Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
С.
Введение3
1) Исследовательская часть…6
— Организационная характеристика предприятия6
— Характеристика финансового состояния предприятия.10
— Характеристика подвижного состава.10
2) Расчетная часть…14
— Исходные данные для технологического расчёта..14
— Расчет годовой и суточной программ по видам ТО, Д и КР18
— Технологический расчет зоны ТР…42
3) Технологическая часть…57
4) Конструкторская часть..86
5) Экономическая оценка проекта100
6) Охрана труда и безопасность жизнедеятельности..115
Заключение..129
Список использованных литературы130
Выдержка из текста работы
- 2.5 Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР подвижного состава на АТП
- 2.6 Определение количества исполнителей на объекте проектирования
- 3. Организационная часть
- 3.1 Выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП
- 3.2. Выбор метода организации технологических процессов на объекте проектирования
- 3.3Схема технологического процесса на объекте проектирования и режим работы производственных подразделений
- 3.4 Расчет количества постов в зонах ТО и ТР и постов диагностики
- 3.5 Распределение исполнителей по специальностям и квалификации
- 3.6 Подбор технологического оборудования
- 3.7 Расчет производственной площади объекта проектирования
- 4. Технологическая карта
- 5. Охрана труда
- 5.1 Общая характеристика организации работы по охране труда
- 5.2 Техника безопасности при выполнении работ
- 5.3 Охрана окружающей среды
- Список литературы
Перевозки автомобильным транспортом предполагают использование подвижного состава (автомобилей и автопоездов), находящегося в исправном техническом состоянии.
Исправное техническое состояние означает полное соответствие подвижного состава нормам, определяемым правилами технической эксплуатации, и характеризует его работоспособность.
Работоспособность автомобиля оценивается совокупностью эксплуатационно-технических качеств — динамичностью, устойчивостью, экономичностью, надежностью, долговечностью, управляемостью и т.д. — которые для каждого автомобиля выражаются конкретными показателями. Чтобы работоспособность автомобиля в процессе эксплуатации находилась на требуемом уровне, значение этих показателей длительное время должны мало измениться по сравнению с их первоначальными величинами.
Однако техническое состояние автомобиля, как и всякой другой машины, в процессе длительной эксплуатации не остается неизменными. Оно ухудшается в следствии изнашивания деталей и механизмов, поломок и других неисправностей, что приводит результате к ухудшению эксплуатационно-технических качеств автомобиля.
Изменение указанных качеств автомобиля по мере увеличения пробега может происходить также в результате несоблюдения правил технической эксплуатации или технического обслуживания автомобиля.
Основным средством уменьшения интенсивности изнашивания деталей и механизмов и предотвращения неисправностей автомобиля, то есть поддержания его в должном техническом состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение технического обслуживания.
Под техническим обслуживанием понимают совокупность операций (уборочно-моечные, крепежные, регулировочные, смазочные и др.), цель которых — предупредить возникновение неисправностей (повысить надежность) и уменьшить изнашивание деталей (повысить долговечность), а последовательно, длительное время поддерживать автомобиль в состоянии постоянной технической исправности и готовности к работе.
Даже при соблюдении всех мероприятий изнашивание деталей автомобиля может приводить к неисправностям и к необходимости восстановления его работоспособности или ремонта. Следовательно, под ремонтом понимается совокупность технических воздействий, направленных на восстановление технического состояния автомобиля (его агрегатов и механизмов), потерявшего обслуживание и ремонта автомобилей.
Основной документ согласно которому производится ТО и ремонт на автопредприятиях положения о ТО и ремонте ПС автомобильного транспорта. Согласно этого документа, ТО производится планово-предупредительно, через определенный пробег.
Существуют следующие виды ТО и ремонта: ЕО — ежедневное обслуживание, направлено в первую очередь на проверку узлов безопасности перед выходом и по возвращению с линии.
ТО-1 — первое техническое обслуживание, проводится через 3-5 тыс. км. ТО-2 — второе ТО, проводится через 10-15 тыс. км. СО — сезонное обслуживание, проводится весной и осенью. ТР — текущий ремонт, ремонт направленный на восстановление технически неисправного состояния, исключая базовые детали.
Задачей ТО и ТР автомобилей как сферы практической деятельности АТП является не только поддержание и восстановление работоспособности автомобильного парка, но и снижение затрат на его содержание, а следовательно, и себестоимости перевозок. Главной из задач является совершенствование организации и технологии ТО и ТР автомобилей для повышения качества их работы, сокращения простоев в ремонте, материальных и трудовых затрат на их содержание. Это достигается совершенствованием организации производства, производственно — технической базы АТП, повышением уровня автоматизации и механизации производства, совершенствованием методов управления производством, применением прогрессивных методов вождения автомобилей.
Так же большое значение для повышения производительности труда при ТО и ТР, и обеспечении их качества приобретает широкое внедрение на производстве научной организации труда (НОТ). Последняя включает в себя большой комплекс мероприятий, среди которых улучшение организации и обслуживание рабочих мест; совершенствование приемов, методов нормирования труда; создание благоприятных санитарно — гигиенических и эстетических условий труда.
Следующим этапом совершенствования системы управления является АСУП — автоматизированная система управления производством, которая предусматривает обработку получаемой информации с помощью электронно-вычислительной техники и выдачу управленческих решений на рабочее место.
