Содержание
Введение3
1. Основные понятия и принципы правового регулирования отношений
по закупке товаров для государственных и муниципальных нужд4
2. Правые аспекты закупок товаров для государственных и
муниципальных нужд8
3. Особенности правоприменительной практики закупок товаров для государственных и муниципальных нужд13
Заключение17
Список использованной литературы20
Выдержка из текста работы
Поставка товаров для государственных нужд является одним из традиционных институтов российского гражданского права. В отечественной практике данная разновидность договорных отношений используется уже более 200 лет. Первое положение о казенных подрядах-поставках было разработано в России задолго до издания Свода гражданских законов в 1833 году . В наши дни договоры на поставку товаров для публичных нужд получили широкое распространение во всем мире.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что поставке товаров для публичных нужд в отечественной экономике отводится большая роль. Именно благодаря данной договорной конструкции государство выполняет большинство своих функций, обеспечивает свои нужды и потребности общества. Именно посредством заключения государственных контрактов поддерживается необходимый уровень обороноспособности и безопасности Российской Федерации, формируется материальный резерв, материальные ценности которого используются для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, для оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, для оказании гуманитарной помощи и т.д.
Кроме того государственные контракты выступают средством поддержки малого и среднего бизнеса, стимулом для развития регионов и муниципалитетов. По мнению К.А. Зимина: « если государство использует открытые для общества и экономически обоснованные формы удовлетворения своих нужд, то коммерческие организации получают возможность участия в этом процессе на основе честной конкуренции, что стимулирует их развитие» .
В качестве правового механизма для обеспечения государственных нужд в различных сферах экономики служит договор поставки для государственных и муниципальных нужд. Договор поставки имеет свои правовые особенности, проявляющиеся в его субъективном составе и в связи с этим в структуре договорных связей, основаниях и порядке заключения и исполнения договора, ответственности сторон за ненадлежащее исполнение и неисполнение договора.
Цель данной курсовой работы изучить гражданско-правовые характеристики договора поставки для государственных и муниципальных нужд.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
определить понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования;
определить понятие государственных и муниципальных нужд;
определить источники правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд;
определить понятие и особенности договора поставки для государственных и муниципальных нужд;
определить содержание договора поставки, обязанности и ответственность сторон, условия исполнения договора, привести примеры из судебной практики.
В работе над темой были использованы нормативно-правовые акты (Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы), учебники по дисциплине «Гражданское право» под редакцией О.Н. Садикова, А.Я. Рыженкова, В.П. Мозолина, работы ученых-правоведов Л.В. Андреевой, Г.Ф. Шершеневича, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского и других, судебная практика.
Работа состоит из двух глав, разбитых в свою очередь на шесть параграфов, введения и заключения.
Глава I. Современное состояние и развитие института поставки для государственных и муниципальных нужд
1.1. Развитие института поставки для государственных и муниципальных нужд. Понятие государственных и муниципальных нужд.
Государства континентальной и англосаксонской правовых систем не знали и не знают поставки как отдельный вид купли-продажи, как не знало его и римское право. В данных государствах существует единый договор купли-продажи, согласно которому одна сторона – продавец – обязуется передать другой стороне в собственность какую-либо вещь, а другая сторона – покупатель – обязуется принять купленную вещь и уплатить покупную цену .
Законодательное закрепление института договора поставки, регулирующего отношения поставки между государственными предприятиями, существует сегодня в некоторых странах бывшего социалистического лагеря, например в Венгрии и Монголии, чье гражданское право находилось под длительным влиянием советского законодательства .
По мнению П. Редькина поставки и подряды для государственных нужд и, соответственно, поставка вообще являются исконно российскими правовыми инструментами . Существовали они в обычаях задолго до Поручной грамоты 1629 г. (самый ранний из дошедших актов) и характеризовались в то время следующими признаками:
1) могли носить безвозмездный характер, т.е. государство обязывало поставить какое-либо благо, но ничего не предоставляло взамен;
2) являлись обязательными для некоторых лиц, но приветствовались и добровольные подряды и поставки;
3) неисполнение казенных поставок наказывалось административными и уголовными санкциями .
Позднее казенные поставки стали возмездными, но не утратили своей главной отличительной черты – наличие государственного интереса в совершении сделки. Кроме того, договоры поставки стали совершаться между частными лицами, действовавшими в своих, а не в государственных интересах…
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
В условиях существующих реалий современной рыночной экономики государство в лице уполномоченных органов выступает значимым участником экономических правоотношений посредством созданной контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок.
