Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ6
1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста6
1.2. Понятие агрессивного поведения. Виды и формы агрессивного поведения12
1.3. Специфика проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте17
2. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ22
2.1. Психокоррекция агрессивного поведения. Особенности психокоррекции в младшем школьном возрасте22
2.2. Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения младших школьников31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОДВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ37
3.1. Методы и организация исследования37
3.2. Констатирующий этап экспериментального исследования40
3.3. Формирующий этап экспериментального исследования45
3.4. Контрольный этап экспериментального исследования57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ72
ПРИЛОЖЕНИЕ76
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Агрессия, вне зависимости от ее форм, очень часто является главным источником возникновения трудностей в отношениях между людьми. Одной из наиболее острых проблем является повышенная агрессивность детей. Особое внимание привлекает проблема агрессивности детей младшего школьного возраста, так как именно они оказываются наиболее восприимчивыми к деструктивным воздействиям внешней среды — кино, средства массовой информации, компьютерные игры регулярно пропагандируют культ насилия, что негативным образом отражается на психике ребенка. Учителя, психологи и воспитатели отмечают, что число агрессивных детей с каждым годом все возрастает, с такими детьми очень сложно работать, очень часто педагоги не знают, как справиться с таким поведением школьников. Повышенная агрессивность младших школьников в современном мире отражает определенные психологические особенности, так как она не только затрагивает людей, окружающих ребенка — его родителей, учителей, воспитателей и сверстников, но и создает определенные сложности для самого ребенка, а также определяет развитие разных сторон его личности.
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста может возникнуть вследствие слабого развития социально-когнитивных навыков. То, что дети нередко думают об агрессии, тоже может оказывать влияние на их поведение.
Таким образом, агрессивное поведение младших школьников следует рассматривать не только как тревожное явление, но и как довольно серьезную педагогическую, психологическую и социальную проблему. Агрессивные дети характеризуются драчливостью, легкой возбудимостью, обидчивостью, повышенной раздражительностью, а также враждебностью к окружающему миру, их отношения со взрослыми и сверстниками являются очень напряженными. Агрессивные разряды могут подрывать здоровье детей, тем самым приводя их в состояние так называемого трудно контролируемого возбуждения. Помимо этого, агрессивное поведение, являясь устойчивой личностной чертой, негативным образом отражается на личностном развитии и социализации таких детей и в последующих возрастных периодах.
Нужно отметить, что в младшем школьном возрасте нужно принимать меры, направленные на снижение проявления агрессивности поведения. Именно поэтому основной задачей в работе психологов и педагогов с агрессивными детьми должно являться формирование возможности понимать других людей — как взрослых, так и сверстников без проявления агрессии. Необходимо разработать программы для снижения агрессивного поведения младших школьников.
Большой вклад в исследование агрессии внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как Ю.М. Антонян, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковитц, Р. Джин, Т.Б. Дмитриева, Э. Доннерштейн, А.Ю. Дышлевой, С.Н. Ениколопов, А.А. Журин, Э.П. Котова, Т.Н. Курбатова, К. Мойер, А.П. Назаретяп, А.П. Петрюк, Дж.П. Скотт, А. Сторр, С. Фешбек и другие.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствовании приемов по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить индивидуально-психологические особенности младших школьников, с проявлением агрессивного поведения.
3. Определить особенности агрессивного поведения младших школьников.
4. Провести диагностику агрессивного поведения младших школьников.
5. Проанализировать результаты изучения склонности к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста.
6. Разработать программу игровых упражнений по коррекции детской агрессивности.
Объект исследования — агрессивное поведение, агрессия.
Предмет исследования — проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
При проведении диагностического исследования мы использовали следующие методы: наблюдение; беседа; проективная методика.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровые приемы организации профилактической работы способствуют снижению агрессивного поведения младших школьников
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
1. Теоретические основы агрессивного поведения младших школьников
1.1 Понятие «агрессия» и основные ее виды
Проблема агрессии является одной из актуальнейших на современном этапе развития общества. Вопрос агрессии и агрессивного поведения в психологической литературе характеризуется сложностью и многогранностью, так как, несмотря на значительное число источников, проводящих анализ данного феномена, в психологии на настоящий момент не было сформулировано как единого и общепринятого определения агрессии и агрессивного поведения, так и определения границ их сущности и проявлений.
В Большом психологическом словаре агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности). Синонимичным является понятие «агрессивное поведение», которое определяет одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации [4].
