Выдержка из текста работы
Кризис в системе менеджмента предприятия характеризуется внезапностью и неожиданностью событий, высоким уровнем угрозы жизненным интересам предприятия, недостаточностью времени для осуществления соответствующих мероприятий.
Кризис может возникать исходя из особенностей следующих источников кризиса:
Политические факторы — изменение курса внутренней политики государства может привести к противоречию между интересами государства, предприятия и его собственников и вызвать кризисные явления.
Природные факторы — степень влияния природных факторов на возникновение критической ситуации разная в предприятиях разных областей. Чаще всего кризис из-за природных факторов возникает в таких областях: сельское хозяйство, транспорт, туризм.
Экологические факторы.
Производственно-технические факторы кризиса — аварии в системе производства, отопления, энергоснабжения, из-за несоблюдения правил пожарной безопасности.
Социально-психологические источники — источниками кризиса могут быть случайные ошибки и просчеты работников, намеренное изменение действительных фактов, наличие конфликтной ситуации в коллективе, недостаточная квалификация работников, нарушение ими своих полномочий и прочее.
Выделяют следующие причины возникновения кризисов:
1. Недостаточный уровень знаний о возможностях предвидения кризиса.
2. Недостаточный уровень знаний о взаимодействии между подразделениями в системе управления.
3. Случайные отклонения, ошибки, просчеты.
Виды кризисов:
Стратегический кризис (кризис упадка) — радикальное нарушение нормальной производственной и сбытовой деятельности на основе существующего технологического потенциала.
Кризис роста — это кризис как срыв в достижении отдельных конкретных целей функционирования предприятия.
Кризис ликвидации или банкротства — полная потеря способности к выживанию.
Существуют два вида реакций предприятия на кризисное состояние:
защитная тактика — предусматривает резкое сокращение всех видов затрат, закрытие или распродажу отдельных подразделений, распродажу товаров и резкое уменьшение товарных остатков, продажу части оборудования и прочие мероприятия, направленные на ограничение затрат и временное свертывание деятельности.
наступательная тактика — предусматривает активные действия, а именно: внедрение новых технологий, поиск новых рынков сбыта, усовершенствование ценовой политики, модернизацию оборудования и прочее. Наступательная тактика требует активных действий со стороны руководства предприятия относительно преодоления последствий кризиса. Разработка и реализация наступательной тактики требует вкладывания дополнительных средств. Поэтому иногда предприятие само не в состоянии применить такую тактику и требует дополнительного инвестирования.
Для того, чтобы оценить глубину кризисного явления, необходимо тщательно проанализировать финансовое состояние предприятия.
Признаками кризисного состояния могут быть:
резкое падение объемов продаж;
уменьшение денежных средств на счетах предприятия;
повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия, то есть рост долгов покупателей и увеличение сроков задолженности;
увеличение кредиторской задолженности, задолженности по зарплате, финансовым органам и акционерам;
резкое увеличение запасов (затоваривание);
резкое уменьшение запасов (сбой, неритмичность производства, вследствие невыполнения обязательств по взаимным поставкам);
снижение показателей ликвидности предприятия;
увеличение накладных затрат и уменьшение прибыли по сравнению с изменениями объемов продаж.
2 Механизм управления кризисной ситуацией
Механизм управления кризисной ситуацией создается в рамках антикризисного управления.
Антикризисное управление — это управление, нацеленное на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности предприятия, обеспечение его стабильного хозяйствования.
Целью антикризисного управления является разработка и реализация мероприятий, направленных на нейтрализацию наиболее опасных факторов, которые могут привести к кризисной ситуации. Главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, которое бы полностью исключало банкротство.
Особенности антикризисного управления:
прочное положение предприятия на рынке при любых экономических, социальных, политических изменениях в стране;
в его рамках применяются те инструменты управления, которые наиболее эффективны в устранении временной финансовой трудности;
главное — быстрая реакция на изменения во внешней среде, применение разнообразных альтернативных вариантов;
использование инноваций;
введение в действие управленческих и финансовых механизмов, которые разрешили бы преодолеть кризис с минимальными потерями.
В соответствии с двумя типами реакции предприятия на кризис, мероприятия антикризисного управления также делятся на 2 группы:
стратегические;
тактические.
Стратегические мероприятия должны быть принятые и реализованы на ранних стадиях управления, когда кризис еще не имеет безвозвратного характера. Тактические мероприятия разрабатываются и реализуются уже в границах кризисной ситуации.
