Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие, цели и основания ограничения прав и свобод человека в современном российском праве………………………………………………….7
1.1. Понятие и сущность ограничения прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………………7
1.2. Конституционные основания и пределы ограничения прав человека…………………………………………………………………………..12
1.3. Правовая позиция Конституционного суда РФ по проблемам ограничения прав и свобод человека и гражданина…………………………..23
2. Особенности ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях военного и чрезвычайного положения………………………………51
2.1. Правовое регулирование ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения……………………………51
2.2. Правовое регулирование ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения………………………………….60
2.3. Совершенствование законодательства в области ограничений прав и свобод человека и гражданина………………………………………………….71
Заключение……………………………………………………………………….78
Список литературы………………………………………………………………81
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения, как на государственном уровне, так и на региональном, проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день Российское государство не совсем справляется с выполнением своей главной конституционной обязанностью — защитой прав и свобод человека и гражданина. На государственном уровне, и в общественном мнении, и в науке признано, что в указанной сфере сложилась неудовлетворительная ситуация. Одной из важнейших категорий прав, которые в настоящее время подвергаются частым нарушениям во всех регионах государства, являются политические права и свободы. С каждым днем растет количество нарушений в этой области, в связи происходит утрата доверия населения ко всем структурам государственной власти.
Степень разработанности — в работе использованы комментарии к Основному закону РФ, монографии и периодика, современные знания.
Отдельные аспекты этой проблемы рассмотрены в научной литературе такими российскими учеными, как С.Л. Авакьян, С.С. Алексеев, П.В. Анисимов, B.C. Афанасьев, В.М. Баранов, П.П. Баранов, А.Г. Бережнов, Н.А. Боброва, Н.С. Бондарь, В.Н. Бутылин, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, Л.А. Григорян, Ю.А. Дмитриев, В.Д. Зорькин, В.А. Иваненко, B.C. Иванейко, В.П. Илларионов, В.Т. Кабышев, В.А. Коннов, В.А. Кучинский, А.В. Лебедев, Е.А. Лукащева, А.В. Мицкевич, А.С. Мордовец, С.А. Муромцев, А.С. Пятак, В.А. Ржевский, И.В. Ростовщиков, Н.А. Рудакова, Ф.М. Рудийский, В.П. Сальников, К.В. Сангаджиева, Ю.А. Тихомиров, И.Е. Фарбер, А.Г. Хабибулин, Б.Н.Чичерин, Д.В. Шомникова, Б.С. Эбзеев и др.
Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования и реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Предмет исследования – юридические гарантии, представляющие собой, закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию, охрану и защиту политических прав и свобод человека и гражданина.
Цель данной работы состоит в комплексном – правового регулирования исследовании конституционно прав и свобод человека и гражданина в России, изучении и анализе их юридического содержания, обеспечение реализации и защиты указанных прав и свобод. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
— исследовать процесс становления политических прав и свобод в РФ;
— исследовать механизм реализации и защиту политических прав и свобод РФ;
— дать понятие юридических гарантий, изучить их виды и место в системе общих гарантий прав и свобод человека и гражданина;
— выявить юридические гарантии в механизме реализации политических прав и свобод.
Методологическая основа исследования: использовались современные методы познания явлений и процессов правовой действительности.
Структура обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и нормативно-правовых актов.
Положения, выносимые на защиту:
- Политические права и свободы граждан в России возникли развивались на протяжении длительного периода, формировались вместе с историей становления конституционализма в нашем государстве. В связи с чем, можно выделить следущие этапы нормативно правового регулирования политических прав и и свобод человека.
- Признание государством необходимости обеспечения политических прав и свобод граждан и подлинного народовластия является важнейшим элементом механизма защиты от необоснованных вторжений и несоразмерных ограничений других, каждый из которых характерезуется своей спецификой.
- Под механизмом реализации политических прав и свобод граждан следует понимать систему правовых и организационных способов, форм, методов и средств обеспечений этих прав и свобод, основанную на совокупности общепризнанных принципов и норм международного права.
Глава 1. Понятия политических прав и свобод человека и гражданина и их система в Конституции РФ
- Понятие политических прав и свобод
Права человека сформировались как следствие многочисленных исторических, экономических, социальных причин, которые, в свою очередь, были обусловлены назревшей психологической потребностью человеческого существа в свободном использовании имеющихся у него возможностей. Современные права человека это результат длительного исторического процесса борьбы прогрессивных сил за освобождение от угнетения.
