Содержание
Введение3
Глава 1. Реорганизация юридических лиц: понятие, правовые основы, виды5
1.1. Понятие реорганизации юридических лиц5
1.2. Правовые основы реорганизации юридических лиц10
1.3. Основные виды реорганизации юридических лиц18
Глава 2. Правовая характеристика основных видов реорганизации юридических лиц21
2.1. Реорганизация юридического лица в форме слияния21
2.2. Реорганизация юридического лица в форме присоединения30
2.3. Реорганизация юридического лица в форме выделения и разделения34
2.4. Преобразование юридического лица44
Глава 3. Правовые проблемы регулирования реорганизации юридических лиц в России и пути их решения52
3.1. Правопреемство при реорганизации юридических лиц: проблемы и пути их решения52
3.3. Правовые аспекты защиты прав контрагентов реорганизуемого юридического лица58
Заключение65
Библиографический список69
Выдержка из текста работы
Оглавление Введение….3 Глава 1. Прекращение деятельности юридических лиц 1.1Прекращение деятельности юридических лиц без возникновения правопреемства и при правопреемстве…1.2Принудительное и добровольное прекращение деятельности юридических лиц… 8 Глава 2. Реорганизация юридических лиц, как один из видов прекращения деятельности юридических лиц 2.1 Общая характеристика способов реорганизации… 12 2.2 Защита прав кредиторов… 2.3 Формы реорганизации и их характеристика… 19 Заключение… 23 Библиография… 26 Приложение Введение Мы традиционно рассматриваем реорганизацию с точки зрения последствий прекращения юридических лиц: относительное прекращение при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Однако в юридической литературе Российской империи и в первые годы советского государства термин «реорганизация» вообще не использовался, хотя сам этот процесс (за исключением выделения) рассматривался как один из способов прекращения юридического лица. Данная тема актуальна сейчас в первую очередь в связи со стремительным темпом развития ныне существующей рыночной экономики России и как следствие возникновении огромного количества юридических лиц всех форм собственности, что влечет возникновение такого же количества вопросов и «нестыковок», которые возникают в процессе проведения процедуры прекращения их деятельности.
Целями написания курсовой работы является не только традиционное описание понятия, форм и характеристик реорганизации, но также изучение и систематизация всего массива информации по прекращению деятельности юридических лиц, в форме их реорганизации.
Также выявление существующих по данной теме проблем и возможных правовых пробелов, изучение различных критериев и процессов одного из аспектов деятельности юридических лиц посредством сравнительного, историко-правового анализа российского законодательства и существующей в нашей стране в настоящее время правоприменительной практики.
Для написания данной работы наряду с законодательными актами Российской Федерации (Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральные Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «Об обществах с ограниченной ответственностью») была использована также учебная литература («Гражданское право России», Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, «Юридические лица») и статьи из ведущих юридических журналов «Хозяйство и право», «Юрист» и «Законодательство». Используемые источники охватывают промежуток времени в зависимости от года их издания с 1996 по 2006 годы. Глава 1. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 1.
Прекращение деятельности юридических лиц без возникновения правопреемства и при правопреемстве
Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам.
Но можно выделить два критерия классификации прекращения деятельности юридических лиц – в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения деятельности юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.1 В гражданском кодексе Российской Федерации институт правопреемства определен достаточно четко как при реорганизации юридических лиц, так и при их ликвидации.
Во всех случаях реорганизации, за исключением выделения, деятельность прекращается, по крайней мере, одного юридического лица, однако права и обязанности реорганизуемого юридического лица не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства.
Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица. Реорганизация связана с переходом прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к существующим (при присоединении) или вновь возникающим (в остальных случаях) юридическим лицам в порядке универсального правопреемства.2 При этом имеются в виду гражданские права и обязанности юридического лица, возникшие из оснований, предусмотренных ст. 8 ГК и иными федеральными законами. 1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. 2. При присоединении юридических лиц к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. 3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. 4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. 5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно- правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.3 В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить: в полном объеме только к одному правопреемнику – при слиянии, присоединении и преобразовании, в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях – при разделении, частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам – при выделении.
Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной, с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект – юридическое лицо, подлежат прекращению. Итак, существуют два способа прекращения деятельности юридических лиц: реорганизация – способ, который предполагает правопреемство (т.е. переход определенного объема прав и обязанностей новому юридическому лицу), и ликвидация – способ, который не предполагает передачу прав и обязанностей, наряду с полным прекращением деятельности юридического лица. Безусловно, институт правопреемства имеет большое значение, в первую очередь для кредиторов, поскольку разница между реорганизацией и ликвидацией, как способов прекращения деятельности юридических лиц, относительно правопреемства заключается в том, что реорганизация предполагает возможность удовлетворения претензий к реорганизованному лицу его правопреемником, в отличие от ликвидации (Пример: Комитет социальной защиты населения г. Димитровграда Ульяновской области для слияния с Комитетом социальной защиты населения Мелекесского района в феврале 2007г. был преобразован не путем реорганизации, а путем ликвидации обоих комитетов и создания единого Департамента социальной защиты населения по г. Димитровграду и Мелекесскому району.
