Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..3
Глава І. Общая характеристика правового регулирования
прохождения государственной службы……5
Глава ІІ. Порядок прохождения государственной службы
2.1. Аттестация государственных служащих…………..12
2.2. Порядок присвоения, сохранения и лишения классных
чинов государственных служащих..18
2.3. Применение мер поощрения и дисциплинарных мер
к государственным служащим..23
Заключение……30
Список использованных источников и литературы….32
Введение
Актуальность темы исследования. Сформировавшийся в Российской Федерации институт государственной службы претерпевает в настоящее время существенные изменения. Происходящие перемены отразятся на кадровом составе государственных служащих, а также на условиях прохождения государственной службы и карьерном продвижении государственных.
Форсированное преобразование уже сформировавшегося законодательства о государственной службе и самой системы государственной службы неизбежно приведут и уже привели к возникновению значительного числа пробелов и противоречий в правовом регулировании порядка прохождения государственной службы.
Анализ нормативной правовой базы, регулирующей отношения по поводу прохождения государственной службы, а также изучение деятельности государственных и муниципальных органов позволяют сделать вывод о том, что существующий в данной сфере правовой механизм требует совершенствования. Прохождение государственной службы представляет собой весьма значительный по объему правовой институт и, разумеется, в рамках одной работы его невозможно полностью осветить. В настоящей работе анализируются лишь наиболее важные элементы прохождения государственной службы, такие как аттестация, присвоение классных чинов, применение поощрительных и дисциплинарных санкций. Поступление на государственную службу, а также увольнение с государственной службы не являются элементами прохождения гсударственной службы, а потому оставлены за рамками работы.
Объект исследования представляет собой порядок прохождения государственной службы.
Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, является правовое регулирование прохождения государственной службы.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить порядок и особенности прохождения государственной службы в механизме современного Российского государства.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.Произвести общий анализ правового регулирования прохождения государственной службы.
2.Изучить особенности порядка прохождения государственной службы.
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава І. Общая характеристика правового регулирования прохождения государственной службы
В Федеральном законе «О системе государственной службы» (далее Закон № 58-ФЗ) определены правовые и организационные основы системы государственной службы страны.
Законом установлено, что государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы и вместе с военной и правоохранительной службами составляет систему государственной службы. Этот вид службы подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации. При этом правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации; правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация в ведении субъектов Федерации.
Новеллой Закона о системе государственной службы является впервые данное на федеральном уровне понятие государственной гражданской службы как вида государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральнх государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации.
В Законе четко разграничены понятия федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Федерации. Кроме того, обозначен ряд принципиальных вопросов государственной гражданской службы, включая, в частности, порядок утверждения перечней должностей федеральной государственной гражданской службы, реестра должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации, определение федерального государственного служащего и государственного служащего субъектов Федерации и др.
В то же время из Закона следует, что некоторые важные вопросы государственной гражданской службы должны регулироваться соответствующим федеральным законом о виде государственной службы (для гражданских служащих, соответственно, законом о государственной гражданской службе), а именно:
а) правовое положение (статус) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъектов Федерации, в том числе ограничения, запреты обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров;
б) порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей;
в) дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту;
г) условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия;
д) предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе;
е) назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестация или квалификационный экзамен;
ж) основания прекращения государственной службы, в том числе увольнения в запас или в отставку;
з) условия учета при присвоении классного чина ранее присвоенного дипломатического ранга, воинского и специального звания в связи с переходом на государственную гражданскую службу с государственной службы другого вида;
и) стаж (общая продолжительность) государственной гражданской службы;
к) условия включения в стаж (общая продолжительность) государственной гражданской службы продолжительности государственной службы другого вида.
В соответствии с Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации Президент РФ 27 июля 2004 г. подписал Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон № 79-ФЗ). В нем использованы положения Трудового кодекса РФ , а также нормы иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, связанных с государственной службой.
Закон является первым системообразующим Федеральным законом прямого действия о гражданской службе как особом самостоятельном виде гражданской службы. В нем установлены правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Федерации.
