Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..3
1 Литературный обзор исследования проблемы применения автомобильных тренажеров в процессе подготовки водителей…6
2 Цели, задачи, методы и организация исследования эффективности использования автомобильного тренажера для обучения вождению
2.1 Понятие виды и автомобильного тренажера как средства
для повышения эффективности процесса подготовки водителей17
2.2 Основы методики обучения вождению на автомобильном
тренажере.23
2.3 Задачи и методы исследования по применению тренажеров
для совершенствования техники вождения автомобиля 36
2.4 Практическое исследование учебно-тренажерного
комплекса ОТКВ-2..54
2.5 Формирование координационных способностей в
системе контраварийной подготовки автогонщиков с
помощью автомобильных тренажеров..74
ВЫВОДЫ…81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..84
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных причин аварийности на автомобильном транспорте есть недостаточное профессиональное мастерство водителей. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что неправильное и несогласованное действия водителей в большинстве случаев вызванные ошибками в оценке дорожно-транспортных ситуаций и прогнозе их дальнейшего развития. Если говорить о ситуациях, которые возникают во время спортивных ралли на трассах, то они имеют гораздо более напряженную обстановку и требуют от спортсменов-раллистов максимум концентрации, слаженности и автоматизма в действиях.
Достижение успеха в автомобильном спорте тесно связано с максимальным проявлением физических, психологических, интеллектуальных и личностных качеств спортсменов. Специфические требования соревновательной деятельности обусловливают особенности подготовки гонщиков.
Настоящий автоспортсмен человек дисциплинированный, обладающий чувством ответственности, умеющий анализировать сложные ситуции, делать правильные выводы, и, главное, виртуозно владеющий своей машиной. Процесс формирования автоспортсмена —длительный и сложный, требующий большой практики участия в соревнованиях, причем, форсировать его практически невозможно. Автоспортсмен должен уметь делать одновременно много дел. Независимо от того, входит ли его автомобиль в поворот или совершает какой-то маневр на прямолинейном участке, мысленно водитель непрерывно рассчитывает предстоящую траекторию движения и скорость, успевает прогнозировать возможные критические отклонения, чутко контролирует поведение машины. Одновременно, в подсознании, все время наготове комплекс приемов, позволяющих мгновенно нейтрализовать любое отклонение от оптимального режима при возникновении критической ситуации.
В зависимости от того, каким набором стереотипов управления машиной владеет гонщик, как мало времени нужно ему для того, чтобы вывести автомобиль в критической ситуации, и определяются стиль и класс езды спортсмена. Стиль гонщиков высокого класса прежде всего отличают рациональная точность, плавность и мягкость каждого движения.
Вторая особенность, присущая мастерам высокого класса, это неторопливость и лаконичность в управлении автомобилем. А достигается она способностью мгновенно оценивать ситуацию, прогнозировать ее и заранее готовиться к нужным действиям. Следует подчеркнуть, что только при полном автоматизме в работе с органами управления и умении прогнозировать свои действия, автоспортсмен сможет достичь того уровня, который станет трамплином для дальнейшего совершенствования мастерства.
Среди вопросов, связанных с подготовкой автогонщиков высокой квалификации, наиболее широко и глубоко исследованы особенности взаимодействия автопилота с автомобилем. Так, в связи со спецификой управления автомобилем в условиях тренировок и соревнований, в ряде исследований (Э.Г. Сингуринди, 1986; Э.С. Цыганков, 1995, 1999; К.Н. Огарко, Э.С. Цыганков, 1998; А.Н. Голосай, 2004 и др.) показано, что технико-информационные взаимоотношения в системе «человек автомобиль» составляют один из решающих компонентов подготовленности водителей, включая автораллистов.
