Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности оказания психологической помощи родителям по вопросам развития детей с гиперактивным поведением…………………………….……………………………………….6
1.1.Особенности психического развития и развития личности детей с гиперактивным поведением………………………………………….…6
1.2.Особенности семейных взаимоотношений и стилей воспитания детей с гиперактивным поведением……………………………………………23
1.3.Структура, формы и общие принципы психологического консультирования родителей по проблемам гиперактивного поведения детей……………………………………………………….…………….29
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей психологического консультирования родителей по проблемам гиперактивного поведения детей………………………………………….39
2.1. Обоснование, организация и ход исследования………………………39
2.1.Анализ результатов исследования и рекомендации…………………49
Заключение………………………………………………………………………71
Библиография……………………………………………………………………74
Приложение………………………………………………………………………79
Выдержка из текста работы
Работаяв школе, психологи встречаются с разнообразными запросами клиентов. Очень часто причиной обращения к психологустановится чрезмерная двигательная активность ребенка, непоседливость,импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все этипризнаки характеризуют гиперактивное поведение. Дети, отличающиесягиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе,так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушаввопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться навыполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк,поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтомунередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности невсегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.
Своимповедением гиперактивные расторможенные дети возбуждают класс, затрудняя проведение учебных занятий. По данным разныхавторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20%учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медикивыделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениямисо стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются отздоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклоненияотдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чащевсего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другиеобозначения: «гиперкинетический синдром », "«двигательнаярасторможенность» и так далее. Заболевание, характеризующееся даннымипоказателями, получило название «синдром дефицита внимания сгиперактивностью» (СДВГ). И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы дляокружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания длясамого ребенка. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всегоон проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков онвстречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек.
Оченьчасто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности вусвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять этонедостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей дает возможностьопределить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того, возможныенарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания.Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровеньинтеллекта таких детей соответствует возрастной норме.
Помимолегкой дисфункции мозга и минимальной мозговой дисфункции, некоторыеисследователи (И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова, А.Д.Кошелева, Л.С.Алексеева)называют причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, атакже пороки внутрисемейного воспитания. Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку если 8-10 лет назадтаких детей в классе было по одному — два, то сейчас — до пяти человек и более.И.П. Брязгунов отмечает, что если в конце 50-х годов публикаций на эту темубыло порядка 30, то в 1990 году их число возросло до 7000.
Цель данного исследования:проверить, существует ли взаимосвязь между гиперактивным поведением ребенка иличностными особенностями его матери.
Задачи исследования :
1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретическогоисследования.
2. Формирование и проверка гипотезы.
3. Статистическая обработка полученных результатов.
4. Разработка рекомендаций по работе с близкимигиперактивных детей, исходя из полученных результатов.
Гипотеза звучитследующим образом: «Гиперактивное поведение может проявляться у детей,матери которых отличаются сочетаниемследующих личностных характеристик: доминантности и эмоциональнойнеустойчивости».
Объект исследования: материдетей, поведение которых характеризуется как гиперактивное. В исследованииучаствовали родители и педагоги шестидесяти трех учащихся Голицынской среднейшколы №2, Голицынской средней школы №1,Большевяземской гимназии, Одинцовской средней школы №3, Захаровской средней школы. В результатеанкетирования родителей и педагогов быливыделены две группы детей 7-10 лет ( группа гиперактивных и группа негиперактивныхдетей). Выбор данной возрастной группыдетей объясняется тем, что именно в этом возрасте наблюдается наибольший процент проявления гиперактивногоповедения. Количество детей в гиперактивной и контрольной группах по 20человек, в каждой группе по 3 девочки и по 17 мальчиков.
После обработки анкет были сформированы две группы матерей: исследуемая и контрольная.В исследуемую группу вошли матери гиперактивных детей. Возрастной состав даннойгруппы 29-35 лет. В контрольную группувошли матери негиперактивных детей. Возрастной состав данной группы 30-32 года.
Предметисследования: личностные характеристики матерей гиперактивных детей.
Гипотезав результате исследования подтвердилась (уровень значимости различий 0,025).Это позволяет говорить о том, что сочетание доминантности и эмоциональной неустойчивости в структуреличности матери может способствовать формированию гиперактивного поведенияребенка.
