Содержание
Содержание
Введение….3
1 Особенности психологической подготовки женщин к родам и их
психологическое состояние в этот период…5
1.1Сущность психологической подготовки беременных женщин
к родам…..5
1.2Психологическое состояние женщины пред родами….11
2 Проблемы, которые появляются у женщин в период
беременности…………….16
2.1 Основные страхи беременных женщин…..16
2.2 Причины возникновения страха пред родами и способы его
преодоления……21
3 Организация психологической помощи беременным женщинам в современном обществе….28
3.1 Существующие направления психологической практики,
подготовки беременных к родам….28
3.2 Технология психологического сопровождения женщины в
подготовке к родам..34
Заключение…..42
Глоссарий….45
Список использованных источников…47
Приложение А….50
Приложение Б…..51
Приложение В…..52
Приложение Г…..53
Приложение Д…..54
Выдержка из текста работы
Проблема сохранения здоровья матери и ребёнка имеет высокую медико-социальную значимость и требует особого внимания к качеству оказываемой профилактической помощи.
Интенсивный темп жизни, чрезвычайно насыщенная информационная среда, высокий уровень ежедневного стрессорного воздействия, экологическое неблагополучие — всё это негативно отражается на психофизиологическом состоянии беременных женщин, которое часто характеризуется неустойчивостью, напряжёнными процессами адаптации, балансированием на грани между здоровьем и болезнью. Даже практически здоровые женщины на протяжении беременности находятся в состоянии биологического и психологического криза.
Особенности нервно-психических реакций беременных и характер их эмоциональных переживаний в последнее время принято рассматривать как проявление адаптации организма и личности к наступившей беременности.
О часто наступающей в период беременности декомпенсации свидетельствует тот факт, что более половины женщин госпитализируются для сохранения беременности и в связи с болезнями, причём часто неоднократно. У 70% первобеременных женщин выявляются нарушения психического состояния. Ведущую роль в возникновении токсикозов, гестозов, невротических расстройств в период беременности играют психологические факторы.
Исследования последних лет, направленные на изучение патологии течения беременности, убедительно свидетельствуют о психосоматическом характере этих нарушений и об эффективности психокоррекционных и психотерапевтических методов их лечения (С. Ю. Мещерякова, Т. Т. Сорокина, В. А. Рамих и др.)
Вопрос о комплексной психопрофилактике и применении нефармакологических методов коррекции этого состояния встаёт особенно остро в связи с тем, что существенное ухудшение здоровья беременных и рожениц приводит к увеличению количества осложнений и патологий в родах. В результате этого ухудшается состояние новорожденных, снижается качество жизни матери и младенца в родах и в последующем периоде их жизни. Значимость дородовой психологической подготовки определяется и необходимостью профилактики послеродовых эмоциональных расстройств у женщин.
Метод психопрофилактической подготовки к родам в нашей стране зародился ещё в 50-е годы XX века. Более поздние исследования позволили расширить подход к дородовой подготовке с узкого противоболевого — до более широкого, включающего формирование позитивной установки на материнство Большое количество исследований посвящено поискам наиболее эффективных способов немедикаментозного обезболивания родов, обучения женщин приёмам саморегуляции с использованием аутотренинга (М. В. Швецов, Н. В. Старцева, Г. Г. Филиппова и др.).
Избыточное психоэмоциональное напряжение, чувство страха во время родов сопровождаются высоким мышечным напряжением, при котором родовые боли усиливаются. Таким образом, течение и безопасность родового акта, уровень болевых ощущений во многом определяется настроем женщины, степенью её психологической готовности к родам, к материнству и ее поведением, владением эффективными приёмами самообезболивания.
Оптимальная система психопрофилактики должна затрагивать не только аспекты физического и психического здоровья матери, но и обеспечение оптимальной психофизической среды для эмоционально-личностного развития ребёнка. Качество этой среды определяется, прежде всего, характером взаимодействий между матерью и младенцем. При этом важнейшим условием, обеспечивающим эффективность материнского поведения, является психологическая готовность женщины к принятию материнства — это и есть основная цель психопрофилактической подготовки беременных.
Таким образом, профилактическую работу с беременными необходимо рассматривать с учётом всего сложнейшего многоуровневого комплекса происходящих процессов. Большое значение имеют все компоненты подготовки к родам: и формирование материнской доминанты, и позитивный эмоциональный настрой женщины на роды, и владение ею устойчивыми навыками саморегуляции.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что проблема психологической подготовки беременных к родам является актуальной. Актуальность данной темы обусловлена тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины и психологии, повышение научного и технического уровня родовспоможения психологические проблемы в период беременности не уменьшаются. Это подтверждает и тот факт, что в мае 2000 г. Ассоциация перинатальной психологии и медицины проводила конференцию под эгидой НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта. Главным итогом стало подтверждение целесообразности и острой необходимости сотрудничества психологов и акушеров-гинекологов для создания общих сфер взаимоотношений и выработки единой теоретической модели «психика и роды». Психологическая подготовка к родам способствует мобилизации всех сил женщины для родоразрешения.
Объект исследования: психологическая подготовка беременных к родам.
Предмет: проблемы психологическая подготовка беременных к родам.
Цель работы: выявить проблемы и сущность психологической подготовки беременных к родам.
Задачи исследования:
. Рассмотреть особенности психологического состояния беременных женщин.
. Выявить влияние психологического состояния беременной женщины на самочувствие плода.
. Раскрыть сущность психологической подготовки беременных к родам.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме психологической подготовки беременных к родам
.1 Психологические особенности женщин во время беременности, родов и в послеродовой период
Современная женщина очень часто отягощена проблемами, связанными с физиологической патологией, эмоциональной дисгармонией на почве неадекватного воспитания и эмоциональных травм, а также психологической дисгармонией из-за нереализации своей личности или проблем самоконтроля.
