Содержание
ВВЕДЕНИЕ2
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА6
1.1 Понятие и основные характеристика въездного туризма6
1.2 Зарубежный опыт развития въездного туризма11
1.3 Анализ въездного туризма России15
2 ГЛАВА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА КАМЧАТСКОГО КРАЯ31
2.1 Анализ рекреационных ресурсов края для развития въездного туризма31
2.1.1 Природные ресурсы31
2.1.2 Культурно-исторические ресурсы37
2.1.3 Социально-экономические ресурсы41
2.2 Состояние развития въездного туризма45
2.3 Политика органов власти по развитию въездного туризма56
3 ГЛАВА. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА КАМЧАТСКОГО КРАЯ66
3.1 Проблемы развития въездного туризма Камчатского края66
3.2. Рекомендации по совершенствованию развития въездного туризма Камчатского края72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ103
ПРИЛОЖЕНИЕ 1106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2108
Выдержка из текста работы
Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального дохода.
К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8 процентов общего объема мирового экспорта и 30 — 35 процентов мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12 процентов мирового валового национального продукта.
За счет туризма живут как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Испания и др.). Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста дохода в других отраслях экономики. По данным Всемирной туристской организации, за последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 7,9 процента при ежегодном среднем росте количества туристских прибытий на 4,5 процента. В отдельных развивающихся странах рост доходности туризма составляет до 1000 процентов (Португалия).
Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (транспорт, связь, торговля и др.), способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну государства. Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма в экономике страны, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.
Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.
С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.
С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России. По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран — самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов Всемирной Туристской Организации, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5 процента мирового рынка выездного туризма.
В России внутренний и въездной туризм развит пока в нескольких регионах (Северо-Запад, Поволжье, Черноморское побережье). Освоение новых рекреационных территорий позволит решать социальные проблемы и способствовать экономическому развитию регионов страны.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Проблемы и перспективы развития массового туризма в России» на сегодняшний день актуальной.
Цель работы: Проанализировать проблемы и перспективы развития массового туризма в России.
Задачи работы:
1. Дать определение массового туризма.
2. Изучить характеристику потребителя услуг в сфере массового туризма.
3. Рассмотреть состояние развития массового туризма в Российской Федерации.
4. Проанализировать перспективы развития массового туризма в России.
1. Понятие массового туризма
1.1. Определение массового туризма
Массовый туризм (массовые туристские мероприятия) — вид образовательно-оздоровительной и досуговой деятельности, направленной на решение задач[1]:
1. Привлечение к участию в туристско-краеведческой и туристско-спортивной деятельности самых широких слоев населения.
2. Привития навыков туристской деятельности в природной среде.
3. Создание привлекательных для молодежи средств осуществления молодежной политики.
4. Оздоровление нации средствами активной досуговой деятельности.
Массовый туризм является структурной составляющей спортивно-оздоровительного туризма и включает в себя систему массовых мероприятий:
1. Туристские походы (в том числе в оздоровительных лагерях и на турбазах):
а) однодневные;
б) походы выходного дня с ночлегом;
в) многодневные некатегорийные походы (в т.ч. с детьми);
г) массовые спортивные походы низких категорий сложности (1-2 кат.сл. из 6 возможных категорий) для школьников и молодежи, доступны с 12-13 лет.
2. Слеты, соревнования;
3. Туристские вечера;
4. Конкурсы, выставки;
5. Туристские лагеря;
6. Показательные выступления и др.
Местом проведения массовых мероприятий является зона города и природная среда с хорошо развитой инфраструктурой.
Контингент участников массовых туристских мероприятий — люди, имеющие минимальную туристскую подготовку или вообще не имеющие таковой, среди которых дети и молодежь составляют значительную часть.
Квалифицированную часть контингента составляют инструкторы-общественники, спортсмены клубов, объединений региональной федерации туризма, штатные педагоги и методисты, завучи и другой административный персонал и ветеранский корпус региональной федерации туризма, привлекаемый в качестве судей, консультантов, экспертов и инспекторов.
Для организации и проведения массовых мероприятий в учреждениях (вузы, школы, трудовые коллективы и т.п.), по месту жительства, в туристских объединениях и организациях (клубы походов выходного дня, оздоровительные лагеря, турбазы и пр.) необходима отлаженная система подготовки кадров.