Даннымиисследования можно будет пользоваться при работе с гиперактивными детьми,разрабатывая коррекционную программу, которая будет ориентирована не только на ребенка, но и наего окружение. В этом заключается практическая значимость исследования.
Чтотакое гиперактивность?
«Гипер…»- (от греч. Hyper — над,сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово«активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает«действенный, деятельный».
Гиперактивноеповедение детей отличается следующими признаками [4, c.32]:
· Часто наблюдается беспокойные движения в кистях истопах; сидя на стуле, крутиться, вертится.
· Встает со своего места в классе во время уроков или вдругих ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
· Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает,крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда этонеприемлемо.
· Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматьсячем-либо на досуге.
· Находится в постоянном движении и ведет себя так,«как будто к нему прикрепили мотор».
· Часто бывает болтлив.
· Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушавих до конца.
· Обычно с трудом дожидается своей очереди в различныхситуациях.
· Часто мешает другим, пристает к окружающим (например,вмешивается в беседы или игры).
Длявыявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивногоребенка.
Наверное,в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте,молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работевоспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительныи безответствены. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различныепредметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они частообижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психологиВ. Оклендер так характеризуют этих детей: «Гиперактивному ребенку трудносидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерноговорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохаякоординация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломаетвещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, онлегко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидаетсяответов» [24, c.228].Вероятно, учителю и психологу знаком портрет такого ребенка.
Каквыявить гиперактивного ребенка ?
Поведениегиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышеннойтревожностью, поэтому педагогу иродителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей отдругой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведениетревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто являетсяисточником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.
Таблица 1.Критерии первичной оценки проявления гиперактивности
и тревожности у ребенка.
Критерии оценки
Гиперактивный ребенок
Тревожный ребенок
Контроль поведения
Постоянно импульсивен
Способен контролировать поведение
Двигательная активность
Постоянно активен
Активен в определенных ситуациях
Характер движений
Лихорадочный, беспорядочный
Беспокойные, напряженные движения
Чтобывыявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним,проводить беседы с родителями и педагогами.
Основныепроявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активноговнимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американскиепсихологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявлениягиперактивности у ребенка [20, с.87]
Критериигиперактивности
(схеманаблюдения за ребенком)
Дефицитактивного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживатьвнимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и незаканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилийзаданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательнаярасторможенность
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами,двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже вмладенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность
1.Начинаетотвечать, не дослушав вопрос.
2. Неспособен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохососредоточивает внимание.
5. Не может дождаться вознаграждения (если междудействиями и вознаграждением есть пауза).
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному ипоказывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, надругих — нет, но одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бышесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, чторебенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей(З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицитавнимания с гиперактивность.
Историяизучения этого заболевания — недлинный, но насыщенный фактами период,составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка,который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкийврач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.
Несмотряна то, что изучение невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались многиеученые, долгое время не существовало научного определения таких состояний. Былипериоды спада и повышенного внимания к этой проблеме. В 1947 г. педиатрыпопытались дать четкое клиническое обоснование так называемым гиперподвижнымдетям, у которых часто возникали проблемы с учебой. Однако вопрос отерминологии этого состояния остался нерешенным.
Донастоящего времени не было единой точки зрения в отношении названия этогозаболевания. Порой авторы вкладывали в один и тот же термин самое различноесодержание.
Немногосуществует заболеваний, имеющих столь многочисленные названия. Вот лишь некоторые из них:«легкая дисфункция мозга», «гиперкинетический хроническиймозговой синдром», «легкое повреждение мозга», «легкаядетская энцефалопатия», «гиперкинез»,«гиперактивность», «гиперкинетические импульсивныенарушения», «минимальная мозговая дисфункция» и многие другие.
Переход к массовому школьному обучениюзаставил внимательно рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категориидетей, плохо справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формывоспитания и обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихсястали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненнуюприроду их ума и характера.
Французскиеавторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии средиучащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) среди«психически ненормальных учеников» наряду с отсталыми, эпилептиками,астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.