В России процесс становления и развития института прав и свобод
человека прошел весьма сложный исторический путь. Сам термин «права человека» прижился в политико-правовом лексиконе российской интеллигенции только в конце XIX — начале XX веков1. Государственно- политическая практика и культура, монархическая форма правления, крепостное право, правовой нигилизм и многое другое в значительной степени тормозили становление прав человека в нашем государстве.
Для России права человека в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин по сравнению с любой даже
неевропейской страной дело более сложное. Наблюдалось доминирование государственной власти, ограничения всяких других попыток самодеятельности. Общество находилось под жестким налоговым бременем, как следствие этого слабое развитие городов, предпринимательства, бедность, зыбкость собственности, консерватизм культурных ценностей и неразвитость политической системы. Однако идеи прав и свобод человека, несомненно, присутствовали в истории и сопровождали российскую действительность.
О политических правах человека следует говорить также как и о социологической категории, сосредотачивающей общечеловеческие ценности, которые нашли свое воплощение в международных стандартах прав человека и внутригосударственном праве. Они гарантируются не только юридическими нормами, но и напрямую зависят от прочности устоев конституционного строя, реальности демократизма и уровня политической культуры населения.
Для того чтобы наиболее точно определить понятие политических прав, необходимо раскрыть сущность рассматриваемой категории, выделить и подчеркнуть ее особенности и признаки. Во-первых, следует уточнить само понимание политики, политической власти, во-вторых, предложить тот критерий оценки политики, который оправдан именно в данной сфере.
Термин «политика» первоначально обозначал различные формы
государственного управления. Позднее значение термина «политика» было расширено: участие в делах государства, определение форм, задач и направлений деятельности государства. Политика — это отношения к власти, отношения по поводу власти. Указанное явление подвижно и объективируется в действиях людей, социальных групп, классов, представляющих, собой политический процесс. Политика охватывает сферы, непосредственно затрагивающие интересы практически каждого человека и выражает позиции по отношению к характеру политического режима и государства, к правам человека и т. д.
Политическая власть1 — это определенный тип общественных отношений, возникающих между большими социальными группами, между государством и обществом, между государственными органами власти, политическими партиями и общественными объединениями, которые используют политические институты и ресурсы для руководства политическими процессами и общественной жизнью с целью создания определенного типа правления и определенного политического режима. Политическая власть начинается там, где способность влиять распространяется на широкие массы, на миллионы.
Таким образом, политические права человека можно определить как гарантированную нормами международного и внутригосударственного права возможность личности индивидуально коллективно участвовать в политических процессах, в деятельности государства и всей политической системы общества.
К политическим должны относиться те права, которые дают возможность гражданам принимать участие в политической жизни общества, проявляя себя в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса, а также в составе отдельных групп, движений, объединений и т.п.
Кроме того, политические права и свободы имеют ряд особенностей,
отличающих их от других прав человека и гражданина. Одним из
отличительных признаков политических прав и свобод является, прежде всего, возможность участия в общественно-политической сфере деятельности государства.
Эти права непосредственно связаны с политикой, с возможностью участия в общественно-политической жизни государства и предполагают
активное участие индивидуума в управлении делами государства. Главное содержательное своеобразие политических прав и свобод заключается в области их осуществления, в возможности, которые они предоставляют индивидам в обществе.
Важным отличием политических прав является их тесная связь с
обладанием гражданством государства. Большинство политических прав и свобод признаются за гражданами, что является ограничением числа носителей (субъектов) этих прав. По преимуществу они принадлежат только гражданам государства.
Политические права и свободы характеризуются большей степенью определенности, четкости и жесткости формулировок, чем иные основные права и свободы.
Политические права по существу являются одной из форм проявления политической свободы человека. Закрепление этих прав и свобод в законодательстве конкретного государства лишь конкретизирует их, предусматривает эффективные механизмы и процедуры их реализации.
Исследуемая категория прав человека и гражданина обладает более высокой степенью публичности, поскольку в их защите заинтересованы, как правило, не только конкретные граждане, но и общество в целом. Реализация политических прав и свобод может осуществляться как отдельным индивидом (индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти), так и группой лиц (право на собрания, демонстрации и митинги, право создания общественных объединений). Так, одной из особенностей политических прав и свобод является коллективный характер их реализации1.
По общему правилу отдельные категории граждан могут быть правомерно ограничены в своих Правах и свободах: если условия правомерного ограничения установлены законом; если они обеспечивают должное признание и уважение прав других лиц; если они направлены к удовлетворению справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (статья 29 Всеобщей декларации прав человека). Так, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (часть 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации).
