Содержание
Введение………………………………………………………………………..………….3
1. Общая характеристика признания и исполнения иностранных
арбитражных решений в РФ………………………………………………….…………4
2. Особенности применения национального и международного
законодательства о признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений…………………………….…..…………………………………8
Заключение……………………………………….………………………………………17
Список источников и литературы………………………………………………………18
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования обусловлена как практическими, так и теоретическими обстоятельствами. Конституцией Российской Федерации в ст.15 п.4 закреплено, что в нашей стране общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данное положение создаёт конституционно-правовую основу для применения в рамках российской нормативной системы принятых международных договоров.
Российская Федерация, как Великая держава, постоянный член Совета Безопасности и Организации Объединенных Наций, в рамках своей приверженности верховенства права проводит последовательный курс по добросовестному обеспечению международных обязательств со стороны всех членов мирового сообщества.
Вопрос о признании и исполнении судебных решений в настоящее время является одним из сложных в науке международного права. Основной проблемой является то обстоятельство, что решения суда одного государства не имеют юридической силы на территории другого государства.
Объектом исследования выступает признание и исполнение судебных решений иностранного государства в Российской федерации. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие признание и исполнение судебных решений.
иностранный суд принудительное исполнение
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить понятия и механизм признания и исполнения судебных решений иностранного государства в Российской Федерации. Для этого необходимо решить следующие задачи:
·Разобрать понятия и признаки признания и исполнения судебных решений, а также сравнить их;
·Рассмотреть механизм признания и исполнения судебных решений
·Изучить законодательство по признанию судебного решения иностранного государства
Глава 1. Понятия и признаки признания и исполнения иностранных судебных решений
Возможность признания судебного решения и исполнения предусматривается внутренним законодательством и международными договорами. Статья 409 ГПК устанавливает правила признания и исполнения решений иностранных судов: "Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации".
В рамках действия гражданского процессуального права под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.
1.1 Понятие и признаки признания иностранных судебных решений
В международном частном праве сложилось достаточно устойчивое и единообразное понимание признания иностранных судебных решений. Для наглядности следует привести некоторые, наиболее распространенные понятия. Так, Яркова В.В. даёт наиболее простое и понятное определение: "признание на территории государства решения иностранного суда придает ему ту же самую юридическую силу, которой обладает решение суда данного государства".
Марышева Н.И. предлагает следующее определение признания: "признание решений судов другого государства означает придание им такой же юридической силы, какую имеют вступившие в законную силу решения судов данного государств: они приобретают свойство неопровержимости, исключительности, а решения о присуждении — также исполнимости".
Другое определение даёт Богуславский М.М. По его мнению, "признание решения иностранного суда означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решения отечественного суда".
Ануфриева Л.П. пишет: "институт признания означает, что государство выражает свое согласие с тем, что данный акт способен породить юридические последствия в пределах его юрисдикции".
Признания на территории иностранного государства судебного решения подразумевает признание за ним такой же юридической силы, какой обладают решения судов данного государства. Признанное в этом случае государством иностранное решение наделяется следующими качественными признаками:
·исключительности
·неопровержимости
·исполнимости
Признанное решение обязательно для соблюдения всеми субъектами права в том числе должностными лицами и органами власти иностранного государства. Оно порождает те же юридические последствия, что и решение вынесенное в иностранном государстве. Признание иностранного судебного решения означает, что оно служит подтверждением гражданских прав и обязанностей так же, как и собственное решение, которое, будучи актом публичной власти, удостоверяет указанные права и обязанности на официальном, государственном уровне.
Применительно к вопросам признания решений можно отметить, что договорная концепция или теория обязательства применяется там и тогда, где и когда нет возможности признания иностранного решения на основе взаимности, закрепленной законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует.
Признаваться могут решения и с последующим их принудительным исполнением, и без такового. Например, решениями, не требующими принудительного исполнения, являются решения о разводе, о признании лица умершим и т.д. Для решений о присуждении денежных средств или иного имущества вначале необходимо их признание, а затем исполнение.
Таким образом, не каждое судебное решение требует исполнения в иностранном государстве, в то время как любое решение в целях наделения его юридической силой на территории иностранного государства нуждается в признании.