Закон конституирует гражданскую службу как институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий государственных органов, распоряжаться государственными средствами и предоставлять государственные услуги. Другими словами, Закон «конструирует» гражданскую службу в качестве всеобъемлющего института государственного управления. Закон определяет предмет деятельности гражданских служащих, принципы организации гражданской службы, учреждает организационную структуру гражданской службы систему должностей; определяет обязанности, подотчетность и дисциплинарную ответственность гражданских служащих, с тем чтобы их действия были предсказуемыми, регламентируемыми законом, а также открытыми для оспаривания в суде и для проверки соответствующими контролирующими органами, например прокуратурой.
В Законе № 79-ФЗ введена новая классификация должностей гражданской службы. В частности, предусмотрены как категории должностей гражданской службы (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты), так группы должностей гражданской службы: (высшие должности гражданской службы, главные должности гражданской службы, ведущие должности гражданской службы, старшие должности гражданской службы, младшие должности гражданской службы).
С учетом сложившейся практики в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы в ст. 12 Закона устанавливаются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы РФ) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей.
Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, включаются в соответствующие реестры должностей гражданской службы. Порядок ведения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации, включающего реестры должностей федеральной гражданской службы и должностей гражданской службы субъектов Федерации, утверждается Указом Президента РФ.
В целях регламентации правового положения (статуса) государственного гражданского служащего в Законе № 79-ФЗ определяется понятие «государственный гражданский служащий» и устанавливаются его основные права и обязанности, а также ограничения и запреты на гражданской службе, требования к служебному поведению гражданского служащего.
Безусловной новеллой Закона является определение понятия «гражданского служащего» как гражданина Российской Федерации, взявшего на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Здесь же установлено, что гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.
Этот статус являет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, регламентов деятельности и ответственности гражданских служащих, установленных Законом. Тем самым фиксируется четкий объем возможностей гражданских служащих, что и обеспечивает их самостоятельность и независимость о воли руководителя. В осуществлении своих прав и обязанностей, установленных Законом, гражданский служащий не зависит от руководителя.
Отдельная глава Закона № 79-ФЗ посвящена вопросам поощрений и награждений государственных гражданских служащих, а также вопросам соблюдения служебной дисциплины на гражданской службе, применения дисциплинарных взысканий и организации служебных проверок.
Выдержка из текста работы
. ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ ГРАЖДАН НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ В УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И УВОЛЬНЕНИЕ СОТРУДНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что в любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственный аппарат — это, прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.
В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы является создание эффективного законодательства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере государственной службы.
Предмет работы — порядок прохождения государственной гражданской службы.
Целью курсовой работы порядок прохождения государственной гражданской службы.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
— раскрыть понятие государственной гражданской службы;
показать порядок поступления и перемещения по государственной гражданской службе Российской Федерации;
рассмотреть особенности увольнения с государственной гражданской службы России.
1. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Прохождение государственной службы — это процесс практического служения государству лица, назначенного на государственную должность государственной службы, выполнения соответствующего вида управленческой или иной государственно-служебной деятельности. Прохождение государственной службы регламентируется не только Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами (например, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе») и законами субъектов РФ о государственной службе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти [18, c. 21].
Федеральные законы о видах государственной службы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривают другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают формы подготовки граждан для прохождения государственной службы.
Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Институт прохождения государственной службы характеризуется следующими основными чертами.
С практической структурно-функциональной точки зрения прохождение службы является длящимся процессом, начинающимся с возникновения государственно-служебных отношений, т.е. с момента замещения служащим государственной должности, связанным с дальнейшим перемещением лица по службе, проведением оценки и аттестации служащих, и заканчивающимся прекращением государственно-служебных отношений.
Содержание прохождения службы, т.е. выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; на этом временном отрезке реализуется правовой статус государственного служащего.
