Содержание
Оглавление
Введение…3
Глава 1. Возникновение и развитие института судебных приставов в России…6
1.1. Исторические предпосылки и правовые основы развития института судебных приставов в России в XIначале XX вв…6
2.3. Организационно-правовые аспекты регулирования института судебных приставов в России с 1917 г. по настоящее время…..11
Глава 2. Правовой статус судебных приставов..21
2.1. Организация и структура службы судебных приставов…..21
2.2. Понятие и виды судебных приставов, их права и обязанности.25
Заключение.33
Список литературы35
Выдержка из текста работы
«Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» — провозглашается в статье 46 Конституции Российской Федерации, что придает этой гарантии, прежде всего со стороны государства, значение юридического абсолюта . Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1993 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации .
Исполнить судебное решение — значит привести его в действие, вдохнуть в него жизнь. Без исполнения судебного акта лишен всякого смысла весь предшествующий процесс судебной защиты, ведь каждый, чьи права, свободы, и законные интересы нарушены, желает не просто признания самого факта, а рассчитывает на реальное осуществление того, что ему полагается по решению суда. ЕСПЧ, исходя из положений п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, отметил, что исполнение суда является составляющей частью судебного разбирательства . Аналогичной правовой позиции придерживается и Пленум Верховного суда Российской Федерации .
Решение суда после дня вступления в законную силу или в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством немедленно, должны исполняться обязанными лицами добровольно. В противном случае после выдачи судом взыскателю исполнительного листа должник может быть подвергнут мерам принудительного исполнения, задача по осуществлению которых возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, действующих в соответствии с Федеральным законами от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 2 декабря 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» .
Актуальность темы исследования определена тем, что даже в профессиональном юридическом правосознании зачастую складывается ошибочное представление о том, что принудительное исполнение исчерпывается только деятельностью судебных приставов – исполнителей, а судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее – ОУПДС) в лучшем случае отводится роль физической охраны.
Нельзя игнорировать тот факт, что на протяжении всего исторического развития принудительного исполнения оба института генетически взаимосвязаны между собой и выступают в качестве единой системы, направленной эффективное исполнение судебных решений как заключительной стадии гражданского процесса.
Сделаем оговорку, что в основание разграничения двух институтов ложится непосредственно выполняемая функция – осуществление исполнительного производства или ОУПДС. Предполагается, что помимо основных направлений деятельности есть также и неосновные, которые могут быть схожи по своему характеру или вовсе совпадать по содержанию. Так, вне зависимости от подразделения на пристава возлагается обязанность при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику дознания — в приведенном примере можно рассмотреть черты правоохранительной деятельности.
От эффективности исполнения государственной функции судебными приставами по ОУПДС зависит не только авторитет судебной власти, но и жизнь участников судебного процесса, свидетелей и иных граждан, находящихся в судебных помещениях.
Любое насильственное вмешательство в отправление правосудия приобретает резонансный характер и широко освещается в средствах массовой информации. Так, 23 апреля 2012 г. мужчина, вооруженный топором, ворвался в кабинет судьи Таганского суда Ивановой с требованием освободить участниц панк – группы Pussy Riot . Другой вопиющий случай произошел 6 июня 2012 г. в Тамбове, когда Л. пронес нож в здание суда, заранее спрятав его в зонте, и нанес двоим федеральным судьям ножевые ранения .
За 2014 год было предотвращено порядка 90 эксцессов на ранней стадии благодаря вмешательству судебного пристава по ОУПДС, и ни один участник процесса или кто – либо другой не пострадал .
В специальной литературе проблеме правового статуса судебных приставов по ОУПДС уделяется недостаточно внимания. Между тем, в связи с обсуждением юридическим сообществом проекта Федерального закона «О федеральной службе судебных приставов и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава», рассматриваемый вопрос приобретает особую актуальность.
Цель курсовой работы – дать развернутую характеристику правового статуса судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Задачи курсовой работы:
1. Определить понятие правового статуса судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
2. Осветить компетенцию судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
3. Выявить гарантии судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
4. Дать характеристику юридической ответственности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления прав и обязанностей судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Предметом исследования являются отличительные свойства, присущие деятельности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов; материально-правовая природа возникающих ситуаций, возникающих при осуществлении деятельности судебным приставом; совокупность правил, применяемых в исследуемой категории правоотношений.
Методологическую основу исследования составляют различные методы общенаучного познания, такие как: системный, исторический, диалектический, аналитический, а также частно-научный метод — метод изучения и обобщения судебной практики.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых процессуальной и других отраслей юридической науки.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Понятие правового статуса судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов
В настоящее время категория правового статуса составляет направление как общетеоретической, так и отраслевых юридических наук. Несмотря на многочисленные публикации, посвященные правовому статусу должностного лица, ученые до сих пор не пришли к единому мнению о понятии, структуре и элементах правового статуса. Это дает возможность высказать собственную позицию по обозначенной проблеме.
