Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические положения по проблеме подбора персонала в сфере медицины6
1.1. Психологические аспекты процесса подбора персонала6
1.2. Психологические особенности профессиональной деятельности в медицинском учреждении24
Выводы по Главе 147
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности подбора персонала в медицинском учреждении с использованием психодиагностических методик49
2.1. База и методы исследования49
2.3. Анализ результатов исследования58
Выводы по Главе 268
Заключение70
Список использованной литературы72
Приложения74
Выдержка из текста работы
Социально — психологическое сопровождение опирается на психосоциальный подход, рассматривающий возможности человека, его потенциал, способность к личностному росту и развитию в контексте условий, ресурсов организации и помогающих отношений и воздействии.
Социально-психологическое сопровождение реализуется в ситуации, когда необходимо решить психологические, межличностные и социальные проблемы персонала, и направлено на то, чтобы снизить уровень стресса и устранить внутренний или внешний конфликт в рамках проблемной ситуации посредством поддерживающих, обучающих и развивающих отношений. Вмешательства в контексте психологического сопровождения могут быть направлены непосредственно на клиента, а также и на других вовлеченных в ситуацию лиц и систему в целом. Таким образом, под социально-психологическим сопровождением понимается целостный и непрерывный процесс, связанный с изучением и анализом, формированием, развитием и коррекцией психофизиологических, психологических и социально-психологических характеристик, которые отличают субъектов труда и жизни, обеспечивают их нормальное состояние в реальных условиях.
Социально-психологическое сопровождение персонала — это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в поле деятельности психологической службы или конкретного практического психолога.
Социально — психологическое сопровождение работы с персоналом включает в себя:
профессиональный отбор;
экспертную оценку профессиональной компетентности персонала;
мониторинг (изучение) социально-психологических процессов и явлений в коллективе, организации;
диагностику и формирование корпоративной культуры;
организацию и проведение тренингов, семинаров различной направленности;
составление карьерограмм, психологическое сопровождение карьерного роста;
психологическое сопровождение принятия управленческих решений;
коучинг.
В данной дипломной работе в качестве элемента социально-психологического сопровождения персонала будет рассмотрен социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг (СПТ), проводившийся в группах менеджеров и врачей, может быть назван СПТ партнерского общения. Именно стратегия партнерского общения представляется наиболее эффективной для представителей этих профессий. Присвоенные ими «естественным» путем стратегии деловых коммуникативных взаимодействий в большей степени носят «вертикальный» характер. Партнерское же общение — это общение по горизонтали, предполагающее учет интересов партнера, признание его как личности, уважение его жизненного опыта, установок, потребностей и мотивов. Партнерская позиция каждого из участников общения обеспечивает выбор наиболее эффективных способов и методов проведения деловых бесед и дискуссий, позволяет добиваться максимально взаимоприемлемых результатов и переговоров.
Актуальность данной темы заключается в том, что в подготовке врачей СПТ занимает очень важное место. Базовой моделью СПТ для врачей является СПТ партнерского общения для таких категорий специалистов как менеджеры, бизнесмены и т.п., т.е. тех категорий, для которых эффективность общения является фундаментом успешности в работе.
В процессе проведения занятий на любом этапе обязательно есть «возвращение» к анализу «пройденного» на более ранних занятиях (т. е. при разыгрывании ролевых ситуаций обсуждается, как соблюдались правила активного слушания, невербального присоединения и т.д.).
Таким образом, в СПТ используется как анализ происходящего «здесь и теперь», так и научение — через повторное обращение к ранее полученному опыту.
У врачей появляется возможность осознать, что и как они делают во время общения, из — за чего одни и те же способы контакта не всегда дают равный эффект. Они учатся быть более внимательными в контакте, а, следовательно, более компетентными в построении партнерских отношений друг с другом, что является, в свою очередь, залогом для более успешной работы коллектива в целом.
Объектом исследования является персонал военно-медицинского учреждения (Поликлиника 113).