Прохождение государственной службы устанавливается нормативно. Таким образом, как подынститут правового института государственной службы оно объединяет правовые нормы, регулирующие следующие вопросы: замещение государственных должностей, специальная профессиональная подготовка сотрудников различных государственных органов, совместительство, реальное выполнение служащими своих должностных обязанностей и реализация прав, порядок присвоения квалификационных разрядов, специальных званий; поощрение служащих и привлечение их к ответственности (к различным видам юридической ответственности), аттестация государственных служащих, продвижение (перемещение) по службе (должностной рост на конкурсной основе), условия службы, социально-правовая защита (гарантии, льготы, компенсации) государственных служащих, основания и способы прекращения государственной службы [21, c. 44].
Условия прохождения государственной службы: продолжительность служебного времени, ежегодного оплачиваемого отпуска; дополнительные отпуска; денежное довольствие служащих; льготы, гарантии и компенсации; государственное личное и дополнительное социальное страхование; порядок обеспечения жилой служебной площадью, служебным транспортом; услуги технического и социально-бытового характера при нахождении в служебной командировке и т.д.
Сведения о государственном служащем (прохождении им государственной службы) содержатся в личном деле государственного служащего. Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 было утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела. Личное дело ведется структурным подразделением кадров государственного органа (кадровой службой соответствующего государственного органа) и при переводе государственного служащего передается по новому месту его государственной службы. Запрещено ведение нескольких личных дел одного государственного служащего.
Сведения о всех государственных служащих, занимающих должности государственной службы, а также включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, содержатся в Федеральном реестре государственных служащих и реестре государственных служащих субъектов РФ.
Ведение личных дел и Реестра государственных служащих осуществляется в соответствии с актами законодательства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Запрещены сбор и внесение в личные дела и Реестр государственных служащих сведений об их политической, религиозной принадлежности и частной жизни.
Форма и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.
Законодательством РФ определены порядок приема на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации служащих, замещения государственных должностей, присвоения классных чинов и многие другие вопросы.
На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту (см., например, гл. 4 «Поступление на гражданскую службу» и 5 «Служебный контракт» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), Федеральный закон о виде государственной службы определяет условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия [29, c. 12].
Право поступления на государственную службу имеют по общему правилу граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста (не моложе 18 лет), владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ о государственной службе.
При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от расы, национальности, языка, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и профессиональным союзам, созданным в установленном Конституцией РФ и другими законами порядке, а также других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовка которых отвечает требованиям по соответствующей государственной должности [1].
Общие положения о равенстве прав граждан на замещение должностей не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых случаев. Так, гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе, например, в следующих случаях:
признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
лишения его судом права занимать государственные должности в течение назначенного срока;
наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных обязанностей;
близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, и в других случаях, установленных нормативными актами Российской Федерации;
отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
отказа от представления сведений о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.
На первоначальном этапе образования государственно-служебного правоотношения целесообразно различать два правовых документа: контракт (служебный контракт) и приказ (акт) о назначении гражданина на государственную должность государственной службы. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной гражданской службы.
Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебный контракт устанавливает права и обязанности сторон (ст. 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
Для лица, впервые поступающего на государственную службу (принятого на государственную должность государственной службы), а также для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации, может быть установлен испытательный срок (испытание) продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности государственной службы, на которую гражданин поступает [27].
Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.
На замещение вакантной государственной должности государственной службы может быть объявлен конкурс, который обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Конкурс объявляется, если граждане, подавшие заявления на участие в конкурсе, полностью соблюдают условия относительно их поступления на службу (наличие требуемого возраста, отсутствие обстоятельств отказа в приеме на государственную службу, наличие всех необходимых документов). Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям и должности гражданской службы.
Для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной службы создается конкурсная комиссия, которая оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.
Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могут повлиять на решения, принимаемые конкурсной комиссией. Решения конкурсной комиссии могут быть обжалованы претендентом на замещение должности государственной службы в суд.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2005 г. № 514 утвержден Типовой должностной регламент статс-секретарей — заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.
2. АТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
государственный гражданский служба аттестация
Важным правовым средством установления степени соответствия государственного служащего замещаемой им должности государственной службы является аттестация государственного служащего. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 утвердил Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, которое определяет порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах.
Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего занимаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Под аттестацией государственных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры для выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности.
При проведении аттестации учитываются соблюдение государственным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных федеральными законами о государственной службе. Результатами аттестации становятся решение (оценка) и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа.
