Содержание
Содержание
Введение.3
1. Сущность и роль прибыли4
2. Методика анализа прибыли и резервов ее увеличения9
3. Оценка резервов увеличения прибыли на базе предприятия ООО «ДОК №1»14
3.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО14
«ДОК №1»14
3.2. Анализ состава и динамики балансовой, валовой и чистой15
прибыли предприятия ООО «ДОК №1»15
3.3 Факторный анализ прибыли предприятия ООО «ДОК №1»19
3.4. Резервы увеличения прибыли на предприятии ООО «ДОК №1»21
4. Мероприятия по мобилизации вскрытых резервов увеличения прибыли26
4.1 Направления по повышению эффективности использования резервов увеличения прибыли на предприятии26
4.2 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий27
Заключение30
Список используемых источников32
Выдержка из текста работы
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
Переход к новой системе хозяйствования расширяет возможности дея-тельности предприятия. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности пред-приятия.
Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Существенная роль предприятия торговли в функционировании кредитно-финансовой системы: около 90% всей денежной наличности, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.
Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, ос-новным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности ( в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал. Наемные работники также заинтересованы в прибыльности предприятия, которая в определенной мере является не только гарантом их занятости (долгосрочная перспектива), но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение социальных потребностей (краткосрочная перспектива). Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом.
Таким образом, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим вопросы экономического анализа уровня рентабельности в торговле с целью выявления резервов для ее повышения приобретают исключительно важное значение.
К задачам управления прибылью можно отнести:
1. Обеспечение максимализации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия.
2. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестирован-ный капитал собственникам предприятия.
3. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
4. Обеспечение постоянного роста рыночной стоимости предприятия.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставили перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой – своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности.
Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение при-были (доходов).
Так как, именно государство определяет успешное функционирование предприятия, то проблемы прибыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны.
В данной работе использован статистический материал за 1997 – 2003 гг., постановления и законодательные акты правительства РФ, работы российских и зарубежных экономистов, занимающихся вопросами управления эффективностью производства и прибыли.
Целью работы является подробный анализ процесса формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
Согласно цели в работе поставлены следующие задачи:
определить экономическую сущность прибыли;
выделить основные этапы формирования прибыли;
проанализировать основные способы расчета прибыли в условиях сво-бодных рыночных цен;
предложить возможные пути увеличения прибыли на предприятии………
ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I. №52-ФЗ от 30.11.94.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть II. №15-ФЗ от 26.01.96.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I. №146-ФЗ от 31.07.98.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II. №117-ФЗ от 05.08.2000.
5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 №14-ФЗ.
6. Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 10.08.95 г. №37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 № 32н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 № 33н.
9. Указ Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 и постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
10. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. — М.: Экономика, 1990.
11. Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. — М.: Издательство «ПРИОР», 2000.
12. Ворот И.В. Экономика фирмы. — М.: Высшая школа, 1994.
13. Ковалева А.М. Финансовый анализ. — М.: Финансы и статистика, 1998.
14. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник. — Мн.: Высшая школа, 2000.
15. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве, торговле. — М.: Экономика, 1994.
16. Мелентьева В. Анализ рентабельности торговых предприятий // Аудитор. — 1999. — № 9 — 10.
17. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2000.
18. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. — М.:Экономика,1997.
19. Раицкий К.А. Экономика предприятия. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: ИП Экоперспектива, 1997.
21. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. / под ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. — М.: ИНФРА-М, 2000.
22. Уткин Э. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. — М.: Издательство «Зерцало», 1998.
23. Шамхалов Ф.И. Новое российское предпринимательство. — М.: Экономика, 1994.
24. Шуляк П.Н. Финансы предприятий. Учебник. — М.: Дашков и К,2002.
25. Финансы предприятий. Учебник /Колчина Н.В., Поляк Г.Б. и др. — М.: ЮНИТИ,2000.
26. Экономика и бизнес / / Под. ред. В.В. Камаева. — М.: Издательство, МГУ, 1993.
27. Экономика предприятия и сферы услуг. Учебное пособие под редакцией профессора Аванесова Ю.А. — М.: Экономика 1996.
28. Экономика торгового предприятия. Учебник / под ред. профессора Гребнева А.И. — М.: Экономика, 1996.
29. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2000