Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы взаимосвязи проектной деятельности и развития творческого воображения дошкольников ……… 7
1.1. Краткий обзор основных концепций воображения в отечественной и зарубежной психологии ………………………………………………………. 7
1.2. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста 16
1.3.Творческое воображение ребенка и приемы его активизации………. 28
1.4.История возникновения проектного метода …………………………. 34
1.4.1.Технология проектирования в детском саду …………………………52
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….63
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование влияния проектной деятельности на развитие творческого воображения дошкольников ……. 65
2.1. Методы и краткая характеристика диагностических методик используемых в исследовании ……………………………………………….. 65
2.2. Анализ результатов исследования ……………………………………… 70
Выводы по 2 главе ………………………………………………………… 83
Заключение…………………………………………………………………… 85
Список литературы ………………………………………………………… 89
Приложения………………………………………………………………… 92
Выдержка из текста работы
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель — воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
Поэтому, одним из основных направлений педагогической работы с детьми дошкольного возраста является формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования.
Условием и средством развития творческих способностей является художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребёнка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
В художественной деятельности, как правило, присутствует воспроизводящий (репродуктивный фактор) и творческий. Следует отметить, что и тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребёнок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать [15, с. 167].
Средствами художественного творчества являются: искусство, литература, музыка. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой выбирается средство, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей. При этом, важно помнить. Что при использовании средств нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать «золотую середину». Пресыщение также вредно для развития ребёнка как и недостаток воздействия [15, с. 168]. В современности, когда досуг ребёнка часто заполнен деятельностью не требующей творчества, развития воображения, важной становится проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами художественного творчества связана также с тем, что этот возраст является переходным для ребёнка от игровой деятельности, как ведущей к деятельности учебной. Приобретённые в художественном творчестве навыки ребёнок легко сможет использовать в учёбе.
Объектом исследования в данной дипломной работе являются творческие способности дошкольников
Предметом исследования дипломной работы является развитие творческих способностей дошкольников средствами художественного творчества.
Целью дипломного исследования является изучение развития творческих способностей дошкольников, приобретаемых ими посредством художественного творчества.
Исходя из цели, в рамках дипломной работы ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме, определить основные научные направления в рамках решения данной проблемы.
2. Проанализировать основные научные понятия и категории, разработанные учёными исследователями в рамках решения проблемы развития творческих способностей дошкольников.
3. Рассмотреть процесс развития творческих способностей дошкольников средствами литературы.
4. Рассмотреть процесс развития творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства.
5. Рассмотреть процесс развития творческих способностей дошкольников средствами музыки.
Проблема развития творческих способностей у дошкольников достаточна изучена в литературе, однако, к данной проблеме существует множество подходов. Анализу литературы посвящена отдельная глава дипломного исследования.
Разработанный и обобщённый в дипломной работе теоретический материал может быть использован как для научных работ по теме, так и в практической деятельности педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.
………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова, И.А. Лучшие игры и развлечения со словами / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Лада, 2006. – 223 с.
2. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стериотип. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
3. Арисменди, А.Л. Дошкольное музыкальное образование. Перевод с испанского / Общ. ред. Шуаре; Вступ.: Ю.В. Ванникова; Послесл.: Л.И. Айдаровой, Б.Н. Захарова. – М.: Прогресс, 1989 – 95 с.
4. Архіпава, К.А., Ліштаванная, Э.А. Этычнае выхаванне ў дзіцячым садзе. – Мн.: Народная асвета, 1989. – 95 с.
5. Бондаренко, Е.А. О психологическом развитии ребёнка (Дошкольный возраст) / Е.А. Бондаренко. – Мн.: Народная асвета, 1974. – 128 с.
6. Бородич, О.Е. Методика развития речи детей: учебное пособие для пед. институтов / О.Е. Боордич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
7. Вахитова, Г.Х. Теоретическое основание и организационно-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Вахитова Галия Хамитовна; [Том. гос. пед. ун-т]. – Томск, 2000. – 18 с.
8. Вишнякова, Н.Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества: Пособие для учителя музыки / Белорус. НИИ образования / Н.Ф. Вишнякова. – Мн., 1992. – 76 с.
9. Глазырина, Л.Д. Дошкольное воспитание: справочные и методические материалы по физическому, нравственному и экономическому воспитанию детей / Л.Д. Глазырина, Н.В.Зайцева, Л.М. Подолинская. – 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2007. – 156 с.
10. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская . – М.: Детство-Пресс. – 2013 – 656 с.
11. Горунович, Л.Б. Рисуем, играем, размышляем: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Б. Горунович. – Мн.: Народная асвета, 1999. – 64 с.
12. Гребенщикова, Е.А. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов / Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, Н.Б. Мчедандзе / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: «Просвещение», 1976. – 432 с.
13. Даутов, Д.Ф. Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01 / Даутов Денис Фатыхович; [Педагогический институт Южного федерального университета]. – Ростов-на-Дону, 2010. – 21 с.
14. Детский сад в Японии: опыт развития детей в группе / Пер. с японского Л.Д. Гришелевой; Общая редакция и послесловие В.Т. Нанивской. – М.: «Прогресс», 1987. – 238 с.
15. Дошкольная педагогика для студентов спец. 2010 «Воспитатель в дошкольных учреждениях» / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 416 с.
16. Доронова, Т.Н., Якобсон, С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: Книга для воспитателей детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
17. Дубініна, Д.М., Старжынская, Н.С. Мастацка-маўленчая дзейнасць у дзіцячым садзе: Дапаможнік для педагогаў дашкольных устаноў Д.М. Дубініна, Н.С. Старжынская. – Мн.: Народная асвета, 1999. – 103 с.
18. Дъяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дъяченко. – М.: Знание, 1986 . – 94 с.
19. Евсеева, Ю.В. До-ре-ми-фасолька: музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – М.: Каро. – 2009. – 96 с.
20. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать: пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985. – 95 с.
21. Зеньковский, В.В. Психология детства: Учебное пособие / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 347 с.
22. Игрушка как средство этнохудожественного образования и развития творческих способностей учащихся : Материалы гор. науч.-практ. конф., 19-20 мая 2000 г. / Редкол.: В.И.Колякина и др. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогор. гос. ун-та, 2000. – 74 с.
23. Кірыльчык, Л.В. Навучанне дашкольнікаў