Политические права гражданина выражают взаимоотношения личности и государства. Они реализуются в конституционно-правовых отношениях, но могут осуществляться и вне правоотношений (например, свобода мысли и слова.
- Система политических прав и свобод
Этот вопрос в отечественной и зарубежной литературе остается дискуссионным, так как отсутствует не только четкий перечень политических прав и свобод, но и критерии, по которым можно было бы это сделать.
Анализ уже имеющихся научных классификаций политических прав и свобод, сравнительно-правовой анализ текстов Конституции Российской Федерации и европейских государств в части закрепления ими политических прав и свобод позволил диссертантке сделать определенные выводы.
Политические права и свободы необходимо рассматривать как элемент системы основных прав и обязанностей, а эту последнюю — как элемент более широкой системы субъективных прав и юридических обязанностей человека. Вместе с тем, политические права и свободы граждан имеют свойства относительно самостоятельной системы, которая состоит из отдельных прав и свобод.
К политическим правам граждан Российской Федерации относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:
— свобода мысли и слова (ст.29), которую можно отнести как личным, так и к политическим правам и свободам;
— право на информацию (ч.2 ст.24, ч.4 ст.29);
— право на объединение (ст.30);
— право на проведение публичных мероприятий (ст.31);
— право на участие в управлении делами государства (ст.32);
— право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).
В России гарантируется свобода средств массовой информации, запрещена цензура. Свобода мысли и слова ограничивается запретом разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду1.
Гарантируется свобода деятельности общественных объединений, а также не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.
Единственным условием на свободное проведение публичных мероприятий является мирный характер мероприятия и запрет на оружие.
Граждане Российской Федерации обладают активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным) избирательным правом, имеют право участвовать в референдуме, имеют равный доступ к государственной службе, а также право на участие в правосудии (например, работа в качестве присяжных заседателей).
Право на обращение в органы власти имеют не только граждане, но и общественные организации, а также учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Граждане имеют право направлять коллективные обращения. В действующем законодательстве закреплена обязанность должностных лиц принимать эти обращения и рассматривать в порядке и сроки, установленные законом1.
Вывод: политические права и свободы являются лишь составляющей единицей общей системы прав и свобод человека и гражданина и обладают свойствами, присущими всем правам человека. Они защищают основные, базовые ценности и интересы личности; они являются субъективными правами; они являются естественными, неотъемлемыми правами; гарантированы государством, закреплены в правовых нормах и защищаются согласно общепринятым принципам международного права; политические права являются всеобщими, так как равны и едины для всех без исключения, возможность их осуществления должна быть у каждого человека без исключения, независимо от пола, расы, национальности и др. Успешные реформы в современной России связаны с установлением и реализацией политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельное обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод в Конституции Российской Федерации предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан (статья 17 ч.3 Конституции РФ).
Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:
1) личные;
2) политические;
3) социальные, культурные, экономические.
Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.
Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст.16 ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.
Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.
В отличие от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего при опоре на уважение к человеку.
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.
К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.
Важнейшим институтом социально-экономических отношений является, закрепленное в Конституции РФ право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность — это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права.
В заключении необходимо добавить то, что государство устанавливает гарантии реализации прав и свобод граждан.
Однако следует отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека — задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.
Глава 2. Нормативное закрепление политических прав и свобод человека и гражданина РФ
Провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в законодательстве является важнейшей предпосылкой, прелюдией к созданию подлинно открытого, свободного общества, поскольку господство права, плюрализм и права человека являются нерасторжимыми слагаемыми демократии.
Современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве, являются плодом длительной борьбы личности и власти. В этой связи представляется плодотворной версия о том, что эволюция человеческого сообщества представляет собой прогрессирующее развитие свободы.
Длительная борьба человека за свою свободу, права и интересы постепенно материализовалась в нормативно-правовых документах, ставших, по сути, внеисторическими и общечеловеческими. Среди них можно назвать такие, как Великая хартия вольностей (1215 г.); Петиция о праве (1628 г.); Habeas Corpus Akt (1679 г.), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.); Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и др.
В современных демократических государствах защита прав и свобод человека гарантируется как международным, так и внутригосударственным правом, а в Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Конституция устанавливает примат международного права перед национальным.