В отличие от исполнения иностранных судебных решений, признание не требует каких-либо действий со стороны иностранного государства. Достаточно того, чтобы государство выразило свое согласие с ним. Выражается согласие путем издания компетентным органом власти правового акта или проставления на иностранном судебном решении, требующим признания, специальной надписи (апостиля).
В России решения иностранных судов, подлежащих признанию, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят соответствующие возражения. В случае поступления возражений суд, их рассмотревший, выносит определение о признании или отказе в признании решения иностранного суда.
Для решений, подлежащих исполнению, признание будет служить стадией, предшествующей принудительному исполнению. Для принудительного исполнения установлены дополнительные требования, помимо тех, которым должно соответствовать иностранное судебное решение, требующее только признания. Эти требования сводятся к основаниям отказа в исполнении. Исключением же являются случаи, когда возникают основания для отказа в признании. Число оснований для отказа ограничено, и они прямо предусматриваются в национальном законе или международном соглашении.
В России нормативное закрепление указанные основания получили в ч.1 ст.412 ГПК 2002 г. Анализ приведенной статьи показывает, что число оснований отказа в признании и оснований отказа в принудительном исполнении иностранного судебного решения почти совпадает (кроме такого основания, как истечение срока предъявления решения к принудительному исполнению). Эти нормативные положения в известной мере нивелируют институт признания иностранных решений. В России их признание отличается от исполнения только необязательностью проведения судебного производства. Однако и судебное производство по признанию решений иностранных судов может проводиться при наличии возражений со стороны заинтересованных лиц.
Таким образом, если иностранное решение в России признается по общему правилу автоматически, то иностранное решение, требующее исполнения, всегда исполняется на территории России только после проверки его российским судом на соответствие формальным требованиям. Вполне понятно, почему признание иностранного судебного решения происходит с меньшим количеством судебных формальностей, нежели их исполнение. Объяснение этому надо искать в том, что исполнение решений иностранных судов в большей степени влияет на правопорядок иностранного государства. Истоки внимательного отношения государств именно к исполнению иностранных судебных решений содержатся в их способности распространять материальные последствия на правовую систему другого государства. Здесь имеет место один из частных случаев нарушения суверенитета государства. Однако в силу необходимости международного сотрудничества государства сознательно идут на ограничение своего суверенитета, что наблюдается не только в области исполнения иностранных судебных актов, но и во многих других институтах международного частного права.
Но даже если есть основания для отказа в признании иностранного судебного решения, оно не пересматривается. Государства стремятся соблюдать общеправовые принципы, а также уважать юрисдикцию судов других государств.
Проблемой автоматического признания можно считать возможные неодинаковые правовые последствия судебного решения в государстве, в котором оно было вынесено, и в том государстве, где оно признается. Например, решение суда о разводе в странах с моногамным браком позволит соответствующему лицу (мужчине) заключить брак только один раз, поскольку многоженство в них запрещено на законодательном уровне. Напротив, в других государствах данный судебный акт даст возможность заключения брака с несколькими женщинами одновременно (в мусульманских государствах). Решать такого рода проблемы, связанные с различием правовых систем, необходимо на основе национального права страны признания, используя коллизионные нормы. В ст.5 Протокола к Брюссельской Конвенции 1968г. содержится упрощенный подход к разрешению вопроса о последствиях признания иностранного решения в другом государстве. В ней говорится, что "любые правовые последствия" судебных решений, вынесенных в Германии (государстве-участнике Конвенции), вытекающие из определенных положений немецких законов, должны признаваться в других государствах-участниках. "
1.2 Понятие и признаки исполнения иностранных судебных решений
Исследуя институт принудительного исполнения иностранных судебных решений, следует провести определенные различия между понятиями признания и исполнения. В случаях, когда иностранное решение подлежит признанию, государство играет "пассивную роль", соглашаясь с тем, что признанный судебный акт вызовет на его территории определенные правовые последствия. Государство не совершает каких-либо активных действий по исполнению решений. Участие иностранного решения в формировании правопорядка конкретной страны менее значительно по сравнению с принудительным исполнением решений. Исполнение возможно при наличии ряда дополнительных условий, помимо тех, которые предъявляются к признанию решения.