В связи с чем выплаты по долговым обязательствам Комитетов соц.защиты населению были прекращены с ликвидацией организации-должника). 1.2.
Принудительное и добровольное прекращение деятельности юридических лиц
В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и принудительное (распорядительное) прекращение деятельности, ГК содержит развернутый перечень оснований такого рода прекращения деятельности.
Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица или собственника его имущества, т.е. добровольно.
Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причем, если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию.4 С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами, возникающими в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.5 Добровольный порядок заключается в том, что юридическое лицо прекращает деятельность по решению учредителей или его органа, если: 1)Дальнейшее существование юридического лица не целесообразно (убыточное предприятие); 2)истек срок, на который это юридическое лицо было создано; 3)достигнута цель, для которой оно было создано; 4)невозможно выполнить поставленные цели. Принудительный порядок проводится по решению суда, если: 1) деятельность лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии); 2) лицо занимается деятельностью, прямо запрещенной законом; 3) в деятельности юридического лица имелись неоднократные и грубые нарушения закона. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов.6 Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.
В настоящее время закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. N 948-1 (с последними изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 26 июля 2006 г.) предусматривает либо получение согласия Государственного антимонополистического комитета, либо его обязательное уведомление.7 Судебная практика уточняет, что при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (его территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным.8 В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.
Добровольным основанием является решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.9 К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п.1 ст.57; п.2 ст.61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п.2 ст.57 ГК), решение суда (п.2 ст.57, п.2 ст.61, ст.65 ГК). К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов.
Из анализа ст. 113-115, 120, 294 – 300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и основанные на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке.
К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований. Достижением является то, что прекращение по решению уполномоченных государственных органов допускается только в случаях, установленных законом, по закрытому перечню актов, предусмотренных только ГК (п. 2,3 ст. 57, п. 2 ст. 61, п.1,3 ст. 65 ГК). С точки зрения последствий прекращения юридических лиц различают реорганизацию – относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и ликвидацию – абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Особенностью принудительной реорганизации является то, что: во-первых, она в отличие от добровольной реорганизации может быть осуществлена только в формах разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением); во-вторых, она в отличие от добровольной реорганизации не может быть произведена во внесудебном порядке, а лишь по решению уполномоченных государственных органов.
Добровольная реорганизация осуществляется по решению самого юридического лица – его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на принятие таких решений учредительными документами10. Таким образом, в зависимости от органа, который принимает решение о реорганизации юридического лица выделяют два вида прекращения деятельности юридических лиц: добровольное (если решение принято учредителями юридического лица) и принудительное (судебными органами в случаях каких-либо нарушений). Глава 2. РЕОРГАНИЗАЦИЯ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 2.1.
Общая характеристика способов реорганизации
Существование большинства юридических лиц не ограничено какими-либо временными рамками.
Тем не менее, в определенных случаях юридические лица могут быть прекращены (имеется в виду прекращение самого юридического лица, а не его деятельности). Прекращение юридических лиц может влечь за собой различные последствия.
Действующее гражданское законодательство России четко не определяет понятия реорганизации юридического лица, фиксируя лишь формы, в которых она может осуществляться.
Но все же под реорганизацией юридического лица принято понимать его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера личности существующих организаций.
В таких случаях ко вновь возникшим или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества прекращаемого юридического лица, могут перейти особенности его организационной структуры, правоспособности, фирменного наименования и т.д. Реорганизация возможна в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.11 Можно выделить следующие характерные признаки реорганизации: — универсальное правопреемство вновь возникших (в случае присоединении — измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к преемнику имущественных и исключительных прав, также передачу имущественных обязанностей (пассива); — изменение размера уставного капитала (абсолютной величины собственных средств) и субъектного состава участников реорганизуемого юридического лица (за исключением преобразования); — учреждение вновь образуемых обществ – правопреемников не самим реорганизуемым обществом, а его участниками (всеми или частью в зависимости от вида реорганизации) и как следствие – отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовой или вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником, полная автономия последнего12. Также реорганизацию можно охарактеризовать как правовое состояние, начальным моментом которого является принятие корпоративного акта, а заключительным – акт регистрации вновь возникших юридических лиц либо внесение записи о прекращении присоединенного юридического лица. 2.2
Защита прав кредиторов
Проблема прекращения деятельности юридических лиц актуальна в силу того, что при этом происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права, вследствие чего необходимо решить вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее деятельность юридическое лицо. Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения и преобразования считается законченной с момента осуществления государственной регистрации новых юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения оканчивается моментом внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В некоторых случаях при реорганизации необходимо предварительное согласие государственных органов.