Целью и задачей данного курсового проекта является организация работы участка по ремонту топливной аппаратуры на АТП в г.Ростове на Дону.
Поставленная в проекте цель достигается решением следующих основных задач:
q выполнение технологического расчета по объекту проектирования;
q внедрение передовых форм и методов организации ТО и ТР, научной организации труда и управление производством;
q составление технологической документации на проведение работ на объекте проектирования;
q разработка по охране труда и окружающей среды;
q проектирование приспособлений, инструмента и других приспособлений малой механизации для повышения уровня механизации процессов ТО и ТР
Основные показатели АТП.
Модель (марка автомобиля) — КАМАЗ-55111, пробег до капитального ремонта 300 тыс.км..
Место расположения АТП — г.Воркута, климат -холодный.
Таблица 1. Количественный и качественный состав АТП
Пробег с начала эксплуатации, в долях от Lкр |
Количество автомобилей |
|
Менее 0,5 |
А1=90 |
|
0,5?0,75 |
А2=95 |
|
0,75?1,0 |
А3=30 |
|
Более 1,0 |
А4=70 |
|
Всего |
А=285 |
Количество автомобилей, прошедших КР- А5= 85
Среднесуточный пробег — 305 км;
Категория условий эксплуатации — V
Количество рабочих дней в году — 365
Средняя продолжительность работы автомобилей на линии — 14,1 час.;
Время начала и конца выхода автомобилей на линию — 5.30 — 7.30
В разделе проекта «Технологическая карта» составить операционную карту на проверку технического состояния ТНВД.
Целью части проекта является определение годового объема (трудоемкости) работ и количество исполнителей.
технический автомобиль производственный труд
2.1 Выбор исходных данных и корректирование нормативов режима ТО и ремонта
Корректируем нормативы периодичности ТО-1, ТО-2 по следующей формуле:
, (2.1)
где L1(2) — расчетная периодичность ТО-1 (ТО-2), км ;
— исходный норматив периодичности ТО-1 (ТО-2), км, принимаемый по таблице 2.1. положения [1], ( = 3000 км; = 12000 км);
к1 — коэффициент периодичности ТО, учитывающий категорию условий эксплуатации, принимается по таблице 2.8 положения [1], к1 =0,6 (V категория условий эксплуатации);
к3 — коэффициент периодичности ТО, учитывающий природно-климатические условия, принимается по таблице 2.10 положения [1], к3 = 0,9 (холодный климат для г.Воркута);
3000·0,6·0,9 = 1620 км;
12000·0,6·0,9 = 6480 км.
Корректируем периодичность капитального ремонта (КР) по формуле:
,(2.2)
где Lкр — расчетная периодичность КР, тыс. км;
L4кр— исходный норматив периодичности КР, тыс. км, принимаемый по таблице 2.3 [1], L4кр=300 тыс.км;
к1 — коэффициент корректирования нормы межремонтного пробега, учитывающий категорию условий эксплуатации, принимается по таблице 2.8 [1] с учетом данных таблицы 2.7 [1], к1 =0,6 (V категория условий эксплуатации);
к2 — коэффициент корректирования нормы межремонтного пробега, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы, принимаемый по таблице 2.9 [1], к2 = 1 (Базовый автомобиль);
к3 — коэффициент корректирования нормы межремонтного пробега, учитывающий природно-климатические условия, принимаемый по таблице 2.10 [1], ], к3 = 0,9 (холодный климат для г.Воркута);.
Lкр=300?0,7?0,85?1,1=209,44 тыс. км
Так как постановка автомобилей на обслуживание производится с учетом среднесуточного пробега через целое число рабочих дней, то пробеги должны быть кратными среднесуточному пробегу и между собой. Данные корректирования этих показателей (нормативные и полученные расчетом величины) сводим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1. Корректирование пробегов до ТО-1, ТО-2 и КР
Виды пробега |
Обознач. |
Пробег, км |
||||
Нормативный |
Откорр-нный |
Пробег до предш.вида возд. ? кратность |
Принятый к расчету |
|||
Средне-суточный |
lcc |
— |
— |
305 |
||
До ТО-1 |
L1 |
3000 |
2100 |
305?5 |
1525 |
|
До ТО-2 |
L2 |
12000 |
8400 |
1525?4 |
6100 |
|
До КР |
LKP.cp |
300000 |
186300 |
6100?31 |
189100 |
Корректирование трудоемкости ЕО; ТО-1; ТО-2; ТР по формулам:
, (2.3)
где tЕО(1,2) — расчетная трудоемкость ЕО (ТО-1, ТО-2), чел. — ч; tнЕО(1,2) — исходный норматив трудоемкости ЕО( ТО-1, ТО-2), принимается по таблице 2.2 [1]; к2 — коэффициент корректирования трудоемкости ТО, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы, принимается по таблице 2.9 [1] к2 = 1,15 (Автомобиль-самосвал при работе на плечах более 5 км); к5 — коэффициент корректирования трудоемкости ТО, учитывающий размеры АТП и количество технологически совместимых групп подвижного состава. Принимается по таблице 2.12 [1], к5 =0,95 (Количество технологически совместимых групп подвижного состава менее 3 и количество автомобилей на АТП 200-300).