В последнее время Россия, расставаясь со своим тоталитарным прошлым, предприняла значительные шаги для реального обеспечения многообразных прав и свобод человека, хотя здесь еще имеется огромная масса неразрешенных проблем. 22 ноября 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая полностью соответствует важнейшим международно-правовым актам мирового сообщества в области прав человека. Впервые Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила тезис о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»1. Кроме того, ст. 18 констатирует, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Наша Конституция содержит целый ряд положений правоохранительного свойства, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления.2 Последних сравнительно много: "каждому гарантируется судебная защита прав и свобод"3.
В части 1 статьи 45 закреплена норма, обобщающая различные виды государственной поддержки прав и свобод и правила их восстановления в случае нарушения последних: "государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется"4. В осуществлении этого конституционного положения задействованы все органы государства и некоторые общественные структуры. К правам, направленным на охрану других прав и свобод, относятся также: право на жалобу, право на судебный иск, право обвиняемого на защиту и др. Указанную группу прав можно именовать как категорию прав, выражающую правомочия граждан по защите своих прав и свобод. Таким образом, по объекту направленности основные права и свободы можно разделить на две группы:
1. Права, которые предусматривают пользование определенными социальными благами.
2. Права, направленные на охрану других прав и свобод личности.
Конституционное право каждого на судебную защиту означает, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение1.
Надежным и активным инструментом реализации права на судебную защиту стал закон РФ от 27.04.93 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". С его принятием наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел о нарушении прав и свобод граждан. Этот закон снял препоны, установленные ранее действовавшим законом и в ряде случаев мешавшие гражданам обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия и решения представительных органов, общественных организаций и других общественных объединений, а также воинских должностных лиц и органов военного управления.
Следующим шагом на пути обеспечения наиболее полной защиты прав и свобод граждан явился Федеральный закон от 14.12.95 г. "О внесении дополнений в закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"2. Расширен круг органов и лиц, решение и действие которых могут быть обжалованы в суд. При этом подчеркивается, что ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.07.95 г. "Об основах государственной службы РФ"3.
К коллегиальным и единоличным действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятие решений). В законе от 27.04.93 г установлено, что могут быть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Теперь в полном соответствии с содержанием статьи 46 Конституции добавлено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия наступили в результате бездействия указанных в законе органов и лиц. Принципиальным дополнением названного закона является включение в него нормы о праве каждого получить информацию об обязанностях должностных лиц, государственных служащих — предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Это согласуется и прямо вытекает из содержания части 2 статьи 24 Конституции РФ. Закон от 27.04.93 приводит сроки для обращения с жалобой. В то же время он содержит правило, по которому пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Статья 46 Конституции РФ не допускает каких-либо ограничений права на обращение в суд, и если гражданин считает, что обжалуемое им действие или решение в области обеспечения обороны и государственной безопасности страны нарушает его права и свободы, он вправе и в этом случае искать защиту в суде. Принципиальное значение имеет также дополнение закона нормой о распределении между участниками судопроизводства бремени доказывания. На государственные органы, органы самоуправления, учреждения и предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, теперь возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых действий (решений). В то же время, гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но он обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Названный закон дополнен нормой, в соответствии с которой суд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, должностного лица, госслужащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод граждан. Это значит, что в постановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенных нарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иные предусмотренные законом меры. В отношении госслужащих, совершивших действия или принявших решения, признанные незаконным, суд определяет меру ответственности. Таким образом, практическое применение нормы закона об ответственности должностных лиц и госслужащих весьма проблематично и требует своего законодательного решения.
Существенным дополнением Закона является включение в него нормы о том, что убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями или решениями, а также предоставлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленным Гражданским Кодексом РФ (статьи 12, 15, 16, 151, 152, 1099 — 1101). В законе от 27.04.93 и в дополнениях к нему отчетливо проявляется заинтересованность государства в том, чтобы граждане отстаивали, в том числе и в суде, предоставленные им права и свободы и чтобы такие обращения не были для них обременительными. Это видно на примере распределения расходов, связанных с обращением за судебной защитой. Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ каждому предоставляется возможность в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Сейчас возникла реальная возможность осуществления этой нормы. Российская Федерация вступила в Совет Европы 26.01.96, который основан 05.05.49 десятью странами-учредителями. За это время организация завоевала заслуженный авторитет. В настоящее время она насчитывает 39 членов. Основные направления деятельности исходят из одной главной идеи — демократия для человека. Основным документом, на котором строится деятельность Совета Европы, является Европейская конвенция о правах человека и основных свободах, принятая 04.11.50. Конвенция, во-первых, закрепила основные стандарты прав человека в Европе. Во-вторых, обязала государства быть последовательными в их реализации. В-третьих, закрепила международную систему прав и свобод человека. Цель Конвенции — поставить в центр Европейской политики человека1. Гражданин России может чувствовать себя отныне более уверенно, поскольку его права подлежат защите Европейским сообществом. Она может осуществиться посредством подачи жалобы любым гражданином, о чем говорит статья 25 Конвенции. Жалоба в Европейской традиции имеет один аспект, который не знаком россиянину2.
