Содержание
Введение
3
ГЛАВА 1. Современное состояние проблем профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
1.1.История развития профориентации.
1.2.Понятие профессионального самоопределения в психологии
1.3. Динамика профессионального самоопределения человека
в онтогенезе.
1.4. Ранняя юность в аспектах профессионального самоопреде-ления.7
7
15
31
37
ГЛАВА 2 Исследование особенностей
профессионального самоопределения в ранней юности.
2.1.Организация и методы исследования
2.2.Результаты сравнительного исследования.
56
58
Выводы64
Заключение66
Литература68
Приложения70
Выдержка из текста работы
Для подтверждения гипотезы в ходе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование мышления детей старшей группы 365 детского сада Дзержинского района г. Волгограда. Диагностика мышления проводилась по 4 основным параметрам: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. 41
На первом этапе диагностики было проведено обследование детей с целью изучения уровня развития логического мышления с использованием методики «Свободная классификация» 41
Анализ результатов исследования уровня развития логического мышления с использованием методики «Свободная классификация» представлен в таблице 1. 45
Анализ результатов исследования аналитико-синтетических характеристик мышления дошкольников с применением методики «Разрезные картинки» представлен в таблице 3. 47
Анализ результатов исследования уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез с применением методики «Анализ образца» представлен в таблице 5. 48
2.2. Разработка и апробация модели процесса формирования основ логического мышления у старших дошкольников. 55
Анализ результатов повторного исследования уровня развития логического мышления с использованием методики «Свободная классификация» представлен в таблице 13. 68
Анализ результатов исследования аналитико-синтетических характеристик мышления дошкольников с применением методики «Разрезные картинки» представлен в таблице 15. 71
Данные контрольного исследования уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез с применением методики «Анализ образца» представлены в таблице 17. 73
Выводы по 2 главе 81
Для подтверждения гипотезы в ходе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование мышления детей старшей группы 365 детского сада Дзержинского района г. Волгограда. Диагностика мышления проводилась по 4 основным параметрам: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. 81
В процессе диагностики было проведено обследование детей с целью изучения уровня развития логического мышления с использованием следующих методик: 82
1. «Свободная классификация» 82
Заключение 85
Для подтверждения гипотезы в ходе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование мышления детей старшей группы 365 детского сада Дзержинского района г. Волгограда. Диагностика мышления проводилась по 4 основным параметрам: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. 87
В процессе диагностики было проведено обследование детей с целью изучения уровня развития логического мышления с использованием следующих методик: 87
1. «Свободная классификация» 87
Список литературы 90
Введение
Актуальность темы дипломного исследования обусловлено тем, что большинство существующих образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему. Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.
Работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают приёмами систематизации знаний на основе логического мышления даже в старших классах школы, а эти приёмы необходимы уже младшим школьникам: без них не происходит полноценного усвоения материала.
В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие определения, обосновывать суждения, развивают логическую интуицию, позволяют постичь механизм логических построений и учат их применению.
Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Однако практически все представленные работы направлены на развитие отдельных компонентов логического мышления, а не логического мышления как структуры.
Остался открытым и вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития логического мышления.
В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития логического мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике.
Цель дипломного исследования – разработка педагогических условий формирования основ логического мышления старших дошкольников.
В нашем случае педагогические условия представляют собой совокупность обстоятельств, способствующих успешности формирования логического мышления у старших дошкольников
Объект исследования – развитие логического мышления старших дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования – педагогические условия, способствующие развитие логического мышления старших дошкольников.
В основу исследования была положена следующая гипотеза.
Развитие логического мышления старших дошкольников – это педагогически управляемый процесс, эффективность которого зависит от реализации педагогических условий по его формированию.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили задачи исследования:
— рассмотреть формирование логического мышления в старшем дошкольном возрасте как педагогическую проблему;
— изучить современные подходы к разработке педагогических условий формирования логического мышления в старшем дошкольном возрасте;
— провести диагностику уровня развития логического мышления у старших дошкольников.
— разработать и апробировать модель процесса формирования основ логического мышления у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались взаимодополняющие методы исследования:
— методы теоретического исследования (теоретический анализ философских, психолого-педагогических исследований, сравнительный анализ учебных программ, учебников, учебных пособий),
— диагностический метод,
— количественный и качественный анализ результатов проведенных экспериментов.
