Содержание
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА10
1.1. Особенности процесса профессионализации личности на этапе обучения10
1.2. Профессиональная идентичность: содержание понятия, структура и компоненты20
1.3. Динамика и механизмы развития профессиональной идентичности25
1.4. Психологические особенности профессии психолога30
1.5. Модель формирования профессиональной идентичности студента — психолога35
Выводы по главе 138
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА40
2.1. Цели, задачи и основные этапы исследования40
2.2. Общая технологическая схема и методы исследования41
2.3. Технология эмпирического исследования влияния применяемых в образовательном процессе технологий на эффективность процесса профессиональной идентификации студента-психолога45
Выводы по главе 246
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ48
3.1 Эмпирическое исследование динамики профессиональной идентификации студентов-психологов на этапе профессионального обучения48
3.2. Сравнительная характеристика становления социальной и личностной составляющих профессиональной идентичности студента-психолога на этапе профессионального обучения53
3.3. Эмпирическое исследование эффективности применения личностно ориентированных технологий образования в процессе профессиональной идентификации студента-психолога57
Выводы по главе 358
ЗАКЛЮЧЕНИЕ60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ63
ПРИЛОЖЕНИЯ69
Выдержка из текста работы
Современные социально-экономические условия развития российского общества требуют значительного повышения качества подготовки кадрового потенциала страны на основе модернизации системы непрерывного образования.
В решении этой стратегической задачи существенная роль принадлежит системе менторства, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию.
Не потерять, заинтересовать, дать поверить в успех, создать условия для того, чтобы молодой специалист сам себе сказал: «Учитель — это моя профессия!», чтобы сработала формула «Успешный старт = Успешный результат»… От того, как сложится начало их педагогической карьеры, зависит их «долгожительство» в профессии.
Доля молодых учителей со стажем работы до 5 лет от общей численности учителей в Республике Татарстан увеличилась с 10,7% (3 474 человека) в 2011-2012 учебном году до 11,2% (3 630 человек) в 2012-2013 учебном году. В 2012-2013 году отмечается увеличение численности молодых специалистов, прибывших на работу в образовательные учреждения, что является результатом целенаправленной работы по выполнению задачи привлечения и закрепления молодых кадров в системе образования.
Ситуация в городе Набережные Челны представлена таблицей, отражающей численность учителей образовательных учреждений по стажу работы (г.Набережные Челны Республики Татарстан)
стаж2009-20102010-20112011-20122012/2013До 2-х лет212 (6,8%)236 (7,5%)210 (6,8%)251 (7,5%)От 2-х лет до 5116 (3,7%)150 (4,8%)204 (6,6%)251 (7,5%)От 5 до 10208 (6,7%)192 (6,1%)211 (6,9%)246 (7,3%)От 10 до 20882 (28,5%)851 (27%)820 (26,8%)857 (25,4%)Свыше 201676 (54,5%)1716 (54,6%)1618 (52,8%)1762 (52,3%)
Отмечается увеличение доли молодых специалистов с 6,8% в 2011-2012 учебном году до 7,5% в 2012-2013 учебном году, что свидетельствует о том, что школа становится привлекательной для молодежи, проводятся различные гранты, мероприятия стимулирующего характера, реализуется программа по пропаганде профессии учителя, с 2010 года в образовательных учреждениях действуют педагогические группы и педагогические классы.
Можно утверждать, что ситуация с привлечением молодых кадров в систему образования в Республики Татарстан решается. Но что происходит с ними, когда они приходят в школу? Посмотрим на ситуацию из фокуса конкретной школы.
В Лицее № 78 имени А.С.Пушкина сконцентрирован высокий педагогический потенциал: 45 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 24 педагога — первую категорию, два преподавателя являются кандидатами наук, два педагога обучаются в аспирантуре. Из года в год лицей становится победителем престижных конкурсов. Это учебное заведение — победитель приоритетного национального проекта «Образование», всероссийского конкурса «Школа России 2009», «Школа России 2010», дважды победитель гранта мэра города «Школа — ресурсный центр». Педагоги лицея активно участвуют и побеждают в конкурсах различных уровней.
В лицее сложилась проблемная ситуация: средний возраст учителя — 46 лет. При этом возрастная группа до 30 лет — 5 человек (6,2%), а старше 55 лет 35 человек (43,2%). В лицее работают всего 5 молодых специалистов из 81 педагога.
Тему данного исследования определяем как проблема профессионального развития молодого педагога в образовательном пространстве конкретной школы.
Известно, что на этапе профессионального становления молодые учителя осваивают нормативно принятые способы деятельности, общеквалификационные требования к профессии и не способны критически осмыслить собственную педагогическую деятельность, обнаружить необходимость преобразований педагогической практики (В.Д.Шадриков, А.К.Маркова, И.Л. Федотенко и др.). Для выработки индивидуального стиля педагогической деятельности, для формирования профессиональной компетентности, соответствующей требованиям общеобразовательных организаций нового вида, где ценятся инициатива, креативность, исследовательская позиция, необходимо определенное время, которое (по результатам исследований С.А.Замятиной, А.А.Воротниковой, Ю.И.Турчаниновой, В.С.Калиты) охватывает период до пяти лет. В то же время именно эта группа способна и подготовлена к переменам и в меньшей степени оказывает сопротивление инновациям. Это позволяет сделать вывод о том, что при определенных условиях молодой учитель может стать ресурсом развития инноваций, характерных для общеобразовательных организаций нового вида.
