Содержание
План.
Введение..3
1. Понятие и виды правового статуса…5
1.1. Понятие правового статуса….5
1.2. Структура правового статуса..8
2. Субъективные права и юридические обязанности как основа правового статуса личности14
2.1. Субъективные права…14
2.2. Юридические обязанности18
3. Гарантии прав личности…22
Заключение25
Список использованных источников..27
Выдержка из текста работы
Федеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение « Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» Академия непрерывного образования Курсовая работа по дисциплине « Теория государства и права» на тему « Правовой статус личности» Выполнила: студентка 1 г/о Котова Е. А. Проверил: к.ю.н доцент Кочетков А.В. Тамбов 2007 План: Введение. 3 Глава 1: Понятие правового статуса личности. 1. Особенности правового статуса российских граждан………10 Глава 2 : Виды правового статуса личности…… … 8 Глава 3: Элементы правового статуса личности. 11 Заключение … … 15 Список используемой литературы … 16 Введение. В эпоху Нового времени, когда уже появились предпосылки становления гражданского обще¬ства, выделялись три основных функции права, то есть три направления его действия: во-первых, право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры.
Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарантируя ей доступ к достижениям мировой культуры и образованию, оно тем самым обеспечивает предпо¬сылки для всех остальных видов жизнедеятельности индивида, для его нормального и всесто¬роннего развития; во-вторых, право закрепляет экономические основы свободной деятельности личности, ее ма¬териальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользова¬ния и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивая свободу предприниматель¬ства, договоров, завещаний и т.д. Иными словами, здесь получают правовое опосредование производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, осуществляемые инди¬видами по своему разумению; в-третьих, право обеспечивает участие личности в делах общества, ее возможности объеди¬няться с другими в общественные организации и партии, лично или через выбранных лиц вли¬ять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, законов и актов управления, гарантирует свободу высказываний и иные способы выражения своего от¬ношения к деятельности государства, к партиям, идеям и т.д. Иными словами, здесь право опосредствует политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в ее распределении и осуществлении.
Таким образом, в эпоху Нового времени начинает складываться понятие правового статуса личности, ключевой составной частью которого являются права и свободы личности.
Права и свободы гарантируются государством, президентом, закрепляются законодательно.
Однако, права и свободы, это не единственная составляющая правового статуса. Правам и свободам человека противостоят обязанности; неисполнение же обязанностей влечет наступление ответственности.
Так что же такое правовой статус личности и какие элементы он включает? Рассмотрение этого вопроса важно и интересно, потому что содержание правового статуса личности отражает положение человека в конкретном государстве.
Права и свободы личности являются важнейшей ценностью в правовом государстве и гражданском обществе. Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику правового статуса конкретной личности. Определение этих прав, закрепление законодательно обязанностей человека – весомые вопросы в каждом государстве.
Объектом исследования является правовой статус личности и его элементы. Предмет исследования – содержание правового статуса личности. Задачи: — последовательно рассмотреть понятие и элементы правового статуса личности; — раскрыть содержание правового статуса основываясь на Конституции Российской Федерации; обратить внимание на спорные вопросы в теории государства и права о правовом статусе личности; -сделать выводы. Глава 1: Понятие правового статуса личности.
Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых определяют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Что и составляет правовой статус личности. Правовой статус личности — это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права [1]. Считаю необходимым сразу сделать оговорку относительно понятия «личность». Понятие «личность» объединяет свойства индивидуума и как человека, и как гражданина. Поэтому правовой статус личности охватывает систему прав и обязанностей человека и гражданина.
Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделение его при этом особыми качествами – право и дееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки. Не все авторы научных работ по теории государства и права сходятся во мнении, что правовой статус личности – это только система прав и обязанностей.
Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. Некоторые исследователи наряду с системой прав и обязанностей предлагают включать в правовой статус гражданство, общую правоспособность; гарантии прав2[2]; законные интересы [3]; юридическую ответственность [4] и др. Все эти дополнительные элементы являются либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо вторичными элементами (юридическая ответственность производна от обязанностей), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Соглашаясь с мнением высказанным в большинстве работ по теории государства и права (М. Н. Марченко, Г. Н. Манов, и другие) о том, что едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не зафиксированы в юридических правах и обязанностях.
Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства.
Интерес – категория внеправовая, или доправовая, и, разумеется, воплощается не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита интересов личности – одна из важных функций правовой системы в целом. Понятие же правового статуса целесообразно ограничить категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру.
Предстатусные и послестатусные элементы, вероятно, следует включить в «правовое положение личности», как это предлагают некоторые ученые. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс. В науке теории государства и права выделяют следующую классификацию правовых статусов, которая проводится по сфере их действия и структуре правовых систем: — общий (международный) правовой статус.
Включает в себя помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах; — конституционный (базовый). Объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны; — отраслевой статус.
Состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы; — родовой (специальный). Отражает специфику правового положения отдельных категорий людей; — индивидуальный. Характеризует особенности положения конкретного человека. Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы. В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков.