С наступлением беременности многие женщины отмечают изменения самочувствия, выражающиеся в раздражительности, слезливости, повышенной утомляемости, изменении аппетита, тошноте, снижении либидо, сонливости в течение дня. Частота таких расстройств колеблется от 13,7% до 33,3% всех беременных.
В момент беременности женщина очень чувствительна и раздражительна, она гораздо острее, чем прежде реагирует на окружающий мир, с трудом справляется с собой. Есть женщины, которые при беременности совершенно меняют свой облик, у других всё остаётся без изменений. Но за исключением крайностей, общим для будущих матерей является своя особая психология, меняющаяся из месяца в месяц.
Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребенка позволяет предположить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ослабления имеющихся у женщины проблем. В первом триместре актуализируются и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен «синдром обустройства гнезда», который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в этот период на подготовку к родам и послеродовый период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценности ребенка, активность, не связанная с ребенком, — с неблагоприятной динамикой. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка.
Общая инфантилизация эмоциональной сферы женщины в беременности (лабильность эмоций, импульсивность, избегание отрицательных эмоциональных состояний, капризность) выражена уже во втором триместре, когда появляются ощущение шевелений и реакция матери на них. Эти изменения в эмоциональной сфере отражаются в речи. Отклонения от адекватного стиля переживания беременности сами по себе свидетельствуют о проблемах с материнством.
На основе проведённых исследований было отмечено, что наиболее стрессогенным фактором во время беременности оказывается наличие хронических соматических заболеваний. При наличии хронических соматических патологий беременные отличаются особой импульсивностью и непостоянством.
Уровень напряжения возрастает при развитии позднего токсикоза беременности.
Среди неблагоприятных психосоциальных факторов необходимо особо выделить незамужество, повторные браки, неудовлетворённость материально-бытовыми условиями, конфликтные ситуации в семье и на работе.
Тревога является основным эмоциональным состоянием человека в ситуации неопределенности и ожидания, и субъективно характеризуется ощущением внутреннего напряжения с активизацией реакций вегетативной нервной системы.
Основным содержанием невротических расстройств у женщин с осложнённой беременностью является переживание реальной или воображаемой угрозы выкидыша.
Одним из часто встречающихся нарушений в период беременности и после родов являются депрессии с такими проявлениями, как печаль, уныние, подавленность, усталость, раздражительность. Острые депрессивные реакции чаще возникают у женщин в различные возрастные периоды, связанные с глубокой биологической перестройкой организма.
Таким образом, соматогенный фактор, с одной стороны, и ситуационно-психогенный — с другой, формируют патологическую почву, способствующую развитию и углублению депрессивного состояния. При развитии депрессии у женщин возникают мысли о никчёмности существования, чувство безысходности, суицидальные мысли, депрессивные идеи самоуничижения и самообвинения, которые к определённому моменту приобретают доминирующий сверхценный характер.
Депрессивные реакции и состояния различной степени тяжести встречаются у 10-18% беременных женщин. Применение антидепрессантов в первом триместре может негативно отразиться на развитии ребёнка. Раннее выявление нервно-психических расстройств у беременных и применение психотерапии позволяет значительно снизить количество назначенных препаратов или вообще обойтись без них. Психотерапия — это лечебное воздействие на психику или через психику на организм больного.
Характерными патологиями беременных с хроническим психоэмоциональным стрессом являются токсикоз первой половины беременности 46,26%, раннее развитие гестозов 45,45%. На фоне перечисленных осложнений формируется хроническая плацентарная недостаточность в III триместре (56,65%). В результате новорожденные в 76% случаев рождаются в состоянии гипоксии различной степени и в 28,21% случаев им требуется длительная реабилитационная терапия.
Беременность у женщин с признаками психоэмоционального стресса в 80,43% случаев заканчивается срочными родами, в 16,63% — преждевременными родами, в 10,86% — выкидышами, что свидетельствует о нарушении формирования родовой доминанты. Это доказывает, что психологический стресс несёт с собой целый комплекс перинатальных проблем, требующих серьёзного влияния к психологической сфере беременных женщин.
Однако отмечается, что к 28-й неделе организм многих беременных адаптируется к стрессовой нагрузке и патогенное влияние стресс-синдрома уменьшается по мере приближения срока родов.
По поводу влияния эмоционального стресса на процесс родов врачами замечено, что причиной слабости родовой деятельности и слабости потуг у первородящих могут быть отрицательные эмоции, и особенно чувство страха перед предстоящими родами. Волнение в конце беременности приводит не только к затяжному течению родов, но и послеродовым кровотечениям и возникновению сепсиса у новорожденного с низким иммунитетом. Отмечается зависимость между наличием чувства поддержки у беременных женщин и благополучным протеканием беременности и родов, а также лучшим психическим развитием ребёнка в дальнейшем.
Роды действительно являются таким мощным физическим и психологическим переживанием, что их ожидание связано с целой серией страхов. Кроме вполне понятного страха перед родовой болью, женщину могут начать мучить не вполне осознанные страхи, связанные с всплывшими из глубины подсознания детскими травмами собственного появления на свет. Такие "воспоминания" остаются с человеком на всю жизнь, исподволь оказывая сильное влияние на его поведение. Бывает, что в ожидании приближающихся родов женщина начинает испытывать страх перед смертью. Дело даже не в страхе за собственную жизнь, а скорее в предчувствии переживаний ребенка, который в процессе рождения проходит стадию психологического "умирания". Рождение — это одно из самых мощных переживаний человека, сопоставимое по силе разве, что с переживанием смерти.
