Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Общая характеристика арт-терапии8
1.1. Понятие и сущность арт-терапии8
1.2. Принципы, условия и цели применения арт-терапии20
1.3. Виды арт-терапии22
Глава 2. К.Юнг и арт-терапия36
2.1. Основные положения работ К.Юнга, составляющие базу применения арт-терапии. Аналитическая психология.36
2.2. Особенности юнгианской арт-терапии38
Глава 3. Применение арт-терапии в целях самопознания42
3.1. Функциональные возможности изобразительной формы42
3.2 Диалог в рамках арт-терапевтического опыта46
3.3. Перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов49
Выводы и рекомендации54
Заключение57
Список литературы и источников58
Введение
Актуальность настоящего дипломного исследования. Современный пери-од развития общества характеризуется устойчивой тенденцией к кибернизации жизни, обусловливающей формирование у человека нетелесного отношения к самому себе и к миру. Современная личность рассматривает себя не как цело-стное единство телесного и духовного в себе, а как биологический компьютер, доступный для механического репарирования, восстановления. Отношение к себе как к «машине», определяет и отчуждение индивидуумом собственного тела, нежелание его познавать и развивать. Изменить отношение человека к се-бе, направить его внимание на самопознание своей целостной природы не мо-жет не являться целью психологической науки.
Современная психологическая практике пресыщена разнообразными ме-тодами «коррекции», «психотерапии», «личностного роста», «развития», «со-вершенствования» — каждый из которых в некоторой степени претендует на уникальность с попыткой теми или иными способами «улучшить» природу че-ловека и открыть ему новые горизонты развития. Однако продуктивность того или иного подхода зависит от способности самого респондента к переосмысле-нию, переоценке представлений относительно значения для развития человека характера связей телесного и психического, консервативного и креативного.
Рефлексия себя не может быть полной вне обращения к анализу опыта креативного телесного действия? Именно в творческом действии мы проверя-ем, отрицаем или принимаем те или иные гносеологические установки, модели познания. В акте творения мы видим отражение своих чувств и мыслей.
Понятие символа имеет для арт-терапии принципиальное значение. Это связано с тем, что арт-терапия представляет собой процесс динамической ком-муникации, осуществляемой посредством символического «языка» образов. Кроме того, символы выступают и в качестве моста, соединяющие сознатель-ные и бессознательные элементы психической жизни, как пациента, так и арт-терапевта. Используя их в своем изобразительном творчестве, пациент достига-ет все большей интеграции между этими элементами, с чем связаны многие положительные коррекционные и развивающие эффекты арт-терапии.
Арт-терапевтический процесс основан на том, что наиболее важные мыс-ли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем слов. Приемы арт-терапии связаны с идеей о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и не подготовленном, заложена способность к проецированию своих внутрен-них конфликтов в визуальной форме. По мере того, как клиенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах.
Согласно идее К. Юнга о психике, как сложной саморегулирующейся системе, психика может сама поддерживать определенное равновесие путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов, призванных преодолеть психическую дисгармонию. В символиче-ских образах, проявляющихся в творческом воображении или сновидениях че-ловека, находит свое выражение энергия бессознательного, временное блоки-рование которой является причиной психической нестабильности и нездоровья. Таким образом, К. Юнг полагал, что символы могут служить не только восста-новлению психического баланса, но и «личностному росту». Посредством их человек способен вступать во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией, тем самым постепенно приходя к их осозна-нию и психической целостности.
Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внут-реннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества от-ражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средст-ва часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:
— практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навы-ков;
— арт-терапия является средством преимущественно невербального обще-ния. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
— изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затрудне-нии в налаживании контактов;
— продукты изобразительного творчества являются объективным свиде-тельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
— арт-терапия является средством свободного самовыражения, предпола-гает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
— арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
— арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундамен-тальной потребности в самоактуализации раскрытии широкого спектра воз-можностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом анализе юн-гианской арт- терапи как метода самопознания и разработке рекомендаций по её практическому использованию. Также в работе автором дипломного иссле-дования разработана классификация методов самопознания и обоснована эф-фективности применения юнгианской арт-терапии в качестве такого метода.
Объект исследования пути и способы повышения эффективности при-менения юнгианской арт-терапии как методы самопознания.
