Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
психологических особенностей взаимодействия родителей
и детей в семьях разного типа.7
1.1 Психологическая характеристика современных семей различного типа.7
1.2 Психологические особенности детско-родительских
отношений как детерминант развития современной семьи. 18
Глава 2. Исследование психологических особенностей
взаимодействия родителей и детей в семьях разного типа. 27
2.1. Цели, задачи, организация и методы исследования. 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 36
Глава 3. Обоснование психологических возможностей
коррекции взаимоотношений детей и родителей в семьях
разного типа. 45
3.1. Характеристика подходов к психологической коррекции
детско-родительских отношений. 45
3.2. Своеобразие психокоррекционной работы
в семьях разного типа. 49
Заключение 63
Приложение № 1 65
Приложение № 2 67
Приложение №3 70
Список использованной литературы 73
Выдержка из текста работы
Данная тема дипломной работы является актуальной и проблемной в психологии. Ее актуальность заключается во вкладе в решении проблемы психологического изучения образа ребенка в представлениях родителей. Так же подробное изучение влияния психологических защит на формирование представлений об образе ребенка очень актуально, так как представление родителя о ребенке может влиять на поведение, психологические особенности ребенка, его развитие в целом.
Проблема взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в развитии ребенка. Психическое развитие детей возможно только в условиях взаимодействия с взрослым и во многом определяется характером его отношений к ребенку. Поэтому существует проблема в соотношении реального и идеального представления образа ребенка родителями. Следовательно, на процесс взаимодействия будет оказывать влияние представление взрослых о ребенке, о себе как родителе, а также представление о своей роли в жизни ребенка, то есть значимым становится то, на что ориентируются взрослые в процессе взаимодействия. Поскольку, вступая во взаимодействие с ребенком, значимые взрослые руководствуются разными мотивами, и это задает разный образ ребенка, который впоследствии определяет всю структуру совместной деятельности. Также актуальна проблема особен-ностей психологических защит родителей, их влияние на формирование образа ребенка. Существует сложность эмпирического изучения выделенного феномена, обусловленная его особой спецификой. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Кроме того, наблюдения за результатами функционирования психологической защиты осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве.
Целью работы является выявление особенностей образа ребенка в представлениях родителей с разными формами психологических защит (отрицание, регрессия, реактивное образование).
Объектом дипломной работы является образ ребенка, а предметом – образ ребенка в представлениях родителей с разными формами психологических защит.
Данная цель решалась посредством следующих задач:
1. Провести анализ имеющейся научной литературы по вопросам представлений и образа как результата восприятия; специфики родительских представлений о ребенке и анализ понятия психологических защит в психологии.
2. Формирование блока методик для исследования образа и выборки испытуемых.
3. Провести эмпирическое исследование по изучению образа ребенка в представлениях родителей с разными формами психологических защит.
4. Общей характеристики образа ребенка в представлениях родителей с разными формами психологических защит.
Гипотеза исследования:
В образе ребенка в представлениях родителей с доминированием отрицания, регрессии, реактивного образования наблюдаются различные черты.
В образе ребенка с доминированием отрицания преобладают положительные черты, родители как бы не видят своего ребенка, воспринимают его искаженно, не различают его реальных и приписываемых ему качеств.
В образе ребенка с доминированием регрессии преобладают анам-нестические данные, наделяющие образ ребенка более раним состоянием.
В образе ребенка с доминированием реактивного отрицания преобладают социально одобряемые характеристики.
В качестве методологической основы были взяты концепции в изучении образа ребенка в представлениях родителей таких авторов, как А.Н. Леонтьев, А.С. Спиваковская, М.О. Ермихина, В.Л. Ситников.
В изучении психологических защит были взяты за основу концепции таких авторов, как Р. Плутчик, Г. Келерман, а так же психоаналитический подход З. Фрейда, в котором описана структура возникновения психологических защит.
На разных этапах исследования и при решении разных его задач ис-пользовались следующие методы:
1) Практические методы психодиагностики: были использована тестовая методика: «Опросник на выявление психологических защит» Р. Плутчика, Г. Келермана, Е. Мирошника. А также проективные методики: «Цветовой тест отношений» (ЦТО); «Человек под дождем»; «Родительское сочинение»; «Тест 20- высказываний» М. Куна.
2) организационные методы: сравнительный метод;
3) аналитические методы: качественный анализ;
4) методы математико-статистической обработки данных и наглядного представления результатов: среднеарифметические, использовалось ?* — угловое преобразование Фишера.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в семейной психологии в качестве профилактической и коррекционной работы при детско-родительских отношениях.
Объем и структура работы. Данная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы 34 источника, 2 приложения. Для наглядности полученных результатов в работе содержится 8 таблиц и 9 рисунков.
………….
Литература
1. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов / Л.М. Веккер // Издательство «Смысл». Москва, 1998 М.: 1998. – 685 с.
2. Веккер Л.М., Ломов Б.Ф. О чувственном образе как изображении / Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов // — Вопросы философии, 1961, N 4. с. 47-59.
3. Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка. Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов / Валитова И.Е. // – Брест: БрГУ, 1997. С.
4. Валитова И.Е. Интеграция когнитивной и системной парадигм в семей-ной психотерапии / И.Е. Валитова // Консультативная психология и пси-хотерапия. 2000 г. №3. – C. 131-147
5. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста / И.Е. Валитова // Психология детская, Учебник для студентов вузов. – 1999. С.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин // Учебное пособие для вузов. — М.: «Книжный дом «Университет», 1999. С. 332
7. Гальперин П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин // Учебное пособие для студентов вузов. — М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. С. 400
8. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин // Под ред. А. И. Подольского. / Вступ. ст. А. И. Подольского — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 480
9. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов / М.О. Ермихина // Казань 2004 Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.: 2003. – С. 22
10. Железняков З.Р. Проблема развития социальной активности детей раннего возраста / З. Р. Железняков //
11. Железняков З.Р. Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике / З.Р. Железняков // 2004 г. С. 256
12. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова // Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — С. 320
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев // – М.: Просвещение, 2000. С. 449
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев // – М.: Педагогика, 1983. С. Л.
15. Леонтьев А.Н. Психология образа / А.Н. Леонтьев //Вестник МГУ, Сер. 14. 1979, № 2, с. 3-13.
16. Леонтьев А.Н. К психологии образа / А.Н. Леонтьев // Вестник МГУ, Сер. 14. 1986, № 3. С.72-75.
17. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. — Механизмы психологической защиты и совладение со стрессом. Казань, 2003. 110 – 112с.
18. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. — Механизмы психологической за-щиты и совладение со стрессом. Казань, 2003. 162-178с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн // Издательство «Питер», 2000 г. С. 592
20. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского Университета. Психология. 2000 г. № 1. С. 88
21. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин // М.: Издательство Московского Университета, 1983 С. 285
22. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых / В.Л. Ситников // Ленинградский педагогический университет, Спб. Химииздат, 2001. С. 288
23. Ситников В.Л. Психология образа ребенка (В сознании субъектов педагогического процесса) / В. Л. Ситников // Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). 2001. С. 365
24. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов // М.: МГУ. 1985. С. 231
25. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова // Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. С. 304
26. Смирнова Е.О. Родители и дети: психология взаимоотношений / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова.// Москва Когито-Центр, 2003. С. 230
27. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская // С. 48
28. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы / З. Фрейд // – М., 1993. 286с.
29. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд // Лекции. — М.: Наука, 1989. — 456 с.
30. Фельдштейн Д. И. Феномен Детства и его м