Жалоба — это сигнал возникновения нарушения прав и свобод человека, а не только "обращение", как было принято в советском законодательстве, в государственный или иной орган с просьбой принять меры по устранению допущенных правонарушений. Статья 27 Конвенции закрепляет обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы. Предусмотрено, что жалоба не подлежит рассмотрению, если она анонимна, либо аналогична жалобе, которую уже рассмотрели, либо она является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и если, к тому же, не содержит новой относящейся к делу информации; также, если не обосновано либо признано, что гражданин злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский суд по правам человека. Суд примет от гражданина жалобу лишь на нарушение тех прав и свобод, которые содержатся в Конвенции. Это перечень традиционных гражданских и политических прав. К ним относятся права на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и на создание семьи1.
Огромную роль в гарантии прав и свобод гражданина в последнее время играет существование законов "О свободе совести и религиозных объединениях" от 09.09.97 г., Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав гражданина РФ" от 06.12.94 г. с дополнением от 26.11.96 г., Федеральный закон от 19.05.95 г. "Об общественных объединениях". Хотелось бы особо отметить федеральный закон "Об уполномоченных по правам человека в РФ" от 26.02.97 г., в котором определен порядок назначения и снятия с должности уполномоченного по правам человека в РФ, его компетентности, организационных форм и условий его деятельности.
Кроме Конституции права и свободы человека получают конкретизацию и развитие в федеральных и федеральных конституционных законах, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конкретно право человека, его интересы и свободы гарантируются следующими актами, такими, как «О прожиточном минимуме»1; «О минимальных размерах оплаты труда»2; «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»3; «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»4; «О референдуме Российской Федерации»5; «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»6 и многими другими7. В рамках СНГ действует «Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека», которую Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала 6 декабря 1994 г.
Президент, как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека, в силу своих должностных обязанностей также предпринимает усилия в этом направлении. В качестве примера можно сослаться на его указ «О гарантиях прав и свобод гражданина в Российской Федерации» от 22 июня 1994 г.
Глава 3. Реализация и защита политических прав и свобод человека и гражданина в РФ
3.1 Механизм реализации политических прав и свобод
Отмечается, что впервые за всю историю российской государственности действующая Конституция РФ провозгласила приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими ценностями государства и общества. Ее положения определяют особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвигают защиту прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст.2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Каждому, человеку должна быть обеспечена возможность пользоваться всеми основными правами и свободами, в том числе и политическими. При этом государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Развитие этого тезиса должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации, охраны и защиты прав личности1. Причем, совершенствование данных механизмов, по мнению автора, является необходимым; условием формирования правовой государственности.
В связи с этим, особенную актуальность этот вопрос приобретает в
отношении реализации политических прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение, охрана и защита прав человека и гражданина неотделимы от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и в полной мере возможны лишь в контексте принципов правового государства, развивающих и дополняющих друг друга. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, социально-экономических, культурных2.
Реализация политических прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только в случаях необходимости гражданин сам предпринимает активные, юридически значимые действия по осуществлению и защите своих конституционных прав и свобод. Примером этому могут служить обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, связанные с восстановлением нарушенных прав. Тем не менее государство возложило на себя обязанность создавать и обеспечивать условия и средства осуществления исследуемых прав и свобод гражданина.
Под механизмом реализации политических прав и свобод, граждан понимается система правовых и организационных способов, форм, методов и средств обеспечения политических прав и свобод, основанных на совокупности норм национального права, общепризнанных принципах и нормах международного права, системе органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, а также системе специализированных органов международного контроля за соблюдением прав человека1.
Анализируя действующее конституционное законодательство Российской Федерации, можно прийти к выводу о том, что реализация политических прав и свобод граждан происходит посредством их закрепления в нормативно — правовых актах, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в данной сфере.