Предмет исследования понятие, цели, принципы применения, а также пути совершенствования применения юнгианской арт-терапии как метода са-мопознания.
Цель настоящей работы выявить особенности и разработать рекоменда-ций по повышению эффективности применения юнгианской арт-терапии как метода самопознания.
Задачи работы:
— исследовать понятие, сущности, современных концепций арт-терапии как метода самопознания;
— изучить принципы, порядок применения и условия эффективности арт-терапии;
— рассмотреть самопознание как категорию психологии и место различ-ных методов в процессе самопознания;
— провести анализ особенностей юнгианской арт-терапии;
— определить особенности применения арт-терапии в целях самопознания;
— разработать рекомендации по повышению эффективности применения юнгианской арт-терапии в самопознании.
Гипотеза исследование: применение арт-терапии в целом, и юнгиниан-ской арт-терапии в частности, является эффективным методом самопознания. Однако для повышения эффективности применения юнгианской арт-терапии необходимо совершенствование практики её применения по следующим на-правлениям:
1.) использование арт-терапии совместно с такими методами, как телесно-ориентированная психотерапия, психодрама, пластикодрама, драматерапия, му-зыкальная терапия, гештальт-терапия, танцевальная терапия, игровая терапия, психоанализ, юнгианский анализ.
2.) расширение приемов арт-терапии: использование не только традици-онных видов искусства, но и современных, таких как компьютерная графика, художественная обработка цифровых фото и видео-материалов и иных.
Методы исследования: Описание эмпирического материала, анализируе-мого в работе, выполнено с помощью метода структурного анализа. Для выяв-ления общего и особенного между арт-терапией и иными методами самопозна-ия в работе использован сравнительный и метод. Основу сбора материала со-ставил проективный метод (изобразительный).
Структура работы. Настоящее дипломное исследование состоит из введе-ния, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика арт-терапии
1.1. Понятие и сущность арт-терапии
Термина арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Эдриан Хилл . В дальнейшем термин стал употребляться в широком контексте, характеризуя процесс терапии, восстановления или развития личности разнообразными ме-тодами художественного творчества.
«Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области зна-ния — психологию, медицину, педагогику, культурологию и др» . С точки зрения психодинамиче-ского подхода считается, что в ходе арт-терапии происходит выражение не-осознаваемых психических процессов. Фрейд и Юнг оказали идейное влияние на развитие методов анализа и интерпретации художественного материала.
Арт-терапия — одно из динамично развивающихся направлений современ-ной психотерапии. Текущий этап ее развития характеризуется следующими особенностями:
— дальнейшим активным внедрением этого подхода в широкую практику включая медицинские, образовательные и социальные учреждения;
— активизацией исследований, направленных на подтверждение терапев-тических эффектов и механизмов различных форм и моделей арт-терапии, с учетом личностных и нозологических особенностей клиентов, условий её при-менения и этапов лечебно-реабилитационного процесса;
— развитием групповых вариантов арт-терапии, в том числе, рассчитанных на короткие или средние по продолжительности сроки работы группы;
— разработкой организационных аспектов арт-терапии, развитием бригад-ных форм работы и активизацией взаимодействия разных специалистов в про-цессе осуществления лечебных, реабилитационных, профилактических и обра-зовательных мероприятий;
— усилением тенденции к интеграции различных модальностей психоте-рапии искусством.
Арт-терапия используется как средство общения терапевта с клиентом на символическом уровне. «Я» человека отражается в визуальных образах всякий раз, когда человек лепит, рисует и пр., в особенности, когда это происходит спонтанно.
Наполняющие внутренний мир человека визуальные, телесные образы являются средством коммуникации не только между внешним и внутренним миром, но и между бессознательным и сознанием. Позиция терапевта не дирек-тивная, а фасилитирующая, помогающая человеку самому осмыслить бессозна-тельные содержания, проявляющиеся в художественном творчестве.
А. Баумгартен, автор, который ввел понятие «эстетика» (1735 г.) и кото-рому принадлежит заслуга определения ее предмета в ряду других философ-ских дисциплин, считал, что трансцендентная реальность (реальность духа) имеет два модуса бытия:
— логический горизонт;
— эстетический горизонт.
