Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения персонала6
1.1. Методика обучения персонала6
1.2. Особенности обучения различных категорий работников14
1.3. Профессиональное развитие персонала в современных условиях19
Глава 2. Организация работы с персоналом на предприятии ФГУП ЭЗАН24
2.1. Организационная структура управления персоналом предприятия24
2.2. Анализ программ внутрифирменного обучения36
2.3. Оценка результативности внутрифирменного обучения44
Глава 3. Совершенствование системы внутрифирменного обучения48
3.1. Современные программы внутрифирменного обучения48
3.2. Повышение эффективности внутрифирменного обучения52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ65
ПРИЛОЖЕНИЯ70
Выдержка из текста работы
Развитие персонала, его профессиональных и личностных качеств — ключ к развитию и положительным переменам в компании, важнейшее условие конкурентоспособности современной организации.
Актуальность темы исследования определяется тем, что для успешного ведения своей деятельности, организациям любых стран, необходимо наличие высококвалифицированных кадров, которые располагают обширными профессиональными знаниями, умениями и навыками в конкретных сферах профессиональной деятельности. Поэтому предприятие и заинтересовано в развитии человеческого потенциала собственных сотрудников.
Опыт показывает, что полученного единожды профессионального образования недостаточно для исполнения руководителями и специалистами своих обязанностей в компании. Новые технологии, интеграция предприятий в мировую экономическую инфраструктуру требуют для специалистов большинства профессий повышения квалификации, освоения новых технологий и методов работы.
К сожалению, как показывают исследования, лишь немногие компании осознают необходимость проведения каких-либо обучающих внутрифирменных программ. Лишь 1/2 предприятий проводит систематическую работу по обучению персонала.
Другие же предприятия либо не имеют для этого финансовых и организационных возможностей, либо просто не заинтересованы в подготовке и повышении квалификации своих работников, полагая, что это личное дело каждого из них. Все это придает еще большую актуальность рассмотрению вопроса об обучении персонала.
В разных странах существуют собственные методы и специфические черты по внутреннему обучению рабочих кадров. По этой причине проблема обучения и подготовки персонала считается одной из важнейших в современной теории менеджмента и занимает ведущее место в кадровой политике основной массы современных компаний.
Цель исследования — проанализировать внутрифирменное обучение и повышение квалификации персонала в зарубежных фирмах.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
— раскрыть теоретические аспекты внутрифирменного обучения персонала в организации;
— проанализировать систему внутрифирменного обучения и повышения квалификации рабочих кадров Японии;
— проанализировать систему внутрифирменного обучения и повышения квалификации рабочих кадров в США.
Объектом исследования является обучение и повышение квалификации персонала.
Предметом исследования является деятельность служб кадров зарубежных фирм по внутрифирменному обучению и повышению квалификации персонала.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: изучение, обобщение, анализ учебной и научной литературы по данной теме.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ
1.1 Сущность организации системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации персонала
Потребность современного рынка труда в компетентных специалистах, мобильных к изменению характера и условий труда, освоению новых технологий, вызывает необходимость формирования на предприятии профессиональной группы высококвалифицированных преподавателей, способных «взрастить» не одно поколение специалистов.
Профессиональная составляющая внутрифирменного образования, актуальная на сегодняшний день, предполагает подбор преподавателя, готового к решению профессиональных задач и обязанностей, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и умений, иметь соответствующие способности и специальные профессиональные навыки.
Так под внутрифирменным обучением понимается любая деятельность, сознательно проводимая для развития и поддержания ключевых компетенций персонала, требующихся для организации работы в настоящее время, и для развития потенциала сотрудников, необходимого для выполнения задач в будущем.
Более конкретно, внутрифирменное обучение — это процесс передачи новых профессиональных навыков и знаний сотрудникам организации.
Внутрифирменное обучение вызвано потребностями внутреннего рынка труда и реализуется через предоставление образовательных услуг работникам компании.
