Содержание
Содержание
Введение3
1. Теоретические основы формирования государственных и муниципальных заказов7
1.1Характеристика современного состояния формирования государственных и муниципальных заказов7
1.2 Методы формирования государственных и муниципальных заказов20
2. Анализ системы формирования государственных и муниципальных заказов в Хабаровском крае27
2.1 Характеристика современной системы государственных и муниципальных заказов Хабаровского края27
2.2 Анализ системы планирования государственных и муниципальных заказов42
2.3 Анализ показателей государственных и муниципальных заказов в Хабаровском крае и задание на разработку проекта по совершенствованию системы государственных и муниципальных заказов в Хабаровском крае48
3. Рекомендации по совершенствованию системы государственных и муниципальных заказов в Хабаровском крае72
3.1 Разработка проекта по совершенствованию системы государственных и муниципальных заказов в Хабаровском крае72
3.2 Мероприятия по внедрению организационного проекта83
Заключение87
Список литературы93
Выдержка из текста работы
Тема дипломной работы является актуальной и практически значимой. Изначально основной целью формирования механизмов размещения государственного заказа являлось сокращение расходов государственных средств и противодействие их расхищению. Самым действенным механизмом, решавшим обе эти проблемы, стало конкурсное размещение государственного заказа среди потенциальных поставщиков.
Первое летописное упоминание конкурсной закупки для государственных нужд в России датируется XVII в. Известно, что в начале XVIII в. Петр I, получив сведения о том, что в сфере государственных подрядов на поставку продовольствия и обмундирования армии совершаются значительные хищения, издал ряд законов. В этих законах было указано, что все подряды следует заключать публично и гласно, при всех переговорах и обсуждении дел во всех учреждениях обязательно вести протоколы и решения принимать только большинством голосов.
Область государственных и муниципальных заказов является важным элементом общей системы экономики Российского государства. Соответственно, если данная область развита и работает эффективно, то и все отрасли экономики функционируют и развиваются позитивно и наоборот. Решающим фактором для повсеместного утверждения института государственного и муниципального контрактов стало принятие Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ) и введение его в действие с 01.01.2006 года. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ принят на основе изучения как российского, так и зарубежного законодательства, актов Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирного банка и Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) . Следует признать, что Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ не смог снять все имевшиеся противоречия, в частности, нет единого понимания правовой природы государственного и муниципального контракта .
На протяжении многих лет в России ежегодно увеличиваются расходы федерального бюджета: в 2009 г. они составили — 9,8 трлн руб. , 2010 г. – 10,2 трлн руб. , в 2011 г. – 11,2 трлн руб. , в 2012 г. – более 13 трлн руб.
Наряду с увеличением указанных расходов в России наблюдается тенденция к увеличению средств, осваиваемых путем проведения государственных и муниципальных закупок: в 2009 г. – более 4,5 трлн руб., в 2010 г. – примерно 5 трлн руб., в 2011 г. – около 5,3 трлн руб.
Указанные статистические данные свидетельствуют об огромной роли государственного и муниципального заказа и надлежащего правового регулирования закупочного процесса для экономики нашей страны. Встречающиеся ошибки в применении законодательства о формировании, размещении и исполнении заказов привлекают особое внимание к государственным (муниципальным) закупкам не только правоохранительных органов и средств массовой информации, но и общественности в целом.
Значительное внимание уделяется муниципальным закупкам, так как во всем мире основным способом реализации сервисных функций местной публичной власти является формирование и размещение муниципального заказа, которые осуществляются в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, возникающие при размещении государственных и муниципальных заказов. Предметом настоящего дипломного исследования являются правовые нормы, регламентирующие размещение государственного и муниципального заказа, решения арбитражных судов.
Целью дипломной работы является комплексный анализ правового регулирования размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить понятие и признаки государственного и муниципального заказа; исследовать понятие и содержание государственного и муниципального контрактов; рассмотреть способы размещения государственных и муниципальных контрактов путем конкурса, аукциона, запроса котировок, размещение заказа у единственного поставщика.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами.
К вопросам, связанным и с избранной тематикой дипломной работы, обращались многие авторы, среди которых следует назвать таких известных ученых, как: Л.В. Андрееву, Ю. А. Тихомирова, В. А. Вайпана, Я. Б. Гребенщикову, А. А. Дикареву, С. Н. Севелева, П. В. Сокол, В.А. Власова, А.В. Демина, А. Ю. Шихова и многих других специалистов.