Экспериментальная база исследования: 365 детский сад Дзержинского района г. Волгограда.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты, проблемы формирования основ логического мышления дошкольного возраста
1.1. Формирование логического мышления в старшем дошкольном возрасте как педагогическая проблема
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредствованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем…………………
аключение
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.
Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, — но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.
Развитие логического мышления ребенка в системе дошкольного воспитания является его необходимой составляющей в связи с резко возрастающим объемом научного содержания изучаемых дисциплин в начальных классах школы.
Проблема организации развития логического мышления в педагогической и психологической теории до сих пор не нашла своего однозначного и общепринятого решения, однако одним из важнейших дидактических условий решения этой педагогической задачи является специально разработанная система заданий, ориентированная на обучение старших дошкольников приемам логического мышления.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, с опорой на зрительные представления, образы. С началом школьного обучения у ребенка начинает формироваться новый тип мышления — словесно-логический. Обучение в школе преимущественно направлено на развитие именно данного вида мышления. Все операции с символами (буквами, цифрами) осуществляются при помощи словесно-логического, абстрактного мышления.
Однако это не значит, что наглядно-образное мышление исчезает вовсе. У некоторых взрослых людей оно является даже лучше развитым, чем абстрактное. Обычно, это творческие люди с развитым воображением.
Примерно в возрасте 6 — 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления — словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.
В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение.
Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.
Для подтверждения гипотезы в ходе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование мышления детей старшей группы 365 детского сада Дзержинского района г. Волгограда. Диагностика мышления проводилась по 4 основным параметрам: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Для реализации поставленной цели было проведено диагностирование 15 детей старшего дошкольного возраста (возрастная категория 6-7 лет).
В процессе диагностики было проведено обследование детей с целью изучения уровня развития логического мышления с использованием следующих методик:
1. «Свободная классификация»
2. «Разрезные картинки». Помимо анализа и синтеза эта методика позволяет также выявить особенности развития операции сравнения.
3. «Анализ образца».
4. Умение строить классификации.
5. Обобщение.
По результатам проведения пяти методик были сформулированы выводы об общем уровне развития логического мышления старших дошкольников экспериментальной группы.
В работе для оценки развития логического мышления старшего дошкольника были установлены границы баллов по уровням его развития:
При распределении дошкольников экспериментальной группы по уровням развития логического мышления было определено, что высокий уровень развития логического мышления сформирован всего у трех дошкольников, достаточный уровень – также у 3 дошкольников, что составляет по 20 %. 3 дошкольников можно отнести к группе с низким уровнем развития логического мышления, и у 40% (6 человек) показатель был средним.
Таким образом, в результате проведенной в процессе дипломного исследования диагностики на базе старшей группы детского сада можно сделать вывод о необходимости создания определенных педагогических условий оформления основ логического мышления у старших дошкольников.
Далее была проведена разработка модели процесса формирования логического мышления у старших дошкольников.
Учебной целью явилось развитие логического мышления; интеллектуальной гибкости; создание условий для активизации развития умственной деятельности ребенка.
Воспитательная цель модели: развитие самостоятельности, инициативы, формирование творческой личности.
Модель состояла из трех направлений:
— развитие наглядно-действенного мышления — такие игры как: «Просветы», «Переставь карточку (картинку)».
— развитие словесно-логического, отвлеченного мышления — такие игры, как «Кто где живет?», «Одинаковое-разное», «Поиск девятого».
— решение занимательных задач
Успешность реализации данной модели формирования основ логического мышления у старших дошкольников зависит от соблюдения следующих педагогических условий:
— терпение педагога;
— умение играть и верить в игру;
— умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
— умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
— творчество педагога.
Также важным педагогическим условием развития логического мышления у старших дошкольников создание для детей ситуации успеха организацию психолого-педагогической поддержки ребёнку, в сочетании с созданием ситуаций трудности для развития волевых процессов.
Результативность модели формирования основ логического мышления старших дошкольников с применением данных педагогических условий оценивалась по данным итоговой диагностики, аналогичной той, которая проводилась в начале экспериментальной работы.
