Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И СУЩНОСТЬ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ5
1.1. Возникновение, планирование и цель целевых программ5
1.2. Финансовое обеспечение и критерии для разработки целевых программ8
1.3. Классификация целевых программ10
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ15
2.1. Место целевых программ в социально-экономическом развитии муниципального образования15
2.2. Порядок разработки муниципальных целевых программ16
2.3. Механизмы реализации муниципальных целевых программ19
2.4. Логико-содержательный анализ как инструмент оценки муниципальных программ22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ38
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПЕРЕСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2015-2020 ГОДЫ» 12
2.1. Анализ модели муниципальной целевой программы 12
2.2. Оценка эффективности целевой программы в ходе ее реализации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ВВЕДЕНИЕ
Понятия «цель» и «управление», ориентированные на достижение результата, были отражены еще в работах древних философов. Такие великие творения как, водопровод в Риме, пирамиды в Египте, архитектурные постройки в Южной Америке, Великая китайская стена и многое другое, не могли быть созданы без заранее продуманных проектов и последовательно выполняемых программ. Но воплощены они были либо в устной форме, либо в графической — отдельными фрагментами. Документального оформления они, как правило, не имели. Официально документально-оформленные программы, как инструменты планирования будущего и управления им, появились в начале XX в.
Первой такой программой нашего государства принято считать План ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России), которую разработали в 1920 году. А уже в 1921 г. появился и главный плановый орган страны — госплан СССР.
План ГОЭЛРО — эта первая в истории страны долгосрочная комплексная программа развития народного хозяйства огромной державы и повышения эффективности ее производства. Именно этот план заложил теоретические основы программно-целевого планирования и практически подтвердил его действенность, как института формирования плановых решений и их реализации.
За десятки лет развития и совершенствования программно-целевого планирования и управления целевыми программами, специалистами предлагались варианты их классификаций. Но встречавшиеся при этом трудности привели к тому, что общепринятая классификация до сего времени не создана. Это происходит потому, что каждая целевая программа, с одной стороны очень индивидуальна, а с другой — настолько многоаспектна, что отнесение ее к какому-то одному, конкретному виду спорно. Любая современная целевая программа несет в себе и экономическую, и научно-техническую, и социальную, и другие составляющие.
Особое место в системе целевых программ, разрабатываемых в процессе планирования, занимают целевые комплексные программы, подразумевая документ, в котором отражаются цель и комплекс различных задач и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Известны федеративные, региональные, научно-технические, социально-экономические, экологические целевые комплексные программы.
Так же многие исследователи определяют целевую комплексную программу как комплекс мер, направленных на достижение заданных конечных результатов и решений конкретных общественных проблем. Она представляет собой организационную форму целеполагания, которая позволяет определить иерархию целей с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные из них и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной цели.
С учетом того, что разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства, тема данной курсовой работы, безусловно, приобретает актуальность. В настоящее время в Российской Федерации разрабатываются и реализуются множество федеральных, межгосударственных, программ субъектов Российской Федерации, региональных и местных целевых программ.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
Понятие целевой комплексной программы
Целевая комплексная программа — директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы.
Реализация целевой комплексной программы (далее ЦКП) требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций. Среди требований, которым должна отвечать цель, выдвинутая в ЦКП, выделяются также конкретность, реальность и контролируемость.
Конкретность цели подразумевает результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена ЦКП.
Реальность цели означает их практическую достижимость к определенному сроку.
Контролируемость предусматривает возможность осуществления контроля за ходом реализации цели. Достижение цели предполагает решение целого ряда задач, поэтому в ЦКП цель разбирается на подцели и формируется «дерево целей».
Кроме целевой направленности к числу наиболее характерных особенностей целевой комплексной программы относятся:
— высокая степень комплексности; ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции;
— четкая адресность заданий;
— детальная привязка к отраслевым и региональным планам;
— приспособленность к экономико-математическому моделированию и др.
Классификация ЦКП осуществляется по следующим основным признакам: по уровню, составу, сферы влияния и реализации; по характеру и специфике проблем и целей; по срокам выполнения.
По уровню, составу, сферы влияния и реализации выделяют такие программы: межгосударственные, государственные, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные, региональные, локальные.
По характеру и специфике проблем и целей различают программы:
— Социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни, повышение материального и культурного уровня населения, улучшение производственных и социальных условий труда и отдыха, рост масштабов и эффективности функционирования общественного сектора и т. п.
— Производственные, ориентированные на увеличение производства определенных видов продукции (работ, услуг), развитие прогрессивных производств, повышение качественных характеристик продукции, рост эффективности использования ресурсов….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целевые комплексные программы являются важнейшим инструментом управления государством. Они выступают и как один из важнейших средств реализации структурной политики и поэтому должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Они играют важную роль в решении актуальных проблем развития субъектов Российской Федерации, развития социально-экономических процессов на всех уровнях. Такое комплексное планирование решения проблем способствует повышению улучшения качества материальных благ и услуг, что в результате влечет за собой в целом повышение качества жизни населения страны.
Поэтому социальное программирование постепенно превращается в эффективную управленческую технологию, которая объединяет различные функции управления: информационную, познавательную, прогностическую, стратегическую и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение. Это, требует обоснования и поэтапного применения методов разработки программных решений, выбора содержания мероприятий и ожидаемых результатов от ее реализации.
В результате работы было выяснено, что комплексные целевые программы очень разнообразны и не существует их четкой классификации. Самыми популярными принято считать три типа целевых комплексных программ: общегосударственные (на уровне Российской Федерации), функциональные (отраслевые) и территориальные (региональные, муниципальные). Они в свою очередь, содержат подтипы программ по сферам деятельности.
Все программы довольно разнообразны по своему характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам, и, как следствие, требуют грамотного подхода к их разработке и реализации. Целевая комплексная программа – это нормативный документ, содержащий стратегию, план действий и перечень инструментов, словно «карта сокровищ». А вот удастся ли с помощью этой карты достичь основной цели – «отыскать клад» — зависит от желания «кладоискателя», т.е. от аппарата управления государственной и муниципальной власти.