Законодательство различных стран знает три системы исполнения решений иностранных судов:
.система регистрации, в соответствии с которой для принудительного исполнения судебного решения необходима его регистрация в определенном судебном органе государства.
2.Система упрощенного производства, в силу которого решения иностранного суда служит основанием не для исполнения, а лишь для предъявления иска.
.Система подтверждения решения иностранного суда компетентным судом государства, на чьей территории решение подлежит исполнению (система экзекватуры). Советское, а позже российское законодательство восприняло систему экзекватуры.
Характеризуя понятие "исполнение", надо отметить, что к нему применимы все те юридические признаки, которые свойственны институту признания судебных актов иностранного государства: неопровержимость, исключительность. Специфическим признаком принудительного исполнения является понуждение должника к выполнению предписаний, изложенных в иностранном судебном решении, осуществляемое органами государства, где исполнение испрашивается.
Ануфриева Л.П., выясняя сущность исполнения, указывает, что принудительное исполнение решения "должно потребовать от государства санкционирования им приведения в действие государственного механизма принуждения органов, должностных лиц, национальных субъектов права вообще по реализации обусловленных решением мер".
В таком понимании исполнения упускается содержательный аспект рассматриваемого понятия. В частности, не отражен вопрос о распространении материальных последствий судебного решения на территории другого государства.
Принудительное исполнение решения всегда предполагает возникновение материальных последствий для должника (например, уплату долга на территории иностранного государства). В то же время признание, как правило, таких последствий не влечет. Исключениями могут быть решение об установлении юридических фактов, непосредственно выступающих основанием возникновения новых правоотношений уже в другом государстве. В качестве примера можно привести решение суда о признании лица наследником имущества, находящегося в иностранном государстве. В этом случае наследник имеет право на получение данного имущества. Другим примером может служить решение о статусе субъекта права. Таким образом, на территории иностранного государства даже признание судебного решения может повлечь те последствия, которые имели бы место в результате его исполнения.
Следует отметить, что в Конвенциях 1968 и 1988 гг. нет норм, предусматривающих разделение процедуры исполнения на признание и экзекватуру (выдачу разрешения на исполнение). Однако фактически суд иностранного государства, соглашаясь с действием на его территории иностранного решения, тем самым его признает. Отсутствие регламентации порядка признания иностранного решения перед его исполнением позволяет сделать вывод о целесообразности выделения понятий "признание" и "исполнение".
Глава 2. Механизм признания и исполнения решений иностранных судов
2.1 Принудительное исполнение решения иностранного суда
Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 г. содержит регламентацию подсудности дел о рассмотрении ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного государства, относя решения вопроса о принудительном исполнении к ведению верховных судов республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области или судам автономных округов. Территориально подсудность определяется по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае если должник не имеет места нахождения в РФ либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества.
В определенной части процедуру признания либо разрешения принудительного исполнения иностранного судебного решения на территории РФ регулируют международные акты, но в основном применяются нормы ст.409-415 ГПК РФ, где предусмотрены форма и содержание соответствующих заявлений, порядок их подачи и рассмотрения, обобщенные основания отклонения ходатайств и т.д.
Для начала такой специфической разновидности производства, как процедура принудительного исполнения, необходима подача заявления стороной-участницей спора, в пользу которой состоялось решение, в суд субъекта РФ по месту жительства или месту нахождения должника, либо если место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества.
Обращаться с просьбой о принудительном исполнении решения иностранного суда можно в течение трёх лет с момента вступления решения суда в законную силу согласно части 3 статьи 409.
Требования к ходатайству о принудительном исполнении решения иностранного суда предусмотрены ст.411 ГПК РФ. В содержании ходатайства должно быть указано:
)Наименование взыскателя, его представителя, если ходатайство подаётся представителем, указание их места жительства, а в случае, если взыскателем является организация, указания места ее нахождения;
2)Наименование должника, указание его места жительства, а если должником является организация, указание ее места нахождения;
)Просьба взыскателя о разрешении принудительного исполнения решения или об указании, с какого момента требуется его исполнения.
В ходатайстве могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.
