Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ:7
§ 1.1. Понятие «тревожный ребенок» и факторы,7
вызывающие тревожность7
§ 1.2. Методы изучения тревожности у детей18
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ ПРИ АДАПТАЦИИ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ26
§ 2.2. Психолого педагогические мероприятия, направленные на облегчение адаптации тревожных детей в школьном коллективе33
§2.3. Методы психологической помощи при проблемах с адаптацией тревожного ребенка в школе41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ53
ПРИЛОЖЕНИЯ57
Выдержка из текста работы
Современные условия жизни семьи и школы, актуализирующие для большинства членов общества, независимо от их возраста, проблему выживания, оказывают существенное влияние на развивающуюся личность школьника. Это влияние опосредствуется в ребенке внутренними условиями психического развития, к которым, прежде всего, следует отнести особенности самой его личности, уже сформировавшейся на предшествующих этапах развития. К ним, в частности, относятся психические механизмы отражения трудностей жизнедеятельности, с которыми связаны ожидание и предвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных для него событий жизни, а также оценка их последствии. Эти механизмы соотнесены с мотивами деятельности и с самооценкой личности. Они активно участвуют в целеполагании, в формировании задач, в мобилизации сил и средств для их решения, в оценке результатов.
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена тем, что тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
Феномен личностной тревожности, широко известный в психологической литературе, является, с нашей точки зрения, совокупностью жизненных проявлений данного механизма. В школьном возрасте он складывается с достаточной определенностью и отчетливо проявляет себя как психодинамический аспект эмоционально-волевой регуляции деятельности.
Тревожность — это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «я». Что рождает страхи и опасения? Во-первых, не сложившиеся отношения со сверстниками, которые могут изменить не только отношения к школе, но и к жизни в целом, во-вторых, взаимоотношения с учителями. В третьих, психолого-педагогическая безграмотность родителей, которые требуют от ребенка отличных результатов любой ценой, наказывают его, если таковых нет, при этом не помогают собственному ребенку преодолеть возникшие трудности. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических ожиданий. Их характеризует неуверенность ребенка, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.
В связи с высокой жизненной значимостью тревожности, ее изучение становится необходимым применительно ко многим областям человеческой практики: в педагогике, в психологическом консультировании, в медицине и в ряде других наук.
Многие выдающиеся психологи, такие как З. Фрейд, П. Жане, В. Франкл, Ч. Спилбергер, Р. Бендлер, Дж. Гриндер и другие, рассматривали в своих работах проблему тревожности; но, анализируя ее с точки зрения своих специфических концепций, эти авторы не ставили своей целью комплексное рассмотрение данной проблемы применительно к школьной практике.
Между тем влияние эмоциональных состояний в целом и тревожности в частности на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.
Изучению проблемы тревожности посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов: А.Адлер (1964); Л.Моррис (1967); Н.Д.Левитов (1969); Ч.Спилбергер (1973,1986); Р.Сарасон (1975); Р.Лазарус (1972); А.Кемшшский (1977); Ю.Л.Ханин (1978); Ф.Б.Березин (1976); Я.Рейковский (1979); П.П.Гайденко (1979); К.Изард (1989); А.И.Захаров (1986); В.М.Астапов (1992); АМ.Прихожан (1995) и другие.
Спектр проблематики тревожности достаточно широк: наиболее разработанными, как свидетельствует анализ психологической литературы, являются работы, касающиеся вопросов развития тревожных детей на разных возрастных этапах (Б.И.Кочубей, Е.С.Новикова, А.И.Захаров, В.Р.Кисловская); нейрофизиологических основ тревожности и страха (К.Мэй, С.Эпстейн, Р.Лазарус, Н.Д.Левитов); создания методического инструментария для выявления тревожности (Р.Б.Кеттел, И.А.Мусина, Ч.Спилбергер, Б.Н.Филлипс, В.М.Астапов); создания коррекционно-развивающих программ для работы с тревожными детьми (АИ.Захаров, A.M.Прихожан).
Объектом исследования являются тревожные дети в школе, предметом – социально – психологические проблемы их адаптации в школьном коллективе.
Целью дипломной работы является выявление наиболее эффективных мер, обеспечивающих социально – психологическую поддержку тревожных детей при адаптации в школьном коллективе.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
— провести анализ понятия «тревожный ребенок» и факторов, вызывающих тревожность;
— выявить методы изучения и диагностики тревожности у детей;
— диагностировать поведение школьников на предмет выявления тревожности;
— рассмотреть методы психолого-педагогической помощи тревожным детям при проблемах с адаптацией в школе.