1.2. Характеристика потребителя услуг в сфере массового туризма
Существует ряд основных факторов, которые оказывают влияние на туристский спрос, а следовательно, и на туристский рынок. Спрос на туризм, как и на другие продукты, обусловлен покупательской способностью потребителей — наличием у населения денежных средств и желанием их потратить на путешествия. Основными факторами выступают изменения в покупательском поведении, уровень доходов населения, принадлежность к определенной расе, пол, образование, род занятий, мнения, мода, время, обычаи, привычки и традиции, образ жизни. Этот список не включает всего множества разнообразных факторов, влияющих на туризм, но перечисленные являются основными, на которые менеджеры туризма должны обращать внимание при составлении маркетинговых планов.
Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени, может успешно существовать при наличии двух условий: свободного времени и достаточных материальных средств для этого. Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового спроса на туризм и поддержания его на высоком уровне являются увеличение свободного времени и рост благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является объективным фактором возникновения и роста спроса на туризм.
Потребность в отдыхе относится к верхнему уровню пирамиды потребностей человека. Для того чтобы эта потребность приобрела массовый характер, общество должно иметь необходимый уровень благосостояния. В развитых странах рост общественного богатства сопровождается сокращением доли затрат на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан в пользу увеличения расходов на туризм и организацию свободного времени.
В России же туризм не приобретет массовый характер, пока не будут удовлетворены базовые физиологические потребности большинства населения.
Необходимо кратко изучить все те важные для туризма тенденции в социодемографических и психолого-поведенческих характеристиках потребителей, которые имели место в России за последнее время.
Люди являются важной составляющей туристского рынка. Численность населения России существенно изменилась за последние несколько десятилетий. Так, в 1951 г. численность населения России составляла 102,9 млн человек; в 1960 г. — 120,8 млн; в 1970 г. — 130,1 млн; в 1980 г. — 139 млн; в 1990 г. — 148 млн; в 1997 г. — 147,5 млн человек. Существует несколько прогнозов динамики роста численности российского населения: по пессимистическим прогнозам считается, что в 2010 г. численность населения снизится до 133 млн человек; по оптимистическим — останется на уровне 147 млн; средний вариант прогноза предсказывает, что в России к 2010 г. будут проживать около 140 млн человек[2].
Сегодняшние изменения в структуре населения определяют завтрашнее развитие туризма. В России наблюдается низкий уровень жизни, а следовательно, и рождаемости. В 1996 г. коэффициент рождаемости в России составил 8,9 — самый низкий показатель по сравнению с другими странами Европейского союза (ЕС): Австрия (11), Бельгия (11,4), Германия (9,7), Франция (12,6), Швеция (10,8). Коэффициент детской смертности в 1996 г. был самым высоким в России — 17,2, тогда как в Австрии — 5,1, Франции — 4,9, Швеции — 4,0. Падение коэффициента рождаемости россиян, однако, не означает, что они будут меньше путешествовать, а только вносит изменения в структуру населения. В возрастной структуре российского населения наблюдается тенденция к старению. Поэтому следует обратить внимание на туризм для лиц «третьего возраста» (т. е. людей старшего возраста) как растущего по численности сегмента туристских передвижений, но при условии заботы государства о ветеранах и пенсионерах.
Изменения в возрастной структуре населения так или иначе оказывают влияние фактически на все отрасли бизнеса. Менеджеров туризма больше интересует возраст населения, нежели его фактическая численность. Необходимо следить за тенденциями в возрастных сегментах населения страны и определять их влияние на туристский спрос.
Подростки составляют важный сегмент рынка, так как они располагают значительной индивидуальной покупательской способностью и оказывают большое влияние на членов семьи в решениях относительно совершаемых покупок и мест проведения отпуска, особенно в семьях с большим достатком. Подростки могут являться и самостоятельными туристами. Особым фактором, способствующим путешествиям молодых людей, является наличие у них собственных транспортных средств.
