Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие, правоспособность и образование юридических лиц5
1.1. Понятие и признаки юридических лиц5
1.2. Понятие правоспособности и образование юридических лиц15
Глава 2. Виды юридических лиц и их классификация23
2.1. Хозяйственные товарищества и общества23
2.2. Производственные кооперативы28
2.3. Государственные и муниципальные предприятия30
2.4. Некоммерческие организации31
Заключение36
Список использованной литературы и источников38
Выдержка из текста работы
Субъектами гражданско-правовых отношений наряду с гражданами являются и юридические лица, т. е. организации, которые, согласно ст.48 Гражданского кодекса РФ, имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и которые должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, соответствующего по времени дню его государственной регистрации. Юридические лица могут иметь различные организационно-правовые формы и быть коммерческими или некоммерческими организациями. В наиболее общем виде юридическое лицо в каждом случае олицетворяет собой одну из возможных, с точки зрения национального законодательства, правовых форм организации общественной деятельности, направленной на достижение определенных целей.
Юридическое лицо — это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
В настоящее время мнение, согласно которому юридическое лицо является одним из основных, важнейшим участником гражданского оборота, не нуждается, очевидно, в специальном обосновании. Несмотря на это, среди практикующих юристов зачастую можно обнаружить несколько пренебрежительное отношение к деятельности по созданию и реорганизации юридических лиц. Между тем в науке гражданского права наблюдается обратная тенденция: стремительно растет число публикаций, посвященных различным аспектам функционирования юридических лиц.
В современном гражданском правопорядке России назрела необходимость в критическом анализе законодательства о юридических лицах с целью его усовершенствования. Поэтому наиболее полезным, эффективным для юриспруденции является изучение отечественной правовой политики в названной сфере. Это подразумевает выявление существующих тенденций развития корпоративного права, поиск новых магистральных направлений в регулировании основополагающих вопросов деятельности юридических лиц. Закономерным итогом подобного подхода в исследуемой области следует признать анализ и развитие юридической техники права юридических лиц, то есть анализ приемов, методов и правовых конструкций, используемых в нормативных правовых актах.
За время развития истории и теории юридических лиц, возникало множество теорий и взглядов, что, несомненно, вызывает интерес для исследования и ее актуальность.
Актуальность, прежде всего, заключается в том, что в настоящее время в отношении юридических лиц и их деятельности издается множество нормативных актов, таких как, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Следует вкратце изложить современную систему юридических лиц, показать основные преимущества и недостатки той или иной формы и рассмотреть некоторые проблемные вопросы, имеющие наибольшее значение для практики.
Глава 1. Понятие, правоспособность и образование юридических лиц
1.1. Понятие и признаки юридических лиц
Совершенствование столь сложного и важного социального института, как юридическое лицо, едва ли возможно без его серьезных научных исследований. Они велись на протяжении всей истории существования юридических лиц, привели к созданию в XIX веке ряда фундаментальных теорий и активно продолжаются в современной цивилистике.
Основная научная проблема, вызывающая наибольшие дискуссии,— это вопрос о том, кто или что является носителем свойств юридической личности, т.е. субстратом юридического лица. В зависимости от ответа на вопрос о том, что стоит за понятием юридического лица, различные теории юридического лица можно разделить на две большие группы: концепции, отрицающие существование некоего реального субъекта со свойствами юридической личности, и концепции, признающие существование носителя таких свойств.
К первой группе теорий относится концепция Савиньи, ставшая одной из первых фундаментальных теорий юридического лица и получившая название “теории фикции”. По взглядам Савиньи, свойствами субъекта права (сознанием, волей) в действительности обладает только человек. Однако законодатель в практических целях признает за юридическими лицами свойства человеческой личности, олицетворяет их. Таким образом, законодатель, прибегая к юридической фикции, создает вымышленного субъекта права, существующего лишь в качестве абстрактного понятия. Теория “персонифицированной цели”, предложенная Бринцем, схожа с “теорией фикции” в том, что отрицает существование реального субъекта, обладающего свойствами юридического лица. Поскольку целью института юридического лица является лишь управление имуществом, то и юридическое лицо есть не что иное, как сама эта персонифицированная цель. …………………….
Заключение
Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Поэтому, если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы.
Гражданский кодекс РФ подразделяет юридические лица на виды по следующим трем критериям.
