Содержание
Оглавление
Введение…3
Глава 1. Виды заемных средств.5
1.1.Кредитный договор.5
1.2.Договор ссуды14
1.3.Договор займа20
1.4.Вексель как ценная бумага, удостоверяющая заемные отношения и правовые требования.29
Глава 2. Проблемы привлечения заемных средств33
Заключение.47
Список литературы49
Выдержка из текста работы
Становление в России высокоэффективной экономики невозможно без развитой системы кредитования ее реальных секторов, в этом смысле, все большее значение приобретает задача развития рынка корпоративного кредитования. Динамика современных процессов экономики во многом зависит от того, в какой мере финансовый капитал способствует развитию производства, насколько эффективны связи между кредитно?финансовой и предпринимательской сферами экономической системы.
Рост потребностей реального сектора экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране позволяют расширить спектр и объемы операций на рынке кредитования. Организации заинтересованы в расширении своих финансовых возможностей, а банки в свою очередь заинтересованы в укреплении своего положения посредством взаимодействия с производственным капиталом. Организация финансово?кредитного обслуживания компаний различных форм собственности играет все большую роль в развитии хозяйствующих структур. А само развитие процесса кредитования связано с изменяющимися потребностями хозяйствующих структур.
Высокая конкуренция в банковской среде положительно сказывается на развитии банковских технологий, в том числе и в области кредитования. Крупные инвестиционные банки начали выстраивать кредитную политику с учетом объемов и отраслевой направленности бизнеса своих корпоративных клиентов. При этом усиление конкуренции между банками за привлечение клиентов требует от всех кредитных учреждений особого внимания к организации процесса кредитования, расширения круга банковских услуг, повышения их качества, и, в первую очередь, в области кредитования юридических лиц. Конкурентоспособность банка напрямую зависит от оперативности и эффективной реализации управленческих решений.
Обслуживание корпоративных клиентов является одним из основных направлений деятельности банков. Лучшим доказательством повышения доверия к банкам является рост показателей объема и активности банковских операций их клиентов. Постоянное увеличение комплекса предоставляемых услуг, совершенствование методов работы с клиентами и внедрение новых форм банковского обслуживания предопределяют расширение клиентской базы. Для корпоративных клиентов банк должен выступать как универсальный финансово?кредитный институт, постоянно учитывающий интересы и пожелания своих партнеров и повышающий качество их обслуживания.
Особенности организации и учета операций по кредитованию юридических лиц представляют собой наиболее интересную тему для анализа, так как в этом случае банки стремятся к установлению с каждым клиентом долгосрочных партнерских отношений, прогнозируют развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводят регулярные маркетинговые исследования. Процессы, идущие на рынке корпоративного кредитования эксклюзивны. В то время как на рынке потребительских кредитов эти условия, как правило, публичны и стандартны, то на рынке корпоративных ссуд при безусловном наличии внутренних банковских норм основные параметры и схемы предоставления кредитов варьируются и обсуждаются.
Целью курсовой работы изучение тенденций и перспектив развития банковского кредитования российских корпоративных клиентов.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты финансирования корпораций.
2. Проанализировать тенденции развития банковского кредитования в России.
3. Рассмотреть проблемы и пути развития корпоративного кредитования в Российской Федерации.
Объектом исследования является корпоративный сектор Российской Федерации. Предметом исследования – банковское кредитование российских корпораций.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ
1.1 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Термин «корпорация», как и многие другие, был заимствован из западной теории. В соответствии с законодательством США корпорация является одной из форм организации частной фирмы наряду с единоличным владением, товариществом и гибридными формами. По мнению американских экономистов Ю. Бригхэма и М. Эрхардта, корпорация – это «соответствующим образом юридически оформленная и зарегистрированная экономическая единица, чьи активы отделены от личной собственности владельцев и менеджеров» [5. С. 30]. Такая форма организации обладает следующими характеристиками:
— неограниченный срок жизни. Это означает, что корпорация может пережить своих владельцев путем последующей передачи акций;
— высокая ликвидность собственности владельцев. Уставный капитал корпорации состоит из акций, что сокращает затраты (в том числе и временные) по продаже компании;
— ограниченная ответственность. Заключается в том, что акционеры не несут ответственности по обязательствам корпорации и могут потерять лишь средства, вложенные в акции компании [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что корпорация в условиях зарубежной экономики представляет собой юридическое лицо, оформленное в соответствии с законодательством страны, в основании которого лежит акционерный капитал.