Термин «легкая дисфункция мозга» появилсяв периодической медицинской печали в 1963 г. после совещания международныхэкспертов-неврологов, проводившегося в Оксфорде.
Покрайней мере, 100 клинических проявлений входило в понятие «легкаядисфункция мозга», включая дисграфию (нарушение письма), дизартрию(нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета),гиперактивность, недостаточнуюконцентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение идругие.
Термин«легкая дисфункция мозга» нелегко вводился в медицинскую среду. Былинаправлены анкеты 10 зарубежным педиатрам с вопросам: «Что Вы понимаетепод термином „Легкая дисфункция мозга“?». Ответы были самымиразными. Подразумевалась и умственная отсталость, и нарушение координации, идругие отклонения вплоть до начальной стадии олигофрении.
В1966 г. S.D. Clemens далследующее определение этого заболевания у детей: «заболевание со среднимили близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения отлегкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями вцентральной нервной системе, которые могут характеризоваться различнымисочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательнойфункции» [4, с.15]. По егомнению, индивидуальные различия у детей могут быть результатом генетическихотклонений, биохимических нарушений, инсультов в перинатальном периоде,заболеваний или травм в периоды критического развития центральной нервнойсистемы или других органических причин неизвестного происхождения.[4, с.11]
Значительнопозднее начали изучать эту проблему отечественные врачи. Наш известный педиатрЮ.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенногофактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, которыйсостоялся в 1972 г., выделила группу «трудновоспитуемых» детей,которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.[8, c.25]
Сгодами бессилие педагогических методов коррекция гиперактивности становилосьвсе более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на староепредставление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как еепсихопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, чтошкольную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет ихумственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможноскорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивностиследовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этимпланировать коррекционные мероприятия.
Исследованияв этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причинойнарушений поведения выступает дисбаланспроцессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и«участок ответственности» за данную проблему — ретикулярная формация.Этот отдел центральной нервной системы «отвечает» за человеческуюэнергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на корубольших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различныхорганических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденомсостоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.
Непосредственнойпричиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множествомикроповреждения мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксииноворожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговыеповреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярнойформации и нарушений со стороны близлежащих отделом мозга возникают более илименее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторномкомпоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественныеисследователи, назвав его гипердинамическим синдромом [12, с. 4]
Послемножества изменений в терминологии заболевания специалисты, наконец,остановились на названии, несколько сложном для понимания читателя, но болееточно отражающем его сущность: «синдром дефицита внимания сгиперактивностью (СДВГ)». Именно под этим названием данная патология вошлав американскую классификацию заболеваний [4, c.11].
Значительнымсобытием была публикация американскими учеными в 1987 г. ревизии (пересмотра)третьего издания «Диагностического и статистического руководства попсихическим заболеваниям (DSM-III-R)»,что внесло большой вклад в диагностические критерии и даже изменило названиезаболевания, о чем говорилось выше.
Строгиекритерии позволяют стандартизировать методику диагностирования детей с рискомтакого заболевания и дают возможностьсравнивать данные, полученные исследователями в разных странах.
Впоследние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всехстранах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикацийпо данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. — 2000, а в1977 -1980 гг. — 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется2000 и более статей и книг.
Анализ возрастной динамики показал, что признакирасстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах:наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом,пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и началообучения [4, c.29].
Это обусловлено динамикой развития высшейнервной деятельности. 5,5—7 и 9—10 лет — критические периоды для формированиясистем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7годам, как пишет Д.А. Фарбер [1991], происходит смена стадий интеллектуальногоразвития, формируются условия для становления абстрактного мышления ипроизвольной регуляции деятельности.
В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школев связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковыхструктур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срывукомпенсаторных механизмов центральной нервной системы и развитиядезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями.Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться вкаждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.
Всплескгиперактивности в 12-15 лет в группе риска, а в группе с синдромом в 14 летсовпадает с периодом полового созревания. Гормональный «бум»отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. «Трудный»подросток (а именно к этой категорииотносится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью)может решиться на расставание со школой [27, с. 313].