В дипломной работе отражены актуальные вопросы факторов риска, развития и профилактики тревожных состояний у детей и подростков, рассмотрены ключевые вопросы адаптации тревожных детей в школьном коллективе, требующие первостепенного внимания. Родители, педагоги, воспитатели и медицинские работники часто испытывают затруднения при решении вопросов охраны нервно-психического здоровья подрастающего поколения вследствие недостаточной информированности в смежных областях знаний.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что информация, содержащаяся в нашем исследовании, будет полезна для педагогов, социальных работников, психологов в силу своей работы сталкивающихся с детьми, склонными к тревожности, и их родителями (особенно, если речь идет о неблагополучных семьях). Также представленный в исследовании обзор литературы, может иметь определенную ценность как источник информации при составлении курсов по возрастной психологии, по социально-психологическому консультированию населения.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
§ 1.1. Понятие «тревожный ребенок» и факторы,
вызывающие тревожность
Тревожность детей — прямое следствие повышенной напряженности нашей жизни…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди наиболее частых и типичных проблем, с которыми приходится сталкиваться в школе, одно из первых мест принадлежит тревожному поведению детей. Родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора — это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Выбор профессии для тревожного человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями — не в радость, а в тягость. Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности.
Результаты дипломного исследования позволяет сделать ряд выводов и предложений.
1. Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
2. Анализ педагогической и психологической литературы показал, что основными причинами школьной тревожности могут быть:
— конфликт между потребностями ребенка;
— противоречивые требования со стороны родителей;
— неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям ребенка;
— конфликт воспитательной системы школы и семьи;
— негибкая, догматическая система воспитания в семье и в школе;
— ориентация ребенка не на процесс учения, а на его результат.
3. В течение учебного года по плану гимназии №93 нами совместно со школьным педагогом – психологом проводилась психологическая работа. Она велась по четырем основным направлениям: просвещение и психопрофилактика, психодиагностика, коррекционная и сопровождающая работа, консультирование, что было определено целью – создание оптимальных условий для развития, самовыражения и самореализации учащихся, педагогов и родителей. Данная работа представляет собой организованный процесс, в который включены формы и направления практической деятельности в четкой, логически оправданной последовательности. Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филипса на выявление уровня школьной тревожности. Анализируя данные исследования учащихся 5А класса по методике Филлипса до работы по программе снижения школьной тревожности и после нее можно сделать вывод, что количество учащихся с высоким уровнем проявления тревожности различных синдромов значительно снизилось.
4. Для преодоления школьной тревожности необходимо знакомить и с трудностями, и с неудачами, но самое главное — нужно помочь детям найти пути преодоления этих трудностей. Тревога становится конструктивной, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, — это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. А опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний. Нас часто пугают ошибки наших детей. Напрасно: страшны не ошибки, страшен отказ от поиска, отказ от активности, вялое смирение — источник мещанского прозябания и самодовольного упоения собственной посредственностью.
Таким образом, цель — не избавить ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь.
Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребенком. А ребенок для родителей всегда является частью их самих, причем наиболее незащищенной частью. Поэтому наибольшие страхи перед школой испытывают те родители, которые сами имеют проблемы эмоционально-психологического характера в отношении власти как таковой, различных форм подчинения и доминирования в мире взрослых. Проблемы их ребенка во взаимоотношениях со школой могут стать дополнительным поводом для самоанализа и личного роста таких родителей.
5. Предлагаем использовать следующие советы при работе с тревожными детьми:
— Ни в коем случае нельзя манипулировать детьми, перетягивать их как канат, то в одну, то в другую сторону. Ни родители, ни учителя не должны подрывать авторитет друг друга. Борьба авторитетов чревата не только тревогой, но и анархизмом, безверием ребенка.
— Взрослый и сам должен не быть противоречив в своих поступках и действиях. Если сегодняшними решениями мы зачеркиваем то, что провозгласили вчера, это нужно честно объяснить ребенку.
— Прежде чем настаивать на чем-нибудь, внимательно присмотритесь к ребенку: вы наверняка увидите то, что ему по-настоящему интересно, откликнитесь на его первые попытки найти что-то для души. Вы избавите его от тревожной необходимости сочетать то, что нравится вам (но безразлично или неприятно ему), с тем, что влечет самого ребенка.
— Необходимо ребенку доверять. Человек, живущий среди тех, кто ему доверяет, — спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Недоверие порождает неуверенность, внутреннюю борьбу, тревогу.