Сам термин «статус» имеет латинские корни и обозначает состояние, положение . Каждый индивид или группа соотносятся с социальной системой, скоординированы и ранжированы в зависимости от преобладающих ценностей, т. е. обладают социальным статусом. В процессе исторического развития социальная система претерпевает трансформацию, обусловленную структурными изменениями, усложнением отношений. Индивид становится связанным с новыми реалиями, которые оказывают влияние на его фактическое положение. Так, мононормы, свойственные первобытному обществу с переходом к государственно — организованному обществу распадаются на такие социальные нормы, как мораль, религия, право.
Социальный статус как результат воздействия регуляторов позволяет персонифицировать участников общественных отношений, раскрыть их интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовую и общественно — политическую деятельность…
Заключение
В завершение проделанной работы, исходя из цели и задач исследования, приходим к следующим выводам.
В современных условиях деятельность ФССП России, и в частности судебных приставов по ОУПДС, играет важную роль в укреплении законности, защите прав и законных интересов граждан и организаций.
1. Освещая административно – правовой статус судебного пристава по ОУПДС, приходим к следующему определению — выраженное в объективном праве посредством установления компетенции, законных интересов, гарантий, юридической ответственности его фактическое положение в обществе, обусловленное выполнением государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
2. Рассмотрев права и обязанности судебных приставов по ОУПДС, приходим к выводу об обширном круге полномочий судебных приставов. Помимо этого, на судебного пристава, как и на любого другого государственного служащего, распространен и ряд ограничений. Ему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, если только ??? не педагогическая, научная или иная творческая работа, он не вправе быть депутатом законодательного органа власти или местного самоуправления; лично или через доверенных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, лично или через доверенных лиц, получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) связанные с исполнением должностных обязанностей; принимать участие в забастовках.
3. Гарантии судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов не столь обширны, как обязанности. Комплекс предоставляемых государством гарантий для судебных приставов по ОУПДС остается на крайне низком уровне, что делает службу непривлекательной для молодых специалистов и тем самым подрывает эффективность системы принудительного исполнения решений юрисдикционных органов. Уже давно назрела необходимость включить в административно – правовой статус судебных приставов по ОУПДС дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные предоставляемым сотрудникам органов внутренних дел, прокуратуры.
4. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, судебные приставы являются должностными лицами, а следовательно, субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Неправомерное использование физической силы, специальных средств и оружия при определенных условиях может образовать признаки превышения должностных полномочий, ответственность за к????ое предусмотрено ст.286 УК.
Дав в настоящей курсовой работе развернутую характеристику правового статуса судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, не можем не обратить внимание на ряд проблем и возможности к их разрешению.
Полагаем, что для повышения эффективности работы судебных приставов по ОУПДС необходимо:
1. Усилить контроль за степенью физической, правовой и моральной подготовки судебных приставов по ОУПДС;
2. Повысить уровень заинтересованности судебных приставов по ОУПДС в ответственном исполнении своих обязанностей путем поощрения их работы, введение новых гарантий и льгот.
3. Развивать более тесное сотрудничество со службами внутренней безопасности по вопросам антикоррупционной деятельности.
Представляется, что статус судебных приставов по ОУПДС в современных условиях должен быть пересмотрен: государственная служба судебных приставов должна относиться к правоохранительной службе.
Также целесообразно наделить ФССП России полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности. Это положительно скажется на эффективности деятельности самой службы и позволит избежать дублирования отчетности различных служб, ускорится процесс раскрываемости уголовных преступлений, подведомственных ФССП РФ.
При этом стоить отметить, что судебные приставы по ОУПДС, наделенные правом применения различных мер принуждения, в том числе с использование оружия, не имеют надежных правовых и социальных гарантий, компенсационных выплат, которыми обладают сотрудники правоохранительных органов, хотя работа судебных приставов по ОУПДС в значительной мере сопряжена с угрозами жизни и здоровью.
В связи с этим видится, что в рамках правоохранительного статуса судебными приставами по ОУПДС необходимы дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым в настоящее время сотрудникам органов МВД России, ФСИН России и других.
К сожалению, существующие трудности в обеспечении установленного порядка деятельности судов носят объективный характер. Ведь служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов начала функционировать не столь давно и постоянно наращивает свой потенциал. Однако уверенность всех участников судебного процесса в собственной безопасности, которая обеспечивается постоянной и качественной работой судебных приставов по ОУПДС – это залог вынесения справедливого и законного судебного решения.