Вместе с тем отмечается, что закрепления политических прав и свобод граждан в нормативно-правовых актах недостаточно для автоматического их осуществления. В связи с этим в последнее время в научной литературе введено понятие социально – юридического механизма защиты прав человека и гражданина как системы средств и факторов, создающих необходимые условия уважения прав и свобод человека. В структуру этого механизма наряду с другими элементами включаются гарантии осуществления прав и свобод граждан.
Под гарантиями политических прав и свобод граждан в Российской Федерации понимается система общих условий и специальных юридических средств, обеспечивающих правомерную реализацию политических прав и свобод в необходимых случаях и их защиту. В соответствии с этим выделяются общие и юридические (специальные) гарантии. Систему различных видов общественных отношений, условий и факторов, способствующих наиболее эффективной реализации права гражданина, принято считать общими гарантиями. В юридической литературе система общих гарантий прав человека и гражданина обычно представлена из трех их видов — политических, экономических и идеологических (духовных).
На основании анализа действия упомянутых видов гарантий, можно прийти к выводу о необходимости совершенствования политической системы Российского государства и повышения уровня общей и правовой культуры его граждан, в том числе должностных лиц органов государственной власти, так как эти факторы напрямую влияют на реализацию политических прав и свобод граждан Российской Федерации.
В механизме реализации политических прав и свобод граждан РФ, по моему мнению, гарантии их осуществления играют существенную роль, так как через систему гарантий происходит непосредственное обеспечение реализации политических прав и свобод граждан. Человеку необходимо создать такие юридические и фактические условия (материальные* политические, социальные и др.), при которых возможна реализация политических прав и свобод на деле. При этом государство должно проявлять активность в обеспечении политических прав и свобод граждан и обязано создавать надлежащие условия для наиболее полного их использования.
Анализ системы политических прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в системе гарантий их реализации юридические гарантии занимают ведущее, место, что обусловлено их конкретным характером, правовым закреплением, наличием санкций за их неисполнение. Юридические гарантии представляют собой закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию, охрану и защиту политических прав и свобод человека и гражданина. Наличие данных гарантий обусловлено не только тем, чтобы эти права не нарушались и более полным их осуществлением.
Вмешательство со стороны государства в регулирование жизни общества должно быть осторожным и пределы правового регулирования с большей степенью достоверности могут быть определены лишь исходя из сохранения неприкосновенности прав и свобод человека и гражданина, необходимых и достаточных для его самореализации.
3.2 Совершенствование механизма защиты прав и свобод
Для обеспечения прав человека необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации и закрепления прав и свобод человека.
Нарушение Конституции страны и федеральных законов является весьма распространенным явлением, имеющим тенденцию к расширению.
Неуважение к закону, пренебрежение к правам и законным интересам граждан стало реальным фактором жизни. Это крайне отрицательно сказывается на состоянии общества в целом, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.
Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции и федеральном законодательстве, не обеспечены соответствующим механизмом защиты и не имеют прочной процессуально-правовой опоры.
Система защиты прав и свобод человека, состоящая из судебной и несудебной защиты, а также деятельности неправительственных правозащитных организаций, нуждается в значительной корректировке и улучшении. Реформирование судебной системы являющейся одной из центральных в защите прав и свобод человека, осуществляется все еще неудовлетворительно. Такое положение складывается прежде всего в результате недостаточного финансирования и организационных просчетов при проведении судебной реформы.
Одна из причин низкой эффективности правосудия — сравнительно редкое обращение в суды населения в силу целого ряда причин: незнание и непонимание возможностей суда как реального защитника прав и свобод; неверие в силу правосудия из-за волокиты и грубости некоторых работников суда; перегруженность судов, которые зачастую не в состоянии своевременно и тщательно разобраться в потоке жалоб и исков, поступающих в суды.
Для исправления существующих недостатков и повышения престижа судов и эффективности правосудия необходима разработка и принятие целого ряда мер:
— ускорить принятие Закона о судах общей юрисдикции, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального и Административно-процессуального Кодексов;
— учредить повсеместно систему мировых судей, которые обслуживали бы небольшие судебные участки с населением в несколько тысяч человек, отнеся к их компетенции большинство гражданских и административных дел, а также уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести;
— ввести суды присяжных по всей территории России;
— совершенствовать оказание юридической помощи населению, в том числе путем повышения качества работы адвокатуры.
Наряду с совершенствованием судебной системы защиты прав человека особое значение имеет повышение эффективности работы институтов несудебной защиты.