Сегмент молодых людей на туристском рынке состоит из двух возрастных категорий: от 18 до 24 и от 25 до 34 лет. Эти категории располагают значительной двигательной способностью и влиянием, так как они наиболее многочисленны[3]. Поскольку они представляют собой большую группу людей, можно определить комплексные тенденции в данном сегменте: относительно позднее замужество, появление в семье первого ребенка, небольшое домашнее хозяйство, важность карьеры для обоих взрослых членов семьи. На туристском рынке для молодых людей существуют две наиболее часто встречающиеся подгруппы: молодые одиночки и молодые семьи без детей.
Сегмент людей в возрасте от 35 до 44 лет. Люди, рожденные в 1955 г. и позднее, составляют поколение детского бума. Поскольку это поколение людей количественно больше, чем любое другое, оно способно оказывать существенное влияние на покупательские предпочтения населения. Образ жизни данного сегмента становится образом жизни всей страны относительно многих факторов, будь то путешествия, предпочтительные места отдыха, питания и т. д. Именно эта группа людей склонна к путешествиям самолетом и в основном к отдыху на курортах. Они тратят много денег на путешествия и средства размещения. Большинство людей этого сегмента хорошо образованны. Приоритетным для них является самосовершенствование. Получение новой информации они считают необходимым средством расширения кругозора, но не роскошью. Удовлетворение нужд этой группы — важный фактор для дальнейшего успешного развития туристского бизнеса.
Сегмент людей в возрасте от 45 до 54 лет. Этот сегмент рынка постепенно растет. Так же как и люди в возрасте от 35 до 44 лет, эта группа населения склонна к отдыху на курортах, отдаленных от их места жительства, и к путешествиям самолетом.
Сегмент людей пожилого возраста. Другая важная тенденция, на которую необходимо обращать внимание, — рост группы людей пожилого возраста (60-65 лет) и группы людей в возрасте свыше 65 лет. Эти группы иногда называют рынком людей зрелого возраста, пенсионного возраста, пожилого или «третьего возраста». Этот рынок должен быть изучен менеджерами туризма, так как он является постепенно растущим и не менее важным, чем остальные возрастные сегменты туристского рынка.
Менеджер туризма должен учитывать и такой не менее важный фактор, как покупательская способность населения. Очевидно, что с ростом дохода количество турпоездок и величина расходов на туризм увеличиваются. Чем выше доход той или иной семьи, тем больше возможностей для совершения турпоездок.
У основной части российского населения в связи с экономическими потрясениями, инфляцией, потерей сбережений произошло резкое снижение реальных доходов. И это, естественно, не может не сказаться на перспективе развития массового туризма. Так, рост туристских поездок за рубеж, наблюдавшийся с 1994 г., из-за финансово-экономического кризиса в августе 1998 г. значительно снизился. В этой связи для туристских предприятий возрастает перспектива развития внутреннего туризма — перенос спроса от более дорогих поездок за рубеж на более доступные непродолжительные и недорогие поездки внутри страны.
Туристская активность находится в прямой зависимости от уровня образования потенциальных потребителей, поэтому следующим фактором, заслуживающим внимания менеджера туризма, является уровень образования населения, т. к. оно делает интересы людей шире и, таким образом, стимулирует туризм. Люди со средним образованием больше предпочитают увеселительные поездки. Люди с высшим образованием склонны больше путешествовать. Они тратят больше средств на туризм.
Определенное влияние на виды приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Служащие офисов путешествуют больше, чем рабочие, но больше всего турпоездок в год совершают менеджеры и административные работники. Турфирмы стремятся выделить группы по роду занятий. Фирма может даже специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной профессиональной группе.
Население России весьма неоднородно. Расовые и национальные меньшинства также могут считаться потенциальными потребителями туристских услуг, так как они располагают необходимыми для этого предпосылками — фактором свободного времени и фактором свободно располагаемого дохода. Эта часть населения имеет свои национальные особенности, культуру и традиции. У этих групп людей отличные от основного населения предпочтения и покупательские привычки. Эти потенциальные потребители требуют специального подхода, создания специализированных маркетинговых программ.
1.3. Состояние развития массового туризма в Российской Федерации
До 1990 года массовый туризм, как общественное движение реализовывался через систему туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям.
