Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. Характеристика вербальной и невербальной коммуникации6
1.1 Понятие и сущность вербальной коммуникации6
1.2 Средства вербальной коммуникации19
1.3 Понятие и сущность невербальной коммуникации21
1.4 Классификация видов невербальной коммуникации27
Выводы по главе 137
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение психологических особенностей вербальной и невербальной коммуникации современного общества39
2.1 Организация проведения исследования39
2.2 Проведение исследования психологических особенностей вербальной и невербальной коммуникации47
Выводы к главе 258
ЗАКЛЮЧЕНИЕ59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ63
ПРИЛОЖЕНИЯ66
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Общение – важнейшая потребность человека. Сенсорный голод при недостатке необходимого общения приводит к тяжелому психологическому расстройству, неумение общаться делает несчастными нас и наших близких.
Когда мы говорим о человеке, что он восприимчив или обладает интуицией, мы имеем в виду его способность понимать невербальные сигналы окружающих и сравнивать эти сигналы с вербальными. Другими словами, когда мы говорим, что чувствуем ложь или фальшь в словах собеседника, то на самом деле всего лишь обнаруживаем разногласие между произнесенными словами и жестами и позой собеседника. Опытные лекторы называют это «чувством аудитории» (А. Пиз, 2000). Представьте, что ваши слушатели все, как один откинулись на спинки кресел и скрестили на груди руки. Восприимчивый оратор сразу же почувствует, что его слова не достигают цели. Он поймет, что нужно изменить подход, и попытается изменить настроение аудитории. Аналогичные примеры легко найти и в бытовых ситуациях.
Немало копий было сломано в процессе обсуждения, являются ли невербальные сигналы врожденными, приобретенными, генетически передаваемые или обусловленными культурной средой. Разрешить эту проблему помогли наблюдения над слепыми и /или глухими людьми, которые не могли научиться невербальным сигналам у окружающих или визуально (Гордон Уэйнрайт, 2000).
Наше счастье или несчастье в большинстве случаев зависит от конкретных людей, которые могут нас любить или ненавидеть, огорчать или радовать, помогать или мешать, и даже погубить или спасти. Их поведение по отношению к нам будет во многом определяться искусством общения как с их, так и с нашей стороны.
В настоящее время написано большое количество научных и популярных монографий по общению в которых проблема общения рассмотрена с различных сторон. Например, философское рассмотрение (В.И. Фефелова), онтогенетическое (Лисина М.И.), педагогическое (Мудрик А.В., Кан-Калик В.А.). Нам представляется важным для психологов наличие навыка анализа процесса общения в межличностных взаимодействиях.
Проблемами исследования инструментария практических психологов, психологов-консультантов занимались многие отечественные и зарубежные авторы (Леонтьев А.А., Сапогова Е.Е., Эйдемиллер Э.Г., Эллис А., Эриксон Э., Ялом И. и др) Среди базовых навыков и техник психологического консультирования – эффективное использование невербальных и вербальных средств общения психологом занимает главное место. Так, ряд авторов указывает (Е.К. Лютова-Робертс, 2010 и др.), что уже на этапе построения доверительных отношений с собеседником большую роль играет умение правильно использовать невербальные средства общения (мимику, позы, жесты, движения туловища, позиции, дистанции и т.д.) . Единственным средством вербальной коммуникации является язык. В психологическом консультировании проблема языковых средств коммуникации решается по-разному, в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого осуществляется процесс консультирования. Тем не менее главным элементом любой психотерапии, консультирования является именно вербальное общение (Олифович Н.И. 2010, Сапогова Е.Е. 2010, 2011 и др.): интонация и тембр голоса, техники слушания, виды слушания, виды и техники воздействия. Независимо от теоретических предпочтений психолога в практической работе используется этот инструментарий. Отличаются только «пропорции»: в одних направлениях акцентируется понимание и выслушивание клиента, в других – активное воздействие на него при помощи слов, в третьих – работа с его телесными проявлениями и т.п.
Самое важное и самое трудное в работе психолога – научиться быть внимательным. Внимательное поведение, согласно взглядам большинства психологов (А. Айви, К. Роджерс 2008, 2014 и др.), является центральным аспектом профессиональной деятельности и включает в себя четыре момента: визуальный контакт, необходимый язык жестов, тон голоса и вербальное следование рассказу клиента.
Таким образом, психолог может получить важную информацию о клиенте путем соотнесения того, что последний рассказывает о себе и о проблемной ситуации, с выражением его лица, жестами, характером установления визуального контакта с психологом, позой, размещением в пространстве. Интерес для психолога представляют изменения интонации, тембра и тона голоса клиента в ходе общения.
От эффективности общения порой зависит успех и психологического консультирования, и педагогического взаимодействия, а также делового и бытового контакта. Психолог–профессионал должен быть готовым к продуктивному межличностному взаимодействию.
Исходя из актуальности проблемы эффективного использования всех средств и видов общения в профессиональной деятельности психологов, психологов-консультантов, нами была определена тема дипломной работы «Особенности вербального и невербального общения в различных жизненных ситуациях.»
Цель: анализ, особенностей вербального и невербального общения в различных жизненных ситуациях.
Объект – психологические особенности процесса общения.
Предмет – свойства и информационные возможности вербальных и невербальных средств общения.
Гипотеза: – можно предположить, что комплекс: экспериментальной психолингвистической методики также как и традиционных диагностических методик — способствует эффективности психологического консультирования.
Задачи:
1. Выявить психологические характеристики невербальных и вербальных средств общения.
2. Дать теоретическое обоснование подходу, в рамках которого осуществляется процесс консультирования в каждом экспериментальном случае.
3. Апробировать психолингвистическую методику «Неоконченных предложений в модификации Сакса — Сиднея».