Предметом является применение социально-психологического тренинга с целью профилактики и улучшения эмоционального состояния военно -медицинского персонала.
Гипотеза: предполагается, что СПТ способствует улучшению эмоционального состояния персонала военно-медицинского профиля.
Целью данной работы является исследование содержания и методов социально-психологического тренинга, способствующего улучшению межличностных взаимоотношений внутри трудового коллектива.
Выполнение данной цели определяется решением следующих задач:
1.Исследование теоретической основы психолого-социальных аспектов поведения персонала.
2.Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе военно-медицинского учреждения, в частности в Государственном Учреждении «113 Поликлиника».
.Проведение тренинга делового общения.
Для решения поставленных задач применялся комплекс разнообразных методов:
теоретические — изучение и анализ литературы по теме исследования;
эмпирические — включенное наблюдение, нестандартизированное интервью (беседа), тестирование.
Структура дипломной работы:
1.Введение.
2.Две главы.
.Заключение.
.Приложение.
Данное исследование проводилось в Государственном Учреждении «113 Поликлиника» военно-медицинского профиля г. Мурманска. В исследовании принимало участие 12 человек.
При написании дипломной работы были использованы материалы отечественных авторов, таких как Макшанов С.И., Петровская Л.А., Парыгин Б.Д., Захаров В. П., Федотов А.В., Емельянов Ю.Н., Урываев В.А. и др. Также были проанализированы источники вторичной информации — журналы «Вопросы психологии», «Управление персоналом», «Кадровое дело».
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Психолого-социальное сопровождение
В качестве терминов, обозначающих социально — психологическую помощь психически здоровым людям, в литературе предлагаются «содействие» (К. Гуревич, И. Дубровина; Э. Верник, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда); «со-бытие» (В. Слободчиков), «со-работничество» (С. Хоружий), «психологическое, или социально — психологическое, сопровождение» (М. Битянова, Ю. Слюсарев, Г. Бардиер, А. Волосников, А. Деркач, В. Мухина). Из всех этих понятий по-настоящему прижился в практике лишь термин — «сопровождение». На это есть свои причины, и одна из них — глубинное смысловое совпадение слова «сопровождение» и сущности социально-психологической помощи семье или личности в кризисные периоды жизни.
Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. «Сопровождать, — в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова, — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать». В самом общем значении сопровождение — это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать — значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе. По В. Далю, путник — это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта, человек, «обрекшийся на тунеядное странничество, скиталец, бездомный проходимец», «лицо, которое не живет оседло, скитается, бездомный, бесприютный; бродяга».
Такой ряд дает возможность убедиться не только в богатстве русского языка, но и в пригодности этого слова для обозначения самых различных вариантов социально-психологической помощи семье и личности. Сама ситуация обращения в центр за помощью — это ситуация личностного или семейного неблагополучия, когда люди сбились с пути и им необходим помощник, сопровождающий, который поможет заново отыскать этот путь и пережить нелегкий период его освоения. Сопровождающий — это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Среди его ролевых функций в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова указываются не только достаточно нейтральные «попутчик, сопроводитель (сопроводительница)», но и — «спутник, товарищ на пути, в дороге, в жизни»; «проводник, путевод», то есть «спутник для указания пути, для охраны, защиты, для присмотра».
В «Словаре русского языка» В. Даля указывается также значение «конвойный». Последнее толкование необходимо уточнить: еще в прошлом веке слово «конвой» означало охрану (корабля) и оберег, прикрытие, то есть силу, надежность, защиту слабого или уязвимого на опасном отрезке пути.
Путь, по В. Далю, — это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление.
В русской культуре путь — это понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие смыслы, как жизненный путь, духовный путь. Это придает понятию «сопровождение» духовный смысл — поддержка семьи и личности в переломные, кризисные периоды жизни. В этом понятии заложены идеи общего пути в пространстве и времени; общих динамичных отношений между участниками; изменения функций социального работника на различных этапах пути; совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия; защиты от опасностей и помощи, которую оказывает сопровождающий (как человек более опытный, уже ходивший этим путем, знающий его) путнику.