Число республиканских, краевых, областных, городских и районных клубов в 1989 году, который можно рассматривать как переломную точку, в РСФСР составляло более 700. На базе клубов сформировалось около 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах работало более 30 тысяч туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 тысяч классифицированных спортивных и оздоровительных маршрутов. К 1989 году было классифицировано и внесено в общесоюзный перечень 5240 перевалов в высокогорных районах и около 1 тысячи пещер.
Туристский актив и его общественные организации смогли вовлечь в занятие туризмом 6,8 миллиона человек в год, и при этом проводить походы, слеты, и соревнования для 15,2 миллионов человек. Число участников спортивных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий, составляло 136021 человек, а количество спортивных туристских групп — 14252.
Эта работа проводилась за счет незначительных ассигнований -около 6 млн. руб. в год, поступавших в 1989 г. из средств профсоюзов.
Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием в структуре которых работает около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше одиннадцати тысяч квалифицированных педагогов.
В 220 центрах и станциях юных туристов оборудованы туристические полигоны и скальные тренажеры (скалодромы), постоянно используются около 400 оборудованных учебных туристско-экскурсионных троп.
Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 3400 профильных лагерей в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 350 тысяч детей.
В туристско-краеведческих кружках и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 300 тысяч детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных ими, участвуют более 1, 5 миллиона детей[4].
Начиная с 90-го многие прежние структуры управления спортивным туризмом, в основном, прекратили существование. Госбюджет, бюджеты профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшились, а кое-где и совсем не предусматривают выделение финансовой помощи спортивному туризму.
Количество туристских клубов уменьшилось до 300, на их базе продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Значительное количество клубов лишилось своих помещений и действует на общественных началах.
Количество занимающихся туризмом ориентировочно снизилась по сравнению с 1989 годом в 3-4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным туризмом изменилась с 1/3 на 1/9, заметно упала управляемость движением.
За последние десять лет возросли цены на туристское снаряжение, средства передвижения самих туристов, а также услуги транспорта — все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные, и традиционные районы как Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др.
Происходит вытеснение социальных и самодеятельных основ массового туризма коммерческими технологиями, что заметно влияет на внутренний дух движения.
Бюджетное финансирование по сравнению с 1989 годом сократилось в десятки раз и не обеспечивает даже минимальных потребностей развития массового туризма в стране. По состоянию на 2000 год ориентированный объем финансирования туризма из бюджетов всех уровней и других внебюджетных источников составляет не более 0, 03 млрд. рублей, при этом для инвесторов, готовых вкладывать в спортивный туризм не созданы соответствующие условия. Этот момент усугубляется тем, что существует заметный перекос в распределении бюджетных финансовых средств на всех уровнях в пользу элитных видов спорта высших достижений.
Если раньше туризм еще как-то пользовался самой захудалой собственностью профсоюзов, то после ее приватизации административно-хозяйственным аппаратом туристских баз и гостиниц, он стал полностью отделен от какой-либо собственности, как в городе (клубы), так и природной среде (приюты, турлагеря, турбазы).
По причине сохраняющейся ведомственности организационно-управленческих структур туризма (Органы государственного управления физической культурой, спортом и туризмом и Федерации спортивного туризма с одной стороны) и детско-юношеского (Министерство образования и станции юных туристов с другой стороны) постоянно возрастает разрыв между детским и взрослым туризмом, имеет место дублирование нормативной базы, мало совместных мероприятий. С другой стороны, сегодня одним росчерком пера в ряде регионов без должного на то основания детские учреждения подвергаются объединению, реорганизации или попросту ликвидации. Лидеры общественного движения — в своей основе представляющие техническую интеллигенцию влачат жалкое существование, при этом управленческий штатный аппарат клубов, федераций, государственных органов по сравнению с периодом до 90 годов сократился не менее чем в 30 раз[5].
Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации в стране государственной политики в области социально-ориентированного массового туризма в настоящее время не гарантирует его развитие. Принятый в 1996 году Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» сводится к международному выездному и въездному туризму. Массовый туризм, составляющий в 1987 году одну треть туристского потока страны полностью выпадает из общей схемы закона, о нем практически лишь вскользь упоминается, так как его значение в жизни граждан России нельзя на прямую перевести в рублевый эквивалент. При этом, уникальная социальная значимость массового туризма не доступна большинству представителей туристской индустрии.