Аттестация — это прежде всего деятельность, которая раскрывается в полном объеме только при эффективном функционировании всего ее механизма: подготовки аттестации; осуществления контроля за работой служащих; принятия решения соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации; реализации рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию работы служащих и всей администрации в целом; разрешения возникающих споров, связанных с проведением аттестации и ее результатами; подведения итогов аттестации; распространения передового аттестационного опыта.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует для гражданского служащего служебное время и время отдыха (ст. 45), порядок предоставления основного и дополнительного отпусков (ст. 46), оплату труда (ст. 50), основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих (ст. 52), порядок исчисления стажа государственной гражданской службы (ст. 54), принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы (ст. 60), профессиональную подготовку кадров для гражданской службы, переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданского служащего (ст. 61-62), формирование кадрового резерва (ст. 64), финансирование гражданской службы и программу ее развития (ст. 65-66), виды государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе (ст. 67-68), порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров (ст. 69-70) [4].
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа.
Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.
Аттестация в узком смысле проводится в целях проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. В п. 1 ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется, что аттестация проводится для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы [4].
В настоящее время порядок проведения аттестации устанавливается нормами ряда законов и положений о статусе определенных категорий служащих, иными правовыми актами федеральных и других органов государственной власти. Вместе с тем в будущем еще предстоит принять множество основополагающих документов о порядке проведения аттестации государственных и муниципальных служащих. Например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента РФ.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что государственный гражданский служащий подлежит аттестации один раз в три года. При проведении аттестации оцениваются следующие документы: подготовленный непосредственным руководителем гражданского служащего мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период; сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; при необходимости составляется пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя [4].
Гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», не подлежат аттестации в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт. Признание аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности может повлечь постановку вопроса о его профессиональной переподготовке либо с его согласия о переводе на нижестоящую (другую) должность или об увольнении.
Положение о проведении аттестации государственного служащего, находящегося на соответствующей должности государственной службы, устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются представители кадровой службы, представитель нанимателя, юридической службы государственного органа, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, представители научных и образовательных учреждений.
В результате аттестации государственному гражданскому служащему дается одна из следующих оценок:
соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы;
соответствует замещаемой государственной должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий:
включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации;
понижение в должности гражданской службы.
Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрываются в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой государственных органов. Аттестация государственных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность; всеобщность, гласность, периодичность (систематичность) аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации) [4].
Прохождение государственной службы включает в себя: назначение на должность; присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания; аттестацию или квалификационный экзамен; другие обстоятельства (события) в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.
. ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ ГРАЖДАН НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ В УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И УВОЛЬНЕНИЕ СОТРУДНИКОВ
Поступление граждан на государственную гражданскую службу (работу) в Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области, назначение на государственные гражданские должности (должности), поощрение работников за добросовестное выполнение должностных обязанностей, привлечение их к дисциплинарной ответственности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом дополнительных требований и ограничений, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О судебных приставах».
Прием граждан на государственную службу (работу) в Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области осуществляется на условиях служебного контракта или трудового договора. В предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе случаях — по итогам конкурса.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Конкурс не проводится:
при назначении на замещаемые должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» с определенным сроком полномочий;
при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством РФ;
при заключении срочного служебного контракта;
при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч.2, статьи 28 и ч.1, 2, и 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;
при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе;
по решению руководителя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Право приема граждан на государственную службу (работу), назначения на государственную должность (должность), перевода, перемещения и увольнения сотрудников имеет руководитель Управления — главный судебный пристав Московской области (или лицо, его замещающее).
Поступление гражданина на государственную службу (работу) оформляется приказом руководителя Управления — главного судебного пристава Московской области.
Для граждан, впервые принятых на государственную должность, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации устанавливается испытание на срок от трех месяцев до одного года.
Для замещения должностей гражданской службы гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться испытательный срок продолжительностью от трех до шести месяцев, за исключением случаев, предусмотренных для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники), которые замещаются на определенный срок полномочий.