В работе доктора психологических наук А.И.Захарова систематизированы патологические влияния антенатального стресса матери на процесс беременности и родов:
Отсутствие уверенности в прочности брака способствует большей чувствительности будущей матери к испугам и страху перед родами.
Переживания из-за отношений с супругом приводят к эмоциональной неудовлетворённости. Подобные переживания матери часто обуславливают угрозу выкидыша, отсутствие рефлекторного крика новорожденного.
Волнения в начале беременности могут вызвать пролонгированное течение родов или преждевременные роды.
Повышенная раздражительность матери связана с её утомляемостью и нарушениями сна и образует своего рода неврастенический комплекс, который способствует преждевременным родам.
Перегрузки в учёбе или на работе обуславливают преждевременные роды, а также быстрые, стремительные роды и отсутствие крика новорождённого.
Нарушения сна при беременности взаимосвязаны с частыми состояниями внутренней неудовлетворённости матери. Это также может привести к преждевременным и стремительным родам.
Повышенная утомляемость ведёт к преждевременным родам.
Страх перед родами связан со сложными взаимоотношениями с родственниками и мужем. Для девочек подобный стресс матери более значим, чем для мальчиков, создавая затяжное течение родов и отсутствие крика при рождении.
На неустойчивую психику женщины роды оказывают гигантское воздействие.
Было выявлено, что изменённое состояние сознания в момент родов является адаптивной, приспособительной реакцией организма на экстремальные условия родового периода.
Анализ литературы по теме показывает, что почти у всех народов имеет место так называемый послеродовый карантин, который продолжается до 40 дней. Женщина в этот период считается наиболее уязвимой, а иногда подверженной послеродовой депрессии, психозу. Изучение состояния женщин показало, что психозы чаще начинаются с 5-6 дня, а депрессивные состояния с 10-14 дня после родов. Женщин беспокоит беспомощность и несобранность, они не могут справиться с обязанностями по уходу за ребёнком, испытывают страх за него, опасаются, что недостаточно хорошо за ним ухаживают. Чаще имеют место чувство вины перед ребёнком и идеи самообвинения, враждебность же к ребёнку бывает при тяжёлой депрессии.
Высокая частота невротических расстройств среди первородящих объясняется появлением ряда проблем: ограничение личной свободы ради ухода за ребёнком, впервые полученный опыт родовых болей, тревога и ответственность за жизнь новорожденного, кормление, недосыпание и многое другое.
Большинство женщин испытывает повышенную необходимость во внимании и поддержке для адаптации к новой роли — роли матери. Отмечено значительное ухудшение настроения у женщин, разлученных с новорожденными из-за необходимости обсервации или перевода в детскую больницу.
Невротические депрессии в послеродовом периоде встречаются у 15-20% рожениц, длятся в среднем 3-4 недели, и лишь у 5% женщин отмечаются расстройства настроения длительностью до года.
Наибольшее значение среди психотравмирующих факторов послеродовой депрессии имеет семейная дисгармония. Женщины чувствуют себя одинокими, бесполезными, лишёнными поддержки. Исследования показали, что незрелый возраст матери тоже влияет на эмоциональное состояние после родов.
Разрешение психологического конфликта в указанных случаях требует психотерапевтического вмешательства: от участия семьи (мужа) до личностно ориентированной и семейной психотерапии. Целью психотерапии, независимо от применяемой техники, является помощь пациенткам в осознании своих внутриличностных проблем и их разрешении, изменение отношения к психотравмирующему фактору.
Особенно опасны послеродовые психозы. Послеродовый психоз — психотическое состояние, возникающее у женщины после родов чаще на 2-3 день, характеризующееся выраженной депрессией и бредом. В большинстве случаев возникает у первородящих женщин (1-2 случая на 1000 женщин). Расстройство считается вторичным по отношению к фоновому психическому заболеванию. Возможны психодинамические конфликты, связанные с материнством, нежелательной беременностью, несчастливым браком, страхом материнства и т.д.
При отсутствии лечения существует высокий риск детоубийства и самоубийства. Благоприятствуют прогнозу активная поддержка членов семьи и правильное лечение. В случае послеродового психоза необходимо принять меры по предотвращению самоубийства даже при отсутствии у больной суицидальных мыслей. Нельзя оставлять малыша наедине с матерью при наличии у неё бредовых идей или навязчивых мыслей в отношении здоровья ребёнка.
В таких случаях психотерапия (индивидуальная или семейная) направлена на разрешение внутрипсихических и межличностных конфликтов.
К сожалению, беременность до сих пор считается процессом, идущим на грани с патологией. Обязательное медицинское наблюдение, безусловно, необходимое, придаёт беременной женщине особый статус, часто не позволяющий ей чувствовать себя полноценной. Процесс рождения ребёнка оказался оторванным от его социального окружения. Отношение к новорожденному как к существу, обладающему лишь физиологическими потребностями, привело к тому, что были ослаблены как непосредственно материнские инстинкты, так и психоэмоциональная связь отца с ребёнком.
Поэтому будущую мать часто не устраивает то, что ей приходится осваивать новую для себя роль «пациентки», которую она автоматически получает, попав в женскую консультацию. Далее, войдя в родильный дом, вместо роли независимой, самостоятельно действующей личности женщина становится пациенткой, утрачивая при этом право определять характер и последовательность своей повседневной активности, становясь зависимой от тех, кто будет исцелять её от диагноза поступления — т.е. ребёнка. Насильно происходит перекладывание ответственности с главного действующего в родах лица, рожающей женщины, на второстепенную личность — врача. Это также нередко приводит к состоянию депрессии и страху.