Можно сказать, что речь идет о совместном бытии людей в определенный временной период человеческой жизни. Сопровождающий (со-путный) предстает как человек, помогающий путнику в дороге и защищающий его от превратностей пути, помогающий справиться с ними. Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.
Сегодня сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Сопровождение рассматривают как системную интегративную технологию социально — психологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа — социально-психологический патронаж (Г. Бардиер, М. Битянова, А. Волосников, А. Деркач, Л. Митина). Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально — психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [24, 4 — 12].
Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности и (или) семьи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Методологический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи — патронажа. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.
Идеи психологического сопровождения в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.
В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса, что в психоанализе называется «положительный перенос».
Основные стадии психологического сопровождения.
Психологическое сопровождение представляет собой целостную систему. Как любая система, оно состоит из элементов (или компонентов), которые одновременно являются его инвариантными этапами. В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента:
диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;
отбор и применение методических средств;
анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.
Для осмысления динамики процесса можно воспользоваться введенным нами ранее сравнением психологического сопровождения с путешествием.
При первой встрече с психологом клиент испытывает жизненные затруднения и нуждается в помощи со стороны. В запросе или жалобе, как правило, звучит просьба избавить его от трудностей, помочь выйти из создавшейся ситуации, при которой невозможно удовлетворить свои основные жизненные потребности.
Поэтому на данном этапе клиента можно рассматривать скорее как «беглеца», а не «путника».
В процессе сопровождения психолог должен помочь клиенту («путнику») в решении следующих основных задач:
) определить «место», на котором в момент обращения находится клиент («беглец»), выявить, в чем состоит его проблема, каковы сущность и причины его жизненного неблагополучия. В традиционной терминологии это обозначается как диагностика;
) превратить «беглеца» в «путника».
Для этого необходимо установить «место», куда он хочет прийти, совместно с ним создать образ того состояния, которого он хочет достичь (представление о благополучии, степень реальности его достижения), то есть определить направление и наметить пути реабилитации;
) помочь клиенту («путнику») добраться до своей цели, осуществить свои желания.
Эту задачу выполняют в процессе реабилитации.
1.2 История возникновения социально-психологического тренинга
До начала ХХ века поведение людей в группах и способность групп оказывать психологическое и лечебное воздействие систематически не изучались. Были известны отдельные случаи использования групп для лечения больных туберкулезом (Дж. Пратт- 30-е годы), неврозами (Фрейд и его ученики- 30-е годы). Я.Морено в 1932 году ввел термин групповая психотерапия, работая над методами социометрии и психодрамы. Первые группы социально-психологического тренинга были проведены в 1946 году К.Левиным и его коллегами, заметившими, что участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживаний. В 50-60-е годы наблюдается растущий интерес психологов и психотерапевтов к работе с группами (К. Роджерс, Ф. Перлз, А. Эллис и др.), и интерес этот был обусловлен успехами психо-коррекционной работы в группах, явными преимуществами групповой терапии.
Было выявлено, что СПТ группы (группы социально-психологического тренинга) дают возможность участникам получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других, в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Группа облегчает процесс самоисследования и интроспекции, усиливает уверенность в себе, способствует возникновению ощущения комфортности нахождения с себе подобными.
И. Ялом выделил десять лечебных факторов СПТ групп: сплочённость, внушение надежды, обобщение (человек перестаёт считать свои проблемы уникальными), альтруизм, предоставление информации, множественный перенос (похожесть группы на семью), межличностное обучение (апробирование новых форм поведения), развитие межличностных умений, имитирующее поведение (подражание образцам), катарсис (психологическое очищение, облегчение) [41, 4].
Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике.
Первая в стране мононография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л.А. Петровской в 1982 г.
Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.
Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д.
Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.
1.3 Социально-психологический тренинг (СПТ)
СПТ — это практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы (здесь используются специфические формы обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции).
Социально-психологический тренинг (СПТ) — это совокупность активных методов практической психологии, включающая групповую дискуссию и игровые методы. Групповая дискуссия проводится в основном в двух формах — анализа конкретных ситуаций и группового самоанализа. Групповая дискуссия может быть структурированной (ведущий задает тему, иногда четко регламентирует порядок обсуждения, часто организованного по принципу «мозгового штурма») и неструктурированной (ведущий пассивен, темы выбирают сами участники). По-видимому, для решения задач оценки больше подходит первый вариант, так как он позволяет задать определенную проблемную область, максимально приближенную к выбранным критериям [7, 25].
СПТ направлен на овладение психологическими знаниями, рефлексивными навыками, способностью анализировать ситуацию, поведение, состояние свое и членов группы, умение адекватно воспринимать ситуацию.
На СПТ вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию.
Общая цель тренинга — развитие компетентности в сфере общения. В зависимости от приоритета задачи может приобретать различные формы:
. Приобретение и развитие специальных навыков (умение вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.);
. Углубление опыта анализа ситуации общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других.
Классификация СПТ.
Различают множество классификаций групп СПТ: по психологическим ориентациям, по целям и задачам, используемым техникам, структуре, составу участников, роли руководителя, длительности проведения и т.д. По психологическим ориентациям, лежащим в основе программ психологического воздействия, различают тренинг в необихевиористских, когнитивистских и гуманистических традициях.
По целям и задачам могут быть выделены группы тренинга умений: вести разговор, переговоры; достижения определенного состояния — релаксации; тому, как учиться и пр.
С точки зрения используемых техник различают группы рационально-эмотивнотерапевтические, гештальттерапевтические, группы клиентоцентрированной терапии, психодраматические, танцевальной, телесной терапии.
По параметру структуры группы подразделяются на структурированные, действующие по определенному сценарию, и неструктурированные, произвольно разворачивающиеся в зависимости от проблем участников и успешности их обучения.
По составу участников группы подразделяются на гетерогенные (разнородные) и гомогенные (однородные) по полу, возрасту, профессии, проблемам. По роли ведущего выделяются группы, центрированные на ведущем, где ведущий выступает в роли дирижера, катализатора, и группы, центрированные на участнике с ведущим в роли образцового участника.
По длительности проведения различают группы типа «марафон», работающие несколько дней подряд в отрыве от привычной социальной среды, и группы встреч, действующие длительное время по определенному расписанию (например, по 2-3 часа два-три раза в неделю в течение месяца). Кроме того, существуют группы терапевтические для лечения психических и соматических больных и для здоровых людей (подавляющее большинство групп).
Задачи СПТ делятся на пять основных:
. Приобретение психологических знаний различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективного общения.
. Приобретение умения и навыков общения в парном взаимодействии, в составе группы, при активном слушании и т.д. — т.е. обогащение техники и тактики общения.
. Коррекция коммуникативных установок (партнерство — взаимодействие с позиции силы; искренность — манипуляция; вовлеченность — избегание общения; настойчивость — соглашательство) и выработка собственной стратегии общения.
. Адекватное восприятие себя и других в ситуации общения.
. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.
В процессе СПТ применяются различные методические приемы:
Групповая дискуссия
Ролевая игра
Невербальные упражнения.
Принципы социально-психологического тренинга:
1)Принцип активности.
Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.
Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.
2)Принцип исследовательской творческой позиции.
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.
Исходя из этого принципа, работа тренера заключается том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения и экспериментировать с ними.
В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.
Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, для них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески носиться к жизни, к самому себе.
) Принцип объективации (осознания) поведения.
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.
В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.
) Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы. [20, 36]
Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.
Занятия методом СПТ включают четыре этапа:
. Создание единого психологического пространства и обратной связи.
. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюирования для создания ситуации рефлексии.
. Решение конкретных задач, овладение знаниями, умениями и навыками, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.
. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
) содержанием тренинга,
) особенностями группы,
) особенностями ситуации,
) возможностями тренера.
.4 Ролевая игра как метод СПТ
Среди игровых методов СПТ наиболее широко распространены ролевые игры. Суть данного метода состоит в том, что поставленная в тренинге проблема решается ее участниками путем импровизационного разыгрывания заданной ситуации. Иначе говоря, для нахождения решения участников просят не просто обсудить социально-психологическую проблему, а разыграть ситуацию в соответствии с их представлениями о взглядах тех лиц, чьи роли они проигрывают. Как отмечает ряд авторов, игра часто используется в диагностических целях — для выявления личностных свойств, установок, стилей поведения участников, поскольку она обладает большей прогностичностью, чем любая другая деятельность человека (Петровская, 1982). Игра — это особое «поле самовыражения», в котором человек наиболее естественен, открыт и склонен к максимальным проявлениям.
В тренинге ролевая игра позволяет имитировать проблемную ситуацию из жизни и выработать модель ее разрешения за счет импровизации и активного конструирования участниками своих ролей. Идея роли связана с реализацией различных способов поведения, а идея игры — с безопасной средой и творческим вдохновением. Благодаря ролевой игре участники тренинга получают возможности:
а) уяснить не только сущность заданной социально-психологической ситуации, но и собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с той или иной ролью;
б) развить умение входить в положение других людей, лучше понимать их позиции и чувства;
в) опробовать новые роли и формы общения в ситуациях, моделирующих реальную жизнь.
Итак, СПТ позволяет не только определить репертуар реально действующих ролей, но и оценить гибкость поведения участников и их способность принимать новые, нестандартные роли. Роль — один из критериев оценки, который наиболее адекватен оценочной программе, используемой в целях обучения и развития персонала. Понятие «роль» отражает существенный аспект взаимодействия людей и разделения профессиональных (в том числе управленческих) функций между ними. Задача состоит в том, чтобы найти для набора ролей некоторые основания, выявить признаки, которые позволили бы осуществлять диагностику ролевого репертуара.
.5 Деловая игра как метод СПТ
В последнее время социально-психологический тренинг применяется в различных областях человеческой практики, в том числе в работе с профессионалами. Это объясняется тем, что он позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития профессионально значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное профессиональное поведение.
В ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение), умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях [11, 328]. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности.
Проведение СПТ основывается на некоторых принципах, а именно: представления Я участника, активности на занятиях, открытой обратной связи, «здесь и теперь» и других. Содержание этих принципов достаточно полно раскрыто в научной литературе и поэтому не рассматривается в данной статье. Однако отметим, что соблюдение этих принципов в процессе тренинга является важнейшим условием его эффективности.
СПТ может применяться как средство работы с профессионалами в целях повышения эффективности их служебной деятельности. При этом одним из наиболее оптимальных нам представляется СПТ методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников.
Достоинство этого вида СПТ объясняется тем, что условия деловой игры являются весьма приближенными к условиям реальной служебной деятельности. В подобных игровых условиях становится возможным формирование умений конструктивного ролевого поведения, связанного с выполнением определенных профессиональных обязанностей. Другая особенность этого вида тренинга заключается в групповом, а, следовательно, и более интенсивном взаимодействии его участников. Групповое взаимодействие, по мнению К. Левина, в большей степени, чем индивидуальная работа, способствует возникновению эффективных изменений в установках личности [36, 67]. Это объясняется, в частности, тем, что выявление и изменение своих неадаптивных установок зависит от умения видеть себя глазами окружающих людей.