Толковый словарь современного русского языка С.Н. Ожегова дает следующее определение: «агрессия — это открытая неприязнь вызывающая враждебность» [18].
В энциклопедическом словаре дается следующее определение агрессивности: «Агрессивность — характеристика социального, индивидуального или группового поведения, активно угрожающего достоинству, безопасности, здоровью или жизни других людей, причиняющего им физические и моральные страдания» [2].
Г.П. Ярмоленко предлагает нам под агрессивностью в дальнейшем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [29].
По-своему трактует данный термин психолог Л.Д. Столяренко — «это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению» [24].
И. Фурманов разделяет понятия «агрессия» и «агрессивность», отмечая, что агрессивность — это готовность человека к реализации агрессивной модели поведения. Агрессия, по мнению автора, представляет собой модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности [26].
Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази приводят следующие определение» «Агрессия (от латинского — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.)» [3].
Сложность определения агрессии заключается в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Вышеперечисленные определения позволяют уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление, умышленное действие, целенаправленно нацеленное на причинение вреда. Существуют разные теоретические подходы к проблеме агрессии, но при всем существующем многообразии можно выделить несколько основных — психоаналитический, эволюционный, когнитивно-бихевиоральный (социального научения), фрустрационный [27].
В литературе различными авторами предложено большое количество определений агрессии:
– агрессия рассматривается как сильная активность, стремление к самоутверждению (Bender L.);
– акт враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту; поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу (H. Delgado);
– физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (Uilson);
– злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение;
– реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы (A. Buss) [22].
Характеризуя основные виды агрессии, М.В. Кольцов предлагает выделять три вида агрессии:
— физическую — использование физической силы против другого лица или объекта — и вербальную — выражение негативных чувств через вербальные реакции, через их форму (ссора, крик) и / или содержание (угроза, проклятья, ругань);
— прямую — непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта — и косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.);
— инструментальную — агрессию, являющуюся средством достижения какой-либо цели — и враждебную — агрессию, выраженную в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
А.В. Будыкин, А.С. Жигачев, объединяя агрессию по типам, предлагают следующие критерии ее классификации.
Так, по мнению авторов, агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:
— мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность,
— инструментальная агрессия как средство для достижения определенных целей (и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и неосознанно сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).
Наиболее часто выделяют следующие виды агрессии.
— Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.
— Косвенная агрессия — это и агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, заговоры), и которая ни на кого не направлена: взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
— Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
— Негативизм — оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета; может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
— Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
— Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань);
— Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания [6].
Таким образом, в настоящий момент психологами представлено множество дефиниций агрессии, агрессивного поведения и агрессивности, однако следует отметить, что единого и общепринятого определения не существует. Предложено значительное число классификаций, которые не только не сходятся в своих ключевых моментах, но и зачастую противоречат друг другу. Причём такое явление характерно как для зарубежной, так и отечественной психологической теории. На настоящий момент можно сказать, что агрессивное поведение — поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы.
1.2 Индивидуально-психологические особенности младших школьников
На состояние психологического здоровья школьника оказывает влияние множество условий. Однако одним из общих и главных патогенных факторов выступает недостаточный учет современной школой и обществом в целом глубинных закономерностей и потребностей возрастных этапов формирования личности, а также игнорирование индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей детей, стандартизированные требования при организации учебного процесса.
В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, что определяет повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость младших школьников. К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, по сравнению с дошкольниками, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им проходят не синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Работоспособность младших школьников обычно резко падает через 25-30 минут после начала занятий и после второго урока. Дети утомляются, посещая группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий [17].
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции [15].
Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности [23].
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. Возраст 7 лет — это начало процесса дифференциации внешней и внутренней сторон личности ребенка, который рождает множество для него переживаний. По мнению Л.С. Выготского, существует несколько важных особенностей переживаний детей младшего школьного возраста [8].
1. Переживания приобретают смысл, то есть ребенок начинает понимать, что значит — «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», у него появляется осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
2. Возникает обобщение переживаний, или логика чувств.
3. Осмысление переживаний может порождать острую борьбу между ними.
Наиболее существенное влияние на детей оказывают острые психические травмы и хронические психотравмирующие воздействия.