В литературе неоднократно подчеркивалась, что повышение уровня мастерства гонщиков тесно связано с совершенствованием таких важных составляющих как физическая, психологическая и технико-тактическая подготовленность (Э.Г. Сингуринди, 1980; Б.И. Худойназаров, 1992; Е.М. Бариеников, 1994; Н.А. Потапова, 1999; В.В. Московских, 2004; В.А. Прусов, 2005).
В последние два десятилетия в специальной и научно-методической литературе обсуждаются вопросы повышения квалификации и мастерства гонщиков с помощью применения инновационных тренажерных комплексов (В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов, 1983; Д.Д. Донской, 1995; А.В. Родионов, 2001 и др.).
Кроме того, в ряде исследований авторы указывают на необходимость использования автосимуляторов и гоночных тренажеров в тренировочной деятельности высококвалифицированных спортсменов, что позволяет довести до автоматизма действия на трассах и реакции на непредвиденные аварийные ситуации. Однако в специальной литературе по подготовке гонщиков ралли эти вопросы обсуждаются в недостаточной степени.
Среди широкого круга вопросов подготовки высококвалифицированных спортивных гонщиков авторалли также недостаточно изучены вопросы построения тренировки и контроля физических и психических способностей спортсменов и влияние на уровень водительского мастерства гонщиков таких факторов как применение в процессе подготовки к ралли автомобильных тренажеров.
Таким образом, недостаточная изученность и разработка ряда важнейших вопросов совершенствования подготовки автогонщиков ралли, связанных с применением автомобильных стимуляторов и гоночных тренажеров обусловливала актуальность избранной темы исследования.
Один из важнейших направлений по снижению показателей аварийности является совершенствование методов обучения гонщиков это неиспользуемый резерв повышения мастерства вождения путем совершенствования обучающих методик и применения при обучении вождению современных комплексных автомобильных тренажеров.
Предлагаемые в работе мероприятия по внедрению в процесс подготовки спортивных гонщиков автотренажеров и симуляторов и их применение в практике обучения направлены на повышение водительского мастерства, предупреждения опасного и аварийного поведения участников ралли и повышения безопасности движения.
Автотренажеры оснащены тандартными органами управления, их программное обеспечение позволяет обучать и стажировать водителей и спортивных гонщиков на автомобилях с разным типом привода (передний, задний или полный), по сухому асфальту или льду, днем или ночью .
Обучение на автотренажере на начальном этапе подготовки водителя и гонщика позволяет сформировать основные навыки управления автомобилем, которые закрепляются на уровне подсознания. После такого тренинга спортивный гонщик в состоянии видеть и анализировать ситуацию натрассе, прогнозировать ее развитие с максимальной эффективностью.
Существующие методы оценки профессиональной подготовки водителей автомобилей припускают, что в процессе обучения автомобиль и среда остаются неизменными и несвязанными с количественными характеристиками уровня обученности человека. Но в процессе обучения вместе с изменением организации действий человека изменяется организация функционирования автомобиля. Одновременно изменяется характер восприятия человеком окружающей среды. Сначала среда воспринимается поэлементно, потом функциональными группами и, в конце концов, симультанно, т.е. в целом. Все эти изменения не находят отображения в существующих методах оценки уровня профессиональной подготовки человека. Это приводит к значительным ошибкам при решении задач управления процессом обучения и прогнозированию его результатов.
В работе был проведен анализ уровня разработанности проблемы применения автомобильных тренажеров на для подготовки спортивных гонщиков и водителей, исследование имеющихся автотренажеров как на отечественных рынках, так и на мировых. Проведено исследование эффективности применения автомобильных тренажеров для выработки у гонщиков навыков контраварийного вождения, применены методы статистического анализа для исследования групп автогонщиков на этапе обучения.
