Содержание
Введение
3
ГЛАВА 1. Современное состояние проблем профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
1.1.История развития профориентации.
1.2.Понятие профессионального самоопределения в психологии
1.3. Динамика профессионального самоопределения человека
в онтогенезе.
1.4. Ранняя юность в аспектах профессионального самоопреде-ления.7
7
15
31
37
ГЛАВА 2 Исследование особенностей
профессионального самоопределения в ранней юности.
2.1.Организация и методы исследования
2.2.Результаты сравнительного исследования.
56
58
Выводы64
Заключение66
Литература68
Приложения70
Выдержка из текста работы
Одним из перспективных методов оказания помощи субъектам и объектам обучения является психолого-педагогический консилиум. Ю.К. Бабанский отмечает, что "для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учебе или недостатков поведения. Улучшение изучения школьников позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов, которая стала особенно актуальной и сложной в условиях всеобщего среднего образования". [3]
Задача психолога в педагогическом консилиуме — помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное — обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий учителей и воспитателей). Педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.
консилиум психологический педагогический школьник
У учителей часто складывается жесткое и однозначное мнение о том или ином ученике, и изменить это мнение очень не просто. Что бы ученик ни сделал, все его действия и отношения воспринимаются через установку на него учителя. Поэтому проведение консилиума, результаты работы которого были бы действительно полезны, требует тщательной подготовки, в ходе которой планируется решение нескольких задач:
.Показать педагогическому коллективу ученика с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и пр., о причинах происхождения и существования личностных проблем школьника.
2.Добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, т.е. пробиться сквозь стену установки учителя по отношению к данному ребенку. Это очень трудная задача, и решать ее нужно осторожно, постепенно, еще задолго до проведения консилиума. Нужно создать у учителя пусть небольшой, но собственный опыт видения ученика если и не иным, то хотя бы чуть-чуть измененным взглядом.
Важно пробудить у учителя сомнения в верности оценки ученика и в правильности своих педагогических действий. Подвести его к примерно таким вопросам и рассуждениям: "А если разобраться серьезно, что делали с ребенком? Прорабатывали на классном часе, в учительской, вызывали родителей. А знаю ли я, чем интересуется, о чем мечтает этот ученик? Что он читает? Какие фильмы любит смотреть? Какая обстановка у него дома? Что он умеет и любит делать: кататься на коньках, ухаживать за животными, играть в шахматы, рисовать, лепить, строгать? За что-нибудь его когда-либо похвалили? Поставили хоть раз в чем-нибудь в пример другим ребятам? Поручили какое-нибудь значимое для него дело? Поинтересовались, есть ли у него друг, а если нет, то помогли ли этого друга найти? Наконец, поговорили с учеником в школе хоть раз "по душам", без упреков и угроз?"
Постановка учителем — перед собой подобного рода вопросов может поколебать его субъективную установку на ребенка, вызывает переосмысление и переоценку самого себя: что же это я? Ведь рядом человек, я за него ответствен, а я его не знаю. можно ли еще что-то исправить?!
Учителя в силу загруженности, недостаточности профессиональной квалификации или личностного развития устраивает определенность в оценке того или иного ученика. Он его внутренне, для себя, оценил и ведет себя по отношению к школьнику соответственно этой оценке, и совесть его спокойна, он не мучается вопросом: правильно или неправильно он поступил, как это может отразиться на настроении, самочувствии ученика?
Психолог же снимает всякую оценку с ученика. Ученик не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и мы, взрослые, должны его в чем-то поддержать, что-то помочь исправить. Это значительно труднее, заставляет думать и оценивать уже не ученика, а свои собственные действия и мысли по отношению к нему. И часто учитель с трудом меняет установку на ученика не только потому, что уж совсем не понимает, о чем говорит психолог (или кто-то другой), а потому, что, может быть, и бессознательно, не хочет усложнять жизнь самому себе. Поэтому здесь нужна кропотливая психологическая подготовка, чтобы помочь учителю "переступить" через самого себя.
. Выработать психолого-педагогическим консилиумом коллективное понимание всеми учителями сути личностной проблемы ученика. Только в этом случае можно рассчитывать на их взаимодействие в интересах школьника.
Все выше сказанное обуславливает актуальность дипломного исследования.
Цель исследования: определить проблемы современной российской школы и ребенка в ней, роль психолого-педагогического консилиума в решении проблем обучающегося.
Объект: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет: психолого-педагогический консилиум как метод решения проблем обучающегося.
Гипотеза: многие проблемы взаимоотношений педагогов и детей в учебно-воспитательном процессе могут быть положительно решены при условиях:
компетентного видения проблем современной школы и ребенка в ней;
грамотно организованного психолого-педагогического консилиума.
Задачи:
1.Изучить проблемы современного российского образования.
2.Определить психолого-педагогический статус школьника как критериальную основу диагностического обследования.
.Изучить сущность и технологию проведения и значения психолого-педагогического консилиума.
Методы: изучение теоретических источников, социологических исследований, анализ, синтез, обобщение.
Структура: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Проблемы обучения и воспитания ребенка в современной школе и семье
1.1 Проблемы ребенка в современной отечественной школе