Разлучение с первых минут рождения ребёнка с матерью — это разрыв всех энергетических связей только что ещё цельного организма. Этим разрывом программируется масса комплексов и психофизических патологий. Кроме того, мать и ребёнок оказываются изолированными от третьего соучастника — мужа и отца. И здесь возможны потери на самых тонких психических уровнях — утрачиваются изначальные связи родства, причастности к семье, а как следствие, не исключено — к роду, корням, истокам и основам культуры.
Именно поэтому и появились целые социальные группы, которых не устраивает сам подход к их беременности, как к требующей медицинского вмешательства болезни.
Исследователи и практики пришли к необходимости создания системы психологической подготовки беременных к родам.
.2 Влияние психологических характеристик матери на состояние плода
Уникальность состояния беременности трудно переоценить. Всегда этот период значимый, неповторимый, непохожий на другие периоды жизни женщины. Мать — это первая вселенная ребёнка, его «живая основа» как с материальной, так и с психической точки зрения. Она является посредником между внешним миром и ребёнком, который непрерывно улавливает ощущения, чувства матери как реакцию на окружающий мир.
Любовь, с которой женщина вынашивает ребёнка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, — всё это оказывает влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Влияние на исход беременности и рождение ребёнка начинается с момента зачатия на уровне генной памяти.
Как мать влияет на развитие своего ребёнка, так и ребёнок оказывает влияние на физиологию матери. В период беременности между организмом матери и плода происходит своеобразный обоюдный обмен. Эмбрион, как известно, несёт в себе наследственность не только матери, но и отца. С пятой недели беременности организм женщины начинает получать от эмбриона бесчисленное количество «посланий». Женщина просто вынуждена приобретать некоторые черты и характеристики своего будущего ребёнка — иначе плод не выживет. У матери стволовые клетки младенца обнаруживаются даже спустя 30 лет после родов.
Большинство психологов признают, что психика ребёнка не может появиться вдруг после родов, что психические особенности матери влияют на развитие плода. Доказано существование дородовой психологии плода, который уже обладает способностью к обучению, дифференцированию и запоминанию сигналов, ещё находясь в утробе матери. Органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. Поскольку эндокринная система начинает формироваться очень рано, ребёнок и на гормональном уровне переживает все состояния матери. 9 месяцев ожидания, сосредоточенности матери на ребёнке, это не только гормональное, но и эмоциональное и информационное взаимодействие, реально сказывающееся на отношениях матери и ребёнка. Психика нежелательного ребёнка травмируется ещё до рождения.
При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребёнка.
Особенности поведения плода, отражающие сложность плодо-материнских отношений, удалось заснять на киноплёнку. Кадры этого фильма показывают, как реагирует пятимесячный плод на громкие крики, настроение матери. Он гримасничает, открывает глаза, волнуется или улыбается. Среди активно влияющих на плод факторов может быть и сексуальное поведение матери, что формирует сексуальное поведение человека как инстинктивное действие на основе пренатального опыта.
В настоящее время господствующей точкой зрения на механизм закрепления патологической системы регуляции функций плода является концепция нейроэндокринного импринтинга. Нервно-психическая интеграция, однажды сложившаяся на основе афферентного синтеза внешних и внутренних раздражителей, превращается в постоянный консервативный внутренний процесс мозга. И даже прекращение действия стрессора не позволяет остановить развивающийся процесс дезадаптации, который предусматривает ликвидацию «системного структурного следа», и патологическая система регуляции органов и систем плода закрепляется родовым стрессом. У людей, чьи отцы умерли до рождения, отмечена повышенная вероятность развития алкоголизма, психологических проблем, шизофрении, а также, большая вероятность совершения преступлений.
Общепринятые психологические подходы опираются на некоторые общебиологические факторы. При этом инстинкты всегда признаются той мощной частью психической жизни человека, которая трудно поддаётся анализу, управлению, трансформации.
Инстинкт продолжения рода — самая сильная, тщательно обеспеченная жизненная программа, которой следует эндокринная, репродуктивная, сердечнососудистая и нейрогуморальная системы. У животных этот инстинкт реализуется без затруднений лишь в том случае, когда животное не оторвано от естественной среды обитания, живёт в соответствии со своей генетической программой, в согласии с законами внутреннего и внешнего мира. Это и является идеальным условием для реализации инстинктивной природы — психических программ бессознательного.
Базовые инстинкты даются человеку через ДНК родителей, т.е. родители являются носителями потенций будущего ребёнка. Но ведь и сами родители могут иметь в глубинах своего бессознательного негативные паттерны, которые усугубляются ещё и родовым опытом. Да и пребывание в утробе матери нередко связано с тяжёлыми переживаниями и нагрузками для будущего человека.
К. Г Юнг впервые обратил внимание на то, что перинатальные явления имеют не только коллективный бессознательный контекст, но также актуальный биологический характер, т.е. несут в себе память о процессе рождения и событиях во время родов.
Систематизация перинатальных переживаний сделана в трудах С. Грофа, одного из основателей трансперсональной психотерапии.
Он отмечал, что существуют естественные и искусственные механизмы проникновения в глубинные сферы сознания и различные приёмы, которые непосредственно активизируют бессознательное. В этот момент человек часто ощущает себя утробным плодом, может переживать различные аспекты биологического рождения, которые обычно сопровождаются яркими физиологическими проявлениями, а также специфическими достоверными подробностями.
Эти воспоминания образуют чаще всего динамические сочетания, которые Гроф назвал «системы конденсированного опыта» — это динамическое сочетание воспоминаний, объединённых сильным эмоциональным разрядом, интенсивных телесных ощущений.