1 Литературный обзор исследования проблемы применения автомобильных тренажеров в процессе подготовки водителей
Применение различного рода тренажеров в целом ряде отраслей человеческой деятельности получило чрезвычайно широкое распространение. Хотя само слово «тренажер» в современном значении возникло в 20 веке, понятие об устройстве, используемом для обучения человека, формирования у него тех или иных навыков существовало, вероятно, на заре цивилизации. Исторически сложилось так, что объектами моделирования на тренажерах становились в первую очередь процессы, в которых обучение на реальных объектах могло привести к тяжелым последствиям или процессы, воспроизведение которых при обучении затруднено или невозможно. В современных условиях в первую очередь это относится к таким областям, как военное дело, авиация, атомная энергетика и т.д .
По мере развития тренажерной техники, с одной стороны и усложнением изучаемых технических решений, с другой, методы имитационного моделирования проникли и во многие другие области человеческой деятельности. К стимулированию тренажерных технологий привела также необходимость обучения большого количества специалистов, обладающих однотипными навыками, для работы на схожем оборудовании Широко представлены тренажерные технологии в таких сферах, как медицина, транспорт, судовождение, педагогика. В некоторых областях, например, в воздушном транспорте, использование тренажеров является неотъемлемой частью учебного процесса, а также процесса аттестации работников.
Хочется отметить еще один аспект использования тренажеров: моделирование на них критических, экстремальных условий. К такого рода тренажерам относится NADS (National Advanced Driving Simulator) самый совершенный автомобильный тренажер стоимостью более 50 миллионов долларов. Типичная задача для такого тренажера: все знают, что вождение в состоянии алкогольного опьянения опасно. Однако конкретной информации о поведении пьяных за рулем практически нет, да и проведение соответствующих экспериментов на реальной машине в городских условиях, несомненно, будет иметь самые печальные последствия. Применение тренажера для таких исследований единственная альтернатива.
Безопасность дорожного движения и снижения аварийности на дорогах мировая задача, в которой заинтересована общественность и правительство. Автомобильным школам постоянно приходится совершенствовать методики преподавания вождения с целью повысить профессионализм и безаварийность вождения.
Присвоение квалификации, допуск водителей к управлению транспортными средствами и выдача водительских удостоверений регламентируются в каждой стране соответствующими законодательными положениями и инструкциями.
На настоящий момент приходится констатировать, что, хотя в большинстве стран курсы по обучению вождению являются обязательными, тем не менее, имеется слишком много исключений либо наблюдается такое положение, когда будущих водителей может обучать кто угодно и чему угодно. В Германии, Португалии, Дании и Люксембурге, если упомянуть лишь о нескольких примерах, действует обязательное требование, как в отношении теории, так и практики . В Швеции, и особенно в Бельгии, не предусмотрено никакого обязательного требования, поэтому лишь более половины кандидатов на получение водительского удостоверения проходят подготовку у официально зарегистрированных профессиональных инструкторов. Для России характерны обязательные курсы, на которых помимо теоретических сведений даются практические навыки. Для этого используются автотренажеры и конечно автомобили, специально подготовленные и оснащенные для этого.
Выдержка из текста работы
В последнее десятилетие внимание многих специалистов было обращено на вопросы рационального использования тренажерных устройств в процессе подготовки взрослых и юных спортсменов. Применение тренажерных устройств и других технических средств в тренировочном процессе позволяет получать более объективные и достоверные данные о количественных и качественных характеристиках движений, об уровне развития физических качеств и технической подготовленности спортсмена. Благодаря использованию тренажеров становится возможным более эффективно развивать физические качества и совершенствовать техническую подготовленность спортсмена. Одно из несомненных преимуществ тренажерных устройств состоит в том, что они позволяют повысить избирательность воздействия на нервно-мышечный аппарат спортсмена путем использования различных сочетаний упражнений динамического и статического характера при уступающем и преодолевающем режимах работы мышц с сохранением структуры движений основного соревновательного упражнения.