tЕО=0,5?1,15?0,95=0,546 чел./ч
tТО-1=3,4?1,15?0,95=3,714чел./ч
tТО-2=14,5?1,15?0,95=15,84 чел./ч
, (2.4)
где tТР — расчетная удельная трудоемкость ТР, чел. -ч/1000 км; tнТР — исходная удельная трудоемкость ТР, принимается по таблице 2.2 [1], tнТР =8,5 чел-ч/1000 км; к1 — коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТР, учитывающий категорию, условий эксплуатации, принимаемый по таблице 2.8 [1], к1 =1,5 (V категория условий эксплуатации); к2 — коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТР, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы, принимаемый по таблице 2.9 [1], к2 = 1,15 (Автомобиль-самосвал при работе на плечах более 5 км); к3 — коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТР, учитывающий природно-климатические условия, принимается по таблице 2.10 [1], к3 =1,1 (холодный климат для г.Воркута); к4(ср) — коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТР, учитывающий пробег автомобилей с начала эксплуатации, принимается по таблице 2.11 [1]; к5 — коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТР, учитывающий размеры АТП и количество технологически совместимых групп подвижного состава, принимается по таблице 2.12 [1], к5 =0,95 (Количество технологически совместимых групп подвижного состава менее 3 и количество автомобилей на АТП 200-300).
Вычислим среднее значение коэффициента К4 ср
Пробег с начала эксплуатации, в долях от Lкр |
Значение коэффициента К4 |
Количество автомобилей |
|
Менее 0,5 |
0,7 |
А1=90 |
|
0,5?0,75 |
1,0 |
А2=95 |
|
0,75?1,0 |
1,2 |
А3=30 |
|
Более 1,0 |
1,3 |
А4=70 |
|
Всего |
А=285 |
Среднее значение К4 = (0,7*90+1,0*95+1,2*30+1,3*70)/285 = 1,0
Средневзвешенный межремонтный пробег Lкр.ср. определим по формуле (2.5)
, (2.5)
где A, A1 — соответственно среднесписочное число автомобилей, не имеющих установленный нормами пробег до первого КР и выполнивших эти нормы, но находящихся в эксплуатации.
177,8тыс.км
2.2 Определение проектных величин коэффициента технической готовности и коэффициента использования автомобилей
Коэффициент технической готовности определяется по формуле:
, (2.6)
где Lсркр — средневзвешенная величина пробега до КР,
Коэффициент использования определяется по формуле:
,(2.7)
где ДРГ — количество рабочих дней в году автомобилей; Ки — коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей в рабочие дни для АТП по эксплуатационным причинам, при отсутствие данных по конкретному автопарку можно принять в пределах 0,93 — 0,97; выбираем 0,95.
2.3 Определение годового пробега автомобилей на АТП
Определяется по формуле:
(2.8)
LП.Г. = 285·305·365·0,8 = 25382100 км
2.4 Определение годового объёма работ по объекту проектирования
Количество ежедневных обслуживаний за год определяется по формуле:
NЕО=;(2.9)
25382100/305=83220 ед.
Количество технических обслуживаний за год определяется по формулам:
;(2.10)
25382100/6100=4161 ед.
;(2.11)
25382100/1525 — 4161 =12483 ед.
NCO=2?A;(2.12
NCO=2?285=570 ед.
Количество диагностирований за год определяется по формулам:
ND-1=1,1?NТО-1+ NТО-2;(2.13)
ND-1=1,1?12483+4161=17892 ед.
ND-2=1,2?NТО-2;(2.14
ND-2=1,2?4161=4993 ед.
Сменная программа по УМР, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2 рассчитывается по формуле:
, (2.15
где NГ — годовая программа по соответствующему техническому воздействию (УМР, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2); ДРГ — количество дней работы в году соответствующего подразделения, принимается по приложению 5 методических указаний по выполнению дипломного проекта; ССМ — количество рабочих смен в сутки соответствующего подразделения, принимается по приложению 6 методических указаний по выполнению дипломного проекта.
Сменная программа по УМР:
83220/(365·1)=228 ед.
Сменная программа по ТО-1:
12483/(365·1)=34 ед.
Сменная программа по ТО-2:
4161/(365·1)= 11 ед.
Сменная программа по Д-1: 17892/(365·1)= 49 ед.
Сменная программа по Д-2: 4993/(365·1)= 14 ед.
2.5 Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР подвижного состава на АТП
Годовая трудоемкость по ТО определяется по формуле:
.(2.16)
Годовая трудоемкость по ЕО определяется по формуле:
ТЕО= tЕО ?кМ ?NУМР ,(2.17)
где кМ — коэффициент механизации, определяется соотношением
,(2.18)
где М — доля работ ЕО, выполняемых механизированным способом, принимается по таблице 2.2 методических указаний по выполнению курсового проекта.
ТЕО=0,328 0,45 ?83220=37449 чел./ч.
Годовая трудоемкость по ТО-1, ТО-2 и СО подвижного состава определяется по формулам:
ТТО-1=tТО-1? NТО-1;(2.19)
ТТО-1=3,496? 12483=43641 чел./ч.
ТТО-2= tТО-2? NТО-2;(2.20)
ТТО-2=13,11? 4161=54551 чел./ч.
ТСО=с? tТО-2? 2А,(2.21)
где с — зависит от климатических условий, принимаем 0,2.
ТСО=0,2 ?13,11? 2? 285=1495 чел./ч.