·Заверенная иностранным судом копия решения иностранного суда, о разрешении принудительного исполнения которого возбуждено ходатайство;
·Официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это вытекает из текста самого решения (решения судов, осуществляющих правосудие по нормам шариата, нравственности, обычаев, в законную силу не вступают);
·Документ, из которого следует, что сторона, против которой принято решение и которая не принимала участие в процессе, была своевременно и в надлежащем порядке извещена о времени и месте рассмотрения дела;
·Заверенный перевод указанных в п.1 — 3 ч.2 ст.411 ГПК документов на русский язык.
Суд субъекта РФ, получив такую просьбу, вызывает в судебное заседание должника, знакомит его с поступившими материалами и предлагает представить возражения. При этом суд не проверяет законность и обоснованность вынесенного решения.
Суд устанавливает наличие необходимых документов, а также определяет, не нарушает ли данное решение суверенитет и безопасность РФ. Кроме того, суд выясняет, своевременно ли проигравшая сторона получила извещение о рассмотрении дела; не существует ли тождественного решения российского суда. Суд также устанавливает, может ли быть исполнено решение иностранного суда мерами принудительного исполнения, предусмотренными российским законодательством.
Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается в открытом судебном заседании с извещением должника о времени и месте рассмотрения ходатайства. Неявка без уважительной причины должника, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена, не является препятствием к рассмотрению ходатайства. В случае если должник обратился в суд с просьбой о переносе времени рассмотрения ходатайства и эта просьба признана судом уважительной, суд переносит время рассмотрения и извещает об этом должника. Выслушав объяснения должника и рассмотрев представленные доказательства, суд выносит определение о принудительном исполнении решения иностранного суда или об отказе в этом. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения суда о принудительном исполнении этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда. В случае если у суда при решении вопроса о принудительном исполнении возникнут сомнения, он может запросить у лица, возбудившего ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного суда, объяснение, а также опросить должника по существу ходатайства и в случае необходимости затребовать разъяснение иностранного суда, принявшего решение (ч.3-6 ст.411 ГПК).
По данным вопросам вызванный должник вправе представлять возражения. Если возражений нет либо суд отклонил выдвигаемые возражения, суд выносит определение, в резолютивной части которого указывает, что решение суда иностранного государства по конкретному делу принимается к исполнению, а также излагает суть исполняемого решения.
На основании данного определения выдаётся исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда и передается судебному приставу-исполнителю. Взысканные денежные суммы судебный пристав-исполнитель переводит взыскателю через соответствующий банк РФ за рубеж в соответствующей валюте.
Суд вправе отказать о принудительном исполнении решения иностранного суда при наличии оснований, указанных в статье 412 ГПК:
)Решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;
2)Сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;
)Рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в РФ;
)Имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ, принятое по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;
)Исполнение решения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации либо противоречит публичному порядку РФ;
)Истёк срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскатель.
Определение об отказе в принудительном исполнении может быть обжаловано в вышестоящий суд (ч.2 ст.412 ГПК).
Мотивы отказа представлены в обобщенном варианте, обычно по сложившейся мировой практике включенные в международные конвенции, соглашения договоры соответствующего класса. Но в каждом конкретном случае с учетом этих нормативных актов по отношению к решению, вынесенному на территории иностранного государства, российский суд должен проверить, нет ли в актах с участием данного государства положений, не совпадающих с перечнем оснований, содержащихся в ГПК РФ.
2.2 Решения иностранных судов, не требующие принудительного исполнения
Не все решения иностранных судов требуют своего принудительного исполнения.
Иногда достаточно признания решений иностранных судов. В таком случае решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого. Заинтересованное лицо по месту его жительства или месту нахождения в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа возражения относительно признания этого решения. Возражения заинтересованного лица относительно признания решения иностранного суда рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений. Неявка без уважительной причины заинтересованного лица, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена, не является препятствием к рассмотрению возражений.
В случае, если заинтересованное лицо обратится в суд с просьбой о переносе времени рассмотрения возражений и эта просьба будет признана судом уважительной, суд переносит время рассмотрения и извещает об этом заинтересованное лицо. После рассмотрения судом возражений относительно признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение. Определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и в сроки, которые установлены ГПК (ст.413 ГПК).
В России признаются не требующие по своему содержанию дальнейшего производства решения иностранных судов:
·Относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение;
·О расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов Российской Федерации;
·О расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов Российской Федерации, и
·В других, предусмотренных федеральным законом случаях.
