Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ И СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ6
1.1 Организация и методика производственного обучения6
1.2. Управление профессиональным обучением кадров11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ20
2.1. Виды и цель обучающей деятельности предприятия20
2.2. Подготовка кадров рабочих и ее формы27
2.3. Переподготовка рабочих кадров41
2.4. Повышение квалификации кадров50
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ.52
3.1 Самообразование и образование управленческого персонала.52
3.2 Развитие карьеры руководителя53
3.3 Планирование и подготовка резерва руководителей.56
3.4. Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ64
Выдержка из текста работы
Во введении следует подчеркнуть, что профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации имеет двойственный характер: задача состоит в реализации целей фирмы (повышении конкурентоспособности, увеличении прибыли, привлечении образованных специалистов), и в то же время существуют индивидуальные желания сотрудников: получить дальнейшее образование (может быть, второе высшее), иметь дополнительные блага, узнать мир и т.д.
Практика свидетельствует о том, что поддержание знаний персонала на высоком уровне рассматривается как один из важнейших элементов эффективной работы фирмы. Никакие реструктуризации, новейшая техника, разнообразие методов управления сами по себе не дадут должного эффекта, если сотрудники фирмы не будут соответствовать современным требованиям.
Наиболее общие теоретические и методологические подходы к исследованию профессиональной подготовки персонала отражены в работах Т.Ю. Базарова, Н.П. Беляцкого, А.Я. Кибанова, В.П. Пугачёва. В них определены такие понятия, как «развитие персонала», «подготовка персонала», «социальные функции компании», «управленческие функции», «конкурентоспособность компании», проанализированы их основные характеристики и отличительные особенности.
В ряде научных публикаций рассматриваются конкретные технологии профессиональной подготовки персонала, исследуются социальные аспекты профессиональной подготовки, возможности применения социальных технологий в деятельности компаний (М.И. Магура, М.Б. Курбатова, Г.Н. Сартан, П. Шейл, В.В. Щербина, Л.Л. Байарс, Л.В. Ру и др.).
Значительный интерес представляют междисциплинарные исследования, проводимые на стыке социологии управления, менеджмента, экономики, маркетинга, психологии управления, управления персоналом, в которых предлагаются различные варианты разработки и применения технологий профессиональной подготовки персонала, способов создания и функционирования корпоративных учебных центров, методик оценки работы персонала (Н. Кузьмина, Е.Б. Моргунов, Г.В. Погодина, М.В. Шлакова). Во многих работах констатируется важность организации и необходимость системного подхода к профессиональной подготовке персонала для повышения эффективности управления компанией, однако механизмы воздействия профессиональной подготовки на функционирование компании не раскрываются, мало исследованы социальные функции профессиональной подготовки персонала крупной компании.
Особо значимыми для данного исследования оказались работы В.Г. Афанасьева, Ю.Г. Волкова, В.Н. Иванова, А.К. Зайцева, Е.М. Бабосова, Н. Стефанова, Ж.Т. Тощенко, В.М. Шепеля, А.А. Шияна, в которых разрабатывается понятие «социальная технология», анализируются особенности и характеристики, проблемы и условия разработки и применения социальных технологий.
Практические проблемы профессиональной подготовки персонала наиболее интенсивно разрабатываются в рамках научно-практических семинаров и конференций, а также в постоянно действующих корпоративных тренинговых и учебных центрах, но зачастую данные разработки доступны лишь для внутрикорпоративного использования.
Тем не менее, несмотря на возросший интерес к данной проблематике, в настоящее время практически нет исследований профессиональной подготовки персонала как социальной технологии, анализа её функций, способов и механизмов её разработки и внедрения в систему управления крупной компанией.
Тема дипломной работы “Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации”, является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Объект дипломной работы – профессиональная подготовка персонала.
Предмет дипломной работы – технология профессиональной подготовки персонала крупной компании.
Цель дипломной работы – проанализировать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы обучения и повышения квалификации работников и систему российского образования;
2. Исследовать особенности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
3. Показать особенности повышения квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы….