Эстетику он определяет как науку об особом чувственном, «внутреннем» познании (gnoseologia inferior), о процессе постижения прекрасного, о законах создания на основе прекрасного произведений искусства, и законах их воспри-ятия .
Проблемное поле эстетики включает в себя многообразие различных фе-номенов, начиная от описания эстетических качеств окружающего мира, его ес-тественной, природной гармонии (античная натурфилософия, представленная в идеях Платон об эстетической организации Природы и Космоса), и вплоть до техногенной и информационной эстетики постиндустриального общества, в ус-ловиях которого протекает развитие современной цивилизации. Где-то между ними располагается традиционный и основной для эстетического знания пред-мет изучения искусство. Причем, искусство в различных своих видах и фор-мах развивалось параллельно развитию эстетических взглядов на мир, обще-ство и культуру. И всегда служило мерилом развития (прогресса) цивилизации, критерием качества духовного самосознания общества. Соответственно осо-бенности развития современного общества западного типа находит свое зако-номерное отражение в современном искусстве, и в первую очередь, в тех тен-денциях, которые в нем прослеживаются.
Традиционные формы искусства, как и современные их трактовки со свойственной им ницшеанской «переоценкой всех ценностей», отказом от догм и норм антропологичны. Развитие художественной практики, с ее итоговой установкой на познание «космоса» (порядка, противоположного хаосу, где хаос не самостоятельна единица, а начало и основание универсума), попытки ос-мысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма закономерно привело к выработке принципов антропной пластичности, в качестве основы эстетиче-ского сознания. Мир идей, универсум может рассматриваться как нечто пла-стичное, поэтически доступное, то что открывает возможности чувственного выражения и приобретения эстетического опыта. Доступность для эстетическо-го (художественного и описательного) опыта окружающего мира, свойствен-ных ему как порядка, так и хаоса значительно расширяют границы антрополо-гической реальности, выводя в конечном счете субъекта за пределы имманент-ного антропного мира в сферы трансцендентной реальности, что собственно говоря и позволяет переоценить способы эстетического познания мира и твор-ческой самореализации.
Выдержка из текста работы
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОСУЖДЕННЫХ (НА ПРИМЕРЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УФСИН РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН)
Рязань 2014
Содержание
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы арт-терапии в диагностике и коррекции осужденных в местах лишения свободы
.1 Понятие арт-терапии. Показания к использованию метода арт-терапии в местах лишения свободы
.2 Анализ применения методов арт-терапии в диагностике и психокоррекции осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях
1.3 Обоснование методов и методик исследования
Глава II. Арт-терапия в диагностической и коррекционной работе с осужденными (на примере ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан)
.1 Психодиагностическое исследование осужденных, отбывающих наказание в отряде хозяйственного обеспечения СИЗО-1
.2 Программа психокоррекции осужденных отбывающих наказание в СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан с использованием арт-терапии
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
осужденный психодиагностический терапия
Актуальность темы исследования. Концепция развития УИС до 2020 г. предусматривает совершенствование и развитие основных направлений, форм и методов деятельности уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую эффективное функционирование уголовно-исполнительной системы.
Для более эффективной реализации реформы уголовно-исполнительной системы, направленной на гуманизацию всего исправительного процесса, а также приведение его в соответствие с международными стандартами, необходимы дальнейшая разработка и внедрение инновационных технологий в социально-психологическую работу.
Одной из наиболее сложных задач системы исполнения наказаний является корректирующее воздействие на личность осужденного, исправление тех ее черт, которые привели к конфликту с социумом, законом. Психологи пенитенциарной системы при выполнении этой задачи часто сталкиваются с серьезными сложностями.
Большинство осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, находятся в крайне негативном психоэмоциональном состоянии. Испытывают чувство тревоги и раздражения в связи с невозможностью удовлетворения своих потребностей. Эти процессы в большей степени происходят с осужденными, впервые попавшими в места лишения свободы. В таких случаях поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты.
Хорошие знания особенностей личности осужденных позволит правильно оценить их действия и поступки, определить эффективность исправительного воздействия, организовать процесс социальной реабилитации, предупредить преступления и иные правонарушения с их стороны.
