винтики» в этом огромном механизме. И должны они выполнять только то, что им определено разного уровня руководителями;
3) развитие сети малых предприятий позволяет широко использовать местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства. Крупному предприятию заниматься такими мелочами нет времени. Прибыль от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей суммы. Создание же ма……..
Список использованной литературы
1. Организация предпринимательской деятельности, Попков В. П., Евстафьева Е. В, изд.Питер, 2007
2. Основы бизнеса. Пособие для сдачи экзамена_Авдеев С.В., Замедлина Е.А 2005 г.
3. Национальная экономика : учебник, П. В. Савченко, изд. Экономисть, 2005
4. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов, Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Юнити-Дана, 2003
5. Закон СССР от 19.11.1986 «Об индивидуальной трудовой деятельности»
6. Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 N 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
7. Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) » О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации «
8. Закон г. Москвы от 28.06.1995 N 14 (ред. от 28.12.2005) «Об основах малого предпринимательства в Москве «
9. Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ (ред. от 31.12.2001, с изм. от 19.06.2003) «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
10. Федеральный закон от 08.08.2001N 134-ФЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 22.12.2008) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
11. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О лицензировании отдельных видов деятельности»
12. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
13. Постановление Правительства Москвы от 11.06.2002 N 429-ПП «О Концепции и основных направлениях Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2002-2010 годы»
14. www.bibliofond.ru
15. www.bishelp.ru
16. www.inmoment.ru
17. www.innovbusiness.ru
18. www.krc.karelia.ru
19. www.krd.ru
20. www.kreditbusiness.ru
21. www.mbm.ru
22. www.nbene.narod.ru
23. www.prprenimatel.ru
24. www.smallbusinesses.ru
25. www.uraltechnopark.ru