Осмысленная ориентировка в своих переживаниях, их обобщение постепенно формируют уровень запросов ребенка к самому себе, к своим успехам и к своему положению. Добиваясь успеха или терпя поражение, он может, по образному выражению В.С. Мухиной, попасть «в капкан сопутствующих негативных образований», испытывая зависть или чувство несходства над другими. В то же время развивающаяся способность идентификации с окружающими помогает снять напор негативных образований и развить принятые позитивные формы общения [15].
Таким образом, поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяют ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние требования к самому себе.
1.3 Особенности агрессивного поведения младших школьников
Феномену человеческой агрессии посвящено большое количество исследований в отечественной и зарубежной науке. Это связано с обострением проблемы агрессии в различных социальных группах (в семье, в дружеских компаниях, в среде образовательных учреждений). Тревогу вызывает явно возрастающий уровень агрессивного поведения уже в младшем школьном возрасте. Этот период онтогенеза характеризуется многими авторами как кризисный, сопровождающийся неустойчивостью настроения, поведения, новообразованиями, связанными с поступлением в школу.
Агрессивность в младшем школьном возрасте является одной из серьезнейших проблем в современное время.
Действительность чаще, чем хотелось бы, заставляет задуматься о причинах жестокости в младшем школьном возрасте. Различные формы агрессии младших школьников, в особенности ее немотивированные и иррациональные проявления, приводят в замешательство их близких и знакомых. Важнейшими движущими факторами патологической агрессии являются колебания эмоций. Родители замечают у своих детей появление депрессивных расстройств, которые отражаются в поведении, а также фиксируют проявления: сначала в виде отдельных случаев, потом более частых действий. Во многих случаях характер действий объясняется конфликтами в семье, школе, других социальных группах.
Именно в младшем школьном возрасте социальные условия развития ребенка приобретают наиболее важное значение. В этом возрасте социальное окружение, социальная ситуация развития во многом определяют социальные установки, нравственные представления и личностную направленность младшего школьника. При неблагоприятных для развития, неадекватных условиях процессы взросления и самосознания могут быть искажены и приводить к асоциальным, деструктивным, дезадаптивным, агрессивным формам поведения.
Изменение социального статуса, принятие новой роли, и в целом изменение образа жизни, могут привести к нарушению поведения младших школьников. Одно из таких нарушений поведения выступает агрессивность.
Формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами:
— повсеместная демонстрация сцен насилия;
— стиль воспитания в семье ребенка (гипер- и гипоопека);
— индивидуальные особенности ребенка (низкий уровень активного торможения, сниженная произвольность, и т.д.);
— нестабильная социально-экономическая ситуация в стране;
— социально-культурный статус семьи и т.д. [11];
Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера [3].
Также агрессия тесно связана с проявлением чувства ревности, ненависти, зависти, обиды, злости, страха, гнева; особенно это проявляется в рассматриваемом нами возрасте (7-8 лет), когда эмоциональная сфера еще не устойчива.
Одной из причин проявления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
— широта кругозора;
— обладание популярными и красивыми предметами школьной принадлежности;
— внешняя привлекательность, опрятность, аккуратность;
— организаторские способности;
— позитивная самооценка со стороны взрослого и т.д.
Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в формировании у ребёнка представлений о возможных способах проявления агрессии, нормах и границах её применения, в том числе и ответной.
Просмотр детьми телевидения и видеопродукции изобилующих сценами насилия и жестокости, оказывает скорее негативное, чем позитивное, влияние на поведение и личность ребёнка имеет ряд отрицательных по своему воздействию последствий. Прежде всего, ребёнок учится новым, не известным ему формам агрессивного поведения. Помимо этого, ослабляются сдерживающие агрессию силы.
Следует также отметить тот факт, что многие современные младшие школьники увлекаются компьютерными играми, которые агрессивны по содержанию. В отличие от фильмов, игры дают возможность стать участником процесса, ребенок в них может реализовать себя, тем самым самоутверждаться.
Еще одной причиной появления агрессивности у детей может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям [28].
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви. Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается у ребенка в критические возрастные периоды
Агрессивность ребёнка может являться реакцией на развод родителей. При этом способы реагирования на ситуацию различны, в зависимости от пола и возраста ребёнка.
Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, в активной деятельности. А пребывание в школе как раз таки и ведет к ограничению движений. Первоклассники не могут длительно заниматься одним делом, активность в них заложена физиологически.
Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального [21].