Начиная с 1998 года массовый туризм прошел критическую точку своего падения и наметились положительные тенденции в его развитии. Это стало возможным благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму, усилий общественного туристского актива и, самое главное, желания самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города. На этом фоне в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивного и оздоровительного туризма. К движению, как к источнику специалистов владеющих навыками спасательных работ и имеющих уникальное снаряжение для действий в экстремальных ситуациях, проявляет большую заинтересованность Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.
Учитывая, что на сегодня самой острой проблемой страны являются дети и молодежь, которые продолжают терять последние здоровые нравственные ориентиры и все больше скатываются в бездуховную, наркоманную и криминальную среду города, а также принимая во внимание то обстоятельство, что большинство населения не может оправиться от стресса и найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях, государство и общественные институты должны востребовать массовый туризм, как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых, духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего.
2. Перспективы развития массового туризма в России
Итак, на сегодняшний момент туризм приобрел значение массового социального явления. Он перешел из категории элитного продукта к категории продукта, доступного потребителю. Можно сказать, что произошли изменения и в отношении людей к туризму. Часть средств семейного бюджета теперь неизменно идет на проведение отпуска.
На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
Растущая экономическая значимость туристской деятельности увеличивает интерес к ней предпринимателей и государства, что оказывает влияние на постоянное появление новых туристских фирм и направлений туристской деятельности. Эта эволюция изменяет конкурентную картину сектора, выдвигая на первый план вопросы конкурентоспособности национальных туристских продуктов.
В ближайшие годы значение туризма будет стремительно расти. По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), ежегодный прирост мирового туризма будет составлять устойчивые 4–5%. По-прежнему наиболее значительная доля путешествий (и, соответственно, денежных поступлений) в обозримом будущем будет приходиться на внутренний туризм. Ожидается, что соотношение внутренних и международных поездок будет в среднем составлять в мире 10:1.
По данным Госкомстата России, в 1999 году нашу страну посетили 18 миллионов 495,6 тысячи иностранных граждан из 200 стран мира. По сравнению с аналогичными данными за 1998 год увеличение потока иностранных туристов составило около 17,0%. При этом поток туристов из стран СНГ увеличивался более быстрыми темпами, чем прибытия иностранных граждан из дальнего зарубежья (18,9% против 14,1%).
Таким образом, кризис туристской сферы начала 90-х годов в целом преодолен.
Для создания в России оптимальных условий для реализации эффективного туристского комплекса способного вовлечь в массовое туристское движение, как можно больше граждан России и реализовать современную технологию активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности, была разработана концепция, которая является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию массового туризма, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, туристско-спортивных общественных объединений, всех заинтересованных организаций, а также отдельных граждан.
Цель концепции может быть достигнута:
1. Созданием оптимальной организационно-управленческой и финансовой системы в сфере массового туризма базирующихся на механизмах взаимодействия государственной, общественной и частной инициатив, а так же введения в действие комплекса конкретных нормативно-правовых мер усиливающих ответственность общества и государства за состояние и степень развития массового туризма.
2. Определением принципов реконструкции, совершенствования и развития городской, пригородной и удаленной от города материально-технической базы массового туризма, включая средства размещения и инфраструктуры, а также производство товаров туристского назначения.
3. Расширением и кардинальным совершенствованием системы дифференцированной подготовки специалистов, применительно к основным видам их профессиональной деятельности в туризме. Созданием соответствующих рабочих мест с круглогодичной занятостью. Усилением и активизацией проведения фундаментальных и прикладных научных исследований проблем массового туризма.
4. Внедрением туризма, в систему учебно-образовательных заведений и учреждений любых типов, в спортивно-оздоровительные лагеря, на базах рекреационно-вакационного типа, учреждения санаторно-курортного профиля, на предприятиях и организациях по месту жительства населения.
5. Созданием государственно-общественной системы подготовки кадров для сферы туризма.
6. Созданием единой базы данных курортно-рекреационного потенциала и культурно-исторического наследия, природно-ландшафтного краеведения и национально-заповедных территорий для развития массового туризма в России.
7. Реализацией федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание социально-экономических условий развития массового туризма.