Необходимость такого согласия (а если точнее – необходимость представления особых документов) может быть установлена законом.13 В связи с этим в процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением статуса субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности.
Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.
Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование.
Поэтому одним из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе реорганизации вопрос защиты прав контрагентов реорганизующегося юридического лица. Цель правового регулирования – не допустить ущемления прав контрагентов, особенно в тех ситуациях, когда в результате реорганизации одному из вновь образованных юридических лиц передается большинство обязательств, а другому – большая часть имущества.
Кроме того, в результате реорганизации может произойти исключение либо уменьшение ответственности определенных лиц.14 Предусматриваются несколько способов защиты прав кредиторов при реорганизации.
Первый способ связан с порядком проведения реорганизации. В соответствии с которым, обязательным условием реорганизации является предварительное письменное уведомление всех кредиторов о том, что в отношении юридического лица принято решение о реорганизации, в таком случае кредиторы вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков.15 Стадия уведомления кредиторов играет важную роль в процессе реорганизации юридического лица. Вполне справедливо мнение, что в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов.
В частности, законодательство предусматривает необходимость обязательного письменного уведомления кредиторов юридического лица о решении его реорганизации.
Однако и здесь существуют свои сложности16. Данная обязанность уведомления кредиторов является юридической гарантией права каждого кредитора реорганизуемого юридического лица, закрепленного п.2 ст.60 ГК РФ. Встречаются случаи, когда реорганизация проводится без уведомления кредиторов организации. Какие же юридические гарантии в таких случаях предоставлены законодательством, не уведомленным надлежащим образом кредиторам реорганизованного юридического лица? Очевидно, что неуведомление в письменной форме кредиторов юридического лица при его реорганизации является нарушением законодательства.
При этом специальных последствий такого нарушения закон не устанавливает.
Может ли служить нарушение обязанности по уведомлению кредиторов реорганизуемого юридического лица основанием для признания реорганизации недействительной (ст.168 ГК РФ)? По проблеме признания реорганизации недействительной на основании неуведомления кредиторов в надлежащем порядке существуют различные мнения, однако в основном возможность признания реорганизации недействительной не оспаривается.
Авторы Комментария к ГК РФ17 полагают, что если о реорганизации не были уведомлены все или большинство кредиторов, им должно быть предоставлено право судебного оспаривания самой реорганизации и признания ее «несостоявшейся», если же не уведомлены лишь «некоторые» кредиторы, последним, по мнению исследователей, следует предоставить право потребовать досрочного исполнения (прекращения) обязательства от любого или всех правопреемников в порядке их солидарной ответственности.
Полагаю, что при таком толковании решение вопроса о признании или непризнании реорганизации недействительной будет целиком отдано на усмотрение суда, поскольку четкие юридические критерии — основания для признания реорганизации недействительной здесь отсутствуют.
Право контрагентов предъявлять требования реорганизуемому юридическому лицу не должно ограничиваться временными рамками, вплоть до окончания реорганизации.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит две категории сроков, даваемых контрагентам на предъявление требований: 1.30 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования; 2.60 дней с даты направления уведомления о реорганизации в форме разделения и выделения.18 В соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», независимо от формы реорганизации контрагентам дается 30 дней со дня направления уведомления либо со дня публикации объявления.19 Таким образом, при реорганизации обществ кредиторы могут предъявить свои требования в течение строго определенных сроков.
С одной стороны, установление этих сроков дает кредиторам дополнительные гарантии, т.е. защищает их интересы.
С другой – истечение данных сроков, очевидно, лишает контрагентов права предъявить свои требования.
То есть, не исключены ситуации, когда контрагенты обществ, находящихся в процессе реорганизации, окажутся в более невыгодном положении, чем контрагенты других юридических лиц, т.к. последние могут предъявлять свои требования вплоть до окончания реорганизации. Следовательно, нормы специальных законов в некоторых случаях ухудшают (по сравнению с ГК РФ) положение контрагентов обществ, тем самым, противореча сути ГК РФ, но рассматриваемые положения законов должны применяться, т.к. в прямое противоречие с нормами ГК РФ не вступают.