Особенности поставки товаров для государственных нужд определяются системой законов, главными из которых являются Гражданский кодекс РФ и Закон о контрактной системе.
Принятые законы вносят экономическую и правовую определённость в отношении между производителями и потребителями, поставщиками и покупателями товаров. Распределительная система заменяется системой государственных закупок и осуществляется на контрактной основе.
Формирующаяся контрактная система предусматривает добровольность заказов, их взаимовыгодность, ответственность сторон за исполнение взятых обязательств.
Формирование и размещение заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется через заключение государственных контрактов между государственным заказчиком и поставщиком. Государственный или муниципальный контракт является основным документом, который регламентирует правовые, экономические и организационные отношения государственных заказчиков и поставщиков товаров для государственных нужд.
Государственные и муниципальные заказчики выбирают поставщиков как на конкурентной основе, так и без проведения конкурсов.
Структура отношений при исполнении поставки товаров для государственных и муниципальных нужд может быть простой, когда контракт заключается между государственным или муниципальным заказчиком и поставщиком, и сложной, когда заказчик, заключив контракт с поставщиком, выступает только как гарант реализации договора между поставщиком и непосредственным покупателем товара. Конкретных покупателей в таком случае указывают поставщикам государственные или муниципальные заказчики.
Особенность договора поставки для государственных и муниципальных нужд определяется также целями поставки товаров для государственных нужд.
Все принципы ответственности сторон при неисполнении и ненадлежащем исполнении коммерческого договора поставки действуют и при поставке товаров для государственных и муниципальных нужд. Наряду с взысканием убытков она может выражаться во взыскании неустойки (пени, штрафа). Особая значимость поставки товаров для государственных и муниципальных нужд обусловила достаточно широкое применение законной неустойки и повышенную ответственность сторон за исполнение или ненадлежащее исполнение ряда обязанностей.
При заключении государственных контрактов в целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, установление специальных квот (государственное бронирование) при приобретении материально-технических ресурсов. Осуществляя планирование закупок, государственному или муниципальному заказчику следует учитывать, что не допускается приобретение при выполнении государственного или муниципального контракта некоторых видов продукции иностранного производства, за исключением некоторых случаев.
Споры, возникающие между государственным или муниципальным заказчиком и поставщиком при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных и муниципальных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, муниципальных нужд, а также при возмещении понесённых убытков, рассматриваются Арбитражным судом.
Обобщая все сказанное в курсовой работе, можно дать следующую характеристику договору поставки для государственных и муниципальных нужд.
Договором поставки для государственных и муниципальных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных и муниципальных нужд, заключаемый государственным или муниципальным заказчиком и поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.
Главная отличительная черта договора поставки – особая цель использования товаров, а именно – их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв.
Договор поставки для государственных нужд является: консенсуальным; возмездным; взаимным.
Особенностью договора поставки является его субъектный состав. Сторонами договора поставки являются государтсво, в лице муниципальных или государственных заказчиков, и поставщики, которыми могут быть победившие в конкурсах участники закупок, физические и юридические лица. Третьей стороной договора, возможно и не связанной государственным или муниципальным контрактом, может выступать покупатель, любое юридическое лицо, которому государственный или муниципальный заказчики делегируют право принять и оплатить товар в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Предметом договора поставки являются любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупка по государственным контрактам ряда товаров иностранного производства ограничивается федеральными законами.
Форма договора всегда письменная, заключается путем подписания сторонами одного документа.
Существенным условием договора поставки для государственных нужд является цена закупки, срок действия договора, срок поставки товара, срок оплаты.
Права и обязанности поставщика, государственного или муниципального заказчика и покупателя имеют свои особенности. А именно, поставщик обязан: заключить договора поставки для государственных нужд, если это предусмотрено государственным или муниципальным контрактом; за просрочку поставки или недопоставку товаров по государственному или муниципальному контракту уплатить покупателю неустойку в размере установленной законом и возместить убытки; передать товар либо путем отгрузки их покупателю, либо путем предоставления товаров в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика; вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару. При этом товар точно должен соответствовать спецификации или приложению к договору и быть в определенном количестве, в согласованном ассортименте, соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен, установленного качества, свободным от прав третьих лиц, в таре и упаковке.
Права и обязанности государственного или муниципального заказчика состоят в обязанности принять товар, прикрепить к поставщику покупателя, оплатить товар, выступить поручителем по обязательству покупателя оплатить товар.
Покупатель обязан принять предложенное поставщиком исполнение, вправе отказаться от заключения договора полостью или частично, оплатить товар, если поставка производится по отдельному договору поставки.