Глава 1. Общая характеристика государственного и муниципального заказа и государственного и муниципального заказа
1.1. Понятие государственного и муниципального заказа
В отечественной юридической науке феномен государственного и муниципального заказа является не только одним из самых сложных, но и одним из самых востребованных правовых явлений. Вместе с тем, общепринятой точки зрения на его правовую природу в российской правовой доктрине нет. Это объясняется различными факторами: отсутствует в законодательстве легальное понятие государственного и муниципального заказа; постоянно в законодательство вносятся многочисленные изменения и дополнения, что не способствует стабильности правоотношений в данной области; данный правовой феномен носит комплексный характер, поскольку регламентируется правовыми нормами различных отраслей законодательства Российской Федерации; отсутствие единообразной арбитражной практики; коррупционная составляющая в сфере формирования и реализации государственных и муниципальных заказов и т.д. Указанные выше факторы не способствуют адекватному и своевременному решению имеющихся в рассматриваемой области проблем, разработке и принятию эффективных правовых норм, направленных на совершенствование действующего законодательства .
Как отмечает Л.М. Давлетшина, данная категория в различных странах именуется по-разному – государственный заказ, государственный рынок, контрактная система во Франции или Федеральная контрактная система (ФКС) в США. Применительно к российским условиям наиболее широко распространен термин «государственный заказ» .
Государственный заказ, как указывает А.П. Алехин, применяется не только в регулировании экономики, но и в других сферах: в области науки, образования и т.д.
Категория государственный заказ применяется также в сфере культуры и СМИ, как инструмент идеологического воспитания граждан .
Институт удовлетворения публичных (ранее — казенных) нужд является одним из традиционных институтов отечественной юриспруденции и издавна пользуется повышенным вниманием государства.
Вместе с тем для полного и всестороннего изучения указанной конструкции представляется необходимым и изучение всех юридических категорий, которые ее составляют. Несмотря на это, нельзя не заметить, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует какое-либо определение такого ключевого для отношений по удовлетворению государственных и муниципальных нужд понятия, как «государственный заказ», позволяющего установить его единообразное и наиболее точное толкование.
Заметим также, что в л………………..
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят ГД ФС РФ 08.07.2005) // СЗ РФ. – 2005.- № 30(ч.1) — Ст.3105.
3. Федеральный Закон от 20.02.1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. — №18. – Ст.961.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013) // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст.3822.
5. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. – 2006. — № 162.
6. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. – 1995. — № 34. – Ст. 3426.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) // СЗ РФ. – 1998. — №3. – Ст. 3823.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) .//СЗ РФ.- 1994.- №32. – СТ. 3301.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. -1996. — № 5. – Ст. 410.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.05.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2013)
11. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд») (утратил юридическую силу) // СЗ РФ.- 1997. — N 15. — Ст. 1756.
12. Указание Центрально Банка РФ от 20.06.2007 №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»// Вестник банка России. – 2007. — № 39.
13. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2008 N А10-3055/07-Ф02-900/08 по делу № А10-3055/07.
14. Постановление ФАС Восточно-сибирского округа от 01.07.2008 № А33-15384/07-Ф0-3014/08 по делу № А33-15384/07.
15. 14.Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.08.2008 N А10-4930/07-Ф02-3676/08 по делу № А10-4930/07.
16. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.10.2008 N А78-3791/07-С1-18/217-Ф02-5413/08 по делу № А78-3791/07.
17. Постановление ФАС Восточно-сибирского округа от 04.02.2009 № А33-6503/08-Ф02-16/09 по делу № А33-6503/08.
18. Письмо Минэкономразвития России от 20.10.2007 г. № 15455-АП/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам».
19. Письмо Роспотребнадзора от 14.09.2007 № 0100/9419-07-32 «О порядке применения процедур размещения заказов для государственных нужд» //Официальные документы в образовании. — 2007. — №30.
20. Андреева Л. Новое в законодательстве о государственных и муниципальных закупках. //Хозяйство и право. – 2006. — № 1. – С. 39-53.
21. Арамбаева Ф.З. Муниципальный заказ как фактор развития местного самоуправления// Вестник ОГУ. – 2003. — №2. – С. 99-102.
22. Александров П. Торги / П. Александров // Ваш бюджетный учет. — 2006. — № 10.
23. Баландин Д.А. Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» как условие предотвращение коррупции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управления. – 2007. — № 5. – С. 23-40.
24. Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственных заказов // Пра