Достаточно сравнить рабовладение, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве. В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу «запрещено все, кроме того, что разрешено». Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.
В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные режимы), правовой статус формируется исходя из принципа «разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено». Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределенны. Единственный ограничитель — граница запретов. Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как: 1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранца; 3) правовой статус лица без гражданства (апатрида). Правовой статус гражданина является всеобъемлющим.
Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности. Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д. В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина.
Это называется предоставлением «национального режима». Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации. Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина. К общим гарантиям, как правило, относят: экономические — материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические — установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические — поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д. К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право (это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы). В целом проблема полноты прав и свобод человека, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней международной политики.
Особенности правового статуса российских граждан
Для современного юридического статуса личности в России характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально- правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность.
Правовой статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического, духовного), который переживает Россия в последние годы, подвержен всем его катаклизмам.
Изменилась материальная основа статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, появление рынка труда, безработицы, падение жизненного уровня). Стабильность правового статуса подорвана процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами.
В ряде бывших советских республик приняты дискриминационные закона, нарушающие основные права человека; проводятся этнические чистки.
Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. Несколько миллионов российских граждан внезапно, помимо своей воли, превратились в «иностранцев». Их положение резко ухудшилось. В свою очередь, огромная масса людей из ближнего зарубежья оказалось на территории России.
Правовой статус индивида существенно дестабилизируется в результате тех процессов, которые происходят в обществе: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ, коррупция, терроризм и многое другое. На правое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственно- психологические факторы – потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям.
Личность испытывает глубокий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне. Экстремальность ситуации, противоречия, переоценка ценностей, ломка сложившихся устоев, изменение морально-политического климата, образа жизни – все это не могло не сказаться на общем положении отдельного индивида, на условиях его существования. В настоящее время начинают закладываться новые концепции взаимоотношений личность и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности. Под правовой статус личности подводится современная законодательная база. Меняется роль структурных элементов правового статуса, на первый план в нем выходят права человека, достоинства личности, гуманизм, демократизм.
Глава 2: Виды правового статуса личности. Различают следующие виды правового статуса: а) общий, или конституционный, статус гражданина; б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; е) статус российских граждан, находящихся за рубежом; ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.; з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, оборонных объектов, секретных производств). Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида. Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества.
Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны.
Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица. Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики.
Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций.
Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он же не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества. Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.
Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки. Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.
Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единоличное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.
Специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному. Правовой статус – сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа. При этом, как уже отмечалось, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса.
Данное положение закреплено в статье 64 Конституции России. Следует сказать, что категория правового статуса – сравнительно новая в нашей науке.
Раньше, до 60-х годов, она обычно отождествлялась с правоспособностью и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Ведь оба эти свойства возникают и прекращаются у субъекта одновременно, оба в равной мере неотчуждаемы. В этом их сходство, служившее основанием для отождествления. Лишь в последующий период, с развитием юридической мысли, в 70-80-х годах, категория правового статуса получила достаточно широкую разработку, сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве.
Было установлено, что правоспособность и правовой статус – разные явления и категории. Они соотносятся как часть и целое. Правовой статус, безусловно, базируется на правоспособности, но к ней не сводится. Он шире, богаче, структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием. В настоящее время вопросы правового статуса личности составляют важнейшее самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах.
Глава 3: Элементы правового статуса личности. Как уже отмечалось в предыдущей главе, правовой статус личности включает в себя несколько элементов – это права, свободы и обязанности. Правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством. По своей сути он представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом.
Рассмотрим первый элемент правового статуса личности – права и свободы. Права личности в структуре правового статуса – это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно- организованном обществе. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признании, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства.
Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не являются принадлежностью к отдельным классам, нациям, религиям, идеологиям, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Права личности как права гражданина конкретного государства (так же как и свободы и обязанности) являются частью объективного права, т. е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно – это субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права.
Субъективные права личности – это те конкретные полномочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. Права личности, или субъективные права это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона.
Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, порождаемого определенными юридическими фактами. В литературе такая позиция была подвергнута критике. Некоторые ученые справедливо отмечают, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для характеристики как субъективных [5]. Права человека — права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек.
Идея равенства людей, таким образом, лежит в самых истоках этого учения. Предпосылка возникновения прав человека — объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования. При сложившейся в Новое время взаимосвязи и взаимозависимости каждого с каждым этого оказывается достаточно для закрепления основ существования и самого социального целого. Исторически первым неотъемлемым правом была объявлена свобода вероисповедания.
В ходе освобождения от средневековых догматов человеку надлежало прежде всего отстоять свою духовную независимость, доказать свое право принимать самостоятельные решения, не оглядываясь ни на какие авторитеты, включая авторитет церкви. Но идея духовной независимости тут же сочеталась браком с принципом неприкосновенности частной собственности. На духе с самого начала лежало проклятие быть отягощенным частной собственностью, и под флагом борьбы за религиозную свободу шла борьба за свободу экономическую, которая могла существовать лишь на основе рынка.