Во-первых, в зависимости от целей создания и деятельности различаются коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности. Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК). Следует отметить, что это деление весьма условно, т.к. всем некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Требование законодателя о том, что эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать этим целям (п.3 ст.50 ГК), также сформулировано довольно расплывчато. Более того, в кодексе прямо записано, что доходы, полученные потребительским (некоммерческим) кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами (п.5 ст.116).
Цель подобного разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит том, что коммерческие организации могут создаваться только в формах, прямо предусмотренных Гражданским кодексом, а именно: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного), общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, открытого или закрытого акционерного общества, производственного кооператива, государственного (в том числе федерального казенного) или муниципального унитарного предприятия. Кроме того, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать другое унитарное (дочернее) предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение.
В юридической литературе и на практике под основаниями ликвидации юридических лиц часто понимаются основания для обращения в суд с исками о ликвидации юридических лиц. В результате на практике такая путаница приводит к тому, что в случае обращения в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица без ссылки на пункт 2 ст. 61 ГК РФ суды отказывают в удовлетворении заявленного требования.
В связи с тем что в настоящее время в Едином государственном реестре числится большое количество юридических лиц, которые фактически прекратили деятельность, отсутствуют и установить их место нахождения не представляется возможным, указанные юридические лица подлежат ликвидации в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы Х Закона о банкротстве путем проведения процедуры банкротства отсутствующего должника. Согласно действующему законодательству данная обязанность возложена в том числе на налоговые органы.
На наш взгляд, было бы целесообразно ввести процедуру перерегистрации юридических лиц, по результатам которой юридическое лицо, не прошедшее перерегистрацию, исключалось бы из Единого государственного реестра.
Попытка установить порядок проведения подобной процедуры в настоящее время сделана в Законе о регистрации юридических лиц, который вступил в силу 1 июля 2002 г. Однако положения данного Закона носят временный характер и не относятся к юридическим лицам, которые будут созданы после 1 июля 2002 г.
Необходимо, чтобы учредительные документы юридических лиц периодически обновлялись, например, первый раз — через год после регистрации юридического лица, второй — через три года, третий — через пять лет. При таком порядке бездействующие юридические лица, не участвующие в процедуре перерегистрации, должны исключаться из реестра путем проведения процедуры их принудительной ликвидации.
Несмотря на то что подобное предложение имеет и отрицательную сторону, поскольку введение периодической перерегистрации может привести к излишней бюрократизации, а также может быть расценено как ограничение прав на осуществление предпринимательской деятельности, данная процедура позволит периодически пересматривать содержание Единого государственного реестра, дабы информация, содержащаяся в нем, носила объективный и достоверный характер.
Преимуществом предлагаемого нововведения должно также стать упрощение сложной и длительной процедуры ликвидации юридических лиц, фактически прекративших финансово-хозяйственную деятельность, которые, как свидетельствует статистика, составляют значительную часть стоящих на учете налогоплательщиков.
В заключение необходимо отметить, что хотя институт ликвидации юридических лиц достаточно полно урегулирован действующим законодательством, остается ряд спорных вопросов и нерешенных проблем. В связи с этим представляется необходимым проведение дальнейшей работы по совершенствованию правового механизма ликвидации.
Список использованной литературы и источников
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301.
3. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.) // Российская газета от 29 декабря 1995 года
4. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
5. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ // Российская газета от 2 ноября 2002 г. N 209-210
6. О внесение изменений и дополнений в Федеральный закон об акционерных обществах: Федеральный закон от 7 августа 2001. № 120 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. (част 1) Ст. 3423.
7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3431
8. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г // Российская газета от 19 ноября 2002 года
9. Акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью // Сборник зарубежного законодательства / Под ред. В.А. Туманова М., 1995.
10. Брагинский М. И. юридические лица// Хозяйство и право. 1998 №3 с. 18.
11. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947.
12. Герваген Л.М. Развитие учения о юридическом лице. СПб., 1888. С.18-24.
13. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильева. М., 1993. С.130-134.
14. Гражданское право, часть 1: Учебник. / Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 1998 г.
15. Гражданское право. / Под ред. Е. А. Суханова М.: 1998г.
16. Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное./ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: Проспект, 1998. С. 131
17. Гражданское право: Словарь- справочник / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М. : 1996г.