В формулах (3.17), (3.19), (3.20), и (3.21) нормативы t ЕО ,t ТО-1 ,tТО-2 принимаются по таблице 2.1 данного раздела курсового проекта.
Определим годовую трудоемкость по ТО подвижного состава:
ТТО=37449+43641+54551+1495= 137136 чел./ч.
Годовую трудоемкость по ТР подвижного состава определяем по формуле:
;(2.22)
(25382100/1000)·15,32=388854 чел./ч.
Определяем годовой объем вспомогательных работ по ТО и ТР, который устанавливается в пределах 30% от общей трудоемкости.
Для этого найдем общий объем работ по ТО и ТР;
ТТо и ТР=ТТО+ТТР;(2.23)
ТТо и ТР= 137136+388854=525990 чел./ч.
Отсюда,
Твсп=0,3 ТТО и ТР;(2.24)
Твсп=0,3?525990= 157797 чел./ч.
2.6 Определение количества исполнителей на объекте проектирования
Общее технологически необходимое (явочное) количество ремонтных рабочих на АТП определяется по формуле:
; (2.25)
525990/2070=254 человек.
Общее штатное (списочное) количество ремонтных рабочих на АТП определяется по формуле:
;(2.26)
525990/1840=285,9 Принимаем 286 человек
В формулах (3.25) и (3.26) величины ФР.М. и ФР.В. принимаем по Приложению 2 методических указаний по выполнению курсового проекта.
Общее штатное количество вспомогательных ремонтных рабочих на АТП:
;(2.27)
157797/1840=86 чел.
Исходя из того, что общая численность персонала ИТР составляет 20% от общей численности производственно-технической службы, определяем количество ИТР на АТП.
чел.
На АТП работает 57 чел. службы ИТР.
Целью организационной части является решение задач по организации производства ТО и ТР на АТП, технологических процессов и труда участка по ремонту топливной аппаратуры.
3.1 Выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП
В производстве ТО и ремонта автомобилей выполняется множество различных по содержанию и трудоемкости работ. Непосредственный контроль качества их выполнения требует весьма много времени и недостаточно эффективен. Поэтому повышение качества ТО и ремонта подвижного состава достигается главным образом не улучшением контроля, а улучшением организации и стимулирования труда производственного персонала за качеством работы.
Эти и другие особенности осложняют организацию производства и предъявляют к квалификации специалистов высокие требования. Поэтому повышение эффективности производства на АТП зависит в решающей мере от уровня организации производства.
Выбираю бригадную организацию труда по соответствующему технологическому воздействию: бригада УМР, бригада ТО-1, бригада ТО-2, бригада ТР, исполнители ремонтных цехов при централизованном управлении.
При такой организации труда отдельные специализированные бригады создаются для выполнения ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР автомобилей. На каждую специализированную бригаду возлагается своевременное и качественное выполнение работ любого вида ТО и ремонта по всем автомобилям АТП.
Узлы и агрегаты, снятые с автомобилей, ремонтируются рабочими, которые не входят в состав специализированных бригад. Эти рабочие находятся в подчинении самостоятельных производственных участков. При таком методе организации труда возможно своевременное выполнение ТО и ТР, и максимальная специализация постов и оборудования, повышение качества работ, возможность централизованного планирования производством ТО.
При данном методе организации производства схема управления ТО и ТР зоны УМР будет выглядеть так :
Схема 3.1.
3.2 Выбор метода организации технологических процессов на объекте проектирования
На участке по ремонту топливной аппаратуры технологические процессы организуем на специализированных постах.
Специализация постов позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих, повысить качество и производительность труда.
При организации труда методом специализированных бригад, объединенные в производственные участки, рабочие бригад выполняют ТР всех автомобилей на любом посту. Рабочие подчиняются бригадирам, механикам производственного участка, и в оперативном порядке все рабочие по ТР автомобилей подчиняются диспетчеру производства.
3.3 Технологический процесс на объекте проектирования и режим работы производственных подразделений
Количество рабочих дней в году ДРГ по заданию — 305.
Сменность участка по ремонту топливной аппаратуры ССМ принимаем равным 1 с учетом рекомендаций, изложенных в Приложении 6, методических указаний по выполнению курсового проекта
Время начала и окончания смены:
начало работы 700 окончание 1600
3.4 Расчет количества постов в зонах ТО и ТР и постов диагностики
Число постов для зон ТО-1 и ТО-2 определяется соответственно из выражений:
П1=Рт.1/(Рср С);(3.1)
П2=Рт.2/(Рср С·зп),(3.2)
где Рт.1, Рт.2 -соответственно технологически необходимое число рабочих для зон ТО-1 и ТО-2 (Рт.1,=19406/1840=10,5. Принимаем 11; Рт.2=24258/1840=13); Рср — принятое среднее число рабочих на одном посту; С — число смен работы соответствующей зоны ТО; ·зп — = 0,85?0,95 — коэффициент использования рабочего времени поста, учитывающий возможное увеличение времени простоя автомобиля при выполнении сопутствующего ТР.
