Содержание
ВВЕДЕНИЕ.………………………………..……………………………..………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………………………..…….7
1.1. Сущность концепции устойчивого развития Российской Федерации………………………………………………………………………………7
1.2. Проблемы развития муниципального образования………………………21
1.3. Стратегия устойчивого развития муниципального образования…..…. 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ЗАДАЧ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТОРОПЕЦКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………33
2.1. Краткая социально-экономическая характеристика Торопецкого района………………………………………………………………………………….33
2.2. Анализ факторов и показателей устойчивого развития муниципального образования……………………………………………………………………………42
2.3. Анализ стратегии развития муниципального образования и выявление проблем устойчивого развития………………………………………………………56
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТОРОПЕЦКОГО РАЙОНА….70
3.1. Предложения по повышению роли общественных институтов и бизнеса в устойчивом развитии муниципального образования……………………………..70
3.2. Предложения по внедрению системы мониторинга реализации стратегии устойчивого развития муниципального образования…………………..76
3.3. Ожидаемый социально-экономический эффект от предлагаемых мероприятий……………………………………………………………………………85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………..……………….95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..………99
ПРИЛОЖЕНИЯ.……………………………….…………………..…….…………106
Выдержка из текста работы
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в бюджетной системе страны как главной финансовой базе деятельности и государственных органов власти, и органов местного самоуправления, связанной с экономическим и социальным развитием соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные. К настоящему времени проблема их формирования и укрепления остается одной из наиболее острых и насущных в межбюджетных отношениях, что требует охвата процессами реформирования взаимоотношений не только Центра и субъектов Федерации, но и внутри субъектов РФ. Это возможно при условии выработки единой стратегии оздоровления всей системы общественных финансов.
Муниципальные финансы согласно действующему федеральному законодательству включают в себя средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Под муниципальными финансами, как правило, понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
? государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
? собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);
? заемных средств или муниципального кредита.
Структура местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку доминирование первой или третьей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.
Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования являются местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). В связи с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов местного самоуправления и выделением собственных предметов ведения возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. Бюджет выступает не только как опись доходов и расходов, но и как важнейший инструмент осуществления определенной политики, отражает реальные цели и задачи данного муниципального образования. Местный бюджет — это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.
С точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов — текущий бюджет и бюджет развития.
Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Прежде всего, сюда относятся расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления. Другими словами, это средства для поддержания функционирования городского хозяйства.
Планирование, утверждение, исполнение и оценка результатов исполнения бюджета выступают как определенный процесс, который получил название бюджетного процесса.
Грамотно построенный бюджетный процесс должен прежде всего исходить из тщательно организованного хозяйственного планирования развития территории муниципального образования, поскольку сам бюджет — лишь механизм реализации целей развития территории.
Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель деятельности органа власти. Соответственно классификация видов расходов прежде всего исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства.
К обязательным расходам — относят расходы на финансирование отраслей городского хозяйства, связанные с поддержанием определенного уровня его развития. Первоочередность финансирования данных расходов закрепляется нормативно, и выполнение этих работ законодательно отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления.
К необязательным расходам относят расходы на мероприятия краткосрочного характера, и в большинстве случаев эти обязанности возлагаются на органы местного самоуправления населением или самими органами местного самоуправления, исходя опять же из интересов жителей, которых эти органы представляют.
Доходы местных бюджетов — являются основной проблемой, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, — это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов — это прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов.
Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, могут быть отнесены к четырем категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.
Первые две группы доходных источников являются в той или иной степени средствами, которые государство собирает с населения и предприятий.
Третья и четвертая группа напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться.
Все четыре источника дохода зависят также от состояния законодательства, в котором определяется правоспособность органов местного самоуправления.
Предмет исследования – финансы муниципального образования.
Цель исследования — разработка мероприятий по предлагаемым мероприятиям по совершенствованию муниципальных финансов.
Задачи исследования:
? рассмотреть теоретические основы построения бюджета муниципального образования;
? провести анализ выполнения бюджета муниципального образования Боготольский район;
? разработать мероприятия по совершенствованию муниципальных финансов.