Еще одним преимуществом СПТ методом деловой игры является наличие проблемных ситуаций, которые, как утверждает И.В. Горлинский, повышают интерес и мотивацию играющих к продуктивной деятельности, что способствует, на наш взгляд, не только формированию у них необходимых профессиональных навыков и умений, но и появлению стремления к самоанализу и саморазвитию. Захватывающее действие игрового процесса способствует большей спонтанности и естественности поведения представителей группы, побуждает их к самовыражению и заставляет интенсивно сопереживать и анализировать происходящее.
Благодаря методу деловой игры возможна диагностика некоторых психологических явлений. Такая диагностика необходима для того, чтобы ведущий мог умело и гибко выбирать наиболее оптимальные способы взаимодействия с участниками игры, учитывать их личностные особенности, актуальный уровень их развития и готовность к научению и самоизменению.
Психологическая диагностика в процессе СПТ становится возможной в виду следующих обстоятельств. Несмотря на то, что игровой процесс подчиняется определенным правилам, он отличается относительной неопределенностью развития. В результате снимаются некоторые ограничения поведенческих реакций, и участники тренинга принимают такие самостоятельные решения, в которых в наибольшей степени выражены их психические и социально-психологические характеристики. Эти характеристики проявляются, в частности, в эмоциональном отношении к игровой роли, стремлении (или отсутствии стремления) к идентификации с нею и выборе средств для ее реализации. Таким образом, становится возможной психологическая диагностика личностных характеристик представителей группы. Это позволяет ведущему оперативно ориентироваться в процессе СПТ и выбирать наиболее подходящие способы взаимодействия с участниками деловой игры.
В рамках данной работы мы рассматриваем один из вариантов проведения СПТ методом деловой игры. Описание этого мероприятия сопровождается методическими рекомендациями.
Целями предлагаемого тренинга являются, во-первых, развитие умений, помогающих осознавать наличие проблемных профессиональных ситуаций, во-вторых, развитие способности анализировать данную ситуацию и свое поведение в ней и, в-третьих, вырабатывание умений профессионального поведения, которые являются оптимальными в используемой в деловой игре служебной ситуации и способствуют ее разрешению.
Эффективность проведения СПТ методом деловой игры во многом зависит от понимания его целей участниками группы. В связи с этим ведущему во вступительном слове рекомендуется не только сформулировать цели занятия, но и более подробно раскрыть значимость и содержание каждой из них, сопровождая свои пояснения примерами.
Необходимо отметить, что уже в начале занятия важно создать атмосферу взаимного доверия. Это позволяет участникам контролировать и исправлять свое неадекватное поведение [10, 17]. Если в группе не создается атмосфера понимания и поддержки, то уменьшается способность ее участников точно понимать мотивы, ценности и эмоции друг друга. В таких условиях участники тренинга создают видимость взаимодействия и используют осторожную стратегию принятия решений. Дж. Р. Гибб указывает два способа создания поддерживающей, доверительной атмосферы в группе: замена осуждающих высказываний описательными и переориентация контролирующего поведения на совместное решение проблем [36, с. 75]. Достижение взаимного понимания и доверия участниками тренинга, их заинтересованность в саморазвитии обеспечиваются также соблюдением одного из принципов организации СПТ — принципа добровольного участия в тренинге.
На подготовительном этапе СПТ методом деловой игры ведущий в общих чертах знакомит группу с содержанием игрового процесса и его правилами, а также демонстрирует материалы игры.
Специфика данного вида СПТ, а также число команд (ролевых групп) определяют и число участников деловой игры. Для каждой из ролевых групп желательным является состав не менее пяти и не более восьми человек. Соблюдение этого условия обеспечивает, с одной стороны, создание между участниками обратной связи, с другой — способствует тому, чтобы ролевая группа была динамичной и предлагала более разнообразные способы поведения и решения проблемных ситуаций.
Материалы деловой игры могут быть представлены проблемными профессиональными ситуациями и игровыми ролями.