4. Провести экспериментальное консультирование
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции ведущих психологов в области консультационной психологии и психолингвистики: А.А. Леонтьева, Сапоговой Е.Е., К. Изарда, Бодалева А.А., Экмана П. и других.
Методы:
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих научно-практических методов: критический анализ литературных источников по проблеме общения и обобщение полученных данных; психологическое наблюдение; психологическое тестирование; метод психолингвистического анализа, в частности методика «Неоконченных предложений в модификации Сакса — Сиднея»; психологическое тестирование – методики по диагностике особенностей общения и межличностных отношений: Н Преображенской «Удовлетворены ли вы своими отношениями»; методика – опросник «Действительно ли у вас с ним (с ней) все кончено?»; тест «Дети о родителях»; «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».
Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в логике следующих этапов:
? этап. Изучалась психологическая, психолингвистическая литература и литература по консультативной психологии. Были определены методологические позиции данного исследования: тема, объект, предмет, цель, задачи, методы. Сформулирована гипотеза (рабочая). Разработаны программа и план опытно-экспериментальной работы. Лично апробирована психолингвистическая методика.
?? этап. Проводилась опытно-экспериментальная работа на базе тренингового центра ООО «Новая высота» в форме психологического консультирования, с применением тестирования по одной — двум методикам контрольным (из числа указанных выше), и экспериментальной – «Неоконченных предложений в модификации Сакса — Сиднея». Таким образом, были получены данные, свидетельствующие об эффекте проводимых консультационных бесед по запросам клиентов на темы различных жизненных ситуаций: супружеских проблем, индивидуальных (кризисных возрастных ситуаций, жизненных неудач и т.д.).
??? этап. – был посвящен систематизации, обобщению и описанию опытно-экспериментальной работы и ее материалов, литературному оформлению дипломной работы. На этом этапе определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты, осуществлялся анализ качественных результатов эксперимента — т.е. эффективности экспериментальной методики, которая в практике консультирования нами не встречалась.
Практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотренные в данной работе феномены вербальных и невербальных средств общения, применение методик психолингвистического анализа может обогатить практику работы психолога консультанта, психолога психотерапевта, психодиагноста.
Структура дипломной работы включает: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. В работе имеются таблицы.
………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М.: Гнозис, 2011 – 270 с.
2. Алдер Х. НЛП: современные технологии – СПб.:Питер, 2000 – 160 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: АКАДЕМА.-2004. 264 с.
4. Аргайл М. Психология счастья.- М.: ЭКСМО-пресс. – 2000. 400 с.
5. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю как правильно слушать собеседника. — М.: ЭКСМО-пресс. – 1990 -200 с.
6. Аунашвили А.Н. Объективная психология на основе волновой модели мозга. – М.: Экон-Информ. — 2008. – 180 с.
7. Белик И.А. Чувство вины в связи в связи с особенностями развития личности: Автореферат дис…канд. наук. – СПб., 2006 24с.
8. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник / В.П. Белянин. – М.: ФЛИНТА: 2013. – 416 с.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Общ. Ред М.С. Мацковского. – СПб.: Лениздат 1992. – С. 27 -30.
10. Бодалев А.А. Психология общения. М. Гардарики.- 2008. 250 с.
11. Волкова А.И. Психология общения. – Ростов-на-Дону. 2007. С.50 -51.
12. Изард К. Эмоции человека. – СПб, 2000. 479 с.
13. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СпБ : Питер. С.18.
14. Ильин Е.П. Психология Любви. – СПб.: Питер, 2013. – С. 321 – 323.
15. Каган М. С. Мир общения. – М. Педагогика. – 1988. 500 с.
16. Калмыкова Е.С. Исследования психотерапии за рубежом: некоторые методологические проблемы // Психолог. Журн., М.: МГУ. — 1992. № 6. – С. 30 36.
17. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Педагогика – 1995. 210 с.
18. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.:Эксмо. – 2000.
19. Красных В.В. Основы психолингвистики: Лекционный курс. М.: Гнозис, — 2012. – 333с.
20. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — СпБ.: Питер. — 2001.280с.
21. Куцырева М.А. Взаимосвязь эмоционального состояния с физиологическими данными // Ананьевские чтения – 2004: Материалы научно-практической конференции. – СПб., 2004. С. 25 – 29.
22. Леви В.Л. Искусство быть собой. – М. Гардарики.- 1999.
23. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Академия.-1979. 391с.
24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика.- 2000. 329 с
25. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М. :- Академия – 2011 409 с.
26. Лютова-Робертс Е.К. Техники психологического консультирования в повседневной жизни. – СПб.: Речь. – 2010. 176 с.
27. Малкина – Пых И. Г. Психосоматика: Новейший справочник. – М.: Эксмо. – СПб. : 2005.-С.66 – 65.
28. Мудрик А.В., Общение как фактор воспитания школьников: автореф. докт. наук.- Л., 1981. 50 с.
29. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе. // Вопросы психологии личности школьника. – М., 1961.
30. Олифович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н.И. Олифович. – Мн.: Тесей, 2010. – 264 с.
31. Пиз А. Язык телодвижений. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -272 с.
32. Преображенская Н.И. Я плюс ты. // Составитель Н.А. Преображенская. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 288 с.
33. Психология и этика делового общения. ,Учебник для вузов/ под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
34. Психология Х?Х века: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – С. – 355.
35. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высших учеб. Заведений /Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
36. Райгородский Д.Я. (редактор состовитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие, — Самара: БАХРАХ-М, 2011. – 672 с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1998. – Кн.2, — С. 146 – 147.
38. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы: Пер с англ. — 3-е изд. – М.: Психотерапия, 2014. -520 с.
39. Сапогова Е.Е. Консультативная психология: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Е. Е. Сапогова.