Список источников и используемой литературы:
I. Источники опубликованные
а) Законы и другие нормативные правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч. II (от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.04.2015 № 82-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410.
3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (от 31.07.1998 № 145-ФЗ, в ред. ФЗ от 08.03.2015 г. № 25-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823.
4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 2 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – №14. – Ст. 1652.
5. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в ред. ФЗ 28.12.2013 № 396-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53(часть 1), ст. 7600.
6. Федеральный закон РФ от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных и государственных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 34, ст. 3540.
7. Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 1, ст. 3.
8. Федеральный закон РФ от 2 декабря 1994 г. № 55-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3303.
9. Федеральный закон РФ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» //Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4571.
10. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 2 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №30 (ч. 1). – Ст. 3105. (утратил силу)
11. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» // САПП РФ. 1992. № 6. Ст. 321
12. Постановления Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»;
13. Постановления Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
14. Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства»
б) Материалы судебной практики
1. Решение арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2015 по делу № А32-4508/2015. – URL: law/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_532_%D0%93%D0%9A_%D0%A0%D0%A4 на 20.04.2015
2. Решение арбитражного суда Волгоградской области от 14.04.2015 по делу № А12-5405/2015. — URL: law/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_532_%D0%93%D0%9A_%D0%A0%D0%A4 на 20.04.2015
3. Решение арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2015 по делу № А47-186/2015. — URL: law/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_532_%D0%93%D0%9A_%D0%A0%D0%A4 на 20.04.2015
4. Аналитическая справка по обобщению судебной практики рассмотрения споров по договорам на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд рассмотренных судьями экономической коллегии арбитражных судов в 2013-2014 годах / URL: на 20.04.2014
II. Специальная литература.
1. Андреева Л.В. Реформа государственных и муниципальных закупок: основные нововведения / Л.В. Андреева // Право и экономика. – 2013. – №8. – С. 4-10.
2. Андреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования / Л.В. Андреева // Право и экономика. – 2013. – № 11. – С. 3-16.
3. Брагинский М.М., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. — М., 1997. — 682 с.
4. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. — М., 2002. — 284 с.
5. Габитов Р.Р. Актуальные вопросы договора поставки для государственных нужд: анализ законодательства и судебной практики / Р.Р. Габитов // Юрист. – 2013. – №14. – С. 22-26.
6. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.2 /отв.ред. В.П. Мозолин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 927 с.
7. Гражданское право: Учебник. Т.2 / под ред. докт. юрид. наук, проф. О.Н. Садикова). –М.: «Контракт», «ИНФРА-М», 2006. — 897 с.
8. Гражданское и торговое право капиталистических государств: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1993. – 692 с.
9. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). – М.: Норма, 2007. — 950 с.
10. Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф.дис. …канд. юрид. наук. — Волгоград, 2006. – 95 с.
11. Зимин К.А. Гражданско-правовое регулирование отношений, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд: автореф.дис.: … канд. юрид. наук. — Краснодар, 2009. – 92 с.
12. Исаченко В.Л. Исаченко В.В. Обязательства по договорам. Опыт практического комментария русских гражданских законов. — СПб., 1994. — 732 с. (напечатано по изданию 1914 г.)
13. Куличев Р.Б. Контрактная система – новации законодательства / Р.Б. Куличев // Право и экономика. – 2013. – №6. – С. 16-23.
14. Новоселова Л.А. О правовых последствиях нарушения денежного обязательства. // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. — М.: Юрит-Вести, 1999, — № 4. – С. 68-77
15. Павлов Е.В. Договор поставки. — М, 1996. — 217 с.
16. Понеделко Д.В. Специфика договора поставки. Его отличие от иных видов договоров, используемых при реализации товаров и услуг // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 384. — С. 167-171.
17. Пустозерова В.М., Соловьева А.А.. Договор поставки. — Москва, 1996. – 340 с.
18. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. Том 1. Учебник. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2005. – 892 с.
19. Смирнов С.Н. История отечественного государства и права: учеб. пособие. — М., 2009. – 487 с.
20. Храмкин А.А. Контрактная система – особенности и отличия от действующего законодательства / А.А. Храмкин // Право и экономика. – 2013. – №8. – С. 11-14.
21. Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – 286 с.
22. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. (По изданию 1907 г.) — М., 1995. – 396 с.
23. Юридические записки, издаваемые П. Редькиным. — Т. 1. — М., 1841. – 232 с.
24. Яровой А.В. Поставка товаров для государственных нужд: дис… к.ю.н. — Екатеринбург, 2005. – 87 с.
III. Справочный материал.
25. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. 3-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев. — М., 2003. 784 с.