Игровые роли представляют собой инструкции для участников группы. Они определяются контекстом игры, а именно, профессионально-ориентированной ситуацией. Инструкции задаются таким образом, чтобы была известна некоторая область возможных решений. В то же время желательно, чтобы инструкции носили проективный характер, который способствует возникновению творческого поиска и нахождению большего количества вариантов решения сложной профессиональной ситуации. Пример инструкции: «На данном рисунке одно из действующих лиц всегда изображено говорящим определенные слова другому. Вашей группе (представителю группы) отводится роль отвечающего за другого человека. Стремитесь к конструктивному решению назревающего конфликта. Не пытайтесь отделаться шуткой. Кроме того, вам (игровой команде и ее представителю) необходимо подготовиться к публичному обоснованию выбранной стратегии поведения. Это обоснование состоится на этапе анализа игрового процесса, т.е. после непосредственной инсценировки игровой ситуации и выступления экспертов».
После формирования игровых команд и ознакомления их с материалами игры ведущий предоставляет им время (15 мин) для продумывания контраргументов. Такой прием способствует усилению и напряжению игрового эмоционального потенциала, что активизирует деятельность ролевых групп и помогает им включиться в игру [11, 70].
Если в процессе выполнения задания у участников тренинга возникают какие-либо вопросы, ведущий отвечает на них и дает необходимые консультации.
В соответствии с установленным регламентом игры (примерно через 15 мин) проводится диагностика готовности групп к непосредственному разыгрыванию ситуаций. При этом используются методы наблюдения за поведением участников деловой игры и беседы с ними.
Правило, с которым необходимо ознакомить представителей группы и которое предваряет основной этап игрового процесса, заключается в том, что непосредственные исполнители игровой роли, в случае необходимости, могут взять оперативную паузу. Это правило дает игроку возможность посовещаться с ролевой группой, которую он представляет, и скорректировать свое поведение.
Основной этап СПТ методом деловой игры начинается с непосредственного разыгрывания игровых ролей. При этом ведущий обращает внимание участников СПТ на время диалога (не менее трех минут) и на неограниченное количество «ходов».
Момент начала непосредственного исполнения профессионально-ориентированных ролей является в некоторой степени критическим. Как утверждают Я.С. Гинзбург и Н.М. Коряк, именно в этот момент наиболее вероятны сбои в игре [26, 61 — 78]. По мнению этих авторов, психологические проблемы в деловой игре могут возникать, например, в случае, когда участник использует игровую ситуацию для решения своих личностных проблем. В этом случае игровая мотивация оказывается подавленной сверх значимыми личностными мотивами. В таком случае авторы рекомендуют ведущему деловой игры организовать перераспределение ролей.
Необходимо сделать уточнение относительно данной рекомендации. Дело в том, что предоставление права исполнения игровых ролей другим участникам может восприниматься предыдущими представителями игровых команд как условное наказание. Последнее не является основательным стимулом к проявлению активности и может привести к возникновению неадекватных защитных реакций и усугублению существующих личностных проблем участника СПТ. Задача ведущего заключается не в перераспределении игровых ролей, а в оказании игроку психологической поддержки в решении возникающих в процессе игры затруднений.
Психологическая поддержка в рамках данного вида СПТ может осуществляться в форме такого вмешательства, при котором ведущий подсказывает, намекает и помогает участникам СПТ, когда они сталкиваются с трудностями, и предоставляет им обратную связь в течение всего процесса взаимодействия. Обратная связь, осуществляемая в атмосфере взаимной заботы и доверия, позволяет участникам контролировать и направлять свое неадекватное поведение; коррекцию поведения конкретного человека могут оказывать и представители игровых команд. В то же время ведущему в процессе проведения тренинга нежелательно слишком часто и жестко вмешивается в ход игры и предлагать решение проблемных профессионально-ориентированных ситуаций в готовом виде, так как это подавляет участников СПТ и не способствует их саморазвитию.