В Российской Федерации термин «корпорация» не получил законодательного закрепления, что повлекло неоднозначные его толкования. В наиболее общем виде данное понятие рассматривается в двух вариантах:
1. Корпорация как акционерное общество. Наличие такого значения обусловлено тем, что акционерное общество – это единственная форма организации предприятия (в соответствии с Гражданским кодексом РФ), в основе которой лежит акционерный капитал и которая обладает схожими характеристиками с зарубежным вариантом корпорации.
2. Корпорация как объединение юридических лиц. Данная точка зрения обусловлена наличием в экономике таких крупнейших корпораций, как «General Electric», «Microsoft», «Coca Cola» и др., которые имеют огромное количество филиалов и представительств по всему миру. В связи с этим корпорация представляется как нечто масштабное и становится синонимом понятиям «финансово-промышленная группа», «холдинг», «бизнес-группа», «объединение компаний» и т.д…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сложившаяся в экономике нашей страны ситуация требует создания условий для активизации деятельности предприятий реального сектора экономики. Этому в значительной степени способствовало бы формирование в нашей стране цивилизованного рынка банковских услуг для корпоративных клиентов. Его создание и развитие положительно сказалось бы не только на работе кредитных учреждений и состоянии межбанковской конкуренции, но и на функционировании самих корпоративных клиентов, а, следовательно, и реального сектора отечественной экономики.
Развитие рынка банковских услуг для корпоративных клиентов является закономерным процессом, затрагивающим интересы многих субъектов хозяйственных взаимоотношений, причем не только банков, как непосредственных производителей, а, прежде всего, предприятий и организаций реального сектора экономики, как потребителей банковских услуг. Финансовая деятельность любого предприятия невозможна без привлечения заемных средств, позволяющего расширить объемы производственной деятельности, нарастить активы, обеспечить большую отдачу на вложенный собственный капитал, повысить рыночную стоимость предприятия.
Проанализировав тенденции развития банковского сектора России в 2013 году, можно сделать следующие выводы. В банковском секторе увеличилась концентрация. Этому способствовал активный отзыв Банком России банковских лицензий в четвертом квартале 2013 года. Прирост задолженности корпоративного сектора перед банками был на уровне предыдущего года. Банковские кредиты по-прежнему используются в основном на пополнение оборотного капитала и обслуживание текущей деятельности компаний. Финансовый результат банков оказался хуже результатов предыдущего года. Объем сформированных резервов превысил показатель предыдущего года в 3 раза. Рост банковского капитала сопровождался снижением показателей его достаточности. Основным источником формирования банковского капитала стали прибыль и фонды.
Рассмотрев проблемы банковского кредитования корпоративных клиентов в России, можно сделать вывод, что важной тенденцией корпоративного кредитования может явиться постепенное повышение процентных ставок по кредитам. Снизился интерес корпоративных клиентов к кредитованию. Нас часто взывают к тому, что нужно удешевлять кредиты. Но, практика показывает, что снижение ставки слабо подталкивает субъектов хозяйственной деятельности к кредитованию и инвестированию.
Учитывая, что сегодня небольшие банки все чаще испытывают серьезные трудности с ликвидностью и рентабельностью, многие эксперты сходятся во мнении, что российский банковский сектор все больше подвергается консолидации. Еще одной серьезной тенденцией развития корпоративного кредитования может служить тот факт, что некоторые компании все чаще предпочитают размещать собственные облигации вместо того, чтобы брать банковские кредиты.