В сфере «ребёнок — взрослый» по мимо отношений «ребёнок — родители» возникают новые отношения «ребёнок — учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению. Помимо этого, в личности учителя нормативные требования могут быть воплощены для ребёнка с большей определённостью, чем в семье, так как в первичных условиях общения ребёнку довольно сложно не только выделить себя, но и оценить характер своего поведения. В связи с этим только учитель, который неукоснительно предъявляет требования к своим ученикам, при этом оценивая их поведение, создаёт определенные условия для социализации поведения учеников.
Ребёнок должен четко осознавать, что окружающим не нравится его поведение, и поэтому у них есть право лишить его, например, похода в цирк, просмотра мультфильмов, кино кафе и т.д., но, ни коем случае не должно озвучиваться в приказном тоне. Нужно объяснить ребёнку, что любой его поступок влечёт за собой определенные последствия, и он должен знать об этом. При этом не стоит забывать отмечать поощрением или похвалой любое достижение младшего школьника, например, помощь папе, другу, бабушке, доброе, хорошее дело и т.д. При общении с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста родителям и педагогам нужно самим научиться, а также научить младших школьников не загонять свое напряжение внутрь, а, напротив, выражать свой гнев с помощью приемлемых, неразрушительных способами. Родители должны научить ребёнка договариваться, отстаивать своё мнение, подтверждать свою силу словами, манерой поведения, а не кулаками. Активным, младшим школьникам, которые склонны к проявлению агрессивного поведения, необходимо создать условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении, дать им больше возможностей для выхода накопившегося негатива, например, в спортивных уголках дома и в школе, где можно лазить, прыгать, бросать мяч, спортивных секциях и т.д.
В основу дружеского взаимодействия учащегося и педагога должны быть заложены принципы не только взаимного доверия и уважения, но и поддержки и помощи, терпения и терпимости.
Педагогу очень важно объективно оценивать наличие определенных признаков агрессивности своих учащихся, ведь данные признаки нужно учитывать при дальнейшей работе с младшими школьниками, для которых характерно проявление агрессивного поведения. Открытая, явная агрессивность может быть довольно легко диагностирована при помощи наблюдения за состоянием и поведением учащегося.
Признаками агрессивного поведения младших школьников являются:
постоянные возражения, упрямство, отказ от поручений, игнорирование просьб учителя, постоянная или длительная подавленность, раздраженность, драчливость, жестокое обращение с животными, озлобленность, беспричинные вспышки гнева, стремление унизить, оскорбить, эгоцентризм, неспособность понять других, стремление настоять на своем, властность, самоуверенность, завышенная самооценка, эмоциональная глухота, душевная черствость.
Если реакции со стороны ребенка являются неадекватными, то с большой степенью вероятности можно отметить, что агрессивное состояние в данном случает все же имеет место. Для того чтобы убедиться в агрессивном поведении ребенка, его скрытом побуждении, намерении, агрессивной фантазии, можно использовать специальные тесты, сочинения на заданную тему, беседы с учениками. Во всех перечисленных случаях диагностические обследования проводятся таким образом, чтобы дети не смогли догадаться, о чем именно хочет знать учитель.
Таким образом, агрессивные младшие школьники отличаются драчливостью, легкой степенью возбудимости, раздражительности, обидчивостью, несговорчивостью, а также враждебным отношением к окружающим людям. Агрессивное поведение младших школьников обусловлено несколькими причинами, среди которых следует выделить семейное неблагополучие, стрессовые ситуации, излишне строгое воспитание, постоянные отказы или запреты, излишняя опёка, потакание любым прихотям и т.д.
2. Исследование агрессивного поведения младших школьников
2.1 Методы и методика исследования агрессивного поведения младших школьников
Проявление агрессии в младшем школьном возрасте является проблемой, которая все больше волнует учителей, родителей и психологов. Поэтому задачей нашего исследования мы избрали диагностику и последующую коррекцию с детьми, которые более агрессивны по сравнению с другими.
Психолого-педагогическое исследование, направленное на выявление уровня агрессивности младших школьников, проводилось нами в 2015 г. В исследовании приняло участие 28 учащихся 2 класса в возрасте от 8-9 лет.
Исследование проводилось в 4 этапа:
Первый этап — наблюдение за учащимися младших классов. Наблюдение является неотъемлемым методом в работе с детьми и взрослыми. Информация, получаемая в процессе наблюдения, дает дополнительные способы интерпретации данных, получаемых другими методами.