На этапе анализа ведущий организует обсуждение результатов игры. Сначала экспертам предоставляется возможность высказать свое мнение. При этом важны не критика и обвинения в адрес игроков, а описание их поведения. Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых действиях участников игры без приписывания им установок и личностных черт. Такой прием, как утверждает К. Рудестам, вызывает наименьшую психологическую самозащиту игроков и наибольшее желание изменить свое поведение.
Затем группы игроков-»актеров» могут отстаивать и обосновывать свои решения, действия, стиль исполнения ролей и выбранную ими стратегию поведения. Ведущий должен дать возможность личностной защиты игроку, представлявшему ту или иную ролевую группу. Также ведущему необходимо помнить, что после обмена мнениями важно сохранение доброжелательных отношений между участниками группы.
Л.А. Петровская рекомендует для организации дискуссии использовать видеозапись игрового процесса, так как видео просмотр является эффективной формой осуществления обратной связи, которая позволяет более полно проанализировать игровой процесс и его результаты.
В заключение ведущий обобщает содержание занятия, констатирует достигнутые результаты и формулирует итог игры.
Подчеркивая высокую эффективность СПТ методом деловой игры, уточним, что реализация этого мероприятия требует тщательной продуманности и длительной организационно-методической подготовки. Немаловажной представляется и квалификация ведущего: для него желателен опыт проведения СПТ.
Несмотря на немалые усилия, необходимые для организации СПТ методом деловой игры, данное мероприятие представляется весьма эффективным. Причем оно может быть направлено не только на формирование и коррекцию профессионального поведения, но и на профилактику кризисов профессионального становления. Под такими кризисами понимаются непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки личности и изменения вектора ее профессионального развития [16, 35]. Эти периоды могут сопровождаться возникновением у специалиста раздражительности, внутреннего дискомфорта, неудовлетворенности содержанием и условиями профессиональной деятельности, а также отношениями с коллегами. Проведение СПТ препятствует развитию неэффективного профессионального поведения, снижает возможность разочарований в профессиональной деятельности и помогает специалисту справиться с возникшими затруднениями.
.6 Разработка занятий СПТ
Общие рекомендации по организации занятий группы социально-психологического тренинга.
Цель группы: развитие социально-психологической компетентности личности, то есть способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.
Задача тренинга:
а) овладение определенными социально-психологическими знаниями;
б) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыковучастников;
в) осознание целостности социально-психологического бытия людей;
г) развитие способности адекватно и понимать себя и других;
д) овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;
е) обучение индивидуализированным приемам межличностного общения;
ж) чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.
Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха. Уровень организации работы в значительной мере зависит от того, как практически реализуется принцип психологического взаимодействия. Для достижения положительных личностных изменений, перестройки отношений иногда нужны «острые моменты, потрясение». Поэтому в учебно-тренинговой группе должны использоваться такие приемы, как открытое обсуждение поведения участников, элементы психодрамы и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.
Одним из основных является принцип самодиагностики, спровоцированной группой для каждого из участников и руководителя. Он включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предложил пути их практического решения.
Также необходимо сделать акцент на принципе практической материализации социально-психологических феноменов, которые изучаются. Благодаря его реализации много проявлений человеческой психики не только возникают перед членами группы в виде теоретических понятий, а и становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предложенных межличностных феноменов каждым участником группы.
Существенным является вопрос о комплектовании группы. Желательно проводить предшествующие индивидуальные собеседования с ее потенциальными участниками. Формируя группу, лучше не включать в неё людей с очень стереотипированной психологической защитой, так как занятия могут значительно усилить тревожность таких субъектов. Кроме того, это может отрицательно повлиять на групповой процесс. Также нежелательно участие людей, которые не намерены продуктивно работать в плане личного развития и идут в группу только с целью «познания метода» или ради приятного времяпровождения.
Отправным пунктом для обеспечения успешной работы тренинговой группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группа закрыта и работа в ней четко структурирована. Продолжительность занятий в принципе должна быть определена заранее.