В заключение хотелось бы отметить, что авторитет ФССП России складывается на основе результатов ее деятельности, и практика показывает, что он растет. Чем скорее будут продолжены реформы в сфере, подведомственной Службе, тем успешнее будут исполняться поставленные перед ней задачи.
Библиографический список
1. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – 445с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30. 11.1994 № 51-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 31.01.2016 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации № 20 от 16.05.2016г. 207с.
3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (часть I). – 617с.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2017) // [Электронный ресурс] — Режим доступа: document/cons_doc_LAW_10699/
5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2017) // [Электронный ресурс] — Режим доступа: document/cons_doc_law_34661/
6. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации № 20 от 16.05.2016г. 207с.
7. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ // [Электронный ресурс] — Режим доступа: document/cons_doc_LAW_15281/
8. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // [Электронный ресурс] — Режим доступа:
document/cons_doc_LAW_48601/
9.Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // [Электронный ресурс] — Режим доступа:
document/cons_doc_LAW_648/
10. Приказ Минюста РФ от 3 августа 1999 г. N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» [Электронный ресурс] — Режим доступа: 12116613/#ixzz4dGuQy88f
11. Приказ ФССП России от 17.12.2015 № 596 «Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (зарег. в Минюсте России 25.12.2015 № 40234) // [Электронный ресурс] — Режим доступа: 2258183/
12. Приказ ФССП России от 30 июля 2013 года N 251«Об учреждении ведомственных наград Федеральной службы судебных приставов» // [Электронный ресурс] — Режим доступа: document/499046094
13. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // [Электронный ресурс] — Режим доступа: document/cons_doc_LAW_12834/
14. Постановление ЕСПЧ от 07.05.2002 «Дело «Бурдов против России» // [Электронный ресурс] — Режим доступа: documents/doc/12027283/12027283.htm
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rg.ru/2003/12/02/pravo-doc.html
Научно-публицистическая литература:
1. Амиров Д. С. Права и обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. М.: Российская юстиция № 5, 2016г. С. 178-185.
2. Барзилова Ю.В. Юридические обязанности как элемент правового статуса личности: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Красноярск: КГУ, 2005г. 150с.
3. Басова Т.Б. Определение должностного лица в Уголовном кодексе Российской Федерации: некоторые проблемы оптимизации // Вестник Российской правовой академии. 2005. №1. 86с.
4. Березий А.Е., Подвальный И.О., «О практике применения ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве»». Вестник ВАС. 1999. № 9. 78с.
5. Гуреев В. А. Комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах // «Волтерс Клувер», М.: Волтерс Клувер, 2013. 154с.
6. Галустян О.А. Правоохранительные органы // М.: МП «Исток», 2014г. 542с.
7. Гришин С.П. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Учебно-практическое пособие. — М. Юрист, 2000. 333с.
8. Завадская Л.Н. Реализация Судебного решения // М.: Юрист, 2009г. 177с.
Закарлюка А.В. Актуальные проблемы судебной юрисдикции в исполнительном производстве // Система гражданской юрисдикции. Изд-во «Щит-М». 524с.
9. Марченко М. Н. Правовой статус и фактическое положение человека // Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М. Юрист, 2004. 159с.
10. Марьян Г.Г. Административно-правовой статус гражданских служащих Российской Монография. Под ред. М.В. Костенникова. Изд-во «Щит-М». 84с.
11. Матузов Н.И. Правовой статус личности: понятие, структура, виды // Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.Юрист, 2004. 91с.
12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. // М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010г. 231с.
13. Мирошниченко А.П. Особенности административно-правового статуса гражданских служащих таможенных Российской Федерации // Муниципальное право. 2012. № 12. С. 17-23.
14. Овсянко Д.Е. Государственная служба Российской Федерации: пособие. 3-е перераб. // М: Юрист. 2006. 200с.
15. Павин Д.В. Административно-правовой статус судебного пристава // Исполнительное право. М.: Норма — Инфра-М, 2014. 288с.
16. Поляков М. Судебные приставы или судебная полиция? // Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2006. — С. 377 – 381.
17. Поройко М.С. Обязывающие и управомочивающие нормы в уголовном праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Казань: КФУ, 2000. С. 18-19.
18. Султанов А.Р. Государственная служба: учебник. М: КНОРУС. 2009. 171с.
19. Смагина И.А. Гарантии как элемент административно-правового статуса государственного и муниципального служащего: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2015. 13с.
20. Толчеева Н.К. Проблемы исполнительного производства в Российской Федерации. // М: Проспект, 2013г. 112с.
21. Черных Ю. А. Охрана зданий плечом к плечу или спиной к спине // Исполнительное производство. // М.: Проспект, 2013г. 200с.
22. Ярков В.В. Настольная книга судебного пристав-исполнителя .: Волтерс Клувер, 2009. 154с.