Для других лиц испытание устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Перевод государственного служащего на иную должность гражданской службы в рамках Управления, либо перевод его на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод в другую местность вместе с государственным органом допускается только с письменного согласия работника.
Работнику, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.
При приеме гражданина на службу (работу) в Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области или переводе работника в установленном порядке на другую работу администрация обязана:
а) ознакомить его с должностными правами и обязанностями, с условиями оплаты труда, особенностями государственной службы, нормативными правовыми актами, нормативными актами Минюста России, ФССП России, документами Управления ФССП России по Московской области в части, касающейся занимаемой должности;
б) проинструктировать по технике безопасности и правилам противопожарной безопасности;
в) ознакомить с запретами, установленными законодательством для государственных служащих.
Прекращение служебного контракта и увольнение работника осуществляются только по основаниям, установленным действующим законодательством.
Работник имеет право расторгнуть служебный контракт (трудовой договор), заключенный на неопределенный срок, предупредив администрацию письменно за две недели. По истечении указанного срока работник вправе прекратить службу, а администрация обязана выдать ему трудовую книжку и произвести с ним расчет.
По договоренности между работником и администрацией служебный контракт (трудовой договор) может быть расторгнут и до истечения двухнедельного срока.
В случаях, когда заявление работника об увольнении по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в учебное заведение, выход на пенсию и другие случаи), служебный контракт расторгается в срок, о котором просит сотрудник.
Срочный служебный контракт подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по контракту либо нарушения администрацией законодательства РФ о труде, служебного контракта и по другим уважительным причинам, а также в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Расторжение служебного контракта (трудового договора) и увольнение работника оформляются соответствующим приказом руководителя Управления.
Днем увольнения считается последний день работы. В день увольнения администрация обязана выдать сотруднику его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении и произвести с ним окончательный расчет. Записи о причинах увольнения должны вноситься в трудовую книжку в точном соответствии с формулировками действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую норму закона.
Основные права и обязанности администрации.
Администрация имеет право:
а) заключать и расторгать служебные контракты (трудовые договоры);
б) отдавать распоряжения и указания работникам и требовать их выполнения;
в) применять предусмотренные законодательством меры дисциплинарного воздействия при нарушении работниками трудовой дисциплины или ненадлежащем исполнении ими должностного регламента (должностных обязанностей);
г) применять меры поощрения при проявлении работниками активности в работе с наличием положительного результата.
Основные обязанности администрации:
а) соблюдать законодательство РФ, служебные контракты (трудовые договоры);
б) обеспечивать работникам организационно-технические условия, соответствующие правилам и нормам по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите;
в) предоставить сотруднику работу по должности, специальности, квалификации, которая обусловлена служебным контрактом (трудовым договором);
г) обеспечить сотрудника рабочим местом, средствами связи, оргтехникой и другим оборудованием, необходимым для выполнения возложенных на него обязанностей;
д) выплачивать в полном объеме денежное содержание в сроки, и размере установленные законодательством РФ;
е) осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования работников;
ж) обеспечивать соблюдение трудовой дисциплины в структурных подразделениях Управления, рациональное использование рабочего времени;
з) принимать в соответствии с действующим законодательством меры для защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества сотрудников органов юстиции и членов их семей от преступных посягательств в связи с исполнением должностных обязанностей;
и) обеспечить возможность для систематического повышения деловой квалификации работников и уровня их профессиональных и специальных знаний;
к) объективно оценивать трудовой вклад работника и принимать меры морального и материального поощрения за успешную и добросовестную работу;
л) обеспечить курящих сотрудников местом для курения, соответствующим правилам противопожарной безопасности.
Основные права и обязанности работника.
Работник имеет право на:
а) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
б) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
г) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
д) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
е) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
ж) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
з) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений, заявлений;
и) защиту конфиденциальных сведений о себе;
к) должностной рост;
л) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленным законодательством;
м) проведение по его заявлению служебной проверки;
н) членство в профсоюзе;
о) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с законодательством;
п) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушение;
р) социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования в соответствии с законодательством РФ;
с) государственную защиту жизни и здоровья себя и членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
т) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством.