П1=11/(3·1) = 3,7 Принимаем 4
П2= 13/(2·1·0,95) = 6,8 Принимаем 7
Расчет числа постов зоны ТР определяется из выражения
ПТР — ТТР.пц/(ФэРсрСзп),(3.3)
где ТТР.п — годовая трудоемкость постовых работ ТР, чел.-ч; ц=1,2?1,5 — коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты зоны ТР; Фэ- эффективный (расчетный) годовой фонд времени работы зоны при односменной работе, ч; Рср — среднее число рабочих на посту; С — число смен; зп=0,9 — коэффициент использования рабочего времени поста
Птр= 129687·1,3/(2050·2·2·0,9)= 22,8 Принимаем 23
Расчет числа постов для диагностирования автомобилей
ПДi =ТДi/(Др.т.д.ТпРдзп),(3.4)
где ТДi — годовая трудоемкость работ по диагностированию данного вида, годовая трудоемкость считается как доля от трудоемкости соответствующего ТО, чел.-ч; Др.т.д. -число рабочих дней поста (участка) диагностирования в году; Тп -продолжительность работы поста диагностирования в сутки, ч; ц=1,2?1,5 — коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты зоны ТР; Рд =2 чел.- число диагностов, одновременно работающих на посту; зп=0,8?0,9 — коэффициент использования рабочего времени поста
ПД1= (19406*0,18)/(305·8·2·0,9)= 0,80. Принимаем 1 пост Д1
ПД2= (24258*0,20)/(305·8·2·0,9)= 1,10. Принимаем 1 пост Д2
3.5 Распределение исполнителей по специальностям и квалификации
Работы по ТР, выполняемые на проектируемом участке составляют 3-4,5% общей годовой трудоемкости работ по ТР (принимаем 4%), т.е. 129687 *0,04 = 5187 чел.-ч, следовательно, на участке необходимо (5187/1840 = 2,82) 3 рабочих.
Принятые решения по распределению исполнителей по специальностям и квалификации представляются в виде таблицы 3.1.
Таблица 3.1 — Распределение исполнителей по видам работ и квалификации.
№ поста |
Виды работ |
Трудоемкость |
Число рабочих |
Средний разряд |
|||
% |
Чел.ч |
расчетное |
принятое |
||||
1 |
Разборочно-сборочные |
40 |
2075 |
1,1 |
1 |
2-3 |
|
2 |
Слесарно-механические |
35 |
1815 |
1,0 |
1 |
3-4 |
|
3 |
Диагностические |
25 |
1297 |
0,7 |
1 |
5-6 |
|
Всего: |
100 |
5187 |
3 |
3.6 Подбор технологического оборудования
Таблица 3.2 Подбор технологического оборудования
Наименование работ |
Варианты технологического оборудования |
Выбранный вариант |
|||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Регулировка ТНВД |
1. Стенд NC-108 |
2. Стенд СДТА-3 |
3. Стенд КИ 15711-01-ГОСНИТИ |
Вариант 3 — стенд КИ 15711-01-ГОСНИТИ. Позволяет регулировать ТНВД с количеством секции до 12 с внутренней, а также внешней системой смазки, что важно для АТП, где имеется несколько видов ПС с дизельными двигателями. К тому же стенд позволяет проводить испытания топливоподкачивающих насосов и топливных фильтров, что уменьшает стоимость и количество специализированного оборудования. |
|
Разборочно-сборочные работы по ТНВД |
1.Пост ТР ТНВД НИИАТ Р-234 |
2.Пост ТР ТНВД НИИАТ Р-611 |
2 вариант — верстачного типа; состоит из 5 специализированных приборов и инструментов; габариты: 1500х800х1242 мм; облегчает разборочно-сборочные работы по ТНВД при замене плунжерных клапанов и др. |
||
Текущий ремонт форсунок |
Пост НИИАТ Р-610 |
Верстачный. В состав поста входят 10 специализированных приборов и инструмента. |
|||
Крепежные работы |
Комплект гаечных ключей двухсторонних (8 предметов): 6х8-27х30 МОД. И 105М-1 |
Содержит все необходимые ключи; двухсторонние ключи уменьшают количество инструмента |
Таблица 3.3. — Перечень оборудования на объекте (технологическая оснастка проектирования).
№ п/п |
Наименование (тип, модель, ГОСТ) |
Габаритные размеры |
Кол-во, ед. |
Стоимость, руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Технологическое оборудование |
|||||
Стенд КИ 15711-01 ГОСНИТИ |
1300х300?1730 |
1 |
35600 |
||
Пост НИИАТ Р-610 для текущего ремонта форсунок двигателей ЯМЗ |
1500?800?1390 |
1 |
13000 |
||
Пост НИИАТ Р-611 для текущего ремонта ТНВД двигателей ЯМЗ |
1500?800?1242 |
1 |
27400 |
||
Прибор для испытания и регулировки форсунок НЦ 108 Motorpal |
— |
2 |
2150 |
||
Организационная оснастка |
|||||
Инструментальная тумбочка |
522х600?760 |
2 |
820 |
||
Шкаф для хранения деталей топливной аппаратуры |
577х600?1730 |
1 |
1200 |
||
Стеллаж для хранения приборов и приспособлений ОГР51-53 |
577х930?1730 |
1 |
980 |
||
Умывальник |
500х200?1540 |
1 |
300 |
||
Ларь для отходов Н9938 |
500х400?760 |
1 |
400 |
||
Конторский стол |
1500х850?760 |
1 |
1200 |
||
Ларь для обтирочных материалов |
400х800?760 |
1 |
400 |
||
Слесарный верстак ГЗ-1 070.03 |
1250х800?1130 |
2 |
5200 |
3.7 Расчет производственной площади объекта проектирования
Площади производственных помещений определяют одним из следующих методов:
· аналитически (приближенно) по удельной площади, приходящейся на один автомобиль, единицу оборудования или одного рабочего;
· графически (более точно) по планировочной схеме, на которой в принятом масштабе вычерчиваются посты (поточные линии) и выбранное технологическое оборудование с учетом категории подвижного состава и с соблюдением всех нормативных расстояний между автомобилями, оборудованием и элементами зданий;
· графоаналитически (комбинированный метод) путем планировочных решений и аналитических вычислений.
