Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ6
1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности продукции6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции предприятия12
1.3. Методы и критерии оценки конкурентоспособности продукции предприятия19
2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «АГРЕГАТ»28
2.1. Краткая характеристика предприятия28
2.2. Анализ внешней среды предприятия30
2.3. Анализ внутренней среды предприятия45
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ55
3.1. Описание предложенного мероприятия55
3.2.Разработки стратегии продвижения предложенного мероприятия69
3.3. Оценка экономической эффективности предложенного мероприятия72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ84
Выдержка из текста работы
На современном этапе развития экономики России особую актуальность приобретают вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления. Между тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Предприятия промышленности недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на промышленность по совершенствованию производимого ассортимента товаров.
В современных рыночных условиях потребители диктуют участникам рынка правила игры, и в том числе определяют те продукты и услуги, которые обеспечат компании необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе предприятия с конкурентами.
Умение грамотно, а главное, эффективно производить и торговать – это тонкое искусство, в котором полагаться лишь на небольшой практический опыт, здравый смысл и интуицию сейчас уже недостаточно. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции требуют глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов деятельности.
Актуальность данной темы определяется тем, что в быстро сменяющихся рыночных условиях и в условиях экономической неустойчивости предприятия вынуждены искать новые пути повышения конкурентоспособности продукции. А одним из наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности продукции в условиях роста конкуренции является снижение себестоимости продукции.
Целью данной дипломной работыявляется экономическое обоснование инвестиционного проекта по совершенствованию конкурентоспособности предприятия на основе расширения ассортимента. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие ассортиментной политики предприятия;
— изучитьметоды и направления анализа ассортиментного портфеля предприятия;
— определить стратегию создания нового продукта;
— провести анализ финансово — хозяйственной деятельности предприятия;
— разработать проектрасширения ассортимента за счет внедрения нового продукта.
Объектом изучения является ОАО «Завод технологического оборудования-ЭТОН», а предметом – инвестиционный проект по совершенствованию ассортимента данного предприятия.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом и торговой наценкой заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
В первой главе рассматриваются теоретические основы ассортиментной политики предприятия. Во второй главе проведён анализ финансово — хозяйственной деятельности предприятия. В третьей главе разработан проект расширения ассортимента за счет внедрения нового продукта.
Теоретическую и методологическую основу работы составили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых и практиков в области организации, экономики и управления предприятиями, конкурентоспособности предприятий, глобализации. Теоретическим, методическим и прикладным исследованиям конкурентоспособности посвящены научные труды многих выдающихся экономистов. Среди зарубежных авторов можно отметить таких ученых, как Ансофф И., Ас-сэль Г., Асхайм Б., Вирсема Ф., Данниг Дж., Изаксен А., Каплински Р., Перес К., Портер М., Райнерт Э., Фримэн К., Хамфри Дж., Х.Шмитц, М.Энрайт и др. Среди отечественных ученых значительный вклад в развитие концепций конкуренции и конкурентоспособности внесли Азоев Г.Л., Анискин Ю.П., Бандман М.К., Беленов О.Н., Виханский О.С., Гоголева Т.Н., Градов А.П., Дынкин А.А., Емельянов С.В., Куренков Ю.В., Пилипенко И.В., Туровец О.Г., Фатхутдинов Р.А., Эйтингон В.Н., Юданов Ю.И.
В работе применены следующие эмпирические методы исследования: сравнительный анализ, опросы, экспертные оценки, моделирование, корреляционно-регрессионный анализ. Для обобщения и формализации результатов использованы теоретические методы: гипотетико-дедуктивный, формализации, абстрагирования, общелогические методы.
Информационная база исследования состоит из документов и материалов органов государственной власти, законодательных и нормативных актов РФ и ее субъектов по вопросам промышленной и внешнеторговой политики, отчетов о хозяйственной деятельности предприятий и организаций, представляемых в государственные органы и публикуемых в Интернет, статистических данных, публикаций результатов научно-исследовательских работ, статей в отраслевой и экономической периодике.
Практическая значимость дипломного исследования состоит в возможности применения результатов в практической деятельности предприятия для повышения его конкурентоспособности.
Дипломный проект состоит из введения, трех частей и заключения, выполнен в объёме 100 страниц, выполнен на основании 60 источников, 10 приложений.