Актуальность. Бурный рост, спортивны достижений и обострившаяся конкуренция на международной арене требует постоянного поиска новых форм и методов спортивной тренировки, направленных на подготовку высококвалифицированных велосипедистов не только в сборных командах, но и в коллективах физической культуры, детско-юношеских спортивных школах. Эффективность такой подготовки во многом обуславливается степенью прочности рациональных основ техники педалирования приобретенной на ранних этапах спортивной тренировки. Именно поэтому проблема совершенствования техники педалирования выдвигается в одну из центральных в общем комплексе подготовки резерва для большого спорта. Тенденция к росту спортивных результатов во всех видах программы велосипедных гонок вызывает необходимость углубленного изучения эффективности применения тренажерного оборудования для совершенствования техники педалирования велосипедистов. Решение этого вопроса позволит систематизировать учебно-тренировочный процесс и сократить сроки подготовки молодых перспективных спортсменов велосипедистов.
Целью данной работы является разработка методики совершенствования техники педалирования у велосипедистов.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
— Провести анализ литературы и практики по проблеме совершенствования техники педалирования.
-обобщить теоретико-методические представления о тренажерном оборудовании.
— оценить эффективность применения различность типов тренажеров для совершенствования техники педалирования.
Предметом исследования является техническая подготовка велосипедистов, и в часности техника педалирования.
Объектом исследования являются совершенствование техники педалирования у велосипедистов……………………..
Заключение
Техника педалирования на велосипеде считается краеугольным камнем велоспорта. Как показывают исследования, результаты соревнований во многом зависят от эффективности техники педалирования. Следует иметь ввиду, что для правильной и равномерной техники педалирования желательно наличие контактных педалей или туклипсов с шипом.
Основные правила техники педалирования на велосипеде приблизительно следующие. Педали необходимо крутить, а не давить на них. Не крутить «медленно — но верно» большую передачу — лучше с рабочим каденсом (частотой вращения педалей) использовать более низкую передачу на больших оборотах. Стараться ехать в седле столько, сколько возможно (не вставайте зря) — этим вы экономите силы. На затяжных подъемах не напрягать все тело — сконцентрироваться на дороге, дыхании и вращении педалей — но стараться держать тело расслабленным.
Выработка правильной посадки – одна из главных задач при обучении гонщика технике и ее совершенствовании.
Есть два основных положения велосипедиста, отличающихся по характеру позы и движений: сидя в седле и стоя на педалях (положение «танцовщица»). У каждого положения есть свои особенности, которые проявляются при старте с места, рывке, финишировании, во время работы на подъеме.
Тренажерные устройства позволяют при выполнении упражнений сохранить, с одной стороны, высокую степень сопряженности с основным соревновательным упражнением, а с другой — избирательно воздействовать на развитие необходимых физических качеств. В последние десятилетия сконструированы тренажерные устройства для развития почти всех физических качеств, особенно скоростных, скоростно-силовых, силовых качеств спортсменов.
В ходе исследования для данной дипломной работы были использованы соедующие тренажеры:
1. Велостанок.
Станок можно использовать для выполнения многих упражнений более эффективно и безопасно в сравнении с тренировкой на шоссе, для удобного разогрева перед соревнованиями. а также для совершенствования техники педалирования.
2. Велотренажер.
Основная задача велотренажеров — тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Вместе с тем современные велоэргометры, которые позволяют точно дозировать нагрузку и, следовательно, составлять индивидуальные программы, не только увеличивают выносливость.
3. Компьютеризированный велотренажер, который предназначен для велосипедистов на базовом этапе подготовки с целью выхода на планируемый режим соревновательной деятельности.
В эксперименте участвовали 30 человек, 22 мужчин и 8 женщин (по 10 на каждый вид тренажера). Возрастная категория от 25 до 28 лет и состояние здоровья на момент исследования было удовлетворительным.
Исследование проводилось в течение одного месяца, 3 раза в неделю по 2 часа.
