Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы психологического климата
1.1. Факторы, определяющие психологический климат5
1.2. Роль руководителя в создании благоприятного психологического климата
10
Глава 2. Практика управления в организации ООО «Сокол»
2.1 Анализ характеристики организации15
2.2 Анализ психологического климата в ООО «Сокол»18
2.3.Разработка рекомендаций по совершенствованию психологического климата в ООО «Сокол»
19
Заключение23
Список литературы26
Выдержка из текста работы
Студенческая группа это психологический центр формирования специалиста. Именно здесь формируются высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе. Студенческая группа способна существенно повышать эффективность индивидуального процесса усвоения знаний, но для этого необходимо, чтобы в группе сформировался благоприятный социально-психологический климат.
Это обусловлено тем, что условия, в которых происходит взаимодействие членов студенческой группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.
Социально-психологический климат коллектива является существенным показателем его состояния, который позволяет судить о следующих характеристиках последнего: об уровне психологической включенности его членов в деятельность; о степени согласованности их усилий и отношений; о мере психологической эффективности этой деятельности; об уровне психического потенциала личности и коллектива, их не только реализуемых, но и скрытых, неиспользуемых резервах и возможностях; о масштабе и глубине барьеров, лежащих на путях реализации психологических резервов коллектива; и, наконец, о тех сдвигах, которые происходят в структуре психического потенциала личности и коллектива в целом.
Актуальность темы в том, что взросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую и учебную деятельность и постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование психологического климата коллектива — эта задача развёртывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания более полноценного образа жизни людей.
Таким образом, изучая данную проблему, можно сказать, что эффективность общей деятельности зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные, в связи с этим возникает необходимость изучение данной темы.
Проблема формирования социально-психологического климата изучалась и изучается многими учеными. Особый вклад в изучение данного вопроса внесли такие психологи: С. Макаренко, Б. Парыгин, Я. Коломинский, Л. Уманский, В. Меде, Ф. Олпорт, З. Фрейд и Р. Плутчик.
Цель работы — исследование социально-психологического климата в студенческой группе и разработка рекомендаций по его улучшению.
Объектом исследования — социально-психологический коллектив.
Предметом исследования — процесс формирования социально-психологического климата.
Задачи:
— проанализировать научную литературу по данной теме;
— подобрать методики диагностики социально-психологического климата;
— провести исследования и проанализировать социально-психологический климат коллектива;
— выработать рекомендации, способствующие созданию оптимальных условий взаимодействия членов коллектива;
Глава 1. Теоретические аспекты психологического климата в коллективе.
1.1 . Понятие социально-психологического климата.
В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.
Представителями первого подхода (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин. Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом, считает Е. С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.
Сторонники второго подхода (А. А. Русалинова, А. Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.
Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы
Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.
При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень — статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по деятельности. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Контроль и коррекция свойств социально-психологического климата осуществляются членами группы эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает разделённое влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество количество продуктов их труда.
Второй уровень динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состояние, в другой социально-психологический климат. [Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. — СПБ: Речь, 2005.- С. 105-106.]
Многие психологи утверждают, что социально-психологический климат — это состояние психологии организации как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат — это не сумма групповых состояний, а их интеграл. [Станкин М. Психологический климат коллектива /Станкин. М.// Управление персоналом. — 2001. — №12. — С. 98.]
Проявлений социально-психологического климата состоит в отношении людей друг к другу, к общему делу, к миру и к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию — общественную форму самоотношения и самосознания личности. [Станкин М. Духовное взаимодействие в коллективе /Станкин М.// Управление персоналом. — 1999. — №1. — С. 106.]
Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата являются:
— доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
— доброжелательная и деловая критика;
— свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
— отсутствие давления р……..
Список использованной литературы
· Дорошенко В. Ю.. Деловое общение в рабочей группе. //Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1997.
· Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.
· Кузьмина Т.В. Эффективное манипулирование поведением человека/ Т.В. Кузьмина. — М.: Дашков и К., 2009
· Никифорова Г.С -Психология менеджмента: Уч. Рек. уч. сов. / под ред.. — СПб: Изд-во С. — Петербург. Ун-та, 2000.
· Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. — СПб. : СПбГУП, 2010.
· Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология — СПБ: Речь, 2005.
· Платонов Ю. П. Основы социальной психологии/ Ю. П. Платонов. — СПб., 2004.
· Станкин М. Психологический климат коллектива /Станкин. М.// Управление персоналом. — 2001.
· Станкин М. Духовное взаимодействие в коллективе /Станкин М.// Управление персоналом. — 2000.
· Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
· Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 .
· Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
·
·
·