Внутрифирменное обучение — это неотъемлемый компонент в структуре современной организации. Масштабы использования данной формы обучения, охват ею работников, объем получаемых ими знаний, навыков, умений, а также применяемые технологии обучения многообразны. Это могут быть различного рода учебные комплексы, направленные на деятельность крупнейших фирм с многотысячным контингентом обучающихся, либо единичные локальные мероприятия в рамках производственного участка.
Внутрифирменное обучение персонала компании должно достигать таких конечных результатов, как достижение каждым работником высокого уровня профессионализма, компетентности, повышение профессионального мастерства до высшего уровня квалификации и конкурентоспособности на рынке труда.
В связи с этим особую роль приобретает проблема качества внутрифирменного профессионального обучения. С целью обеспечения качества следует, первым делом, разработать и реализовать государственную систему защиты профессионализма квалифицированных работников и интересов работодателей (как потребителей рабочей силы).
Этому будет способствовать развитие социального партнерства в рамках активной кадровой политики, создание на государственном (или по крайней мере на корпоративном) уровне профессиональных стандартов, создание механизма сертификации работников и условий для их социальной и профессиональной адаптации, организация психологической поддержки и сопровождения профессиональной карьеры.
Необходим конкретный механизм осуществления этих задач, подкрепленный, с одной стороны, необходимой организационно-правовой и финансовой поддержкой, а с другой — развитием научных исследований в данной области с учетом особенностей рыночных отношений.
Нельзя не принимать во внимание то, что сложилась ситуация, в силу которой более активно действует внешний рынок рабочей силы и менее активно — рынок рабочей силы внутри предприятий.
Внутрифирменное обучение — одно из неотъемлемых звеньев в системе непрерывного профессионального образования, которое представляет существенную значимость как гибкий, оперативный вид профессионального обучения рабочих, служащих, специалистов, в целом — работников.
Внутрифирменное обучение тесно сопряжено с непосредственной трудовой деятельностью работников, поэтому задача заключается в том, чтобы обеспечить связь учебной деятельности с производственной, когда специалисты-преподаватели и обучающиеся кадры становятся полноправными участниками образовательного и трудового процесса на действующем предприятии, фирме.
Профессиональные образовательные программы, согласно которым осуществляется обучение персонала, могут быть как стандартизированными, в том числе и в рамках данной компании, так и разработанными под конкретный, необходимый работодателю в определенный период заказ. Что касается технологий, форм, методов, средств обучения, то они тоже могут быть заказаны работодателем.
Наряду с традиционными методами, могут использоваться р……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учебники и учебные пособия
1.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. — Спб.: Питер, 2010. — 848 с.
2. Бобров В.Я. Основы рыночной экономики и предпринимательства. — К.: Высшая шк.., 2003. — 719 с.
3. Варданян И.С. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования // Управление персоналом. — 2005. — № 4. — С. 42-46.
4. Вачевский М.В., Примаченко Н. М., Бабкак М. М. Маркетинговая культура в предприятии. — К., 2005. — 127 с.
5. Воронкова В.Г. Кадровый менеджмент. — К.: Профессионал, 2004. — 192 с.
6. Грачев М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. — М.: Дело ЛТД, 1993. — 257 с.
7. Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала организации // Управление персоналом. — 2005. — № 4. — С. 39-41.
8. Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А. Управление персоналом. — М.: ЕАОИ, 2008. — 200 с.
9. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Управление персоналом. — М.: РИОР, 2010. — 288с.
10. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-е изд., изм. и доп. — М.: НОРМА,2001. — 528 с.
11. Кондратьев О.В., Снежинская Н.В., Мелихов Ю.Э. Мотивация и стимулирование персонала. — М.: Гросс Медиа, 2005. — 224 с.
12. Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. Модульная программа для менеджеров. Модуль 3. М.: ИНФРА-М, 2000.
13. Татарников А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М.,1992.
14. Шлихтер А.А. Новые методы организации и производства и стимулирования труда на предприятиях США, Японии и Западноевропейских стран // Труд за рубежом. — 2004. — №1. — С. 61-80.
2. Статьи
15. Бушмелева, Н.В. Проблемы обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки в рамках трудового и налогового законодательства / Н.В. Бушмелева // Профессиональное образование. — 2003. — № 3.