— Честность и доверие к ребенку — два кита, на которых стоит эмоциональное благополучие детей. Третий кит — безусловное принятие ребенка. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ребенок должен знать: он хороший, любимый и будет таким всегда.
— Мы должны доверять выбору детей. С кем они дружат, куда ходят — это их личное дело. Очень важно, чтобы ребенок сохранил искренние и глубокие контакты с кем-то взрослых, но не для контроля, а для своевременной помощи, не для вмешательства в дела ребенка, а для эмоциональной поддержки.
— Уметь распознавать проявления его тревоги, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить.
— Особое место нужно уделять «ахиллесовым пятам» тревожного ребенка и ситуациям, «запускающим» его переживания. Слабым местом тревожных детей часто являются повышенная утомляемость и затрудненная включаемость.
— Повышать самооценку ребенка. Помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявления любви и нежности.
— Необходимо учитывать, что тревожный ребенок уже сам нашел какой-то способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности, а порой нелепости подобных способов, их нужно уважать, не высмеивать, а использовать, чтобы помочь ребенку. Особенно хорошим подспорьем являются фантазии. Попытайтесь ему подыграть.
— Самыми неприятными проявлениями тревожности являются агрессивность и апатия. Ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией. Апатия и безразличие — чаще всего следствие завышенных или непоследовательных требований. Ни в коем случае не пытайтесь расшевелить ребенка насмешками или пинками, укорами и фальшивыми посулами.
Наличие тревожности — свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению, развитию ребёнка, познанию им мира и себя. Поэтому эту проблему нужно изучать и бороться с ней.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, А. Психологическая поддержка ребенка / А.Андреева // Воспитание школьников. — 2000. — № 3.
2. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. – М., 2008.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В.Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Академия, 2005.
4. Вачков, И. Умение владеть эмоциями / И.Вачков //Воспитание школьников. — 1998. -№5.
5. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. Лускановой Н.Г., Кумариной Г.Ф., Аргинской И.А. – М.: Дом, 2005.
6. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков / А.И.Захаров. – М.: Гардарика, 2004.
7. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И.Захаров. — СПб.: Союз, 2007.
8. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. — М.: Издательство Московского ун.-та, 1980.
9. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
10. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь / сост. Н.В. Новоторцева. — Ярославль, 2004.
11. Кочубей, Б. Детские тревоги: в школе и дома / Б. Кочубей, Е.Новикова // Семья и школа. – 1998. -№ 7.
12. Кученко, Т. О детской тревожности / Т. Кученко // Воспитание школьников. — 2002. — №5.
13. Лисина, М.И. Общение с взрослыми / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. — Кишинев, 2007.
14. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. — М.: Гардарика, 2002.
15. Немов, Р. С. Психология: учеб. пособие для студентов высш.
пед. учеб. заведений: в 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика.
Введение в научно – психологическое исследование с
элементами математической статистики / Р.С. Немов. – М.:
Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2008.
16. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов / В.А. Никитин. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
17. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Владос, 2005.
18. Овчарова, Р.П. Справочная книга школьного психолога / Р.П. Овчварова. — М.: Педагогика, 2006.
19. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с продуктивностью их интеллектуальной деятельности / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. -2006. — № 1.
20. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. – M.: Педагогика, 2007.
21. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд. центр «Академия», 2007.
22. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. —
1998. — №2.
23. Прихожан, А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе / А.М. Прихожан. — М.: Политиздат, 2005.
24. Психологическое консультирование в школе / сост. Н.В.Контева. — Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр, 2003.
25. Психология. Словарь / под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. — М.: Политиздат, 2006.
26. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
27. Руководство практического психолога / под ред. И.В. Дубровиной. -2-е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 2007.
28. Савина, Е. Тревожные дети / Е.Савина, Н.Шанина // Дошкольное
воспитание. — 2006. — №4.
29. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2008.
30. Спиваковская, А.С.Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. / А.С. Спиваковская. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО – Пресс, 2009.
31. Степанов, С. С. Попытка словаря трудностей / С.С. Степанов // Семья и
школа. — 1994. — №1.
32. Степанов, С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям / С.С. Степанов. – М.: Педагогика – Пресс,
2005.
33. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 2008.
34. Технологии социальной работы: учебник / под ред. Е.И.Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2007.
35. Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
36. Хорни, К.Невротическая личность нашего времени / К.Хорни. — М.: «Прогресс-Универс», 2003.
37. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / О.В. Хулаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
38. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005.
39. Шилова, Т. Школьный невроз / Т.Шилова // Воспитание школьников. — 2002. — № 9.
40. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. — Л.: Медицина, 1989.