Итоговые результаты обследования дошкольников экспериментальной группы свидетельствует в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так из 15 дошкольников у 3 человек уровень развития логического мышления повысился с низкого уровня до среднего уровня, у 2 дошкольников – с низкого уровня – до достаточного, у 5 детей уровень данного показателя повысился с уровня среднего до достаточного, у 1 дошкольника с среднего до высокого.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
2. Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, Петрозаводск, «Скандинавия», 2003 г., с. 53-54.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте,—М., 1968.
5. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Дом печати, 1994.
6. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления.- М.: Знания, 1994.
7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979.
9. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. — В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956.- с. 453-480.
10. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. — № 2.- с. 67.
11. Гальперин П. Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.—М., 1978.
12. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания.—М., 1974.
13. Гоноболин Ф.Н. Психология Учеб. Пособие. М.: Просвещение 1973
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).
15. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра- М.: Просвещение, 1991.
16. Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / Ин-т «Открытое о-во»; Сост. Ю.В. Филиппова. — Ярославль, 2003. — 38 с.
17. Детский психолог/Под ред. Е.И. Рогова. — Вып. — Ростов-на-Дону, 1992. –266 с.
18. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка – Иркутск,1999.
19. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б, Эльконина, Л. А. Венгера.—М., 1981. – 342 с.
20. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред.О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой –М.: Изд. «Гном и Д»,2000.
21. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей.— М., 1985. – 335 с.
22. Доронова Т.Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т. Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. — М.: Просвещение, 2003. — 80 с.
23. Ермолаева, М.В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 176 с.
24. ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка –М.:Педагогика, 1986.
25. Знакомимся с программой «Развитие»: Пособие для воспитателей и родителей / Под ред.О.М.Дьяченко.Н.С.Денисенковой.-М.:Международный образовательный и психологический колледж, ООО «Гном -Пресс»,1999.-32с
26. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко- М.:Просвещение,1989.
27. Козырева Л. М. Развиваем логическое мышление. М.: Академия Развития, 2005. — 32 с.
28. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1988. — 190 с.
29. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше.Практикум по развитию познавательной деятельности-М.: Гном и Д,2000.
30. Краткий психологический словарь/Под ред.А.В.Петровского,М.Г.Ярошевского- Р/нД.:Феникс,1998.
31. Лапшин ВА., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М., 1990. – 367 с.
32. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с. Т(триз)
33. Люблинская А.А. Детская психология-М.;Просвещение,1985.
34. Макарьев И. Если ваш ребенок левша-СПб.:Мик,1995.
35. Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология.— 1995.—№5. – С. 15-19.
36. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. — 1994. — №3. – С.24-27.
37. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, — 2000. – 255 с.
38. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры, тесты. – Волгоград: Братья Гринины, 1998.
39. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
40. Немов Р.С. Психология. Кн.2:Психология образованияМ.:Просвещение,Владос,1994
41. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
42. О программе “Сообщество” // Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000.
43. ОбуховаЛ.Ф. Детская возрастная психология-М.:Пед. общ.-во России,1999.
44. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов — М. ВЛАДОС, 1995. – 524 с.
45. Пиаже Ж. Избранные психологические труды-М.: Межд. пед. академия,1994.
46. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника-М.: Педагогика,1997.
47. Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии.— 1982.— № 2. С.21-22.
48. Практикум по психологии.—М., 1972. – С.112-113.
49. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
50. Психология дошкольника:Хрестоматия-М.:Академия,1997.
51. Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
52. Пуляевская О.В. Дифференцированный подход в подготовке детей к школьному обучению –Иркутск: Изд.-во ИГПУ,2003.
53. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред.Л.А.Венгера-М.:Педагогика,1986.
54. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство Гном и Д», 2000-96 с.
55. Результаты психологических исследований — в практику обучения и воспитания / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова.— М., 1985. –268 с.
56. Рубинштейн С. Л О мышлении и путях его исследования. М., 1958. – 422 с.
57. Саморукова П.Г Умственное воспитание детей -Л.:ЛГПИ им.Герцена,1975.
58. Соловьева Г. Что такое педагогическая система Монтессори? // Первое сентября. 2001. №1.
59. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль:Академия,2000.
60. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
61. УрунтаеваГ.А. Дошкольная психология-М.: Академия,1996.
62. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. – 455 с.
63. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления- М.:Просвещение,1981.
64. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
65. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе. М: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.
66. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Педагогика,1989.
67. Эриксон Э. Детство и общество.- Обнинск, 1993.- С. 23.