Содержание
Введение3
ГлаваI.Психологическая характеристика детей страдающих ДЦП
1.1.Теоретический подход к изучению проблемы ДЦП6
1.2.Классификация вариантов ДЦП8
1.3.Общие психологические особенности детей с ДЦП12
1.4.Особенности развития личности и эмоционально – волевой сферы подростков с ДЦП21
Глава II Экспериментальное изучение психологических особенностей детей младшего подросткового возраста, больных ДЦП
2.1.Методики исследования
38
38
2.2. Разработка коррекционной программы по уменьшению тревожности и повышению самооценки детей с ДЦП
59
2.3. Анализ проведенной коррекционно-развивающей работы63
Заключение67
Список использованной литературы69
Приложение176
Приложение279
Выдержка из текста работы
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что самосознание, во многом формируясь именно в подростково-юношеском возрасте, сохраняется, часто лишь незначительно изменяясь, на всю жизнь. Подростково-юношеский возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма. В подростковом возрасте дети переживают сильные изменения в разных областях. С одной стороны, меняются размеры тела, его формы и внешний вид. В то же время подростки чувствуют изменения в своих познавательных способностях, социальных отношениях, в своем положении в семье и в требованиях, которые предъявляют к ним в школе. Половое созревание влечет за собой определенные психологические перемены. Но главным образом процесс взросления характеризуют особые психосоциальные перемены, которые переживают подростки.
Особенно ярко это проявляется у детей с гиперактивностью. Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Подходы к диагностике этого отклонения и к его лечению весьма противоречивы. Такой термин применяют к подросткам, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Именно поэтому и психологам, и врачам, и родителям бывает трудно определить, проявляет ли ребенок признаки гиперактивности — что требует принятия своевременных мер — либо же ребенок совершенно адекватен. Существуют разные степени гиперактивности: у одних подростков это проходит в мягкой форме, у других имеет самые острые проявления.
В то же время наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются именно фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самосознания, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
И потому крайне важно провести анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.
Целью данной дипломной работы является анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Провести теоретический анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.
3. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.
Предмет исследования: анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.
Объект исследования: младшие подростки с гиперактивностью.
Нами была высказана гипотеза о том, что самосознание гиперактивных подростков можно скорректировать, если будет адаптирован процесс взаимоотношения с ними родителей и педагогов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методики исследования:
1. Тест «Самосознание»
2. Методика «Самосознание подростков»
Новизна нашего исследования состоит в том, что в современной психологии практически не проводилось исследований, качественно отражающих данную тематику.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что его результаты помогут психологу и педагогу скорректировать свою деятельность с детьми с СДВГ.
Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы……..
Список литературы
1. Абрамова Г.С.. Возрастная психология. – М., 2001.
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы детского самосознания. М., 2001.
3. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания (гиперактивности) // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2000. — № 3.
4. Бернс Р.В. Развитие Я – концепции и воспитание. – М., 1986.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1999.
6. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. – М., 1979.
7. Брязгунов И.П., Касаткина Е.В. Современное состояние вопроса о лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор литературы) // Детский доктор. — 1999. — № 5. — С.21-23.
8. Возрастная психология. Л.Ф. Обухова. – М., 1996.
9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: МГУ, 1974. — 99 с.
10. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией // Дефектология. — 1983. — № 4.
11. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М.: ЧеРо, 2001. — 858 с.
12. Грейс Крайг « Психология развития» 7-е международное издание. М., 2001.
13. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. — М., 2004.
14. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. — 2001. — №3. — С.22-25.
15. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Свечников В.В. Исследование зрительного внимания младших школьников с помощью компьютерного метода // Образование и информатика. — 1997.
16. Детство и общество в современной России: проблемы и перспективы // Информ. бюллетень. М., 1999.
17. Джемс У. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
18. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М., 1995.
19. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. — 1996. — № 3. — С. 72-74.
20. Дубровинская Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование. — Л., 1985.
21. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» Москва «ВЛАДОС» 1996.
22. Журнал «Знание – сила» №10, М., 2001.
23. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Академия, 2005. — 256 с.
24. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М.: Школа-Пресс, 2001.
25. Заваденко Н.Н. Неврологические основы дефицита внимания и гиперактивности у детей: Автореф. дис…. докт. мед. наук. — М., 1999. — 34 с.
26. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. — 2002. — № 3.
27. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания как при¬чина школьной дезадаптации // Школа здоровья, № 1, 1994.
28. Зинченко. Как построить своё «Я». – М., 1991.
29. Касатикова Е.В., Ларионов Н.П., Брязгунов И.П. Исследование распространенности показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников // Педиатрия. — 1999. — № 5.
30. Кваде В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки старшего школьника // Вопросы психологии. 2001.
31. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1999.
32. Кон И.С. В поисках себя. – М, 1984.
33. Кон И.С. Открытие «Я» — М., 1978.
34. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
35. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. — СПб., 2005.
36. Кучма В. Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). — М., 1994.
37. Лeйтc H. С. Умственные способности и возраст. М„ 2001.
38. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.,1991.
39. Московкина А.Г. Как помочь ребенку с нарушением внимания // Дефектология. — 2000. — №2.
40. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997.
41. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.
42. Немов Р.С. Психология. – М., 2000.
43. Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1972. — №1.
44. Платонова А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников 6-8 лет: Автореф. … дис. канд. мед. наук. — М., 1996. — 22 с.
45. Психология возрастных кризисов. – К.Н. Поливанова. – М., 2000.
46. Психология развития. // Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
47. Райс Ф. Психология подростково-юношеского и юношеского возраста. СПб., 2000.
48. Реан А.А., Коломенский. Социальная педагогическая психология. – Петербург «Питер», 1999.
49. Ремшмидт X. Подростково-юношеский и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
50. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Если ребенок невнимателен // Обруч № 5,1998.
51. Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания. — М., 1996.
52. Усанова О.Н. Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.
53. Шевченко Ю.С. Коррекция поведе¬ния детей с гиперактивностью и психопатоподбным синдромом. М., 1999.