Работник обязан:
а) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
б) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
в) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий;
г) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
д) соблюдать трудовую дисциплину и требования настоящего Служебного распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
е) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
ж) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
з) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
и) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обстоятельствах имущественного характера;
к) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные законодательством;
л) сообщать администрации о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
м) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих начальников и руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
н) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами Московской области, а также обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
о) вести себя достойно, соблюдать правила этики;
п) бережно относиться к средствам связи, оргтехнике иному оборудованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная гражданская служба в Российской Федерации является неотъемлемым атрибутом российской государственности. Всё это требует точного соблюдения законодательства в данной сфере отношений, как по порядку поступления на государственную гражданскую службу, так и её прохождение и увольнение. Но одним из важнейших направлений повышения эффективности государственной службы являются разработка и внедрение механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
В связи с этим можно сформулировать следующие выводы:
1.Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства. Государственная служба представляет собой систему правоотношений, которые регулируются не только административно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: международного, конституционного, муниципального, трудового, финансового, гражданского, уголовного. К сожалению, нормативно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственной службы на федеральном, а следовательно и на региональном уровне, не совершенна и требует доработки. Важный этап в реформировании государственной службы России ознаменован принятием федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)".
2.Продвижение по службе должно определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы.
.Целесообразно дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.
. Государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности. Считаю, что данное определение полностью исчерпывает предмет исследования и его характерные признаки. Мнение различных исследователей по этому поводу вполне схожи и соответствуют приведенному мною выше определению.
Проследили этапы развития, и реформирование государственной гражданской службы от истоков до настоящего времени, что серьёзно повлияло на становление российской государственности.
2. Прохождение государственной гражданской службы в Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов), а также конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (которыми возможно установление должностей для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации).
Одним из важных элементов похождения государственной гражданской службы в Российской Федерации является заключение контракта о прохождении данного вида государственной службы, перевода или замещение должности, а так же порядок увольнения с государственной гражданской службы.
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета, N 7 (4831), 2009. 21 янв.
. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — N 1, ст. 1.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ, с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1, ст.3.
4. Федеральный закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации", с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. — N 31, ст.3215.
. Федеральный закон Рос. Федерации от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2003. — N 22, ст.2063.
. Федеральный закон Рос. Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 — ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", с изм. и доп. // Российская газета. N 39, 1992. 18. февр.
. Федеральный закон Рос. Федерации от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — N 30, ст. 3586.
8. «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»: утв. указом Президента Рос. Федерацииот 27 сентября 2005 г. №1131 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — N 40, ст. 4017.
. «О федеральной программе реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)»: утв. указом Президента Рос. Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2009. N 11, ст. 1277.
. «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»: утв. указом Президента Рос. Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2009. N 21, ст. 2542.
. «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции»: утв. указом Президента Рос. Федерации от 19 ноября 2007 г. №1554 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007, N 48 (2 ч.), ст. 5952.
12. Астапенко П.Н. Римское частное право: учебник. М.: Книжный мир, 2004.
. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. М.: Норма-М, 2006.
. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: учебник. М.: Эксомо, 2005.
. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М.: Высшая школа, 2006.
. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2006.
. Конин Н.М. Административное право России: учебник. М.: Проспект, 2006.
. Овсянко Д.М. Государственная служба России: учебник. М.: Юристъ, 2006.
. Оболонский А.В. Государственная служба: учебник. М.: Дело, 2005.
. Попов Л.Л. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2006.
. Попов Л.Л. Военное право: учебник. М.: Юристъ, 2008.
. Россинский А.И. Административное право: учебник. М.: Норма-М, 2007.
. Скуратов Ю.И. История военного и государственного управления в России: учебно-методическое пособие. М.: Граница, 2002.
. Титов Ю.П. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2004.
. Чибиряева С.А. История государства и права России: учебник. М.: Былина, 2003.
. Чиркин В.Е. Государственное управление: учебник. М.: Юристъ, 2008.
27. Крылова Е.Г. Принцип разделения властей в организации государственной службы // Государство и право. 2007. N 11.
. Послание президента России Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации// Российская газета. N 214 (5038), 2009. 13. нояб.