События перинатальной природы имеют отчётливые эмоциональные и психосоматические аспекты, они же вызывают глубокую трансформацию личности. Базовые перинатальные матрицы (БПМ) формирования индивидуального бессознательного соответствуют стадиям биологического рождения.
БПМ I — В период безмятежной жизни в матке условия для ребёнка могут быть почти идеальными. Однако некоторые физические, химические, биологические и психологические факторы способны их осложнить. Первая перинатальная матрица отражает потенциальное взаимодействие сознания человека с координирующей базовой психической системой бессознательного. Уровень развития матери влияет на качество и содержание первой перинатальной матрицы ребёнка и на становление инстинкта альтруизма у него.
БМП II относится к самому началу биологического рождения. Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается — вначале тревожными химическими сигналами, а затем плод периодически сжимается маточными спазмами, шейка матки закрыта и выхода ещё нет. Вторая перинатальная матрица отражает силы симбиотической связи «мать — ребёнок», наличие доверия и взаимопонимания, а также степень реализации материнской роли, способности к принятию ответственности и решений. Такие программы являются базой для приобретения первого индивидуального опыта ребёнка в момент выхода из утробы, формируют уровень его индивидуального бессознательного.
БПМ III — на этой стадии сокращения матки продолжаются, но шейка матки раскрыта и это позволяет плоду продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание на фоне сильнейшего механического сдавливания с высокой степенью гипоксии и удушья. Третья перинатальная матрица отражает реализацию симбиотической связи «мать — дитя» в процессе прохождения родового пути. Успех зависит от глубины взаимного доверия, самообладания и уровня духовного развития матери, а также от проявления у ребёнка инстинктов самосохранения и продолжения рода.
БПМ IV связана с третьей клинической стадией родов и непосредственным рождением. Четвёртая перинатальная матрица отражает процесс первичной адаптации ребёнка в новом пространстве и нахождения им базовых основ — питания, условий существования. Успех зависит от поведения матери и отца, а также от доброжелательности окружающего пространства. Вступают в действия исследовательский инстинкт, инстинкт доминирования, позже, в зависимости от унаследованных генетических возможностей, — инстинкт свободы и сохранения достоинства.
Гармоничное прохождение через роды, позитивный родовой транс становится источником той нерушимой связи со своим сверхсознанием, который в процессе всей последующей жизни даёт возможность матери найти силы для преодоления любых препятствий, выполнить свою главную эволюционную роль — роль матери.
Также и ребёнок, испытав транс борьбы за существование, родившись после преодоления препятствий и попав в атмосферу радости встречи с родителями, матерью, навсегда закрепит эту перспективную программу: «цель — преодоление — успех — счастье».
По мнению доктора медицинских наук, руководителя акушерского отделения Института Акушерства и Гинекологии им. Д. О. Отта, В. В. Абрамченко, в нормальных родах происходит мощнейший запуск всех внутренних систем жизнедеятельности ребёнка, чего не происходит при кесаревом сечении.
Вред для ребёнка приносит и обезболивание во время родов. По исследованиям японского психолога Риоко Хаттори был замечен риск возникновения аутизма у детей в тех случаях, когда применялись лекарственная стимуляция родов и обезболивание. Все эти методы искусственно разрывали эмоциональную связь между матерью и ребёнком.
Лауреат Нобелевской премии Николас Тинберген определил конкретные факторы, такие, как наложение щипцов во время родов и длительная изоляция ребёнка во время родов, как патогенные и как возможную причину аутизма.
Этнографический, медицинский и психологический анализ показывает, что родовой травматизм значительно снижается с применением знаний, дающих возможность женщине тщательно подготовиться к родам, осознанно относиться к материнству.
Таким образом, современные научные медицинские и психологические исследования свидетельствуют о том, что мысли и эмоции, которые испытывает мать во время беременности, оказывают непосредственное влияние на развитие ее ребенка. Поэтому молодым родителям необходимо знать о том, что происходит в утробе матери, что происходит с ребенком во время родов и в процессе кормления грудью. Получены неоспоримые доказательства того, что эмоциональное, психологическое и интеллектуальное развитие личности начинается во внутриутробном периоде. Насколько благополучно ребенок пройдет этот этап развития зависит от его родителей.
беременность адаптация психологический эмоциональный
1.3 Психологическая подготовка беременных к родам: сущность и содержание
В начале 80-х годов в России сформировалась и продолжает развиваться система социокультурных взглядов на беременность и раннее детство.
Начавшие проводиться в те годы многочисленные исследования показали, что роды протекают легче у женщин, прошедших специальную психологическую подготовку, хорошо представляющих как проходят роды, активно участвующих в процессе рождения собственного ребенка и осознающих, что в родах у малыша ощущения на порядок сильнее, чем у матери.
Роды должны проходить в состоянии максимального расслабления и доверия к происходящему. Умению правильно расслабляться нужно учиться. Существует важность и необходимость психического воссоединения с собственным ребёнком.
Психотерапевтическим сообществом сегодня внедряются программы психологической подготовки беременных и семьи к родам.
Цель психологической подготовки к родам — помочь родителям приобрести наиболее важные знания о развитии ребенка, о роли родителей в этом процессе, подготовить их к предстоящим родам.
