Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Особенности психологического консультирования . . . . . . . . . . . . . . 4
2.Этапы психологического консультирования с прописыванием тех-ник. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3.Личность (особенности) психолога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4. Особенности общения в психологическом консультировании. . . . . . 21
5. Виды работ психолога манипуляции, режиссура, совет. . . . . . . . . 25
6.Эмпирическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
7.Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Выдержка из текста работы
Психологическое консультирование — это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта они необходимы. Знания в области психологического консультирования являются обязательными для практических психологов. В ближайшем будущем, когда по числу психологов, занимающихся практикой, наша страна приблизится к наиболее развитым странам мира, таких специалистов в вузах начнут готовить целенаправленно именно как психологов-консультантов.
Как учебный курс в вузах «Психологическое консультирование» предполагает три вида занятий: лекционные, семинарские и практические. Психологическое консультирование как область практики включает в себя глубокое и разностороннее психологическое изучение клиентов, особенностей их физического и психического развития. Для этого необходимо знать, уметь и пользоваться разнообразными универсальными и специальными психологическими методиками и тестами, поэтому задачей психологической службы должна быть диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с задержкой пси-хического развития (ЗПР), нуждающихся в специальных фор¬мах коррекционно-педагогической работы. Однако создать та¬кую службу в настоящее время по ряду объективных причин весьма затруднительно. Одна из главных причин — теорети¬ческая неразработанность многих вопросов психолого-педаго¬гических характеристик задержки психического развития в до¬школьном возрасте в сравнении с полноценным психическим развитием. Вследствие этого затруднена и разработка прикладных проб¬лем ЗПР: создание банка психолого-педагогических диагнос¬тических и коррекционных средств, методических пособий и рекомендаций в помощь педагогам, психологам и родителям, учебных по¬собий и курсов в целях профессиональной ориентации педаго¬гических кадров и др.
Без квалифицированной педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к шести, но и к семи годам. Эта дет¬ская категория, по данным дефектологов, составляет более 50% неуспевающих учащихся младших клас¬сов (Т. А. Власова, 1978). ЗПР начинается у них в раннем и дошкольном детстве.
Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвя¬щенных изучению отдельных психических функций (главным образом познавательных) у первоклассников с ЗПР: памяти (Н.Г. Лутонян, 1977; В.Л. Подобед, 1981), речи (Е.С. Слепович, 1978; Н.Ю. Борякова, 1983), мышления (С.А. Домишкевич, 1977; Н.А. Шивирев, 1978; И.А. Коробейников, 1980; И.Н. Брокане, 1981; Т.А. Стрекалова, 1982; и др.). Описаны результаты органи¬зации коррекционно-педагогического воздействия на отдельные психические функции у первоклассников с ЗПР, однако в теоретических источниках недостаточно раскрыта проблема работы психолога с родителями детей с ЗПР, в частности, вопросы психологического консультирования. Исходя из этого можно выделить противоречие с одной стороны между необходимостью создания комплексной программы психологического консультирования родителей первоклассников с ЗПР, с другой стороны недостаточно разработанного содержания и приёмов психологического консультирования, способствующего преодолению детьми с ЗПР.
Цель исследования: теоретически и практически изучить социально – психологические особенности семей, воспитывающих первоклассников с ЗПР, и потребности семьи в психологическом консультировании родителей.
Объект исследования: родители первоклассников с ЗПР.
Предмет исследования: психологическое консультирования родителей первоклассников с ЗПР.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование родителей (Р.В.Овчарова), методика «Карта семьи» (Н.Н.Посысоева), проективный тест «Рисунок семьи» (В.К.Лосева).
Нами определена следующая гипотеза исследования, согласно которой психологическое консультирование родителей первоклассников с ЗПР будет эффективным, если: 1) консультирование будут учитываться социально –психологические особенности семей, воспитывающих первоклассника с ЗПР; 2) будут учитываться особенности психологического развития первоклассников с ЗПР; 3) будут разработаны темы психологического консультирования.
В соответствии с гипотезой нами определены следующие задачи исследования: 1) обобщить теоретические данные по проблеме исследования; 2) проанализировать состояние психологического консультирования первоклассников с ЗПР в практике и соотнести с потребностями родителей.
Практическая значимость работы состоит в определении психологических условий консультирования родителей первоклассников с ЗПР и разработке программы консультирования……..
Библиографический список.
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. – Москва, 2000.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Москва, 1997.
3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Москва, 1995.
4. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Москва, 2004.
5. Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Махаби. Консультирование семьи. Практическое руководство. – Москва, 2004.
6. Болотова А.К. Психологическое консультирование. – Москва, 2001.
7. Власова Т.А. и другие. ЗПР детей и пути её преодоления: обзорная информация. – Москва, 1976.
8. Власова Т.А. и другие. Дети с ЗПР. – Москва. 1984.
9. Власова Т.А., Лубовский В.И., Ципина Н.А. Дети с ЗПР.
10. Власова Т.А., Певзднер М.С. Дети с временными задержками развития. – Москва, 1971.
11. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – Москва, 1998.
12. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми 6–летних детей с ЗПР. – Дефектология, 1988.
13. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития.
14. Карпова Г.А., Артемьева Г.П. Педагогическая диагностика и коррекция ЗПР учащихся начальных классов. – Екатеринбург, 2002.
15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
16. Кордуэлл М. Психология А–Я. Словарь-справочник. – Москва, 2002.
17. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. – Ярославль, 2001.
18. Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. – Москва, 1991.
19. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
20. Крякова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – Москва, 2002.
21. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. – Москва,1982.
22. Лебединская К.С. ЗПР и её причины. Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. – Москва, 1985.
23. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития ребёнка. – Москва. 1989.
24. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с ЗПР. – Москва, 1983.
25. Люблинская В.И. Детская психолгия. – Москва, 1971.
26. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов ВУЗов. / Под редакцией В.И. Селивёрстова. – Москва, 2004.
27. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. – Москва, 1991.
28. Мастюкова Е.М., Дети с отклонениями в развитии. – Москва, 1992.
29. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. Теория и практика психологической помощи. – Москва, 1991.
30. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – Москва, 1994.
31. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – Москва-Воронеж, 1994.
32. Немов Р.С. Психологическое консультирование.
33. Никулина В.Д. Игровые задания для работы в детстско-родительской группе. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2002.
34. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родителей. – Москва, 2003.
35. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студентов ВУЗов./ Под редакцией Н.Н. Посысоевой. – Москва, 2004.
36. Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР. – Дефектология, 2000.
37. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – Москва, 2000.
38. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – Москва, 1986.
39. Петровский А.В. Общая психология. – Москва, 1986.
40. Психология: Словарь. – Москва, 1990.
41. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка: Пособие для учителя дефектолога./ Под редакцией Л.М Шипициной. — Москва, 2003..Г.
42. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. /Под редакцией Е.Г. Силяевой. – Москва, 2002.
43. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.
44. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – Москва,2001.
45. Стребелёва Е.А. Специальная дошкольная педагогика.
46. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. – Н.Новгород,1994
47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – Москва, 2000.
48. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. Учебно-методическое пособие. – Москва, 2000.
49. Целуйко В.И. Психологическое неблагополучие семьи.
50. Целуйко В.И. Психология современной семьи. – Москва, 2004.
51. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – Москва, 1999.
52. Шипицина. Практикум по специальной психологии.
53. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов на Дону, 2003.
54. Шустов Е.А. Психология детей с ЗПР. Учебно-методическое пособие.-
Шадринск, 2002.