Основными факторами, сдерживающими кредитование, являются:
— отсутствие макроэкономической стабильности, а значит, и ясных перспектив развития;
— плохое финансовое состояние предприятий, еще не оправившихся от последствий кризиса, балансы которых отягощены просроченной дебиторской задолженностью, долговой нагрузкой или задолженностью по налогам.;
— отсутствие должного потребительского спроса – население по-прежнему более склонно к сбережениям, чем к тратам;
— наличие и рост проблемной ссудной задолженности банков;
— отсутствие долгосрочных источников фондирования, позволяющих выдавать кредиты на срок три года и более;
— правовая незащищенность банков как кредиторов, а именно: отсутствие во многих случаях четкой правовой регламентации.?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Банковское дело / Ю. Соколов и др.; под ред. Ю. Соколова, Е. Жукова. – Москва: Юрайт, 2010. – 592 с.
2. Банковское дело: учебное пособие/ [М. А. Петров и др.]; под ред. М. А. Петрова. – Москва : Рид Групп, 2011. 240 с.
3. Белоглазова, Г. С., Кроливецкая, Л. В. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Г. Г. С. Белоглазова, Л. В. Кроливецкая. – Москва: Юрайт, 2012. – 608 с.
4. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ.; Под ред. Н.Н. Барышниковой. — М.: Олимп-Бизнес, 2009. — 1008 с.
5. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент: Пер. с англ. / Под ред. Е.А. Дорофеева. 10-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 960 с.
6. Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2012. – 350 с.
7. Ведев А.Л. Прогноз развития финансовых рынков РФ до 2020 года / А. Ведев, Ю. Данилов. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012
8. Глушкова, Н.Б. Банковское дело: учебное пособие / Н.Б. Глушкова. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Культура, 2009. – 412 с.
9. Грюнинг, Х. Анализ банковских рисков. Система корпоративного управления финансовым риском / Х. Грюнинг, С.Б. Братанович; пер. с англ.; вступ. сл. д-ра экон. наук К.Р. Тагирбекова – М.: Изд-во «Весь Мир», 2009. – 378 с.
10. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее образование, 2009. – 645 с.
11. Дробозина Л.А., Окунева Л.П. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов.– М.: ЮНИТИ, 2010. – 432 с.
12. Жарковская, Е. И., Арендс, И.У. Банковское дело/ Е.И. Жарковская, И.У. Арендс. – Москва: Омега-Л, 2010. – 304 с.
13. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — 1024 с.
14. Конягина М.Н.. Банковские корпорации в России: состояние и перспективы / М.Н. Конягина. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,2011. — 205 с.
15. Корпоративное кредитование: кэптивность отступает, но не сдается//Эксперт РА. – М., 22 марта 2013
16. Корпоративные финансы: руководство к изучению курса / Отв. ред. И.В. Ивашковская. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2009
17. Михайлин Г.М. Ситуация на рынке кредитования реального сектора экономики // Российское предпринимательство. — 2012. — № 1 (199). — c. 164-168. — articles/16933/
18. Мошенский С.З. Рынок ценных бумаг: трансформационные процессы. — М.: Экономика, 2010
19. Немыкина О.С. «Методические подходы к обоснованию выбора источника финансирования корпораций» // Вестник Томского государственного университета. – 2010. — № 340. – С. 153-155
20. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2013 год — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: analytics/fin_r/fin_mark_2012.pdf
21. Проблемы и перспективы развития экономики и управления: материалы международной заочной научно-практической конференции. (22 мая 2013 г.) — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013
22. Сведения о размещенных и привлеченных средствах — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: statistics/?Prtid=pr
23. Стратегия развития финансовой системы России. URL: _docs/ analyt03_016.pdf
24. Шевчук Д.А. Корпоративные финансы: учебник. – М.: ГроссМедиа, 2010
25. Экономическое развитие России // Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, № 11, 2013. URL: files/text/RED/Russian_Economic_Developments_11_2013.pdf