Такая подготовка осуществляется разными медицинскими и психологическими организациями, а также неформальными объединениями родителей и индивидуально практикующими специалистами (психологами, акушерами и т.п.). Это могут быть курсы и школы для будущих родителей и другие, которые в основном ставят своей целью подготовку беременных женщин и семейных пар к родам. В такую подготовку входит обучение технике расслабления, дыхания, регуляции своих эмоциональных состояний, освоение разных навыков для облегчения родов, в том числе «родового голоса» и т.п. Обычно также включаются занятия по повышению родительской компетентности, гимнастика, разные формы творческой деятельности.
В некоторых случаях программа более широкая, с акцентом на психологическую подготовку к родам и материнству. Используются разные формы групповой работы, направленной на развитие творческих способностей, личностный рост, развитие эмоциональной сферы, снятие тревоги, проработку образа ребенка, своих ожиданий от родов, используются методы пренатального обучения и налаживания взаимодействия матери с ребенком в течение беременности.
Занятия в таких школах проводятся групповые, часто совместные для будущих матерей и отцов. Включаются методы арттерапии, групповой психотерапии, музыкальной и телесно-ориентированной терапии, аутотренинг, хоровое и индивидуальное пение и т.п., частично адаптированные для целей подготовки к родам и материнству.
Разработаны некоторые оригинальные методы, например проработка образа ребенка и своих ожиданий от родов с помощью медитаций, рисунков, других видов творческой деятельности, групповое обсуждение проблем беременности и родов, освоение родового голоса и пение колыбельных песен и др. Проводится тренинг поведения в родах, взаимодействия с ребенком, семейных отношений.
За рубежом такие школы и курсы достаточно широко распространены и чаще всего проводятся на базе родильных домов или местных медицинских учреждений.
В нашей стране также существуют авторские программы подготовки к родам. Это направление получило название перинатальной психологии, создана Ассоциация перинатальной психологии и медицины России, объединяющая специалистов Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, Перми, Рыбинска, Братска и других городов. Однако государственной программы и единой стратегии организации подготовки к родам еще нет.
Недостатком этой формы психологической помощи, помимо ее недостаточной распространенности и малодоступности для населения, является ориентация на роды как основную и часто конечную цель. Хотя в большинстве случаев речь идет о налаживании взаимоотношения с ребенком и вся подготовка строится с позиций обеспечения для него лучшего будущего, тем не менее, контакт со специалистами после родов прерывается и дальнейшие проблемы материнства мать решает либо самостоятельно, либо вынуждена обращаться к другим специалистам.
Кроме того, такая подготовка ориентирована на групповую работу, часто вообще без использования индивидуального консультирования. Обычно не проводится предварительная индивидуальная диагностика особенностей материнской сферы, и женщины в процессе групповых занятий сами прорабатывают свои проблемы. Разумеется, этот способ также является очень эффективным, особенно в тех случаях, когда подготовка к родам совмещается с ведением самих родов.
Проблемы материнства могут решаться в рамках общей семейной и индивидуальной консультационной и психотерапевтической работы. В данном случае важно, насколько психолог знаком с проблемами беременности и материнства. Часто применяются психоаналитические и микропсихоаналитические подходы к консультированию и терапии, ориентированные на проработку личностных проблем матери, а также клиент-центрированная и семейная терапия и консультирование.
В зарубежной практике беременность рассматривается как кризисное состояние, требующее психологической поддержки. Широко используются различные диагностические методы — личностные, проективные, для определения уровня и динамики тревожности и т.п. Выбор терапевтических техник основывается на индивидуальных особенностях женщины и характере существующих у нее проблем. Нередко используются комплексные методы оказания помощи, включающие услуги гинекологов, психологов, психиатров, педиатров и т.д.
В нашей стране подобные методы применяются в исследовательских и диагностических целях.
Недостатком этих форм психологической помощи является их несистематичность, разорванность с работой других специалистов, имеющих отношение к ведению беременности, родов, педиатрическими службами. Мать оказывается перед необходимостью обращаться к разным специалистам по разным поводам, связанным с материнством. Лучше обстоят дела при комплексном подходе, но, к сожалению, он слишком редко бывает доступен для женщины. Следует отметить и то, что в этих случаях не применяется групповая работа, что также стимулирует родителей к поискам дополнительных форм решения своих проблем.
В общих чертах программа психологической подготовки к родам включает:
научение женщины родовому поведению (позы, дыхание, голос, водные процедуры, массаж);
обучение мужа механизмам помощи жене до и после родов;
обучение семейной пары методам саморегуляции и самоконтроля;
способность активизации творческого потенциала;
обучение механизмам ухода за ребёнком и его раннему воспитанию.
Основные вопросы психологической подготовки женщины к родам
. Осознание того, что материнство — основное назначение женщины.
Целью психологической подготовки является создание у женщины психологической установки на благополучное родоразрешение, воспитание чувств материнства, отцовства посредством формирования духовно-психологической связи между родителями и ребенком в утробе.
Формирование у будущей матери ответственного отношения к вынашиваемой беременности, к процессу рождения и дальнейшего взращивания ребенка является очень важным этапом.
Роды — очень важный и ответственный момент. Первая встреча самых близких людей. Первый крик и первое прикладывание к груди. В этот момент на карту поставлено все: жизнь, любовь, здоровье мамы и ребенка, будущее семьи. И принятие или непринятие себя как мамы — осознание материнства.
. Ознакомление женщины с основными понятиями и физиологическими процессами в беременности и родах.