Определяется площадь участка расчетным путем по формуле:
, (3.5)
где КП — коэффициент плотности расстановки оборудования, принимается по данным Приложения 10 методических указаний по выполнению курсового проекта (КП =4);
Fоб — площадь горизонтальной проекции технологического оборудования и организационной оснастки, принимается с учетом данных таблицы 4.2. данного раздела курсового проекта.
,(3.6)
где b — ширина оборудования и оснастки;
l — длина оборудования и оснастки.
Нумерация площадей идет соответственно нумерации оборудования и организационной оснастки в таблице 4.2. данного раздела курсового проекта.
Определяем площади оборудования:
1,3?0,3=0,39 м2
1,5?0,8=1,2 м2
1,5?0,8=1,2 м2
Общая площадь оборудования:
0,39+1,2+1,2=2,79 м2
Определяем площади организационной оснастки:
Общая площадь организационной оснастки:
0,522?0,6?2=0,63 м2
0,577?0,6=0,35 м2
0,577?0,93=0,54 м2
0,5?0,2=0,1 м2
0,5?0,4=0,2 м2
1,5?0,85=1,28 м2
0,4?0,8=0,32 м2
1,25?0,8?2=2,0 м2
Общая площадь организационной оснастки::
0,63+0,35+0,54+0,1+0,2+1,28+0,32+ +2,0=5,42 м2
Находим площадь горизонтальной проекции технологического оборудования и организационной оснастки:
(4.7)
2,79 +5,42=8,21 м2
Тогда, площадь проектируемого участка: 4?8,21=32,84 м2
Планировка участка ремонта топливной аппаратуры показана на рисунке 1.
Рисунок 1. Планировка участка по ремонту топливной аппаратуры:
1 — стеллаж для детали; 2— настольно-сверлильный станок; 3 — реечный ручной пресс; 4 — стол для контроля и мойки прецизионных деталей; 5 — верстак для ремонта топливной аппаратуры; 6 — слесарные тиски; 7— установка для разборки и мойки деталей; 8 — ларь для обтирочных материалов; 9 — стенд для испытания насосов форсунок; 10 — стенд для испытания топливных подкачивающих насосов
4. Технологическая карта
4.1 Прием ТНВД в ремонт, проверка его перед ремонтом
Топливную аппаратуру, снятую с дизеля, положено сдавать комплектом, который включает топливный насос, форсунки, топливные фильтры, топливо-проводы высокого давления.
Прием ремонтного фонда от АТП, передачу его на АРП и поставку отремонтированной продукции на АТП целесообразно организовывать через обменные пункты. Использование обменных пунктов в 1,5. ..2 раза уменьшает транспортные расходы и значительно повышает равномерность завоза ремонтного фонда на АРП. ТНВД принимают в ремонт, при наличии наряда на ремонт, выданного вышестоящей организацией по представлении следующих документов: справки о пробеге автомобиля, акта о его техническом состоянии, технического паспорта автомобиля. С агрегатами и узлами, помимо наряда на ремонт, сдают: справку о техническом состоянии.
При приеме в ремонт ТНВД оформляется приемо-сдаточный акт в трех экземплярах. В акте отмечают наименование объекта ремонта, его техническое состояние и комплектность, наименование заказчика, срок сдачи в ремонт. Акт подписывается представителями АРП и заказчиком и заверяется печатью. Первый и третий экземпляры актов передаются в отдел сбыта. В дальнейшем третий экземпляр приемосдаточного акта вместе с объектом ремонта передается в производство, а второй выдается заказчику.
Прием в КР осуществляет представитель АРП, который дает письменное заключение на приемо-сдаточном акте о соответствии технического состояния ТНВД установленным требованиям.
Заключение это составляется по результатам наружного осмотра или с применением других средств объективного контроля и диагностики.