Второй этап — беседа с психологом и младшими школьниками.
Третий этап — проведение методики «Несуществующее животное».
Четвертый этап — методика «Карта диагностических критериев агрессивных детей».
К диагностическим критериям агрессивности детей младшего школьного возраста относятся следующие:
1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.
2.2 Результаты исследования проявлений агрессивного поведения младших школьников
С целью изучения склонности к агрессивному поведению учащихся младших классов нами было проведено последовательное исследование, состоящее из двух этапов.
На первом этапе нашей работы был использован метод наблюдение за учащимися. Наблюдение проводилось за младшими школьниками. Вследствие использования этого метода, из 28 детей было выявлено 9 детей с четко выраженными агрессивными реакциями: Рома М., Лера К., Дима Б., Паша С., Дима С., Настя М., Никита М., Матвей К., Полина Б.
На втором этапе нашего исследования мы провели беседу с учителем и с самими учащимися, чтобы подтвердить наши наблюдения.
В ходе беседы выяснилось с учителем класса, что эти дети, выше перечисленные, склоны к агрессивности. То есть с помощью метода беседы мы подтвердили наше наблюдение.
Но чтобы удостовериться в точности нашего наблюдения, на третьем этапе исследования мы использовали методику «Несуществующее животное».
По условиям методики признаками агрессии являются следующие детали рисунка:
Если рисунок выполнен с острыми углами — это признаки агрессивной защиты;
Рот нарисован с острыми зубами — вербальная агрессия;
Дополнительные детали на голове, например рога;
Наличие щетинок, шипов, игл — защитно-ответная, спонтанная агрессия.
У семи младших школьника (25,0%) были выявлены признаки спонтанной агрессии, о чем свидетельствовало наличие игл на теле животных, стрел.
У четверых детей (14,3%) были видны признаки агрессивной защиты. Дети в рисунках использовали большое количество острых углов.
У троих человек (10,7%) — на рисунке были видны признаки вербальной агрессии — открытый рот, из которого торчало большое количество острых зубов.
Представим полученные результаты на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Результаты методики «Несуществующее животное»
В итоге нашей работы можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что дети склонны к агрессивным проявлениям, подтвердилась. Большинство детей склонны к агрессивному поведению.
На четвертом этапе исследования использовали методику «Карта диагностических критериев агрессивности детей».
Для удобства интерпретации полученных данных представим их в виде таблице, где порядковые номера в верхней строке будут соответствовать описанным выше диагностическим критериям. В таблице приняты следующие условные обозначения: «Д» — да, критерий выявлен. «Н» — критерий в поведении не присутствует.
Уровень агрессивности детей младшего школьного возраста в обследуемой группе представлен в таблице 2.1.
Представим полученные результаты на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Уровень агрессивности детей младшего школьного возраста
Таким образом, интерпретируя данные, представленные в таблице один можно отметить, что у 32,1% детей обследуемой группы выявлен уровень агрессивного поведения, требующий организации специальных коррекционных занятий.
В выделенной подгруппе всем детям свойственно: часто терять контроль над собой; спорить, ругаться с детьми и взрослыми. Семи из девяти детям свойственно также часто прибегать к дракам. У пяти младших школьника наблюдается намеренное раздражение взрослых, отказ выполнять их просьбы.
Представленные данные нашли подтверждение в результате наблюдений за детьми, а также в беседе с их родителями. Так, например, Рома М. можно характеризовать как гиперактивного, вспыльчивого ребенка, не умеющего принимать отказы и готового все решать с помощью физической силы. Мальчик не находит в группе товарищей и единственный способ привлечь к себе внимание — это вызвать ответную агрессию со стороны других детей.
Также в выделенную подгруппу — Лера К. и Дима Б. Особо ярко агрессивность детей проявляется по отношению к старшим. Дети постоянно демонстрируют желание спорить с просьбами взрослых, намеренно не выполняют их, игнорируют. При этом им важно быть постоянно в поле внимания старших, особенно в этом нуждается Лера. Если такого внимания ей начинает недоставать-то она ярко негодует, плачет, может «нападать» на других детей.
Таким образом, обобщая результаты исследования, отметим, что в данном классе показана специальная работа по коррекции агрессивного поведения у детей.
2.3 Коррекция агрессивного поведения младших школьников
Школа — это оптимальное место для защиты психического здоровья детей младшего школьного возраста. Психологическую профилактику в школе исследователь определяет как работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для развития детей. Психологическая служба школы не может развиваться и приносить ощутимую пользу образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Необходимо прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу по их предотвращению.