Вот почему притязания на обладание всеми предпосылками, которые необходимы для функционирования и развития обменных связей, и стали провозглашаться неотъемлемыми правами человека, К их числу, прежде всего, относятся право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу, собственность и т.д. Права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему и способам реализации.
Права личности могут быть официально признаны государством и стать законами, изданными надлежащими органами государственной власти. В этом случае права личности и права гражданина совпадут. Однако такое их опосредствование государством необязательно. Права личности и не будучи опосредствованы государством все равно остаются правом. Как отмечал Гегель, «человек как таковой имеет право на свободу». Права человека иногда получают официальное закрепление и в документах внегосударственного характера, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г [6]. Возникает вопрос, обеспечиваются ли права человека государственной защитой в том случае, если государство их не санкционировало и не включило в национальную систему законодательства.
Тот, кто сводит право к совокупности исходящих от государственной власти юридических норм, отвечает на него отрицательно. «Декларации ООН о правах человека» нуждаются в том, чтобы каждое государство юридически, законодательным путем, закрепило их, придало им значение прав гражданина данного государства и последовательно обеспечивало возможности их использования каждым человеком» — указывал Л. С. Явич. Однако столь категорическое суждение, хотя оно и разделяется очень многими, не подтверждается фактами.
Зарождающиеся в глубинах гражданского общества права человека могут иметь и имеют государственную защиту в тех случаях, когда источниками права выступали обычай, сложившееся правоотношение, договор, судебный прецедент и т.д если в них они получили свое отражение. При этих условиях права человека, если они будут нарушены, могут быть признаны и восстановлены органами суда. Права личности – это не «дар» государства, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни.
Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод, он связан условиями социального взаимодействия людей. «Права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека – обязанность государства» — так гласят исходные положения Декларации прав человека (принята в 1948г). Российская Федерация также признала необходимость придерживаться общепринятых международных стандартов в области прав человека и гражданина.
На этих положениях основана Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, закрепившая социально- экономические, политические, гражданские, культурные и личные права и свободы российских граждан.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав приведет в конечном счете к дисфункции социальной системы граждан, государство и от них требует определенного поведения. Свои требования к гражданам государство формулирует в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Юридические обязанности личности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения.
Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения. Юридическая обязанность – вид и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок в жизнь. Итак, обязанность – объективно необходимое, должное поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, что может привести к отступлению от требований нормы.
Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свой выбор не только исходя из юридических требований и предписаний, на него могут влиять и иные нормы, в том числе имеющие антиправовую направленность. В этом случае обязанность не будет реализована.
Обязанность – это возможное поведение и потому, что даже при позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой. Правовой статус личности очерчивает ее «пространство свободы», ставит преграды ненадлежащему, противоречащему интересам общества, государства и других лиц использованию прав и свобод, определяет критерии правовых запретов. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые однако должны быть установлены законом и являться необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения» [7]. Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой.
В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляются через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества.
Необходимое исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое и моральное основание для человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний.
В частности, конституционной обязанностью российских граждан является требование соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности. Так же как права и свободы, юридические обязанности подразделяются на конституционные (основные) и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства. Понятие юридической обязанности тесно связано с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответственность личности прежде всего состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершение противоправных и виновных проступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.
Заключение. В заключение курсовой работы необходимо сделать несколько ключевых выводов: Во-первых, правовой статус личности — это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Во-вторых, правовой статус личности охватывает систему прав и обязанностей человека и гражданина.
В-третьих, правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности. В-четвертых, в зависимости от сферы действия правовых статусов выделяют такие его разновидности: общий (международный) правовой статус; конституционный (базовый); отраслевой статус; родовой (специальный); индивидуальный правовой статус. В-пятых, права личности, как элемент статуса — это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
В-шестых, обязанности личности, как элемент ее правового статуса — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.
Список использованной литературы: 1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.). Текст Декларации опубликован в «Библиотечке «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита», 1995 г N 11, с. 10, в » Российской газете» от 10 декабря 1998 г в «Библиотечке Российской газеты», выпуск N 22-23, 1999 г. 2. Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.). Пакт открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г. резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 23 марта 1976 г. По состоянию на 1 января 1989 г 87 участников.
СССР подписал 18 марта 1968 г. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября 1973 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. Текст Пакта опубликован в «Библиотечке Российской газеты», выпуск N 22-23, 1999 г. 3. Конституция РФ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 64с. 4. Конституционный статус личности.
М 1980. 5. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М 1979. 6. Воеводин А.Д. Юридический статус личности в России. М 1998. 7. Кудрявцева Ю.В. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. М 1996. 8. Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М 1978. 9. Манов Г. Н. Теория государства и права. М 1995. 10. Марченко М. Н. Теория государства и права.
М 1996. 11. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. М 1998. 12. Пиголкин А. С. Общая теория права. М 1996.