4.2 Технологический процесс разборки ТНВД
На рисунке 3.1 изображен ТНВД ДВС автомобиля КамАЗ-740
Рисунок 4.1- Топливный насос высокого давления
1 — крышка подшипника; 2 — подшипник; 3 — шайба; 4 — вал кулачковый; 5 — рейка правая в сборе; 6 — палец крепления насоса; 7 — пробка корпуса; 8 — кольцо уплотнительное; Э — корпус ТНВД; 10 — ось рычага реек; 11 — винт стопорный; 12 — шплинт-проволока; 13 — винт крепления кожуха; 14 — пломба; 15 — кожух защитный; 16 — винт крепления кожуха; 17 — транспортная заглушка штуцера; 18 — рычаг реек в сборе; 19 — шплинт разводной; 20 — шайба оси; 21 — ввертыш корпуса насоса; 22 — транспортная пробка; 23 — шайба; 24 — втулка рейки; 25 — кольцо уплотнительное; 26 — пробка рейки; 27 — заглушка клапана транспортная; 28 — корпус клапана; 29 — направляющая клапана; 30 — пружина клапана; 31 — прокладка; 32 — пробка клапана в сборе; 33 — муфта опережения впрыска в сборе; 34 — шайба пружинная; 35 — гайка колпачковая; 36 — шайба регулировочная; 37 — шарик; 38 — кольцо уплотнительное; 39 — прокладка регулировочная; 40 — шпонка; 41 — кольцо уплотнительное; 42 — пробка топливного клапана; 43 — жиклер; 44 — штифт установочный; 45 — крышка подшипника; 46 — винт крепления крышки; 47 — манжета в сборе; 48 — штуцер ТНВД; 49 — упор пружины; 50 — шайба регулировочная; 51 — пружина нагнетательная; 52 — прокладка клапана; 53 — клапан нагнетательный; 54 — корпус нагнетательного клапана; 55 — втулка плунжера; 56 — кольцо уплотнительное; 57 — корпус секции с фланцем в сборе; 58 — кольцо уплотнительное; 59 — втулка поворотная с осью в сборе; 60 — кольцо стопорное; 61 — плунжер; 62 — тарелка пружины толкателя; 63 — толкатель плунжера; 64 — пята толкателя; 65 — ролик толкателя; 66 — втулка ролика; 67 — сухарь; 68 — ось ролика; 69 — штифт от ролика; 70 — пружина толкателя; 71 — шайба; 72 — гайка; 73 — шайба стопорная штуцера; 74 — шайба пружинная; 75 — шайба; 76 — шпилька; 77 — рейка левая в сборе
Разборка топливного насоса, трудоемкость — 11,0 чел.мин.:
1. Установить топливный насос на приспособление. (Приспособление).
2. Отвернуть пробку 21 (рисунок4.1) пружины, снять прокладку 20, вынуть пружину 19 и поршень 18 топливного насоса. (Ключ гаечный 32 мм, пинцет).
3. Отвернуть болт 30 крепления корпуса 23 цилиндра, снять прокладки 31 и насос ручной в сборе.
Цилиндр, поршень, шток и рукоятка представляют собой не разборную конструкцию и раскомплектованию не подлежат. (Ключ гаечный 22 мм).
4. Выбить штифт 25, снять рукоятку 22 ручного насоса, вынуть поршень 26 со штоком 24 в сборе.
Операция выполняется при нарушении подвижности поршня ручного насоса. (Молоток).
5. Вынуть пружину 32 и клапан 33 и седло клапана 34. (Пинцет).
6. Вывернуть корпус 40 клапана с прокладкой 39, вынуть пружину 38, и клапан 37 и седло клапана 36. (Пинцет).
Мойка деталей топливного насоса. Трудоемкость — 4,0 чел. мин.
7. Промыть все детали топливного насоса и обдуть их сжатым воздухом и продефектовать. Применять дизельное топливо ДЛ ГОСТ4749-73. (Ванна, пистолет для обдува деталей сжатым воздухом мод. 199).
8. Продефектовать детали заменить отбракованные детали новыми, топливного насоса низкого давления.
Под охраной труда понимают систему законодательных актов и соответствующих им мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности трудящихся.
Систему организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих производственный травматизм, называют техникой безопасности.
Систему организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих заболеваемость работающих, называют производственной санитарией.
Широкое внедрение средств технологического оснащения при ремонте автомобилей изменяет условия труда слесарей-ремонтников. Знание и выполнение приемов безопасного труда наряду с техникой безопасности и производственной санитарией преследуют благородную цель охраны здоровья и жизни трудящихся.
Основные положения по охране труда изложены в Кодексе законов о труде (КЗоТ).
5.1 Общая характеристика организации работы по охране труда
На предприятиях автомобильного транспорта большое распространение получил трехступенчатый контроль над состоянием охраны труда.
На первой ступени он осуществляется мастерами, механиками и общественным инспектором по охране труда. На второй ступени начальниками цеха и гаража с представителем комиссии по охране труда. На третьей ступени контроля главный инженер, инженер по технике безопасности, председатель комиссии по охране труда, врач медпункта с участием главного механика и главного энергетика.
Для должностных лиц административно-технического персонала предприятий и учреждений, допускающих нарушения правил охраны труда, невыполнение коллективного договора, соглашений по охране труда и предписаний технического и правового инспекторов, совета профсоюзов и отраслевого профсоюза предусмотрена дисциплинарная, административная материальная и уголовная ответственность.
К дисциплинарной ответственности административно-технические работники привлекаются вышестоящими руководителями по подчиненности.
К административной ответственности виновные представители администраций предприятий привлекаются:
— техническими и главными правовыми инспекторами профсоюза рабочих отраслевого профсоюза;
— техническими и главными правовыми инспекторами совета профсоюзов за нарушение правил охраны труда;
— санитарными врачами за нарушение санитарно-противоэпидемических и санитарно-гигиенических правил;
— органами Госгортехнадзора РФ за нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ;
— Государственной инспекцией охраны окружающей среды;
— Органами Госпожарнадзора за нарушение правил пожарной безопасности.
Материальная ответственность за нарушение охраны труда предусматривается ГК РФ.