Обозначенное противоречие и необходимость его преодоления обусловливает необходимость разработки инновационной модели научно-методической поддержки, способствующей профессиональному развитию молодого учителя, отношению к себе как к развивающейся индивидуальности, выработке умений самоанализа педагогической практики и прогнозирования своего труда. Так что надо делать, если для начала нормальной работы нужно 5 лет?
Для определения позитивной картины молодых педагогов было проведено анкетирование и интервьюирование среди 748 «стажевых» педагогов образовательных учреждений города Набережные Челны (анкетирование проводилось в апреле 2013 года через интернет-ресурсы); респонденты: «стажевые» учителя 3 лицеев (112 человек), 5 гимназий (215 человек), 9 школ с углубленным изучением предметов (421 человек). Всего в городе Набережные Челны на сентябрь 2013 года функционируют 5 лицеев, 8 гимназий, 11 образовательных школ с углубленным изучением предметов.
Использованы анкеты из книги: Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: анкета «Учитель-ученик», интервью с учителем.
.Что молодые учителя умеют делать лучше «стажевых» учителей?
.Чем молодые учителя отличаются как поколение? Чем современный молодой учитель отличается от молодого учителя лет 20 назад?
Позитивная картина молодых специалистов города Набережные Челны Республики Татарстан (ответы представлены на основании анкет)Показатели (количество человек)% показательвозможность построения диалога с учащимися на равных субъектно-субъектных отношениях из-за небольшой разницы в возрасте (детям интереснее общаться с молодыми учителями, больше точек соприкосновения их интересов)496,6умение выстроить партнёрские отношения с учащимися (воспитанниками), более жизнерадостные и энергичные во взаимоотношениях с детьми425,6мобильность, готовность принять новое и претворить на практике, в педагогической деятельности; нестандартность мышления9913,2умеют анализировать потоки новой информации, владеют современными педагогическими технологиями, быстрее могут переключаться с одного вида деятельности на другой537,1обогащенность современными знаниями и современными способами подачи информации, владение ИКТ обучения, умение работать в открытом информационном пространстве, высока степень поиска информации с использованием различных источников9412,6могут экспериментировать в области методики, практической части обучения детей, не боятся экспериментировать с использованием инновационных образовательных технологий466,1больше возможностей для саморазвития и самосовершенствования благодаря информационному пространству, дистанционным программам повышения квалификации435,7возможности обучения благодаря грантовой поддержке и стажировке в различных странах, могут активно знакомиться с культурой, историей, языками народов мира324,3находясь в начале профессионального развития, молодые учителя обладают здоровыми амбициями, большей степенью целеустремленности и карьерного роста, способностью двигаться «в ногу со временем»658,7высокая степень обучаемости молодых педагогов (их надо учить, а не переучивать)9612,8готовность к участию в различных профессиональных конкурсах, мероприятиях, уверенность в успехе и высокой результативности537,1молодые педагоги — люди нового поколения с высоким творческим потенциалом, очень интересно проводят мероприятия, с ними интересно общаться374,9более высокая степень коммуникабельности, открытости и готовности к сотрудничеству, доброжелательности, толерантности, новый менталитет поколения (интеграция) благодаря информационному пространству, вступают в различные профессиональные интернет-сообщества395,2
Исходя из проведенного анкетирования и интервьюирования «стажевых» педагогов города Набережные Челны, мы отмечаем следующие наиболее значимые позитивные черты молодых педагогов:
13,2% (99 чел.) опрошенных «стажевых» педагогов считают, что молодые педагоги обладают позитивным качеством — мобильность, т.е. они готовы принять новое и претворить на практике, в педагогической деятельности; молодые педагоги обладают креативным, нестандартным мышлением, стремятся «идти в ногу со временем» и даже немного впереди; они быстро переключаются с одного вида работы на другой, больше успевают, у них больше свободного времени, больше возможностей и перспектив профессионального развития;
12,8% (96 чел.) считают, что у молодых педагогов высокая степень обучаемости, их надо учить, а не переучивать, они готовы к сотрудничеству и совместной продуктивной деятельности с целью повышения предметной компетентности, молоды педагоги активно участвуют в различных программах в сфере повышения квалификации (опытные учителя отмечают, что в рамках муниципального конкурса в сфере повышения квалификации «Учитель-мастер» их слушателями являются активные молодые педагоги);
12,6% (94 чел.) опрошенных «стажевых» педагогов отмечают, что молодые педагоги обогащены современными знаниями и современными способами подачи информации, в совершенстве владеют ИКТ обучения, умеют работать в открытом информационном пространстве, у них высокая степень поиска информации с использованием различных источников, они активно участвуют в видеоконференциях, веб-семинарах, создают виртуальные факультативы и работают в информационных сообществах в системе «Электронное образование в Республике Татарстан», сетевых образовательных сообществах.
Исходя из проведенного интервьюирования «стажевых» педагогов города Набережные Челны, мы отмечаем следующие характеристики молодых педагогов как поколения:
28% (209 чел.) опрошенных «стажевых» педагогов считают, что необходимо разработать умные стратегии и мотивации для привлечения подходящих выпускников в ряды учителей, привлекательные формы совместного сотрудничества с предоставлением возможности творческого самовыражения, профессиональной независимости;