Работа школьного психолога включает три основных направления:
1. Психопрофилактика;
2. Психопросвещение;
3. Психокоррекция.
Далее кратко охарактеризуем эти направления.
Психопрофилактическая работа в школе может проводиться как с отдельными учащимися или их группами, так и с окружающими людьми, которые оказывают влияние на формирование личности школьника. Профилактика осуществляется благодаря совместным усилиям медицинских работников, учителей, психологов. Школьным медицинским работникам необходимо брать на учет детей, которые имеют в анамнезе перинатальную патологию, задержку нервно-психического развития в раннем детстве, перенесенные мозговые инфекции, заболевания, протекавшие с осложнениями, операции, проведенные под общим наркозом, нейротравму, проявление аллергии, заболевания, вызывающие длительную астенизацию. В связи с необходимостью динамического наблюдения за состоянием здоровья школьников рекомендуется шире использовать скрининг-методы, учитывающие основные симптомы невротического порядка: головную боль, повышенную утомляемость, страхи, вегетативную лабильность, нарушения сна, гиперкинезы, пароксизмальные состояния, признаки системных неврозов [5].
Учителям рекомендуют включать в группу риска тех учащихся, черты характера которых затрудняют их обучение, взаимоотношения со сверстниками, старшими. К проблемным относят детей застенчивых, не уверенных в себе; гиперсоциальных (страдающих от страха получения плохой отметки, от плохого отношения учителей или сверстников, обостренно воспринимающих неудачи в школе и общении); физически слабых, переживающих чувство унизительной беспомощности, неспособных себя защитить; имеющих психофизический дефект или переживающих чувство дефектности, вины, неприятия; с нарушениями общения, замкнутых; чрезмерно медлительных; с нарушением полоролевой идентификации; эмоционально неустойчивых и склонных к бурному реагированию на стресс.
Однако в контексте настоящей работы наиболее важны психопрофилактические задачи, стоящие перед психологом системы образования. Базируясь на имеющихся исследованиях (Бардиер Г.Л., Дубровина И.В., Исаев Д.Н., Никольская И.М.), мы определили следующий перечень профилактических задач.
— Психологическая диагностика. Результаты психологической диагностики необходимы для определения программы последующей коррекционной работы психолога с ребенком или группой детей, выбора направления консультативного процесса, наиболее актуальной для данной школы (класса) тематики психологического просвещения, проверки эффективности психопрофилактических мер.
— Психологическая коррекция. Психокоррекция направлена на устранение имеющихся у детей конфликтов, отрицательных эмоциональных состояний и отклонений личностных свойств, и на оптимизацию развития психологических процессов и гармонизацию личности ребенка в целом.
— Психологическое просвещение. Психологическое просвещение учащихся на личностно-ориентированных уроках психологии включает в себя передачу психологических знаний и развивающее обучение.
— Психологическое консультирование — помощь в решении проблем, с которыми к психологу обращаются дети и взрослые (родители и учителя).
Нельзя также забывать, что одним из актуальных аспектов школьной психологической службы и ее психопрофилактического направления является наука. Это научные исследования, теоретическое обоснование и разработка новых психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методов работы. В отличие от академических исследований в этих работах не только выявляются те или иные психологические механизмы или закономерности и тем самым обогащаются научные знания, но также определяются психологические условия становления психологических механизмов и закономерностей в контексте целостного формирования личности конкретного ребенка.
Таким образом, развивающая работа психолога в зависимости от поставленных им задач может приобретать различные формы:
— психологической игры;
— урока психологии:
— тренингового занятия;
— обучающей психодиагностики;
— психологических акций;
— психологических составляющих (на уровне содержания и методики) воспитательных и образовательных мероприятий.
Более подробнее остановимся на рассмотрении коррекционной работы школьного психолога с детьми, проявляющие агрессивное поведение.
В таблице 2.1 представлены причины агрессивности и их методы коррекции.
Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие).
Важно также, чтобы учащиеся младших классов освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей достаточно высок.
В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями «Я-образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.
Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1-2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми младшего школьного возраста — не более 40 минут.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности.
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:
снижение уровня личностной тревожности;
обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.
В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение.