Объект исследования – муниципальное образование Боготольский район.
Теоретической базой при написании дипломной работы явились законодательные и нормативно- правовые акты российской Федерации, учебные издания, учебно–методические пособия (Афанасьев А.А., Романовский М.В., Врублевская О.В., Полякова Г.Б., Гукасян Г.Л.); научные статьи; ресурсы интернет.
Информационной базой работы послужили информационные материалы, данные финансовой отчетности и нормативных документов Финансового управления Боготольского района Красноярского края, экспертные оценки и расчеты работников и специалистов, итоги и программа социально-экономического развития Боготольского района.
В дипломной работе основное внимание уделяется анализу формирования и исполнения бюджета муниципального образования на примере Боготольского района Красноярского края.
1. Теоретические основы построения бюджета муниципального образования
1.1. Роль и место бюджета в выполнении функций местного самоуправления
В бюджетной системе страны как главной финансовой базе деятельности и государственных органов власти, и органов местного самоуправления, связанной с экономическим и социальным развитием соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные.
Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований, административно-территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).
Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Главной ролью местных бюджетов является создание финансовой базы.
К настоящему времени проблема их формирования и укрепления остается одной из наиболее острых и насущных в межбюджетных отношениях, что требует охвата процессами реформирования взаимоотношений не только Центра и субъектов Федерации, но и внутри субъектов РФ. Это возможно при условии выработки единой стратегии оздоровления всей системы общественных финансов.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2013г.) стал шагом вперед в развитии местного самоуправления, более четко определив «правила игры», границы, функции и полномочия российских муниципалитетов, но в качестве платы за это последовали два больших шага назад .
Местная автономия была подменена централизованным контролем и зависимостью местных бюджетов от трансфертов в рамках «веерной» схемы финансирования, а местная демократия «скукожилась» до почти ничего не значащих выборов (с низкой конкуренцией и низкой явкой избирателей) на фоне весьма ограниченной роли муниципальных советов и неподотчетности мэров своим избирателям.
Очень показательны в этом отношении предпринимаемые время от времени попытки отказаться в крупных городах от местного самоуправления вообще и от выборов градоначальников в частности, заменив их государственным управлением, которое осуществляется губернаторами.
В то же время представляется, что без эффективного местного самоуправления такая страна, как Россия с ее колоссальной территорией и огромной дифференциацией условий не в состоянии успешно развиваться как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. Только местное самоуправление как один из уровней управления страной, приближенный к населению, в состоянии решать разнообразные проблемы российских городов, включая проведение реформы ЖКХ, управление социальной сферой и др.
Относительная экономическая самостоятельность местного самоуправления обусловливает необходимость и самостоятельного бюджетного регулирования, что невозможно без формирования собственных доходных источников местных бюджетов, формирующих их финансовую базу, требуемую для эффективного выполнения функций, возложенных на местное самоуправление. За счет бюджетов органов местного самоуправления финансируются расходы на среднее образование, здравоохранение, культуру, содержание детских садов, коммунальные услуги, содержание жилья, сельское хозяйство и рыболовство, охрану окружающей среды.
В развитых странах с отлаженной системой межбюджетных отношений местные бюджеты, как правило, бездефицитны, что является результатом неукоснительного соблюдения принципа сбалансированности доходов и расходов. Для российской системы межбюджетных отношений в последние годы характерна практика установления на федеральном уровне закрепленных доходов выше уровня закрепленных расходов .
Поэтому исполнение внутренних долговых обязательств государства, как правило, ложится на нижестоящие уровни бюджетной системы. Аналогично складываются отношения и на субфедеральном уровне, когда субъекты Федерации также стараются сосредоточить на своем уровне максимум возможных доходов, оставляя муниципальным образованиям необеспеченные финансами бюджетные обязательства.
В……………………
Список использованной литературы
1. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2013. – 39.
2. Российская Федерация. Кодексы. Бюджетный кодекс Российской Федерации. / Российская Федерация. Кодексы. — М.: Эксмо, 2013 — 271 с.