Более того, как будет показано ниже, установление специальных сроков для предъявления требований контрагентов имеет существенный положительный эффект20. С целью избежать возможных отрицательных последствий и защитить интересы реорганизуемого юридического лица, можно, включать в соглашение с контрагентом, помимо его обязательства не предъявлять требование, условие о штрафе, выплачиваемом в случае предъявления требования (этот штраф, например, может быть равен сумме предъявленного требования). Поскольку заключение такого соглашения закону не противоречит, указанный в нем штраф будет подлежать уплате.
Более того, даже в случае отсутствия в соглашении условия о штрафе нарушение условия о непредъявлении требований может повлечь возмещение контрагентом убытков, причиненных нарушением договора (проблема состоит в том, что необходимо доказать размер убытков). Поэтому интересы реорганизуемого юридического лица должны быть защищены законом.
Внесение в закон соответствующих изменений позволило бы сбалансировать интересы сторон в процессе реорганизации.
Второй способ защиты интересов контрагентов – установленная в ГК РФ обязательность составления реорганизационных документов.
При реорганизации составляются передаточный акт и разделительный баланс, которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст.59 ГК РФ). Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст.60 ГК РФ). 2.3.
Формы реорганизации и их характеристика
Слияние как способ реорганизации юридического лица означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких юридических лиц. При этом все имущественные права и обязанности каждого из них суммируются и переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния, в соответствии с передаточным актом (п.1 ст.58 ГК РФ). Слияние может быть осуществлено по решению их учредителей либо органов юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами.
При слиянии нескольких юридических лиц к ответственности за совершение правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.21 2) Присоединение заключается в том, что существующая организация укрупняется за счет того, что одна или несколько других организаций вливаются в нее, сами, утрачивая признаки юридического лица. Права и обязанности присоединенных юридических лиц переходят к укрупняющемуся юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п.2 ст.58 ГК РФ). Присоединение может быть осуществлено по решению учредителей или органов юридических лиц, уполномоченных на это. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к ответственности за совершение, а правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.22 3) Разделение означает дробление одного юридического лица, прекращающего свое существование, на несколько более мелких организаций.
Следовательно, права и обязанности прекращаемого юридического лица тоже дробятся: они переходят ко вновь возникшим юридическим лицам на основании данных разделительного баланса (п.3 ст.58ГК РФ). Разделение юридического лица может быть осуществлено по решению его учредителей или органа юридического лица, а также в определенных случаях государственным органом.
При разделении юридического лица к ответственности за совершение правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено правонарушение.23 4) Выделение – это, как и разделение, способ разукрупнения юридических лиц. В отличии же от разделения в этом способе разукрупнения организация не перестает существовать, но уменьшаются объемы ее характеристик как юридической личности: уменьшается закрепленный за ней имущественный комплекс, численность ее участников, объем гражданской правоспособности.
Все это как бы «вычитается» из нее и переходит ко вновь возникающим на такой основе другим юридическим лицам.
Документом, фиксирующим подробности данного процесса, является при этом разделительный баланс (п.4 ст.58 ГК РФ). Выделение юридического лица, так же как и разделение, может осуществляться не только по решению учредителей или органа юридического лица, но и по решению уполномоченного государственного органа.
Например, в законе о конкуренции сказано, что если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, осуществляет монополистическую деятельность и его действия приводят к значительному снижению конкуренции, то антимонопольный комитет может принять решение о его принудительном разделении (выделении). При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к ответственности за совершение правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено правонарушение. 5) В соответствии с п.5 ст.58 ГК РФ еще одним способом прекращения юридических лиц признано преобразование юридического лица, т.е. изменение организационно-правовой формы юридического лица. При этом сама организация, ее участники и ее имущество в количественном плане могут оставаться неизменными, но изменяется совокупность определенных признаков, характеризующих тип соответствующего юридического лица: его назначение как объединения других лиц и их имущества; правовой режим имущества, закрепленного за ним; методы решения тех или иных вопросов, возникающих в деятельности данного юридического лица; объем требований, предъявляемых к учредительным документам данного юридического лица и к величине его уставного капитала; зависящий от всего этого способ образования и прекращения данного юридического лица. При преобразовании юридического лица ко вновь возникшему субъекту переходят права и обязанности преобразуемого юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Например, государственное предприятие преобразуется в акционерное общество в процессе приватизации24. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При этом ответственность за совершение правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте правонарушения до завершения реорганизации25. Заключение При правовом регулировании прекращения деятельности юридических лиц большинство норм посвящено их реорганизации.