На основе результатов исследования нами разработана коррекционная программа, направленная на минимизацию агрессивности младших школьников, содержание которой представлено в Приложении 4.
После проведения подобной работы было организовано повторное диагностическое обследование.
Его результаты приведены в таблице 2.1.
Результаты повторного исследования представим на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Уровень агрессивности детей младшего школьного возраста (повторное исследование)
Сравнительный анализ данных констатирующего и повторного экспериментов представлен на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Сравнительный анализ данных констатирующего и повторного экспериментов
Анализируя полученные данные, отметим, что количество детей, отнесенных к группе детей с агрессивным поведением уменьшилось с 32,1% до 10,7%. Наиболее заметные изменения в поведения наблюдается у Лера К. и Дима Б. Дети стали более спокойными, активно идут на контакт со взрослым, желают принимать участие в предлагаемых им занятиях, не отказывают в просьбе. Явно положительные изменения произошли и в личностной самооценке.
При этом им по-прежнему свойственно прибегать к дракам, терять контроль над собой, но поскольку происходит комплексная работа со всей семьей, эти показатели уже не являются настолько тревожащими и могут быть также в дальнейшем скорректированы.
Также явным успехом проведенной работы можно считать изменения в поведении Насти М. Девочка старший ребенок в семье. Именно с рождением младшего ребенка в поведении Насти начались изменения. Она стала вспыльчива, раздражительна, перестала слушаться родителей и старалась сделать все наперекор. В группе она постоянно обижала других детей, особенно тех, кто младше ее.
Помимо серии коррекционных групповых занятий с Настей были проведены дополнительные индивидуальные занятия, на которых девочка с помощью рисунков, бумаги, пластилина работа со своими чувствами к младшей сестре, к своим родителям. Сейчас Настя с удовольствием рассказывает о младшей сестренке, делает для нее поделки, очень радуется, когда мама вместе с ней приходит за Настей после окончания занятий в детском саду.
Таким образом, обобщая изложенный материал, отметим, что проведенная работа с использованием психолого-педагогических методов коррекции детской агрессивности приносит положительные изменения в поведении детей, а значит, влияет на их жизнь в целом, делая их более устойчивыми, адаптивными, положительно влияя на самооценку.
Заключение
Наше исследование посвящено проблеме исследования особенностей агрессивного поведения младших школьников и его коррекции. В исследование рассмотрено понятие агрессивности и агрессии, выявлены индивидуально-психологические особенности младших школьников, определены особенности агрессивного поведения младших школьников, проведена диагностика агрессивного поведения младших школьников; проанализированы результаты изучения склонности к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста; разработана программа игровых упражнений по коррекции детской агрессивности. Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, на основании чего можно сделать вывод.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте утрачивает свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, игры становятся новыми.
Проведённое нами исследование показало, что у 32,1% детей обследуемой группы (группа состояла из 28 школьников младших классов, из которых было выявлено 9 детей) выявлен уровень агрессивного поведения, требующий организации специальных коррекционных занятий.
В выделенной подгруппе всем детям свойственно: часто терять контроль над собой; спорить, конфликтовать с детьми и взрослыми. 7 из 9 детям свойственно также часто прибегать к дракам. У 5 детей наблюдается намеренное раздражение взрослых, отказ выполнять их просьбы. Представленные данные нашли подтверждение в результате наблюдений за детьми, а также в беседе с их родителями.
Нами предполагалось, что любое агрессивное поведение можно предотвратить или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, повышением уровня самосознания агрессора и направлением агрессивности на достижение общечеловеческих целей, что может быть достигнуто в результате проведения игр с детьми по разработанной программе.
В ходе проведенного практического исследования, профилактики агрессивности, тщательной обработки полученных результатов, выдвинутая гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение, и были решены основные задачи исследования. Стоит отметить наличие самостоятельности, инициативности, навыков и умений, необходимых психологу в будущей профессии в процессе подготовки и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы, способность делать выводы из полученных данных в ходе исследования и из анализа поведения участников занятий.
Анализируя полученные данные, отметим, что количество детей, отнесенных к группе детей с агрессивным поведением уменьшилось с 32,1% до 10,7%. Наиболее заметные изменения в поведения наблюдается у Лера К. и Дима Б. Дети стали более спокойными, активно идут на контакт со взрослым, желают принимать участие в предлагаемых им занятиях, не отказывают в просьбе. Явно положительные изменения произошли и в личностной самооценке.