Должностных лиц привлекают к уголовной ответственности за нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда в том случае, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, а также смерть человека или причинение телесных повреждений.
Порядок проведения инструктажа
По характеру и времени проведения инструктаж рабочих проводят по следующим видам: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий.
Вводный инструктаж на АТП проводят со всеми поступающими на работу рабочими, служащими, инженерно-техническими работниками, практикантами и учениками.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала работы со вновь принятыми на предприятие рабочими, практикантами и учениками производственного обучения, а также временными и прикомандированными работниками.
Повторный инструктаж проходят все работники предприятия независимо от их квалификации и стажа работы не реже чем через 6 месяцев. Для рабочих, выполняющих работу с повышенной опасностью ежеквартально.
Внеплановый инструктаж по безопасным приемам и методам работы проводит на рабочем месте руководитель производственного участка при нарушении рабочим правил и инструкций по охране труда; при изменении технологического процесса, вида работ и обслуживающего оборудования и подвижного состава.
Текущий инструктаж работников проводят перед производством работ, на которые оформляют наряд-допуск.
5.2 Техника безопасности при выполнении работ
Правила безопасности при обслуживании топливной аппаратуры
Выполняя работы на постах технического обслуживания автомобиля, слесарь-авторемонтник по топливной аппаратуре должен знать, что при постановке автомобиля на пост на рулевое колесо вешают табличку с надписью: «Двигатель не пускать — работают люди!». Автомобиль должен быть заторможен стояночным тормозом и включением первой передачи в коробке передач. Должно быть также выключено зажигание, у дизелей — подача топлива, а под колеса положено не менее двух упоров (башмаков).
Перед выполнением работы, связанной с вращением коленчатого вала, необходимо проверить, выключено ли зажигание (у дизелей — подача топлива), и поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение. Пост, на котором регулируют приборы системы питания при работающем двигателе, должен быть оборудован шланговым или дистанционным отсосом отработавших газов.
Техническое обслуживание и ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля, выполняют в цехе (на участке). Работы по зачистке деталей перед пайкой и лужением должны выполняться на рабочих местах, имеющих местную вентиляцию. Топливные баки и тару из-под горючих жидкостей перед ремонтом необходимо предварительно промыть горячей водой, пропарить острым паром, снова промыть каустической содой и просушить горячим воздухом. Пайку или заварку следует выполнять при открытых пробках. Разрешается выполнять заварку, предварительно заполнив тару горячей водой или непрерывно подаваемым инертным газом (азотом, отработавшими газами).
5.3 Охрана окружающей среды
Для снижения вредного воздействия АТП на. окружающую среду при его проектировании> строительств и эксплуатации должны выполняться природоохранительные мероприятия.
Вокруг предприятия должна быть санитарно-защитная зона шириной не менее 50 м. Эту зону озеленяют и благоустраивают. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, поглощают углекислый газ, шум{ очищают воздух от пыли и регулируют микроклимат.
Производства с вредными выделениями по возможности сосредоточивают в филиалах на окраине города.
Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу определяют в соответствие с требованиями ГОСТ 17.2.3.02-87. При этом исходят из условия, что концентрация вредных веществ в при земном слое атмосферы не должна превышать ПДК.
АТП потребляют значительное количество пресной воды. Она используется для хозяйственно-бытовых и производственных нужд, а также для устройств внутреннего пожаротушения. Наиболее крупными потребителями являются посты мойки, где только на 1 автомобиль ежедневно расходуется 0,5-2,0 м3 воды.
Для сокращения расходов воды внедряют системы оборотного водоснабжения, которые позволяют повторно использовать бывшую в употреблении воду после её очистки в специальных устройствах. При этом чистая вода расходуется только на восполнение потерь из-за испарения и утечек вместе с осадком грязи. Снижению расхода воды способствует и применение синтетических моющих средств.
Хозяйственно-бытовые стоки сливают в канализацию. Их утилизация осуществляется на специальных предприятиях. Очищают производственные сточные воды и ливневые стоки в очистных сооружениях АТП. Так как в сточных водах в основном преобладают механические частицы и нефтепродукты, процесс очистки значительно упрощается.
На АТП применяют механические, химические, физико-химические и биологические методы очистки.
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Часть первая. М., Транспорт, 1986.
2. Буралев Ю.В. и др. Устройство, обслуживание и ремонт топливной аппаратуры автомобилей. — М.: Высшая школа, 1987. — 288 с.
3. Типовые проекты организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий. 1 и 2 части. М., ЦНОТ и УП. Минавтотранс РСФСР, 1985.
4. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Пособие по курсовому и дипломному проектированию. М., Транспорт, 1985.
5. Кузнецов Ю.М. «Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта». М., Транспорт, 1985.
6. Технологическое проектирование производственных подразделений по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на АТП. Методические указания по выполнению курсового проекта. Г., ВЗАТТ, 1988.
7. Расчет уровня механизации производственных процессов в подразделениях ТО и ТР автотранспортных предприятий. Консультация. Г., ВЗАТТ, 1988.
8. Циркуляционное письмо Минавтотранса РСФСР от 30.05.84 г. и № 60 — Ц и № 91 — Ц от 06.12.88 г. «Нормы затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автобусов».
9. Методические указания по предмету «Охрана труда». Н. Новгород, 1992.
Размещено на