Содержание
ВВЕДЕНИЕ.2
ИСТОРИКО–ПРАВОВЫЕ КОРНИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.4
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.14
РЕАЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.30
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.31
Выдержка из текста работы
Тема “Конституционный принцип разделения властей” является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.
Данный принцип означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление) — органы исполнительной власти, правосудие — суды, при этом “ветви власти” самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые “ветви власти” — законодательная, исполнительная и судебная — могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая “система сдержек и противовесов”.
Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей можно выделить следующий круг вопросов:
Каковы исторические корни принципа разделения властей?
Как принципа разделения властей разрешается в теоретических трудах мыслителей прошлого и настоящего времени, как зарубежных, так и российских?
Каково содержание принципа разделения властей?
Для выяснения ответов на эти вопросы использовались нормативные акты, научно-учебные пособия: М.Н. Марченко “Теория государства и права”, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе “Конституционное право Российской Федера- ции”, З.М. Черниловского “Всеобщая история государства и права”, А.А. Безгулова “Конституционное право России”, Е.И. Козловой “ Конституционное право России”; научные работы: И.А. Исаева, М.Н. Золотухиной “История политических и правовых учений России”, М. Валуева “Исторические типы философии”, Н. Колпакова “Разделение властей в современном Российском государстве”, С.В. Бородина “О разделении и взаимодействии властей”, Б.С. Крылова “ Разделение власти: система здержек и противовесов”, Н.А. Гагановой “ Концепция разделения властей и идея субсидиарности”, Г.Н. Чеботаева “Принципы разделения властей в конституционной системе РФ”, а также материалы периодических изданий.
В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей. Так, например, в работах И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, М. Валуева показаны различные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В научно-учебных пособиях З.М. Черниловского, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том числе и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей.
Объектом исследования является конституционный принцип разделения властей.
Предметом курсовой работы является теоретическое осмысление принципа разделения властей, как одного из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.
Цель работы: исследовать такую категорию, как “принцип разделения властей”.
Задачи работы обусловлены выше указанной целью и заключаются в следующем:
— выведение общего понятия “принципа разделения властей”;
— характеристика признаков принципа разделения властей;
— рассмотреть особенности функционирования принципа разделения властей
Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме и его анализ.
Глава 1 Сущность разделения властей
1.1 Историко-правовые причины принципа разделения властей
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти).
Таким образом, понятие “разделение власти” достаточно широкое и неотделимо от понятия “власти” и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника.
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком. Будучи противником тирании, сторонником “теории общественного договора”, компромисса, он в сочинении “Два трактата о государственном управлении” предложил разделение властей по трем сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причем её отделение от исполнительной не принципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды.
Французкий просветитель Ш. Монтескье в трактате “О духе законов” предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть карает преступников. Разделение властей он считал критерием “умеренных” и “неумеренных” форм правления. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили, буржуазны революции в Англии (1640-1648гг.) и впоследствии во Франции (1789-1794гг.).
В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772-1839гг.) в “Проектах и записках”. В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на “непременном законе”. Законность форм осуществления власти Сперанский, прежде всего, связывал с необходимостью разделения властей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника — основного представителя общества, обладающего и политическими правами.
2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия — остаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные — уровень политического сознания общества.
1.2 Необходимость разделения властей
Необходимость разделения властей является прямым следствием разделения и противостояния индивидуального и социального интереса, чаяний в жизни малых, так или иначе спаянных (например, объединенных проживанием на одной небольшой территории) групп населения и крупных социальных образований. Наличие двух фундаментов и равная опора на них, т.е. баланс и разделение общественных свобод (часто называемых общественными обязанностями) и свобод индивидуальных, баланс и разделение законов, баланс ветвей власти и их функций — вот основной принцип, согласно которому должно строиться здание общественной жизни. Только в таком случае это здание может устоять во времена потрясений, выдержать губительный для любой жесткой социальной конструкции напор технологических новшеств, изменений среды обитания, честолюбивых замыслов отдельных представителей политической и интеллектуальной элиты, конкуренции этнических и региональных групп.
Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя, по своей сути, едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).
Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств:
а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов……..
Список используемой литературы
1. Конституция РФ. М., 1996.
2. Федеральный Конституционный закон “О Конституционном Суде РФ” // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст.1447.
3. Федеральный Конституционный закон “О Правительстве РФ” // СЗ РФ. 1997. № 51. СТ. 5712.
4. Федеральный закон РФ “О прокуратуре РФ” // СЗ РФ. 1995. № 47. 4472; 1997. № 9. Ст. 1011.
5. Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ” // СЗ РФ. 2000. №32. Ст. 336
6. Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // СЗ РФ. 2002. №51. Ст. 4982.
7. Бородин С.В. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. 2002. № 5.
8. Гаганова Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности // Государство и право. 2003. № 3.
9. Журавлев А.Л., Комарова В.В. Структура исполнительной власти Российской Федерации в современный период // Конституционное и муниципальное право. № 1. 2001.
10. Козлова Е.И. Конституционное право России. М., 2003.
11. Колпаков Н. Разделение властей в современном Российском государстве // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 2.