. Ознакомление с особенностями режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и послеродовом периоде, правилами ухода за новорожденным
. Общение родителей с ребенком во чреве:
Еще до рождения ребенок начинает познавать окружающий мир. Он живет не в беззвучном, темном пространстве, а воспринимает мир вокруг себя теми органами чувств, которые формируются у него очень рано. Уже на восьмой неделе внутриутробной жизни у малыша возникает тактильная чувствительность. Ребенок начинает ощущать температуру и прикосновения. К 14-й неделе вся кожная поверхность малыша готова к восприятию информации. Говоря об интуитивном, точном понимании, знании, люди используют выражение "чувствую кожей", возможно так в нашем языке сохранилась память о первом опыте познания мира. На 5-м месяце беременности движения ребенка становятся ощутимыми для мамы, и малыш встречается с первыми прикосновениями родных рук. Ребенок толкается, и мама гладит живот. Поглаживание поверхности живота — это первые нежные игры с младенцем, который еще не родился. Ребенок получает важный опыт общения — ответную реакцию на свои проявления.
Перестукиваясь с мамой, малыш учится диалогу. Общаясь с малышом во время беременности, родители устанавливают с ним крепкую эмоциональную связь. Ребенку такое общение дает ощущения безопасности и комфорта, необходимые для его успешного развития.
Маме нужно говорить с малышом не только мысленно, но и вслух. На седьмом месяце ухо ребенка начинает слышать и уже воспринимает звуки как внутри, так и вне материнского тела.
У детей, с которыми родители разговаривают до рождения, обычно раньше развивается речь.
Для ребенка, который готовится к жизни в говорящем мире, хорошим тренингом будет слушание, как речи, так и музыки.
В музыке ребенку важны ритмы. Именно они организуют жизнь тела.
Уже до рождения малыш нуждается в уединенном общении с мамой, когда она, касаясь ладонью живота, разговаривает с ним вслух ласково, нежно.
Ребенок, появившись на свет, не расскажет родителям о том, что он чувствовал, познавал в утробе матери, но будет помнить те несколько месяцев совместной жизни, которые родители подарят ему, общаясь с ним во время беременности.
. Информирование о вредных факторах, таких как: стрессовые ситуации, воздействие компьютера, неправильное питание и пр., объяснение их влияния на развитие ребенка, рекомендации, как избежать вредного влияния окружающей среды.
Психолог проводит с беременными занятия на следующие темы:
. Роды и ребенок. Формирование нервной системы плода, возникновение чувствительности. Психическое функционирование ребенка на внутриутробной стадии развития. Проживание ребенком родового процесса. Особенности психики новорожденных детей.
. Формирование чувства привязанности между матерью и младенцем (продолжение). Роль грудного вскармливания во взаимоотношениях матери и ребенка. Поведение матери и развитие младенца. Послеродовые депрессии.
. Роль семьи в адаптации женщины к материнству. Влияние нашего детского опыта на отношение к родительской роли. Семья и ребенок. Отец в жизни младенца. Как помочь мужчинам?
. Дети и стратегии воспитания. Установки родителей и супружеские конфликты после появления малыша. Какие Вы родители? Как вырастить счастливого малыша?
Работа психолога обычно осуществляется 2-3 раза в неделю с различными группами:
Группа беременных на начальных сроках беременности (20 недель). Занятия построены так, чтобы как можно больше вовлечь женщину во внутреннюю духовную работу, укрепить интуитивную, эмоциональную связь с ребёнком, настроиться на доверие к самой себе, мужу, персоналу, избавиться от комплексов и предрассудков.
Группа беременных на поздних сроках беременности (20-40 недель). Эта группа занимается в основном отработкой технологии ведения родов с применением дыхательных упражнений, массажей, различных поз. Продолжается психологическая работа по снятию страхов перед родами, снятию болей с помощью применения йога-терапии, проводятся занятия по позитивному планированию родового процесса.
Группа для мужей, желающих помогать своим жёнам во время родов. Работа этой группы начинается с психокоррекции отношения мужчин к восприятию родового процесса. Далее начинается обучение мужчин технологиям дыхания (мужчина может помогать держать правильный ритм дыхания), техникам поддержек (упоров, подхватов, стоек) во время схваток, когда женщина особенно необходимо участие, помощь близкого человека. При этом очень важно знание психологических тонкостей женщины в родовом процессе.
Индивидуальная работа с женщинами и мужчинами. Это самая тонкая часть работы, предполагающая разбор наиболее сложных случаев, состояний, переживаний в семье.
Работа с врачами. Психолог проводит с врачами занятия по обучению методам психокоррекции в родах, способам организации позитивного эмоционального пространства, знакомит с теми приёмами, которым женщины обучались на занятиях. Последнее необходимо, чтобы врачи были способны организовать женщине максимально естественное течение родов с главным принципом — не мешать, не нарушать естественный процесс. Другая сторона работы психолога с врачами — проведение групп психологической разгрузки, что позволяет врачам поддерживать адекватное функциональное состояние и не терять форму.
Работа с акушерками. В результате исследований выяснилось, что основным лицом, которое предпочитает видеть в родах женщина, является акушерка, а затем уже муж. Именно от акушерки зависит сохранение женщиной психоэмоциональной стабильности, мобилизация физических сил, успешное родоразрешение.
С акушерками проводится тренинг по основам психологии общения и саморегуляции, так как акушеркам необходимы качества хороших коммуникаторов.
На занятиях могут присутствовать и мать и отец, в зависимости от планов семьи. Занятия могут проводиться как во время беременности, так и до зачатия; максимальный курс 9 месяцев, минимальный — 3 месяца перед родами.
Все упражнения и методики, даваемые на занятиях, рекомендуется повторять в домашних условиях с участием мужа, при его поддержке.
В учебных программах школ родительского опыта удаётся реконструировать единый неразрывно связанный процесс вынашивания, рождения и воспитания младенцев.