К концу периода полового созревания гиперактивностьи эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другимиличностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицитвнимания сохраняется. Нарушение внимания — основной признак заболевания,поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания синдромдефицита внимания с гиперактивностью). Здесь может решаться вопрос и о расставании со школой [4, с.30]
Кконцу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональнаяимпульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения,дефицит внимания сохраняется (О.В.Халецкая, В.М.Трошин). Нарушение внимания — основнойпризнак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноззаболевания.
Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдромадиагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков этосоотношение составляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек[22, c.7].
Преобладание мальчиков — это не только следствиесубъективного мнения респондентов, отвечающих на вопросы анкеты. Хотя учителячаще всего именно в мальчиках видят нарушителей порядка. Высокая частотасимптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена влияниемнаследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского полак патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочекбольшие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеютбольший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражениицентральной нервной системы [Корнев А.Н., 1986].
Кроме того, отмечаются половые различия в структуре идинамике поведенческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другиенарушения поведения появляются с 3—4 лет, что заставляет родителей обращаться кврачу ещё до поступления ребёнка в школу.
Среди девочек гиперактивностьвстречается реже, заболевание у них чаще проявляется в виде нарушений внимания.У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрыто.
Авторыпсихологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивностиневнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательнуюактивность [32, C.103]. Чащегиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими,трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуальногоразвития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышатьпоказатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются ввозрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Говоряо гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию или криминальноеповедение, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределениянормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативностиформ индивидуального поведения и развития. Большинство детей любого возраста,обозначаемых педагогами как «трудный» ученик, воспитанник, родителями- как «трудный» ребенок, а социологами — как несовершеннолетний из«группы риска», принадлежит именно к этой категории.
Угиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности:беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%). Тики, назойливыедвижения, двигательная активность и неловкость и т.д. В школьном обучении дети обнаруживаютменьшую эффективность, нарушение чтения, правописания, письменной графики. Онитрудно адаптируются к школе, плохо входя в детский коллектив, часто имеютразнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками [15, c.13].
Дети,которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или все ихразнообразие, иногда просто избегают болезненных для них ощущений. Ребенку,который неспособен или не желает выражать сдерживаемые чувства, естественно,трудно быть спокойным и сосредоточенным, концентрировать внимание, хотя он неимеет при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств. Частотревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать вкакой-либо деятельности. Они постоянно переходят от одного занятия к другому ивыглядят так, как будто они не способны остановиться на чем-нибудь одном илицеликом сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Такие дети — боязливые, раздражительные, тревожные — могут производить впечатлениегиперактивных детей со всемиследствиями, вытекающими их этого ярлыка.
Матери (66%) отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д.[15, c.13]. Все это осложняет положениеребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обученияи формировании соответствующего поведения. Быстрые, импульсивные, эти дети неумеют сдерживать свои желания, организовывать поведение. В любой ситуациидоставляет окружающим много хлопот, крайне «неудобны» для воспитателей,учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становится весьмараспространенным и в дошкольном учреждении, и в школе. Дезадаптирующиеособенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированныхрегулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля как важнейшегоусловия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.
Все эти синдромы традиционно относятся к сферетемперамента. Связь темперамента с особенностями поведения, в том числе сдевиантным поведением, давно признана. Наиболее отчетлива она в детскомвозрасте, когда произвольный контроль несформирован и главными регуляторами начинают выступать именно особенноститемперамента. К ним относятся низкая ритмичность, преобладание негативного настроения,реакции «от» над реакцией «к» — как удаления илиприближения к объекту, низкая адаптивность, высокая интенсивность реакции.
Эти характеристики оказываются стабильными в детстве ипрямо проектируются на взрослый возраст. Трудный темперамент в детстве снижаетприспособляемость в 17-25 лет (соответствующая корреляция равна 0,32), т.е.именно тогда, когда бывший ребенок сам становится родителем, и в частностиматерью [15. C.14].
Если принять во внимание, что негативные настроения иплохая адаптированность в большой степени определяются средой, прежде всегообщесемейной, то значение разных воспитательных стратегий (тем болеематеринских), либо компенсирующих, либо, наоборот, провоцирующих появлениенежелательных симптомов, оказывается очевидным.