8. Созданием постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение граждан страны в массовый туризм на всех этапах жизнедеятельности человека;
9. Обеспечением минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в области массового туризма для социально незащищенных категорий и групп населения.
Успешная реализация концепции зависит в первую очередь от того, насколько предпринимаемые меры будут адекватны той специфике и тем особенностям, которые присущи массовому туристскому движению, и в первую очередь характеризующие его, как сферу не преследующую цель получения прибыли, как область образа жизни человека, как одну из форм выражения национального менталитета русского народа, аккумулирующего патриотические и духовные начала личности.
Все это является определяющей основой комплексного и всестороннего развития человека, способного противостоять современной бездуховности общества, постоянно растущей напряженности городской жизни, отягощенной стрессовыми ситуациями экономического характера, а также создания целостной системы взаимодействия человека и природной среды, его обитания, позволяющей гармонично решать задачи оздоровления населения и сохранения природы средствами массового туризма.
Построение технологий туристско-спортивной и оздоровительной направленности должно базироваться на принципах:
а) соответствия социальной значимости, эффективности и массовости движения, степени государственной поддержки в этой области и создания соответствующих финансовых и правовых условий обеспечивающих его быстрое развитие;
б) дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию массового туризма, выделяя при этом, в первую очередь, массовые туристские мероприятия походного и соревновательного характера для детей и молодежи, активно использующие природную среду наиболее доступных и традиционных туристских районов страны, какими являются Карелия, Урал, Кавказ, Алтай и другие;
в) консолидации действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе органов самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан на разработку и реализацию комплексных программ, направленных на развитие СОТ;
г) использование возможностей массового туризма для решения большого числа общественно-полезных и прикладных задач сопутствующих при реализации целей движения и находящихся в сфере интересов других министерств и ведомств (МЧС, Минобороны, Минприроды, Минздрава и др.), а также повсеместно используемых в коммерческом туризме страны (стратегия и тактика туризма, опытные гиды-проводники и инструктора, каталоги маршрутов и природных объектов, новое снаряжение и т. д.);
д) межведомственного управления и развития массового туризма, охватывающего все возрастные и социальные группы населения страны, включая детей, школьников, студентов, сирот, людей с ограниченными жизненными возможностями и т. д., а также семью в целом, как альтернативы существующей на сегодня ведомственной системы управления, в которой не находится, например, место семейному туризму, как одной из естественных и эффективных технологий и основы здорового общества;
е) реализация всех спортивно-оздоровительных технологий должна основываться на хорошо продуманной и взвешенной системе обеспечения безопасности при проведении путешествий, походов, подготовке кадров и иных мероприятий туристического характера;
ж) учитывая специфику и многообразие решаемых целей, при развитии массового туризма, эффективность реализации концепции будут в значительной степени зависеть от оптимального сочетания государственных, общественных и частных начал и интересов, реализованных, возможно, в виде формы смешанного соучредительства при создании материальной базы, системы подготовки кадров, реализации информационных систем, систем поиска и спасения туристов и других.
Концепция развития туризма, представленная Минэкономразвития, предусматривает создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования туризма, формирование современной маркетинговой системы продвижения туристского продукта, повышения качества обслуживания, укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации.
На данный момент приняты предложения Государственной Думы, внесенные вице-спикером, о развитии детско-юношеского, спортивно-оздоровительного туризма. Кроме того, Премьером даны конкретные поручения ряду министерств и ведомств по наиболее узким проблемам внутреннего и въездного туризма: визовый и таможенный режимы, совершенствование нормативно-правовой базы туризма, установление категорийности гостиниц.
Для страны, стремящейся максимально полно использовать существующий туристский потенциал, необходимо определить приоритеты и очередность развития уже существующих туристических регионов с целью повышения экономической эффективности предполагаемых мер. По уровню состояния материальной базы туризма территория России может быть распределена следующим образом:
1. регионы с высоким уровнем развития материальной базы: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Кавказские Минеральные воды, Краснодарский край, Калининградская область;
2. регионы среднего уровня: Северо-Западный (Карелия, Псковская, Новгородская области), Среднерусский (Золотое кольцо, Поволжье);
3. низкий уровень: Северный, Дальневосточный регионы (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский регион, Сибирский регион (Байкал)[6].