Заключение
Профессиональная подготовка персонала компании выполняет производственно-экономические, управленческие и социально-культурные функции; реализация каждой из них может оказывать существенное влияние на эффективность деятельности крупной компании. Наиболее значимой является функция повышения уровня конкурентоспособности компании. Профессиональная подготовка персонала оказывает влияние на уровень конкурентоспособности компании, создавая условия для повышения привлекательности для потребителей производимых товаров и предоставляемых услуг посредством улучшения качества товаров и услуг вследствие использования сотрудниками полученных в процессе профессиональной подготовки знаний, умений и навыков. Функцией профессиональной подготовки персонала является также повышение качества выполнения работниками компании профессиональных обязанностей. С появлением более современных технологий производства, изменением внешних условий деятельности компании необходимо постоянное совершенствование, обновление имеющихся у сотрудников компании знаний, умений и навыков, а также приобретение новых. В процессе прохождения профессиональной подготовки сотрудники знакомятся с новыми, наиболее эффективными способами и приёмами работы, оптимальной организацией рабочего времени, что способствует более качественному выполнению работниками профессиональных обязанностей.
Эффективность технологии профессиональной подготовки персонала представляет собой показатель её качества, итоговым индикатором которого является результативное выполнение каждым сотрудником компании профессиональных обязанностей в соответствии с требованиями рабочего места, целями деятельности компании, а также условиями функционирования компании на рынке. Вследствие различных факторов, определяющих функционирование конкретной компании (разнообразие целей, направлений деятельности; значительное варьирование численности сотрудников компаний; разнообразие условий труда; различия финансового состояния компаний и др.) разработка универсальных критериев оценки эффективности технологии профессиональной подготовки персонала практически невозможна, но для конкретной компании разработку системы оценки эффективности профессиональной подготовки персонала необходимо выполнять для определения степени воздействия мероприятий технологии на функционирование компании.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодекс от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2008)// «Российская газета», N 256, 31.12.2001
3. Постановление Правительства РФ от 14.05.1992 № 315 «О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения» (с изм. от 28.11.2000)// «Экономика и жизнь», N 27, 1992
Учебники, учебные пособия и другие методические издания
4. Базаров Т.Д. Управление персоналом. Учебник. М., 2007
5. Бухалков Л.И. Управление персоналом. М.: Экономика. 2005. – 457 с.
6. Волгин А.П., Митирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). — М.: «Дело», 1992, с. 91.
7. Веснин В.Р. «Управление персоналом». М.: «БЕК». 2006. – 612 с.
8. Вудкок М., Д. Фрэнсис. «Раскрепощенный менеджер», М. «Дело», 1991. – 248 с.
9. Галенко В.П.,О.А.Страхова,С.И.Файбушевич “Управление персоналом и эффективность предприятий”. М.: Экономика. 2001. – 231 с.
10. Еремин Б.Л. Управление персоналом. М.: Экономика. 2007. – 267 с.
11. Кнорринг В. «Искусство управления», М. «БЕК», 1997. – 286 с.
12. Кибанов А. «Управление персоналом», М. «Инфра-М», 1997. – 357 с.
13. Магура М.И., «Поиск и отбор персонала», М. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 214 с.
14. Менеджмент – путь к успеху. Любимова Н. Г. – М.:Агропромиздат, 1999. – 487 с.
15. Маслов Е.В. «Управление персоналом предприятия», Москва – Новосибирск, 1998. – 156 с.
16. «Обзор экономических показателей» Экономической экспертной С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи “ЭКОНОМИКА”, М:1993. – 476 с.
17. Одегов Ю., Н. Маусов, М. Кулапов. «Эффективность системы управления персоналом (социально-экономический аспект)», М. РЭА им. Плеханова, 1993. – 412 с.
18. Одегов Ю.Г., П. В. Журавлев «Управление персоналом», М. «Финстатинформ», 1997. – 412 с.
19. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом.- М., — 1997. – 358 с.
20. Основы управления персоналом. – (под ред. Генкина Б.М.), — М., 1996. – 487 с.
21. Профессионалы в управлении. Мартынов С. Д. – Л.:Лениздат, 2001. – 412 с.
22. Травин, В. А. Дятлов «Основы кадрового менеджмента», М. «Дело», 1997. – 325 с.
23. Тарасов В. К. Персонал – технологии. – 1999. – 158 с.
24. Уткин Э. «Управление фирмой», М. «Акалис», 1996.- 214 с.
25. Цыпкин Ю.А. Учебник «Управление персоналом». М.: «Экономика». 2007. – 457 с.
Монографии, статьи, иные научные публикации
26. Агенты влияния» — Как проводить изменения «снизу» / «Управление персоналом», 2002, N 10, с. 40-41.
27. Обучение персонала фирм в бизнес-школах: проблемы и реалии /Управление персоналом», 2001, N 5, с. 16-21.
28. Обучение персонала — забота о будущем компании / «Управление персоналом», 2002, N 4, с. 64 — 65.