Таким образом, оценка отклоняющегося поведения ребенкареально идет по описанию именно поведенческих комплексов-синдромов, в которыхприсутствуют одни и те же компоненты, относящиеся, как правило, к личностнымхарактеристикам при сохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится«трудным» не потому, что у него снижена интеллектуальная активность,а потому, что нарушается структура темперамента и, следовательно, поведения,причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями,и, прежде всего с матерью. Такаяпостановка вопроса вполне правомерно обусловливает рассмотрение материнскогоотношения именно в контексте отклоняющегося, и в частности гиперактивного,поведения ребенка.
Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении,независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводитсвободное время. На занятиях физкультурой, например, он в один миг успеваетначертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всехдля выполнения задания. Однако результативность подобной «брызжущей»активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто недоводится до конца. Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстровыполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элементдвижения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-тонавязчивых движений.
Дефицит внимания, контроля и самоконтроляподтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного делана другое, недостаточно четкой пространственной координацией движения (заезжаетза контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не«вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь напростенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей«живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываютсякак бы вне ситуации: застывают, выключаются, «выпадают» издеятельности и из всей ситуации, т.е. «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее«возвращаются».
Существуют различные мнения о причинахвозникновения гиперактивности:
Наследственность.
У 10-25 % гиперактивных детей, по данным З.Тржесоглавы[1986) отмечается наследственная предрасположенность к гиперактивности.
Как правило, угиперактивных детей кто-то из родителей был гиперактивным, поэтому одной изпричин считают наследственность. Но досих пор не обнаружен какой-то особый ген гиперактивности. Гиперактивностьбольше присуща мальчикам (пять мальчиков на одну девочку).
Здоровьематери.
Гиперактивные дети часто рождаются у матерей,страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмойэкземой или мигренью.
Беременностьи роды.
Проблемы, связанные с беременностью (стрессы,аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.
Дефицитжирных кислот в организме.
Исследования показали, что многие гиперактивные детистрадают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этогодефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание,случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема).
Окружающаясреда.
Можно предположить, что экологическое неблагополучие,которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в ростколичества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.
Например, диоксины — сверхъядовитые вещества,возникающие при производстве, обработке и сжигании хлорированных углеводородов.Они часто применятся в промышленности и домашнем хозяйстве и могут приводить кканцерогенному и психотропному действиям, а также к тяжелым врожденным аномалиям у детей.Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, таких, как молибден,кадмий, ведет к расстройству центральной нервной системы. Соединения цинка и хромаиграют роль канцерогенов.
Увеличение содержания свинца — сильнейшегонейротоксина — в окружающей среде может быть причиной появления поведенческихнарушений у детей. Известно, что содержание свинца в атмосфере в настоящеевремя в 2000 раз выше, чем до времени начала индустриальной революции [4, c.47].
Дефицитпитательных элементов.
У многих гиперактивных детей в организме не хватаетцинка, магния и витамина В12 [26, с.15].
Питание.
Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты,шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины,яйца и другие продукты, при употреблении их в большом количестве, считаются возможной причиной гиперактивности." Эта гипотеза была популярна в середине 70-х гг. Сообщения доктора B.F.Feingolda [1975] о том, то у 35-50%гиперактивных детей наблюдалось значительное улучшение поведения послеисключения из их диеты продуктов,содержащих пищевые добавки, вызвали большой интерес. Но эти данные последующимиисследованиями не подтвердились". [4, с.46]
Отношениявнутри семьи.
Исследования, проведенные Брязгуновым И.П.,Касатиковой Е.В. показали, что две трети детей, характеризующихся какгиперактивные — это дети из семей высокого социального риска. К ним относятсясемьи:
· с неблагополучным экономическим положением (один илиоба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия,отсутствие постоянного места жительства);
· с неблагоприятной демографической ситуацией (неполныеи многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
· семьи с высоки уровнем психологической напряженности (постоянныессоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях междуродителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);
· семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родителистрадают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальныйобраз жизни, совершают правонарушения).
В семьях высокого социального риска детям практическине уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставаниюребенка в психическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровеньинтеллекта, на 2-3 году обучения попадают в классы коррекции, потому чтородители совсем