Для того, чтобы конструктивно воздействовать на личность, добиться позитивных изменений во внутреннем мире осужденного, необходимо знать о степени деформации его индивидуальных свойств и качеств, социальных условиях, которые стали предпосылками и источниками криминализованности личности.
С этой целью необходимо проводить изучение индивидуально-психологических особенностей личности осужденного.
Одним из наиболее простых в использовании и эффективных методов диагностики и коррекции личности является арт-терапия.
Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое.
Использование арт-терапевтических техник в условиях изоляции от oбщества (т. е. близких к экстремальным) способно эффективно выполнять функции инструмента диагностики переживаний и направленности личности, компенсации психоэмоциональных пoтребностей осужденных, накопления у них опыта рефлексивной эстетической деятельности и управления своими эмоциями.
Преимущества арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы с осужденными, содержащимися в местах лишения свободы, заключаются в следующем:
- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, потому осужденные с недостаточно развитой речью, с отставанием в интеллектуальном развитии (а таких в ИУ содержится около 40% от общего количества осужденных) могут выразить свои чувства и отношения посредством изобразительной деятельности;
- арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у осужденных положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, фрустрацию, последствия психологической травмы (вне зависимости от вербального контакта), сформировать более позитивную жизненную позицию;
- художественный образ может быть предметом проекции, разрушаться или сохраняться без причинения ущерба, является экологичным по отношению к себе и другим людям;
- арт-терапия является средством свободного самовыражения (появляется доступ к проявлению подавленных чувств) и самопознания, что в условиях изоляции от общества очень важно.
Арт-терапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения, эмоциональную поддержку. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая существует при привычном вербальном контакте, поэтому в результате арт-терапевтического воздействия осужденный правильнее и реальнее оценивает свои ощущения и восприятие окружающего мира.
Степень разработанности проблемы:
Поставленную проблему в отечественной психологии изучали Е.В. Зинченко, А.И.Копытин, Т.Ю. Колошина, Л.Д. Лебедева, О.В. Платонова, Г.В. Старшенбаум, и другие.
В зарубежной психологии изучением арт-терапии занимались М. Бетенски, Б. Ганим, П. Гоулд, Дж. Келлог, Д. Остер, К. Юнг, и другие.
Вопросами изучения арт-терапии в юридической психологии отражены в работах многих современных ученых (Ю.В. Власова, С.В. Красненкова, Ю.Ю. Красикова, И.В. Лаврентьева, Е.В. Овчарова, В.И. Серов, Т.И. Савельева, и другие).
На основании вышеизложенного были определены объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования: психодиагностическая и психокоррекционная работа с осужденными в исправительных учреждениях.
Предмет исследования: специфика использования методов арт-терапии, в работе с осужденными, отбывающими наказание в отряде хозяйственного обеспечения следственного изолятора.
Цели исследования: изучить и использовать методы арт-терапии как средства диагностики психологических особенностей осужденных, и на основе полученных данных разработать и апробировать психокоррекционную программу.
Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме применения метода арт-терапии с осужденными.
2.Подобрать и обосновать комплекс диагностических методик, которые позволят достаточно быстро, разносторонне и максимально объективно изучить психологические особенности осужденных.
3.Провести эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей и психических состояний, осужденных отряда хозяйственного обеспечения.
4. На основе теоретического и эмпирического анализа результатов проведенного исследования разработать и апробировать психокоррекционную работу с использованием арт-терапии для работы с осужденными в следственном изоляторе.
. Провести анализ эффективности психокоррекционной работы методами арт-терапии, направленной на снижение негативных психических состояний и психологических особенностей осужденных, отбывающих наказание в отряде хозяйственного обеспечения следственного изолятора.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что степень эффективности проводимых психокоррекционных мероприятий с осужденными в ИУ является недостаточным. Разрешить выявленный недостаток предлагается за счет повышения качества организации психокоррекционной работы с применением методов арт-терапии, которое позволит благоприятно воздействовать на осужденных, их психологическое состояние и индивидуально-психологические особенности личности.
Методы исследования: Исследование проведено в отряде хозяйственного обеспечения СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан. В исследуемую выборку отобраны 33 осужденных мужского пола, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.