В связи с этим первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры массового туризма должны быть сосредоточены в регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу.
Районы озера Байкал, Новосибирская область, Камчатская область, Курильские острова являются наиболее перспективными для развития экологического, спортивного и рыболовного туризма.
Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и духовно-культурное наследие, которыми обладает наша страна не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один элемент туристского предложения.
Согласно оценкам Всемирной Туристической Организации в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:
а) экологический туризм, в связи с чем ООН официально объявила 2002 г. годом экотуризма;
б) культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 % мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые направления для путешествий;
в) тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий такие виды как научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристский и смежных продуктов и услуг;
г) круизы, в которых в 2001 году участвовало 9 млн. туристов[7].
Наша страна, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма.
Для успешного развития туризма необходимо значительно обновить законодательную базу. Требуют законодательного решения такие проблемы как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма, создание образа России как страны благоприятной для развития туризма, определение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере туризма, учета специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координационного взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой, обеспечения прав и безопасности туристов и т.д. На этом поприще необходима инициатива Государственной Думы, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития, а также представительных органов субъектов Федерации[8].
Одним из серьезных препятствий для развития внутреннего туризма является слабое освещение в средствах массовой информации возможности путешествовать как на региональном, так и на федеральном уровнях. Кроме того, случается, что на экранах телевизоров или на страницах газет случайно или намеренно создается негативный образ ряда регионов Российской Федерации в глазах ее жителей. А ведь это противоречит основополагающим положениям Глобального этического кодекса туризма, который отводит СМИ немалое значение в развитии туризма. «Средства массовой информации, включая современные средства электронной связи, должны обеспечивать правдивую и сбалансированную информацию о событиях и ситуациях, которые могут повлиять на посещаемость туристами данных территорий» – говорится в шестой статье этого документа.
Естественно, в силу своего географического положения Россия не может стать страной массового летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический потенциал нашей страны поистине огромен, поэтому количество туристов, прибывающих в Россию, непременно значительно увеличится при условии развития всей туристской инфраструктуры и правильно поставленной рекламы, включая возможности Интернета.
Таким образом, определяющими условиями развития внутреннего и въездного туризма является:
а) формирование качественного туристского продукта;
б) наличие отлаженной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на российском рынке;
в) создание имиджа России как страны благоприятной для туризма;
г) продуманная рекламно-информационная политика не только в России, так за рубежом;
д) современный уровень сервиса, следовательно, профессионально подготовленный обслуживающий персонал;
е) а также привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. В первую очередь отечественные и иностранные инвестиции необходимы для формирования сети гостиниц, в том числе малых, мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортное проживание при доступных ценах[9].
В этом случае при наличии уникальных природных ресурсов, при огромном количестве памятников истории и культуры, которыми наша страна обладает, можно говорить о пополнении бюджетов различных уровней от туристского бизнеса.
К великому сожалению, реклама российских возможностей в сфере туризма, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Хотя, по исследованиям той же Всемирной Туристской Организации, каждый доллар, вложенный в рекламу туризма, приносит рекламодателю более 500 долларов прибыли. Рекламная политика России может быть ориентирована на следующие направления:
1. участие в международных туристских выставках и ярмарках (Лондон, Мадрид, Милан, Токио и др.);
2. создание расширенного Интернет-сайта со страницами регионов;
3. разработку и продвижение рекламно-информационных теле- и радиопрограмм в стране, в субъектах Федерации и за рубежом;
4. использование для этих целей периодической печати: республиканской, областной или краевой, муниципальной;
5. возобновление рекламы туристических возможностей страны путем издания буклетов, плакатов, календарей, туристских карт и маршрутов на основных мировых языках;
6. проведение ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов и работников туристической сферы;
7. организацию информационных центров для отечественных и иностранных туристов в местах наибольших туристских потоков[10].
Кроме того, необходимо привлекать к рекламной компании многие регионы страны, чтобы они могли привлечь туристов не только своими достопримечательностями, но и качественным обслуживанием, комфортабельным и недорогим проживанием.