Национальная система несудебных учреждений, призванная защищать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, состоит их нескольких звеньев. Сюда следует отнести институт Уполномоченного по правам человека, Прокуратуру страны, Министерство юстиции Российской Федерации, Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации и некоторые другие комиссии, созданные для решения специальных вопросов, относящихся к правам человека. Целый ряд межведомственных комиссий образован Правительством Российской Федерации. Они занимаются вопросами социального обслуживания населения, улучшения положения женщин, охраны здоровья граждан и многими другими.
Повышению эффективности деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации способствовало бы расширение его взаимодействия с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, с комиссиями по правам человека, образованными более чем в 60 субъектах Федерации. Целесообразно и создание специализированных институтов Уполномоченных, например, по правам ребенка, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы и др.
Деятельность института Уполномоченного следует строить на принципах открытости и доступности, политической нейтральности, укрепления доверия между гражданином и государством, компетентности и справедливости при применении закона. Нельзя допускать использования деятельности по защите прав человека в качестве политического средства борьбы за власть1.
Генеральному прокурору и подчиненным ему прокурорам необходимо существенно усилить действенность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, особенно прав ветеранов труда и инвалидов; трудовых, жилищных прав, прав граждан на охрану здоровья и других социально-экономических прав; права на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания; избирательных прав. Органы прокуратуры обязаны привлекать к установленной законодательством ответственности любых должностных лиц, государственных служащих и всех иных лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов граждан, и обеспечивать гласность в этой работе2.
Одним из главных направлений в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина является предотвращение принятия нормативных правовых актов, нарушающих эти права. Чтобы такая деятельность была эффективной необходимо предоставить Министерству юстиции право обращения в суд с заявлениями о признании незаконными нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в связи с их несоответствием федеральному законодательству. Министерству следует также отладить деятельность недавно созданной системы судебных приставов судов, которые призваны обеспечить деятельность судов, исполнение судебных решений, реализацию судебной защиты прав и свобод граждан.
В связи с передачей пенитенциарной системы в ведение Министерства юстиции России особенно актуальной является разработка нового уголовно-исполнительного законодательства с учетом положений международного уголовного права, касающихся прав и свобод граждан, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Администрация Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, органы федеральной исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, рассматривают многочисленные предложения, заявления и жалобы граждан по самым разнообразным вопросам. Большинство из них касаются нарушений тех или иных прав.
Однако до сих пор в Российской Федерации нет федерального закона, который с учетом Конституции Российской Федерации установил бы четкие правила рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб граждан, направленных в исполнительные и законодательные органы власти, в органы местного самоуправления.
Заключение
Политические права и свободы имеют огромное значение для человека и общества в целом. Детальный анализ института политических прав и свобод человека и гражданина является одной из важных задач юридической доктрины, решению которой неизбежно будет посвящено большое внимание в научной литературе.
Сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики взаимоотношений между человеком и государством. Именно с помощью политических прав гражданин становится участником политического процесса, получает возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества, участвовать в формировании и осуществлении государственной власти.
Реализация и закрепление всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В настоящее время Россию, к сожалению, невозможно считать таковым. Для современной Российской Федерации по-прежнему свойственны нарушения личных прав и свобод. Как подчеркивают правозащитники, реализация норм о правах и свободах человека сильно хромает, и это можно объяснить тем, что такое положение особенно характерно для вновь созданных государств, еще не имеющих демократических традиций и корней, таких как новая Россия. К тому же существовавший на протяжении более семидесяти лет тоталитарный строй породил в гражданах России недоверие к власти и ее возможности обеспечить реализацию прав и свобод человека.
Основной проблемой практической реализации и закрепления прав и свобод граждан, их защиты, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России. По-прежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права «бесполезно». Таким образом, для того, чтобы в России изменилось отношение к личным правам и свободам, необходимо развивать правосознание общества и каждого конкретного человека.
В результате проведенного исследования можно отметить, что:
— под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению своими гражданами прав и свобод;
— конституционные права и свободы в РФ обеспечены набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся как внутригосударственные средства и методы, такие как конституционно — судебный механизм (конституционные суды); судебная защита (суды общей юрисдикции); конституционные гарантии правосудия; законная самозащита человеком своих прав; так и международно-правовой механизм (комитеты ООН, Европейский Суд по правам человека).
Список литературы:
Нормативно – правовые акты:
1. Европейская конвенция от 4.10.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. — М., 1990
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.//РГ. – 1993. — №237. –
25 дек.
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"// СЗ РФ. – 1997. — №9. – Ст.1011.
4. Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1994. — №32. — Ст.3301
5. Гражданский кодекс РФ (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-1996. — №5. – Ст.410
6. Федеральный закон от 27.04.93 г. №4866 – ФЗ (ред. от 14.12.1995) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"// СЗ РФ. – 1993. — №19. – Ст.685.
7. Федеральный закон от 19.05.95 г. №82 – ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об общественных объединениях"// СЗ РФ. – 1995. — №26.
8. Федеральный закон от 11.08.1995 г. №135 – ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// СЗ РФ. – 1995. — №135.
9. Федеральный закон от 12.01.1996 г. №10 – ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"// СЗ РФ. – 1996. — №3. – Ст.148.
10. Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) "Об основах государственной службы Российской Федерации"//
11. Постановление Европейского суда по правам человека от 4 марта 2003 г. // Новые законы и нормативные акты. — 2003 г. — №31.
Специальная литература:
12. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы //Журнал российского права. 2005. №11.
13. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал Российского права. 2003. №11.
14. Бахрах Д. Как защитить себя от произвола власти // Российская юстиция. 2007. №9.
15. Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества //Журнал российского права. 2005. №1
16. Бурдов против России (Жалоба N 59498/00). Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 мая 2002 г. // Российская газета. — 2002 г. — N 33.
17.Бутылин В.Н. Институт государственно – правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2005. №12
18. Васильева В.И. Конституция Российской Федерации о сохранении и развитии родных языков России // Журнал российского права. 2004. №6.
19. Васильева С.В. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель и практика реализации //Законодательство и экономика. 2007. №5.
20. Вишняков В.Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права. 2006. №8.
21. Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека // Журнал российского права. 2005. №2.
22. Гаврюшенко П.И. Конституционное право граждан на альтернативную гражданскую службу //Право в Вооруженных Силах. 2008. №1
23. Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. — Владивосток, Изд-во ДВГУ, 1998.
24. Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект //Законодательство и экономика. 2007. №8
25. Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция //Журнал российского права. 2006. №2.
26. Калашников против Российской Федерации (Жалоба N 47095/991). Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 июля 2002 г. // Российская газета. — 17 октября 2002 г. N 197, 19 октября 2002 г. N 199.
27. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд. — М., 2002.
28. Колоколов Н. Права и свободы //ЭЖ – ЮРИСТ. 2004. №30
29. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. — М., 2000.
30. Мы имеем хорошую Конституцию (интервью с Л.М. Алексеевой, председателем Московской Хельсинской группы, членом Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, известным российским правозащитником) // Адвокат. — №12 .- декабрь 2003 г.
31. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под отв. ред. В.В.Лазарев. — СПС "Гарант". — 2003 г.
1 Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). – М., 2003. – С. 143.
1 Юридический словарь – М.: Академик. – 2002. – С. 108.
1 Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. – Саратов, 1996. – С. 26.
1 Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.//РГ. – 1993. — №237. – 25 дек.
1 Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.//РГ. – 1993. — №237. – 25 дек.
1 Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.//РГ. – 1993. — №237. – 25 дек. Ст.2
2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001. С.97.
3 Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.//РГ. – 1993. — №237. – 25 дек. Ст.46
4
Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.//РГ. – 1993. — №237. – 25 дек. Ст.45
1 Бахрах Д. Как защитить себя от произвола власти // Российская юстиция. 2007. №9.
2 Федеральный закон от 27.04.93 г. №4866 – ФЗ (ред. от 14.12.1995) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"// СЗ РФ. – 1993. — №19. – Ст.685.
3 Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) "Об основах государственной службы Российской Федерации".
1 Бурдов против России (Жалоба N 59498/00). Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 мая 2002 г. // Российская газета. — 2002 г. — N 33.
2 Поворова Е. Как действует Европейский Суд по правам человека? // Российская газета от 18 декабря 1999.
1 Водолагин С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. №8. 2001.
1 Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
2 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О минимальном размере оплаты труда".
3 Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
4 Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 01.07.2010) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
5 Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации"
6 Федеральный закон от 27.04.93 г. №4866 – ФЗ (ред. от 14.12.1995) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"// СЗ РФ. – 1993. — №19.
7 Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 56.
1 Бутылин В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: Дис. …д-ра юрид. наук – М., 2001. С. 121
2 Лукашина Е.А. Эффективность защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. – М., 1994. С. 5
1 Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М,. 2001.
1 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"// СЗ РФ. – 1997. — №9. – Ст.1011.
2 Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества //Журнал российского права. 2005. №1