В результате исследования был получен вывод, что для совершенствования техники педалирования у велосипедистов лучше всего использовать велостанок, как наиболее эффективный. Так как такой тренажер позволяет проводить тестирование спортсмена, определять слабые звенья подготовки, моделировать рекордные режимы, совершенствовать технику педалирования, получать модельные характеристики запланированного режима соревновательной деятельности и с помощью средств управления движениями реализовывать запланированный результат. Также после его использования по окончанию эксперимента было замечено, что техника педалирования в целом улучшилась у всех 10 участников эксперимента.
Список литературы
1. Азатян М.Д. Исследование переключений и эффективности их применения в тренировке велосипедистов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Азатян М.Д.; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. — Л., 1964
2. Алабин В.Г., Скрипко А.Д. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте // Справочник. – Мн.: Вышейшая школа, 1979.-176с.
3. Батаен В. Велосипедные гонки (Б-ка сельского физкультурника). – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 79с.
4. Бахвалов В., Красников А. Гонки преследования и групповые. – М.: Физкультура и спорт, 1960. – С. 30-39.
5. Боднер В.А. Авиационные тренажеры. — М.: Машиностроение, 1978.-167с.
6. Бугаев Б. П., Денисов В. Г. Пилот и самолет. (Авиационная эргономика). – М.: Машиностроение, 1976.- 110с.
7. Велосипедный спорт. Программа по специализации для педагогических факультетов ИФК. / Составители: Теппер Н. А., Краюшкин В. А. – М., 1960. – 33с.
8. Велоспорт. Программа для спортивных секций КФК и СК (гонки на треке). / Составитель Гаммерштедт Ю. А. – 1971. – 63с.
9. Велосипедный спорт. Программа для спортивных школ молодежи и ШВСМ. / Составитель Красиков Ю. А. – М., 1972. 42с.
10. Вершинин В. Г. Начальное обучение велосипедному спорту. – М.: Физкультура и спорт, 1966.- 192с.
11. Власова Н. Н. Обучение на велосипедном стонке // Физкультура в школе. – 1962. – N9. – С. 47-49.
12. Гладышева А.А. Информативность морфологических признаков в оценке тренированности спортсменов: Матер. 12-й Всесоюзн. конф. по физиологии, морфологии, биомеханике и биохимии мышечной деятельности. Львов, 2006
13. Голенко А.А. Характеристика упражнений, используемых в Cycling-программах / А.А. Голенко // Вестник спортивной науки. — 2007.
14. Гуслиц В. С. Автомобильные тренажеры.- М.: Транспорт, 1975.- 97с.
15. Ипполитов И.В. Посадка и педалирование велосипедистов / Ипполитов И.В. // Теория и практика физ. культуры. — 1954.
16. Кирмелашвили Г. Д. Некоторые вопросы исследования эффективности программированного обучения и совершенствования техники опорных прыжков в гимнастике // В кн.: Программированное обучение и применение технических средств в спортивной тренировке. – Мн.: Полымя, 1965. – С. 74-79.
17. Козлов А.М. Формирование рациональной техники велосипедного педалирования / Козлов А.М., Кряжев В.Д., Басов Н.В. // Теория и практика физ. культуры. — 1983.
18. Колумбет А.И. Структура соревновательной техники движений велосипедистов как основа для ее моделирования и совершенствования: Автореф. канд. дис. Киев, 2001
19. Левенко Н.А. Соотношение силовых и скоростных компонентов педалирования в процессе формирования специальной выносливости велосипедистов-шоссейников: автореф. дис. … канд. пед. наук / Левенко Н.А.; ГЦОЛИФК. — М., 1977.
20. Лейкин М.Г. Научное обоснование и создание спортивно-оздоровительных тренажеров: дис. … д-ра пед. наук в виде науч. докл. / Лейкин М.Г.; РГАФК. — М., 1993.
21. Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. — М.: Педагогика, 2007.
22. Марахотин А. В. Исследование методики становления и совершенствования техники велосипедного педалирования с применением педального привода учебного велосипеда // В сб. Научные основы физического воспитания студентов педагогических институтов. – Л., 1973. – С. 89-92.
23. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. — М.: Просвещение, 2004.
24. Попков В.Н. Возрастные особенности освоения техники кругового педалирования = Age Peculiarities of Master Circular Pedaling / Попков В.Н. // Теория и практика физ. культуры. — 2000
25. Попков В.Н. Отбор и контроль в юношеском велоспорте: [моногр.] / В.Н. Попков; Гос. ком. РФ по физ. культуре и туризму, Сиб. гос. акад. физ. культуры. — Омск, 2001.
26. Рагимов Р.М. Энергетическая характеристика различных режимов педалирования / Рагимов Р.М. // Теория и практика физ. культуры. — 1965.
27. Раль В. Ю. Тренажеры и имитаторы в ВМФ. – М.: Воениздат,1969.-215с.
28. Ратов И. П. Сергиенко В. Б. О возможности выявления двигательных реакций на сбивающие факторы при применении приема «Искусственная ошибка» // Теория и практика физической культуры. – 1972. N5. – С.23-26.
29. Ратов И. П. Перспективы преобразования системы подготовки спортсменов на основе использования технических средств и тренажеров // Теория и практика физической культуры. – 1976. – N10. – С. 60-65.
30. Ратов И. П. Концепция перспектив развития физкультурно-спортивных тренажеров // Теория и практика физической культуры. – 1990. – N8. – С. 10-13.
31. Ратов И. П., Насреддинов Ф. Н. Совершенствование движений в спорте. – Ташкент.: Изд. Им. Ибн-Сины, 1991. – 152с.
32. Романов Н.С. О роли гравитации в технике педалирования при передвижении на велосипеде = Role of Gravity in Pedaling Technique in Cycling / Романов Н.С. // Теория и практика физ. культуры. — 2004
33. Селуянов В.Н. Развитие теории физической подготовки спортсменов в 1960-1990 гг. //Теория и практика физ. культуры. 2005, № 1
34. Селуянов В.Н Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной подготовки// Теория и практика физ. культуры. 2008, № 3
35. Селуянов В.Н., Яковлев Б.А. Биомеханические основы совершенствования эффективности техники педалирования: Учеб. пос. — М.: ГЦОЛИФК, 2005.
36. Тимошенков В.В., Половцев В.Г. Некоторые характеристики педалирования велосипедистов различных спортивных квалификаций //Велосипедный спорт: Ежегодник. М., 1999,
37. Тимошенков В.В., Половцев В.Г. Применение тренажеров для совершенствования техники спортивного педалирования. Теор. И практ. Физич. культуры, 1980, №3, с. 45-47.
38. Тренажеры и их использование в процессе производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1972. – 268с.
39. Тренажерные системы. / Под общ. ред.д.т.н. проф. В. Е. Шукшунова.- М.: Машиностроение, 1981.- 256с.
40. Тренажер // В кн.: Большая советская энциклопедия (Гл. ред. А. Н. Прохоров). – 3-е изд. – Т. 26. – М.: Советская энциклопедия, 1977. – С. 182.
41. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте — М. ФиС, 2005.
42. Физическая подготовка спринтеров / Е.Е. Аракелян, В.Н. Селуянов, В.А. Збарский [и др.] // Проблемы спортологии : тр. учен. пробл. науч.-исслед. лаб. (30 лет ПНИЛ). — М., 2000.
43. Филиппович В.И. Возрастные особенности формирования двигательных навыков у подростков //Физическое воспитание в школе. 2004, № 5,
44. Шелюженко А.А., Душанин С.А., Пирогова Е.Н., Иващенко Л.Я. Использование тренажеров в оздоровительных целях — Киев: 2004.
45. Шмонин Б.В. Система управления двигательными действиями велосипедного педалирования у триатлонистов / Шмонин Б.В., Бубнов П.В. // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): (материалы конф.). — М.: 1999. — С. 134-137.