2.3 Законодательство по признанию судебного решения иностранного государства
Помимо национального законодательства, основания отказа в признании иностранных судебных решений и принудительном исполнении закрепляются в международных договорах, что, опять таки, в силу приоритета применения последних будет иметь преимущественное значение для правоприменителя.
В настоящее время Российская Федерация имеет договорные отношения со многими зарубежными государствами, предусматривающие взаимное признание и исполнение судебных решений (приказов) по:
) гражданским (семейным) делам;
) приговорам по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением;
) спорам между хозяйствующими субъектами;
) спорам, разрешенным третейскими судами (коммерческим арбитражем).
Исполнение на территории иностранных государств решений, принятых компетентными органами Российской Федерации по другим категориям дел, в настоящее время не предусмотрено.
Международные договоры могут предоставлять взыскателям как возможность предъявления исполнительных документов, выданных на территории Российской Федерации, для исполнения непосредственно в компетентный орган иностранного государства, так и возлагать на них обязанность соблюдения процедуры экзекватуры (признания) судебного акта в целях его исполнения на территории иностранных государств.
Согласно положениям международных договоров под процедурой экзекватуры (признания) судебного акта понимается процедура проверки компетентным судом иностранного государства решения российского суда на предмет соблюдения при его вынесении требований международного договора и возможности его исполнения на территории иностранного государства.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция) предусматривает условия признания решений:
·Решения вынесены учреждениями юстиции Договаривающихся Сторон;
·Решение вступило в законную силу;
·По своему характеру решения не требуют исполнения;
·Учреждения юстиции запрашиваемой стороны не вынесли ранее по этому делу решения, вступившего в законную силу;
·Дело не относится к исключительной компенсации учреждений юстиции стороны, на территории которой решение должно быть признано (п.1 ст.52).
Примером признания судебного решения иностранного государства, предусмотренного внутренним законодательством, можно рассматривать положение п.3 ст.160 СК, где говорится, что расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенное за пределами территории РФ с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, подлежащего к применению при расторжении брака, признается действительным в РФ. Точно также признается действительным в РФ расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами РФ при соблюдении тех же условий (п.4 ст.160 СК).
Раздел III Минской конвенции также подробно регламентирует вопросы исполнения решений иностранных судов. Каждая из Договаривающихся Сторон признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон:
)Решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств;
2)Решения по уголовным делам о возмещении вреда (ст.51).
Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса регламентирует вопрос принудительного исполнения решений о взыскании судебных расходов странами — участницами данной конвенции.
В рассматриваемой конвенции отмечается следующее. Решения о взыскании судебных издержек и расходов объявляются подлежащими исполнению без заслушивания сторон при условии, однако, что сторона, с которой производится взыскание, имеет право на последующее обжалование в соответствие с законодательством государства, где испрашивается исполнение. Власти, компетентные рассматривать просьбу об исполнении, ограничиваются рассмотрением следующих вопросов:
)Отвечает ли копия решения требованиям законодательства страны, где оно было вынесено, относительно аутентичности копии;
2)Вступило ли решение в законную силу в соответствии с указанным законодательством;
)Изложены ли постановления решения на языке запрашиваемых властей или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, или к документу приложен перевод на один из указанных языков, и при отсутствиисоглашения, предусматривающего иной порядок, засвидетельствован ли он дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства.
Для выполнения условий, предусмотренных в вышеуказанных п.1 и 2, достаточно либо заявления компетентных властей запрашивающего государства, подтверждающего, что решение вступило в законную силу, либо представления должным образом заверенных документов, свидетельствующих, что соответствующее решение вступило в законную силу. Компетентность указанных выше властей при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, удостоверяется высшим должностным лицом, возглавляющим органы юстиции запрашивающего государства. Упомянутые выше заявления и свидетельство должны быть составлены или переведены в соответствии с правилами, изложенными в п.3.
Власти, компетентные рассматривать просьбу об исполнении судебного решения, производят оценку общей суммы затрат по засвидетельствованию, переводу и удостоверению в соответствии с п.3 при условии, что об этом одновременно просит сторона. Такие затраты будут рассматриваться в качестве издержек и расходов по ведению дела.