Связано это, во-первых, с тем, что имущественная масса остается в обороте и ее судьба нуждается в четком регулировании, во-вторых, при реорганизации затрагиваются интересы более широкого круга лиц. В России нормы о реорганизации рассредоточены по Гражданскому кодексу РФ, специальным законам об организационно-правовых формах юридических лиц («Об акционерных обществах», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») и иным источникам права.
В результате нет единства представлений о понятии реорганизации, ее формах, процедуре и последствиях.
В своей курсовой работе я отразила наиболее важные аспекты прекращения деятельности юридических лиц, вопросы, затрагивающие специфику процесса реорганизации, ее дифференциацию.
Выделяют два критерия классификации прекращения деятельности юридических лиц – в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения деятельности юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.
Но эти два способа прекращения деятельности юридического лица несут совершенно разные правовые последствия как для самого субъекта, прекращающего свою деятельность, так и для его кредиторов.
При реорганизации прекращается фактическое существование юридического лица, то есть происходит прекращение его деятельности.
Однако права и обязанности, в том или ином объеме, реорганизуемого юридического лица не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства.
А вот при ликвидации правопреемство не предусматривается, наряду с полным прекращением деятельности ликвидируемого субъекта, прекращаются его права и обязанности.
Безусловно, институт правопреемства имеет большое значение, в первую очередь для кредиторов, именно это положение позволяет защищать их законные права и интересы. Связано это с тем, что при наступлении правопреемства по обязательствам реорганизованного юридического лица будет отвечать вновь созданное юридическое лицо, которое, в том числе, и будет нести ответственность за не исполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
От сюда следует, что наиболее благоприятной формой прекращения деятельности юридического лица для контрагентов является реорганизация, поскольку при ликвидации никаких гарантий кредитором не предоставляется. При более углубленном изучении данного вопроса, я выявила разногласия в законодательстве.
Право контрагентов предъявлять требования реорганизуемому юридическому лицу не должно ограничиваться временными рамками, вплоть до окончания реорганизации.
Однако ФЗ «Об акционерных обществах» содержит две категории сроков, даваемых контрагентам на предъявление требований: 30 дней со дня направления АО кредитору уведомления о реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования и 60 дней со дня направления уведомления о реорганизации в форме разделения и выделения.
А всоответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», независимо от формы реорганизации контрагентам дается 30 дней со дня направления уведомления либо со дня публикации объявления.
Таким образом, при реорганизации обществ кредиторы могут предъявить свои требования в течение строго определенных сроков, что, с одной стороны дает кредиторам дополнительные гарантии, с другой – истечение данных сроков, лишает контрагентов права предъявить свои требования реорганизованному лицу. То есть, не исключены ситуации, когда реорганизуемые общества окажутся в более невыгодном положении, чем контрагенты других юридических лиц, т.к. последние могут предъявлять свои требования вплоть до окончания реорганизации.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что благодаря институту реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, следовательно, и прочность договорных и хозяйственных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; капитал остается целостным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства.
В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного технического, организационного и финансового эффекта
Библиография
1.Гражданский кодекс РФ часть первая от 30.11.1994г. №51-ФЗ (с изменениями от 05.02.2007)-М.: Юридическая литература, 2006.С.438. 2.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. (с изменениями от 25.02.2007г.) -М.: Гросс-Медиа, 2007.С.254. 3.Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» №948-I от 22.03.1991г (с изменениями от 26.07.2006).С.420. 4.Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г. №14-ФЗ. (с изменениями от 18.12.2003г.).С.253. 5.Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ. (с изменениями от 02.02.2006г.) 6.Брагинский М.И. Юридические лица // Хозяйство и право. 1998, № 3. С.52. 7.Бондарев А.К Троценко С.А. Интересы кредиторов при правопреемстве юридических лиц // Законодательство.1998,№ 9.С.48. 8.Долинская В.В. Реорганизация юридических лиц //Законы России. Опыт, анализ, практика.2006,№2.С.10 2. 9.Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, части первой (постатейный) М.: Проспект, 2002.С.518. 10.Коровайко А.В. Юридические лица М.:Норма.2004.С.317. 11.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая /Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. — М.: Юрайт-Издат, 2004.С.632. 12.Михайлов Ф.Н. Юридические лица: Лекция. – М.: ЮИ МВД РФ Книжный мир, 2002.С.31. 13.Суханов Е.А. Реорганизация акционерных обществ и других юридических лиц // Хозяйство и право. 1996. № 1. 14.Субботин М.А. Гарантии кредиторов // Юрист. 2004, №9.С.39. 15.Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц // Законодательство. 2005, № 1.с.45. 16.Цыбуленко З.И. Гражданское право России, часть первая. -М.:БЕК, 1998.С.303.