В ходе исследования нами комплексно была использована система взаимосвязанных методов: беседа, наблюдение, изучение личного дела, а также тестирования с помощью методики 16PF (16-ти факторный личностный опросник Р.Кеттела), методики определения акцентуаций характера К.Леонгарда-Смишека, арт-методика «Мандала». В качестве психокоррекционного метода была использована арт-терапия в сочетании с игро-терапией.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. Кроме того, исследование проблемы опиралось на фундаментальные положения общей, социальной, пенитенциарной психологии.
Теоретическая и практическая значимость исследования дипломного проекта состоит в следующем:
) создана комплексная методика, позволяющая диагностировать и прогнозировать поведение осужденных;
) изучены психологические особенности осужденных отряда хозяйственного обеспечения;
) разработана психокоррекционная программа по профилактике деструктивного поведения осужденных отряда хозяйственного обеспечения, основанная на применении метода арт-терапии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Осужденные мужского пола имеют целый ряд психологических характеристик, которые негативно влияют на процесс их адаптации, рeсоциализации, раскрытиe потенциала личности, которые могут быть обусловлены их социально-демографическими, возрастными, личностными особенностями, а также фактом нахождения в изоляции от общества и влиянием субкультуры в местах лишения свободы.
.Наиболее ярко выраженными акцентуациями характера у осужденных отряда хозяйственного обеспечения, являются: гипертимность, циклотемичность, и тревожность.
.Осужденные, обладают такими негативными психическими состояниями и свойствами личности, как повышенная агрессивность, низкий уровень способности к рефлексии, эгоизм, низкий показатель эффективности в работе, настороженность, недоверие к группе, что затрудняет процесс их адаптации, ресоциализации, а также понижает чувствительность к психокоррекционным и воспитательным мероприятиям.
.Психокоррекционная программа с помощью метода арт-терапии направлена на формирование позитивного поведения у осужденных отряда хозяйственного обеспечения, помогает развить у них стабильный и благоприятный эмоциональный фон.
Организация исследования. Основной экспериментальной базой исследования являлось ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан.
Достоверность и обоснованность полученных результатов эмпирического исследования обеспечивается применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативности выборки, использовании валидного психологического инструментария, обработкой результатов исследования методами математической статистики с помощью программы Psychomеtrik Eхpert версия 7; подтверждением высказанной гипотезы исследования.
Структура выпускной квалификационной (дипломной) работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава I. Теоретико-методологические основы арт-терапии в диагностике и коррекции осужденных в местах лишения свободы
.1 Понятие арт-терапии. Показания к использованию метода арт-терапии в местах лишения свободы
« Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия»
В.Г. Белинский
В настоящее время отсутствует общепринятое и исчерпывающее определение арт-терапии по причине многообразия теоретических представлений, а также различных практических подходов к использованию данного направления в психологии. Рассмотрим основные трактовки термина, которые встречаются в научной литературе.
В дословном переводе с английского языка арт-терапия — (Art-therapy), означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством», или «использование искусства как терапевтического фактора». В англоязычных странах арт-терпию «относят, прежде всего, к так называемым визуальным искусствам (живописи, графике, скульптуре, дизайну), либо к таким формам творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видеоарт, компьютерное творчество, перфоманс и др.). Более подробно это отражено в работах А. И. Копытина, Э. Крамер, М. Либман и других.
Арт-терапия первоначально возникла и развивалась в теоретических идеях З. Фрейда и К.Г. Юнга, далее она начала развиваться и приобретать более широкую концептуальную базу, начала содержать в себе гуманистические модели формирования и развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).
Появилась арт-терапия (термин А. Хилла) как область теоретического и практического знания на стыке искусства и науки, и относится примерно к 30-м годам прошлого столетия. Эволюционное становление понятия «арт-терапия» отражает процессы разделения трех самостоятельных направлений: социального, педагогического, медицинского. Объединяет названные направления применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора.
Изначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные способы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Постепенно сложились следующие разновидности: терапия отвлекающими впечатлениями, терапия занятостью (с целью обучения больных и отвлечения их от переживаний, связанных с болезнью), трудовая терапия и социальная реабилитация (трудотерапия на основе производственной деятельности лиц, проходящих лечение и реабилитацию). Последняя разновидность имеет и другие названия: индустриальная терапия или терапия трудовой деятельностью.