Таким образом, психологическая подготовка к родам имеет огромное значение для формирования гармоничных отношений между родителями и ребенком. Важнейшим условием нормального как эмоционального, так и физического развития ребенка является формирование чувства привязанности между ним и мамой. Привязанность не возникает за один день. Ее формирование начинается еще во время беременности, и с появлением малыша она еще сильнее укрепляется благодаря его усилиям.
Заключение
Многие осложнения беременности обусловлены эмоциональными причинами и другими психологическими факторами. Своевременная коррекция психологических нарушений является аналогом профилактики аномалий родовой деятельности, безболезненности родовых схваток.
Современные научные медицинские и психологические исследования свидетельствуют о том, что мысли и эмоции, которые испытывает мать во время беременности, оказывают непосредственное влияние на развитие ее ребенка. Поэтому молодым родителям необходимо знать о том, что происходит в утробе матери, что происходит с ребенком во время родов и в процессе кормления грудью. Получены неоспоримые доказательства того, что эмоциональное, психологическое и интеллектуальное развитие личности начинается во внутриутробном периоде. Насколько благополучно ребенок пройдет этот этап развития зависит от его родителей.
Психологическая подготовка к родам имеет огромное значение для формирования гармоничных отношений между родителями и ребенком. Важнейшим условием нормального как эмоционального, так и физического развития ребенка является формирование чувства привязанности между ним и мамой. Привязанность не возникает за один день. Ее формирование начинается еще во время беременности, и с появлением малыша она еще сильнее укрепляется благодаря его усилиям.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Психология материнства / Г.С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2006. — 704с.
. Алешина Ю. А. Индивидуальное и семейное консультирование / Ю.А.Алешина — М.: Класс, 2000. — 242с.
. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А.Аршавский. — М.: Просвещение, 1997. — 88с.
. Батуев А.С. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» / А.С.Батуев. — М.: — СПб, 1994. — 245с.
. Браун Дж. Антенатальная охрана плода / Дж. Браун. — М.: Медицина, 2002. — 520с.
. Браш Х. Самые важные девять месяцев / Х. Браш. — М.: Сигма-Пресс, 2005.- 256с.
. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.И.Брутман. — М.: Смысл, 2003. — 160с.
8. Добряков И.В. В ожидании ребенка / И.В.Добряков. — СПб.: ИК — Комплекс, 2004.-415с.
. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции / Ж.В. Жариков. — М.: Рождение, 1995.-87с.
. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез / А. И. Захаров.. — Л.: Медицина, 1988. — 244 с.
.Карвасарский Б. Д. Медицинская психология / Б.Д. Карвасарский. — М.: Медицина, 2002.-350с.
. Качалина Т.С. Психологическая и физическая подготовка беременных к родам / Т. С. Качалина. — Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2001.-16 с.
.Кондаков В.С. Психологическая и психотерапевтическая помощь молодой семье / В. С. Кондаков. — Ижевск: Литра — Информ, 2000.-180с.
. Кошелева А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения / А.Д. Кошелева, А.С.Алексеева. — М.: НИИ Семья, 1997.-154с.
. Кулавский В.А. Психоэмоциональный статус беременных различных возрастных групп / В. А. Кулавский // Материалы IV Российского форума «Мать и дитя». Москва «МИК». М., 2002. С.356 — 359.
15. Мазур А. Д. Привлечение беременных к сознательному участию в подготовке к родам / А. Д. Мазур//Вопр. охраны материнства и детства, 1989, N11. — С.71-72.
. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю.Мещерякова. — М.: Мир, 2000.-231с.
. Минухин С. Техника семейной психотерапии / С. Минухин. — М.: Класс, 1998.-464с.
. Мухамедрахимов Р. Мать и дитя: психологическое взаимодействие / Р. Мухамедрахимов. — СПб.: СПб ГУ, 1999.- 400с.
. Навайтис Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. — М.: МОДЭК, 1997.- 352с.
. Нарциссова Г.П. О материнстве / Г.П. Нарциссова. — М.: AKADEMA, 2005. -144с.
. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р. В.Овчарова. — М.: AKADEMA, 2005.-368с.
. Перну Л. Я жду ребенка / Л. Перну. — М.: Медицина, 1996.- 224с.
. Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен / В. А. Рамих. — Ростов-на-Дону.: Ростовский ГУ, 1997.- 407с.
. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин / В.Д. Рыжков.- М.: Медицина, 1996. — 33с.
. Скоробогатова Л.Г. Книга о гармоничной беременности / Л.Г. Скоробогатова. — СПб: У — Фактория, 2006.-272с.
. Сорокина Т.Т. Роды и психика. (Практическое руководство) / Т. Т. Сорокина. — Минск: «Новое знание». 2003. — 351с.
. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез / Г.Г. Филиппова. — М.: Жизнь и мысль, 1999.-232с.
. Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. — М.: Инт-т психотерапии, 2002.-240с.
. Чарлиш А. Ваша беременность / А. Чарлиш. — М.: Ниола — Пресс, 1998.-185с.
. Чеботарева И.С. Эмоционально-личностные особенности беременных женщин и динамика их изменений в процессе позитивной психотерапии / И.С. Чеботарева. — Казань: Медицина, 2001.- 490с. .
. Швецов М. В., Старцева Н. В. Психотерапия у женщин с угрозой невынашивания беременности / М. В. Швецова, Н. В. Старцева // Журн. акушерства и жен. болезней, 1998, № 1. С.77-79.
. Швецов М. В., Старцева Н. В. Психотерапия при гипертензионном синдроме у беременных /М. В. Швецова, Н. В. Старцева // Журн. акушерства и жен. болезней, 1999, № 4. С.72-75.
. Эйдемиллер Е.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер. — СПб.: Речь, 2003.-336с.