Низкий уровень нашего сервиса является еще одним из основных сдерживающих факторов для развития въездного туризма. Поэтому следует приложить немалые усилия для улучшения обслуживания в сфере туризма, а также создания национальной системы профессиональной подготовки туристических кадров. В целом же в настоящий момент в России складывается благоприятная политическая и экономическая ситуация для развития как внутреннего, так и въездного туризма. После определенного спада, вновь возрос интерес к нашей стране, ее достопримечательностям не только среди политиков и бизнесменов, но и рядовых граждан. Ярким показателем этого явились результаты итоговой пресс-конференции российской делегации на последней Международной туристической бирже в Лондоне.
В заключение, с оптимизмом хочу подчеркнуть, что российский туризм жив, развивается и будет развиваться на благо российских и иностранных граждан, а также приносить немалые доходы в казну государства.
Заключение
Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.
Как уже упоминалось, индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.
В экономике современной России туризм также занимает важное место Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» является становление в России современного высококвалифицированного и конкурентоспособного туристского комплекса. Туризм — один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Однако, в российском туризме еще присутствует значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Например, малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается, слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма. Эти и другие проблемы, в конечном итоге, приводят к утечке капиталов из России.
Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие массового туризма в России. Массовый туризм получил широкое распространение в СССР в середине XX века. По данным Госкомспорта РФ в 2003 году туризм являлся одним из самых массовых видов спорта.
В настоящее время самодеятельный, массовый туризм необходимо рассматривать в двух проявлениях:
а) Как средство досуга, когда туризм выступает в качестве способа времяпрепровождения на длительном отрезке жизни человека;
б) Как средство отдыха, когда туризм выступает в виде разовых кратковременных акций.
В мировой практике развития туризма, массовый туризм представляет собой уникальное общественное явление. Феноменом этого массового спортивного движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Этому способствует высокая доступность, в том числе и материальная, массового туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории Российской Федерации для туристских мероприятий.
Список литературы
1. Абуков А.Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в СССР. — М.: Профиздат, 1983. – 277 с.
2. Алексеев А. Туризм в России: проблемы становления и развития//Парламентская газета. — №86. – 8 августа 2004.
3. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова — СПб.: Невский Фонд, 2004. — 82 c.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М-СПб «Невский фонд», 2002. — 320 с.
5. Введение в специальность (Туризм): Учебное пособие/ Н. А. Гулиев, Е. В. Кулагина. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2002. – 188 с.
6. Волошин Н.И. Правовые основы туристской деятельности. – М.: Советский спорт, 2003. – 424 с.
7. Гуляев. В.Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж, 1996. – 358 с.
8. Жолдак И.И., Квартальнов В.А. Основы менеджмента в спорте и туризме. Т.1. – М.: Советский спорт, 2003. — 288 с.
9. Зорина Г.И., Ильина Е.И., Мошняга Е.В. и др. Основы туристской деятельности. — М.: Советский спорт, 2002. – 478 с.
10. Ильина Е.И. Основы туристской деятельности. — М.: Проспект, 2000. – 452 с.
11. Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации на период до 2005 года//Русский турист. – 2001. – Выпуск 7. – С. 24-38.
12. Энциклопедия туризма: Справочник /Авт.-сост. И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2001. – 452 с.
[1] Энциклопедия туризма: Справочник /Авт.-сост. И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2001. С. 157.
[2] Ильина Е.И. Основы туристской деятельности. — М.: Проспект, 2000. С. 63.
[3] Жолдак И.И., Квартальнов В.А. Основы менеджмента в спорте и туризме. Т.1. – М.: Советский спорт, 2003. С. 225.
[4] Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации на период до 2005 года//Русский турист. – 2001. – Выпуск 7. – С. 25.
[5] Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации на период до 2005 года//Русский турист. – 2001. – Выпуск 7. – С. 27.
[6] Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова — СПб.: Невский Фонд, 2004. С. 4.
[7] Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова — СПб.: Невский Фонд, 2004. С. 10.
[8] Волошин Н.И. Правовые основы туристской деятельности. – М.: Советский спорт, 2003. С. 35.
[9] Гуляев. В.Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж, 1996. С. 88.
[10] Зорина Г.И., Ильина Е.И., Мошняга Е.В. и др. Основы туристской деятельности. — М.: Советский спорт, 2002. С. 389.