По мнению В. Беккер-Глош, в основе современного определения арт-терапии лежит художественное творчество, связанное с действием трех факторов: экспрессии, коммуникации и символизации. Е.В Зинченко трактует арт-терапию, как использование средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. Мы придерживаемся мнения Н. Д. Никандрова, который считает, что арт-терапию можно рассматривать, как слияние творчества и терапевтической (или консультационной) практики, как метод направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу.
Термином арт-терапия обозначают как совокупность видов искусства, используемых при психокоррекции, так и собственно метод или комплекс методик. Как метод арт-терапия предполагает использование тех или иных приемов, которые направлены на обучение человека видению в своей изобразительной продукции не только некоего смысла и осознание ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, но также и развитие способности к ведению «внутреннего диалога», к рефлексии и интроспекции.
Цель арт-терапии — проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими. В первую очередь — это переживания, возникающие в результате беспокойства, страха, обиды, неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства. Игровое пространство, изобразительный материал и образ являются средством психической проекции. Проекция разрушительных и саморазрушительных тенденций, чувств на изобразительный материал и образ позволяет «дистанцироваться» от них и достичь определенной степени контроля над ними. Кроме того, эти тенденции и чувства могут стать предметом анализа и осознания.
В арт-терапии включает в себя большое количество видов, и зависимости от способа творческой деятельности и создаваемого продукта мы можем выделить следующие виды арт-терапии: изотерапия; библиотерапия (лечебное воздействие чтением); музыкотерапия (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапия (лечение пением); кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционнаят ритмика); драматерапия; сказкатерапия; этнотерапия; маскотерапия; песочная терапия; цветотерапия; фототерапия; видеотерапия; оригами; игротерапия; куклотерапия; анимационная терапия.
Арт-терапию иногда рассматривают как частный случай трудовой терапии, если основным содержанием работы участников становятся ремесла и прочие виды художественного творчества. Однако современные арт-терапевты данного мнения не разделяют. Итак, обозначенные выше сферы применения художественной деятельности и творчества в работе с людьми, имеющими проблемы со здоровьем, образовали так называемое социальное направление. Оно развивалось профессионалами в области прикладного искусства, не имевшими специальной медицинской и психологической подготовки.
По мнению автора, многолетняя история арт-терапии и ее современное состояние указывают нам на то, что в ней существуют различные направления и школы, которые зачастую с различных сторон объясняют целебные эффекты арт-терапии и вообще, по — разному понимают саму арт-терапию.
Современную арт-терапию можно разделить на два вида, по критерию использования художественных произведений искусства: импрессивную и экспрессивную. Представители первого направления для терапии используют уже готовые виды искусства (музыку, фотографии, скульптуру, картины и т.д.) профессиональных творцов. В этом направлении, безусловно, самым главным исцеляющим фактором, является высокий уровень произведений и, естественно, высокий уровень переживаний, который закодирован в них. Кроме того, для работы в этом направлении не нужно быть специально обученным, соответственно, снимается страх что-то делать самому. Для представителей второго направления характерно использование самостоятельного творчества человека. В настоящее время, среди специалистов использующих метод арт-терапии, больше приверженцев второго направления. В зависимости от целей воздействия выделяют следующие четыре направления в арт-терапии:
—психофизиологическое направление связано с коррекцией психосоматических нарушений;
—психотерапевтическое направление связано с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы личности человека, при этом преследуется цель раскрытия переживаний человека, осознание им собственных желаний, потребностей, отношений и помощь в отреагировании переживаемых эмоций.
социально-педагогическое направление ориентировано на развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизацию возможностей в практической, художественной деятельности и творчестве;
психологическое направление призвано способствовать интеграции личности.
Для нашей концепции психологического сопровождения осужденных интерес представляют психотерапевтическое и психологическое направление, так как они опираются на задействование регулятивной, коммуникативной и катарсической функций искусства. Регулятивная и коммуникативная функция реализуются в процессе формирования у человека ценного социального навыка, помогающего раскрыть логику и доводы ранее несознаваемых поступков, отклонений в своем поведении, воздействия собственной личности на окружающих и т. д. Катарсическая функция состоит, с одной стороны, в разрядке чувств, а с другой, в том, что арт-терапия (как исцеление) — это, прежде всего, собирание целостности личности.