………….
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: Части первая, вторая и третья: по состоянию на 1 фев. 2011г: офиц. Текст/ М-вю юстиции Рос. Федерации.- М.: Юрайт,2011г.-480с
2. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.01.2000 №22-ФЗ.
3. Абрютина, М. С. Экономический анализ деятельности [Текст] / М. С. Абрютина – М: Издательство «Дело и Сервис», 2013. – 512 с.
4. Абрютина, М. С. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие [Текст] / М. С. Абрютина – М: Издательство «Дело и Сервис », 2010. – 272 с.
5. Агафонова, М. Н. Анализ рентабельности предприятия [Текст] / М. Н. Агафонова – М: «Бератор – Пресс», 2013. – 464 с.
6. Алексеева, М.М. Планирование инвестиционной деятельности фирмы [Текст] / М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 247 с.
7. Алябьева, М. В. Экономический анализ. Издержки – Объем – Прибыль в системе «Директ-костинг». Учеб. пособие [Текст] / М.В. Алябъева – М: Дело, 2010. — 250 с.
8. Ансофф, И. Стратегическое управление в период введения инноваций [Текст] / И. Ансофф. — М.: Экономика, 2005. – 647с.
9. Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка [Текст]: учеб. пособие /В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко; под общ. ред. В. Анурин — СПб.: Питер, 2010г. – 270 с.: ил.
10. Бабо, А. Прибыль [Текст] / А. Бабо – М.: АО Издательская группа «Прогресс», 2010. — 117 с.
11. Баканов, М. И. Теория экономического анализа [Текст] / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет — М: Финансы и статистика, 2013. — 200с.
12. Балабанов, И. Т. Финансовый менеджмент [Текст] / И. Т. Балабанов – М: Финансы и статистика, 2013. – 310 с.
13. Бердикова, Т.Б. Анализ и диагностика финансового – хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие для вузов / Т.Б. Бердикова. — М.: ИНФРА, 2010 г. — 215 с.
14. Бреславцева, Н.А. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.А. Бреславцева — М.: ИНФРА, 2010 г. – 275с.
15. Воронин, Г. Как управлять конкурентоспособностью организации [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. Воронин — М.: 2005. — № 10.- С. 72-73.
16. Валевич, Р. П. Экономика предприятия, повышение прибыльности и рентабельности [Текст] / Р. П. Валевич — Минск: Высшая школа, 2006. — 415 с.
17. Голиков, Е. А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Экономика [Текст] / Е. А. Голиков- М.: 2013. – 214с.
18. Горемыкин, В.А. Бизнес – план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес – плана [Текст] / В.А. Горемыкин. — 5-е изд.., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 592 с.
19. Грузинов, В. П. Экономика предприятия [Текст] / В. П. Грузинов, В. Д. Грибов — М.: Финансы и статистика, 2013.-350 с.
20. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление [Текст]: учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин; под общ. ред. А.Л. Гапоненко — М.: ИКФ Омега-Л, 2010 г. — 472 с.
21. Герасимова, В.Е. Учет доходов и расходов. Требования уточненных стандартов [Текст] / В.Е. Герасимова // Бухгалтерский учет и налоги. – 2007. — № 3 – С. 28-30.
22. Горин, Е.А. Отечественный промышленный комплекс: проблемы и перспективы [Текст] / Е.А. Горин // Инновации. – 2013. -№ 7. — С.17-24.
23. Давыдовский, Ф.Н. Теоретические аспекты реструктуризации промышленности в условиях рынка [Текст] / Ф.Н. Давыдовский // Инновации. – 2007. — № 7. — С. 13-17.
24. Дашков, Л. П. Организация, технология предприятий: влияние на рентабельность [Текст] / Л. П. Дашков – М.: — Маркетинг, 2011. – 520 с.
25. Доход, прибыль и рентабельность [Текст] // Современная экономика: Многоуровневое учебное пособие/ Науч. Ред. ДЭИ. Мамедов О. Ю. – М.: Инфра-М, 2007.- 257 с.
26. Ефимова, О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия [Текст] / О. В. Ефимова — М.: Экономист, 2007.- 320 с.
27. Зайцева, Г. В. Доходы, издержки, прибыль торгового предприятия [Текст] / Г. В. Зайцева — Белгород, 2013