Двусторонние международные договоры также могут регулировать вопросы исполнения решений договорившихся стран.
По вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений не существует универсальных конвенций. Эти вопросы стали предметом регулирования региональных международных соглашений.
Среди них — Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. Согласно статье 7 Киевского соглашения государства-участники обязаны признавать и исполнять вступившие в законную силу решения судов государств-участников. Ходатайство о приведении в исполнение решения предусмотрено в статье 8 Киевского соглашения и по своему назначению соответствует заявлению о возбуждении исполнительного производства.
В 1998 г. в рамках СНГ было дополнительно заключено Московское соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества. В этом Соглашении подробно определен орган, которому взыскатель должен отправлять документы для приведения в исполнение судебного решения.
Следует заметить, что процедура признания и исполнения судебных решений в рамках государств СНГ представляет собой упрощенный механизм по сравнению с порядком признания иностранных судебных решений, вынесенных судебными учреждениями других государств. Основанием для исполнения судебных решений на территории государства — члена СНГ является непосредственный исполнительный документ, выданный другим государством — участником Московского соглашения.
Вынесение решения по конкретному спору, т.е. достижение определенного правового результата, часто бывает недостаточным для сторон. Целью судебного разбирательства является упорядочение общественных отношений, реальная защита прав физических и юридических лиц. Поэтому лицо, обратившееся в суд, надеется на восстановление своего нарушенного права, что в первую очередь означает фактическое выполнение ответчиком указанных в решении действий. Получение документа, в котором закреплено право истца (или, наоборот, ответчика), еще не является гарантией того, что это право он сможет реализовать.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Качественным вкладом в международно-правовое позиционирование Российской Федерации является последовательное выполнение предписаний международного права по добросовестному соблюдению международных обязательств.
По общему принципу международного права признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений на территории иного государства производится в соответствии с международными договорами и национальным законодательством страны исполнения. В случае отсутствия международного соглашения, регулирующие данные взаимоотношения, признание и исполнение производится на основе взаимности. Признание в Российской Федерации решения иностранного суда означает, что оно обладает такой же юридической силой, какую имеют решения российских судов.
На современном этапе международных отношений и развития нашего общества можно сформулировать основные задачи, стоящие в нашей стране в области международного частного права:
.Дальнейшее совершенствование правового обеспечения интеграционных процессов;
2.Содействие применению новых, более глубоких форм сотрудничества;
.Защита прав и интересов, а также расширение гарантий прав иностранцев в Российской Федерации в области трудового, семейного права и судебной защиты;
.Обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций Российской Федерации за рубежом.
Список использованной литературы
2.Брюссельская конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров: заключена в г. Брюсселе 27.09.1968
.Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года
.Минская конвенция от 22 января 1993 года "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" г. Минск
.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.04.08.2014. № 31. Ст.4398.
.ГПК РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (д-я редакция от 08.03.2015)
.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1996 № 223-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 08.12.1995), (действующая редакция от 20.04.2015).
.Ануфриева Л.П. Международное публичное право 5-е изд. Москва 2013
.С.Ф. Афанасьева Гражданское процессуальное право России / углубленный курс под ред. Юрайт, 2013
.Богуславский М.М. Международное частное право.6-е изд., перераб. и доп. Москва: 2012
11.Коршунов Н.М. <http://www.knigafund.ru/authors/21980>, Лабыгин А.Н. <http://www.knigafund.ru/authors/21981>, Мареев Ю.Л. <http://www.knigafund.ru/authors/21982> Гражданский процесс: учебник ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право 2012 год 431 страница
.Марышева Н.И. Международное частное право.3-е изд., перераб. и доп. — Москва.: 2010 — 928
.Мировая юстиция: учебное пособие <http://www.knigafund.ru/books/106706> ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право 2012 год 423 страницы
.М.К. Треушникова Гражданский процесс / учебник под ред.М. Статут, 2014
.Л.В. Тумановой, П.В. Алексия, Н.Д. Амаглобели <http://www.knigafund.ru/authors/29852> Гражданское процессуальное право России: учебник <http://www.knigafund.ru/books/106671> Юнити-Дана 2012 год 575 страниц
.Яркова В.В. Гражданский процесс 9-е издание, перераб. и доп. Москва 2014