В кризисной ситуации можно выделить следующие стадии:
Стадия шока — когда происходит событие, которое вызывает кризис и нарушается нормальная деятельность предприятия.
Стадия отката назад — из-за нарушения нормальной деятельности ухудшаются все результаты деятельности предприятия.
Стадия постепенного выхода из кризисного положения.
Задача менеджера состоит в том, чтобы уменьшить во времени протекание первых двух стадий и быстрее перейти к третьей. Учитывая это, в системе менеджмента должен быть создан механизм распознавания кризисной ситуации и механизм преодоления кризисной ситуации.
В разработке антикризисного механизма можно выделить три основных подхода:
Реактивное управление, то есть реакция на кризис, который уже произошел.
Активное управление, то есть быстрая реакция на кризис и способность сократить потери для предприятия.
Плановое управление, которое предусматривает разработку прогнозов развития предприятия, направленных на проявление возможных отклонений от стратегических целей предприятия.
Кризисная ситуация требует применения чрезвычайных и нестандартных мероприятий, которые можно разделить на две категории:
1) мероприятия по приведению деятельности предприятия в соответствие с изменениями макросреды, факторов непосредственного окружения и внутренней среды. Это проникновение в новые сферы бизнеса, отказ от существующей специализации, внедрение систем стратегического планирования, то есть стратегические мероприятия;
2) мероприятия, которые не приводят к изменению обычных отношений. Это проведение кампании по стимулированию сбыта, снижения цен, приведения товарных запасов к нормативам, остановка программ повышения квалификации кадров, сокращение затрат на НИОКР, то есть чрезвычайные оперативные мероприятия.
Г.Друкер предлагает свой вариант антикризисного управления. Основа — это управление, нацеленное на результаты. Он выделяет три экономических задачи антикризисного управления:
— существующей бизнес должен быть эффективным;
— его потенциал должен быть определен и реализован;
— его следует превратить в другой бизнес, который соответствует задачам будущего, которые изменяются.
3. Разработка стратегии ликвидации неплатежеспособности предприятия
Под политикой ликвидации неплатежеспособности предприятия понимаются мероприятия, направленные на обеспечение удовлетворительной структуры баланса предприятия. Обеспечить удовлетворительную структуру баланса предприятия можно, за счет использования следующих комплексных мероприятий:
увеличения или уменьшения основных средств и внеоборотных активов;
увеличения или уменьшения оборотных средств;
увеличения или уменьшения основных средств, оборотных средств и внеоборотных активов;
увеличения или уменьшения источников собственных оборотных средств;
увеличения или уменьшения источников собственных оборотных и внеоборотных активов;
увеличения или уменьшения краткосрочной задолженности.
Структура баланса является неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) коэффициент общей ликвидности меньше 2, то есть предприятию нечем оплачивать свои долги в виде краткосрочных обязательств;
2) коэффициент обеспеченности собственным оборотным средством меньше 0,1.
Под выбранный способ восстановления структуры баланса должны подбираться специальные мероприятия:
уменьшение производственных запасов и незавершенного производства;
ликвидация остатков запасов и незавершенного производства;
продажа неэффективных ценных бумаг.
Роль менеджера в управлении кризисной ситуацией проявляется, прежде всего, в использовании принципа неопределенности. Согласно этому принципу такие параметры, как затраты на преодоление кризиса, оценка желаемых результатов и сроков их достижения тесно взаимосвязаны. Таким образом, задачей управления кризисной ситуацией является принятие решений, которые бы разрешили достичь желаемого результата при минимальных средствах и минимизировать отрицательные последствия. Это возможно на основе подготовки специальной системы менеджмента в кризисной ситуации.
4. Основные черты системы менеджмента в кризисной ситуации
кризис управление менеджмент стратегия
1. Создание коммуникационной сети для кризисных ситуаций и использование в период кризиса нетрадиционных средств связи и коммуникаций.
2. Перераспределение обязанностей высшего руководства и выделение группы разработки и выполнения антикризисных мероприятий.
3. Введение в действие оперативных кризисных групп, созданных заранее. Связи между этими группами должны быть отработаны в некризисных ситуациях.
Факторы успеха преодоления кризисной ситуации:
использование квалифицированных менеджеров и кризисных групп;
глубокий анализ кризисной ситуации;
разработка мероприятий по усовершенствованию культуры управления на стратегическом и оперативном уровнях;
улучшение мотивации персонала и привлечение его к управлению кризисом на всех возможных этапах для обеспечения сотрудничества и заинтересованности;
рациональное использование страховых фондов преодоления кризисных ситуаций.
Размещено на