При этом им по-прежнему свойственно прибегать к дракам, терять контроль над собой, но поскольку происходит комплексная работа со всей семьей, эти показатели уже не являются настолько тревожащими и могут быть также в дальнейшем скорректированы.
Также явным успехом проведенной работы можно считать изменения в поведении Насти М. Девочка старший ребенок в семье. Именно с рождением младшего ребенка в поведении Насти начались изменения. Она стала вспыльчива, раздражительна, перестала слушаться родителей и старалась сделать все наперекор. В группе она постоянно обижала других детей, особенно тех, кто младше ее.
Помимо серии коррекционных групповых занятий с Настей были проведены дополнительные индивидуальные занятия, на которых девочка с помощью рисунков, бумаги, пластилина работа со своими чувствами к младшей сестре, к своим родителям. Сейчас Настя с удовольствием рассказывает о младшей сестренке, делает для нее поделки, очень радуется, когда мама вместе с ней приходит за Настей после окончания занятий в детском саду.
Проведенная работа с использованием психолого-педагогических методов коррекции детской агрессивности приносит положительные изменения в поведении детей, а значит, влияет на их жизнь в целом, делая их более устойчивыми, адаптивными, положительно влияя на самооценку.
При поступлении ребенка в школу родителям необходимо приучить своих детей брать ответственность за свою учебу. Если это сделать, то будет меньше поводов для ссор и конфликтов, больше возможностей сохранить взаимопонимание. Взаимопонимание и есть залог профилактики агрессивного поведения у детей.
Список использованной литературы
1. Банщикова Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013. — №8. — С. 71-75.
2. Бачинин В.А. Энциклопедический словарь. — СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2005. — 427 с.
3. Бисалиев Р.В., Кубекова А.С., Сарафрази Т.Т. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №2. — С. 591-594.
4. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — М.: Прайм — Еврознак, 2012. — 672 с.
5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. — СПб.: Речь, 2009. — 267 с.
6. Будыкин А.В., Жигачев А.С. Агрессия: особенности проявления и копинг-стратегии в подростковом возрасте // Психология и право. — 2013. — №4. — С. 11-21.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2004. — 240 с.
8. Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Собрание сочинений в 6-ти томах. — Т 4. — М.: Педагогика, 2001. — С. 316-385.
9. Демина В.В., Тимофеева Е.М. Проблемы детской и подростковой агрессии и пути ее снижения // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2014. — №11. — С. 18-22.
10. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы агрессивного поведения детей // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2013. — №1. — С. 5-7.
11. Зимина Е.С. Проявление агрессии у детей младшего школьного возраста // В сборнике: Дружининские чтения. — 2013. — С. 112-113.
12. Кириленко И.Н. Теории агрессии в психологии // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2013. — №2. — С. 067-072.
13. Ковалевский А.Н. Детская агрессия — результат становления характера // Молодой ученый. — 2010. — №5-2. — С. 161-164.
14. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. — М.: Когито-центр, 2011. — 181 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2013. — 456 с.
16. Невенчанный С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии // Наука и современность. — 2011. — №10-1. — С. 300-309.
17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: Сфера, 2008. — 240 с.
18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь современного русского языка. — М.: Академия, 2011. — 1156 с.
19. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Дрофа, 2010. — 528 с.
20. Петренко Р.А. Многоаспектность понятий «агрессия» и «агрессивность» // Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — №5. — С. 94-100.
21. Романова И.И. Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №8 (88). — С. 857-860.
22. Савостьянов А.И. Агрессивность современных подростков // Образование личности. — 2012. — №4. — С. 16-25.
23. Сокинина А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников // Начальная школа. — 2013. — №6. — С. 50-52.
24. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2013. — 541 с.
25. Тарасова С.Ю. Оценка агрессивности и школьной тревожности // В сборнике: Международная научно-практическая конференция «Вопросы психологии, педагогики и образования: интеграция науки и практики». — 2014. — С. 125-135.
26. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 270 с.
27. Цыренов В.Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — №01. — С. 47-51.
28. Чапурных О.А., Чапурных А.А. Особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста // В сборнике: Всероссийский молодёжный фестиваль «Наука через призму времени» сборник материалов. ФГБОУ ВПО «УлГПУ им И.Н. Ульянова. — Ульяновск, 2015. — С. 257-262.
29. Ярмоленко Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии: дис…. канд. псих. наук. — СПб., 2004. — С. 221 с.
Размещено на