3. Российская Федерация. Кодексы. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2 / Российская Федерация. Кодексы. — М.: Проспект, 2013. – 653 с.
4. Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л. и др. Муниципальное право России: учебник. – М.: Проспект, 2011.- 544 с.
5. Афанасьев А.А. Муниципальное право Российской Федерации: курс лекций. — Омск: Омскбланкиздат, 2010.- 356 с.
6. Бюджетная система России: Учебник для вузов по экон. спец. / Под ред. Полякова Г.Б.. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 356 с.
7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов эконом. спец. / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В.. – М.: Юрайт, 2009. – 454 с.
8. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Приор издат, 2009. – 490 с.
9. Горегляд В. Старая концепция нового бюджета (о проекте государственного бюджета на 2013 год). // Вопросы экономики. – 2012. — № 10. – С. 6.
10. Гукасян Г.Л. Управление муниципальным хозяйством: учеб. пособие. — М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2010.- 203 с.
11. Евдокимова И.А. Программа реформирования муниципальных финансов: опыт и результат // Финансы. — 2008. — №1. — С.17-19.
12. Завьядлов Д.Ю. Доходы муниципальных образований в аспекте межбюджетных отношений // Финансы. — 2007. — №3. — С. 22-25.
13. Игудин А.Г., Зарубин А.В. Об основах разграничения расходных полномочий и доходных источников // Финансы. — 2008. — №2. — С. 8-11.
14. Лушин С. Актуальные проблемы бюджета. // Экономист. – 2009. — № 7. – С. 59-68.
15. Маркина Е.В. Переход к казначейской системе исполнения бюджетов для всех уровней // Консультант. — 2009. — № 8. – С. 21-34.
16. Павлова Л. Бюджетное финансирование // Экономист. — 2009. — № 10. – С.14-16
17. Павлова Л., Бабич А. Реальный бюджет и экономика страны // Экономист. – 2009. – № 5. – С. 40.
18. Панкова Д.А. Головкова Е.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетной организации. М.: Новое знание, 2008. – 324 с.
19. Пеших С.А., Саморуков Ю.В. О проблемах надежности финансовой системы в трансформационной экономике // Финансы.- 2009.- №5. – С. 22-24.
20. Пономаренко Е. Финансы общественного сектора // Экономист.- 2010. — №9. – С. 11-23.
21. Рогова О. Итоги десятилетия либерализации // Экономист. — 2009.- №4. — С. 67-68.
22. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России.- М.: Гомкомстат, 2009. – 454 с.
23. Сабитова Н.М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теоретические аспекты. — Казань: Изд-во КФЭИ, 2010. – 188 с.
24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — Минск: ООО «Новое знание», 2009. – 456 с.
25. Силуанов А.Г. Межбюджетные отношения: направление совершенствгование // Финансы. — 2004. — №6. — С. 3-6.
26. Система финансирования образования: анализ эффективности / Под ред. Белякова С.А.. — М.: Технопечать, 2009. – 324 с.
27. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы // Финансы. — 2009. — №8. – С. 15-26.
28. Финансы и кредит / Под ред. проф. Романовского М.В. и проф. Белоглазовой Г.Н.. — М.: Юрайт, 2004. — 575с.
29. Финансы, денежное обращение и кредит. / Под редакцией Романовского М.В., Врублевской О.В.. – М.: Юрайт, 2011. – 490 с.
30. Финансы. Учебник. / Под ред. проф. Родионовой В.М.. — М.: Финансы и статистика, 2009. – 340 с.
31. Финансы: Учебное пособие. / Под редакцией Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 556 с.
32. Чалая Ю.Ю. Муниципальные особенности проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, направления совершенствования // Финансовый бизнес. — 2013. — №1. — С.45-50.
33. Чернюк А.А. Бюджетная классификация и ее значение для организации учета исполнения смет расходов бюджетной организации. — М.: Финансы, 2009. – 186 с.
34. Швецов Ю.Г., Бутакова О.В. О новом подходе к бюджетному регулиро