Содержание
Правовое регулирование труда несовершеннолетних работников
Содержание:
Введение3
Глава 1. Несовершеннолетние как субъекты трудовых правоотношений6
1.1. Несовершеннолетние работники и их правовой статус по законодательству РФ6
1.2. Ограничения трудовой деятельности несовершеннолетних15
Глава 2. Правовые особенности заключения и прекращения трудового договора с несовершеннолетними работниками21
2.1. Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними21
2.2. Особенности расторжения трудового договора с несовершеннолетними28
Глава 3. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников33
3.1. Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха несовершеннолетних работников33
3.2. Гарантии несовершеннолетним работникам40
3.3. Государственный контроль и надзор за осуществлением трудовых прав несовершеннолетних46
Заключение52
Список использованной литературы56
Приложение61
Введение
Реформы в экономической и социальной жизни России, проводимые на рубеже 20-21 веков, повлекли за собой глубокие изменения во всех сферах российского общества. Особенно значительные перемены произошли в характере трудовых отношений, где в результате снятия преград и запретов на предпринимательскую деятельность работодателями стали многочисленные частные физические и юридические лица, не подведомственные государству и его органам. Наряду с оживлением рынка труда, раскрепощением частной инициативы, усилилось расслоение общества, участились случаи нарушения трудовых прав граждан, особенно несовершеннолетних. Эти изменения потребовали новых подходов к нормативно-правовому регулированию их трудовых отношений.
Принятие и введение в действие с 1 февраля 2002г. нового Трудового кодекса РФ способствовало упорядочению правового регулирования труда несовершеннолетних работников, однако не решило всех проблем. Так, нуждаются в дальнейшем уточнении юридические нормы о наделении особым трудоправовым статусом молодежи, окончившей различные формы профессионального ученичества, а также не имеющей профессиональной подготовки. В современных условиях на рынке труда даже квалифицированным, опытным специалистам не всегда удается реализовать свое право на труд в соответствии с квалификацией и имеющимися знаниями. При таких обстоятельствах трудоустройство молодежи, особенно не достигшей возраста восемнадцати лет, представляет собой весьма острую проблему. Ее решение требует развития системы гарантий обеспечения их трудовых прав, совершенствования законодательного регулирования вопросов квотирования для них рабочих мест.
Имеющиеся недостатки и пробелы в трудовом законодательстве, акты злоупотребления хозяйской властью работодателями снижают эффективность применения правовых норм по защите трудовых прав несовершеннолетних. В силу особенностей физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития они нуждаются сейчас в дополнительных гарантиях соблюдения своих прав и законных интересов.
Вот почему глубокое изучение нормативных положений, регулирующих трудовые отношения с участием работников, не достигших возраста восемнадцати лет, является актуальной задачей науки трудового права. Все вышесказанное и предопределило актуальность настоящего дипломного исследования.
Предметом исследования выступают нормы трудового права Российской Федерации, регулирующие трудовые отношения несовершеннолетних работников.
Объектом дипломной работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа действующего трудового законодательства уточнить трудоправовой статус несовершеннолетнего работника и выявить специфику правового регулирования труда лиц моложе восемнадцати лет.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
− изучить понятие и содержание современного трудоправового статуса несовершеннолетнего работника;
− рассмотреть случаи ограничения трудовых прав несовершеннолетних;
− проанализировать особенности заключения и прекращения трудового договора с несовереннолетними работниками;
− выявить особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха несовершеннолетних работников;
− рассмотреть перечень гарантий, установленных законодательством для обеспечения занятости подростков;
− проанализировать деятельность государственных органов за осуществлением контроля и надзора в сфере защиты трудовых прав несовершеннолетних.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Помимо того, использовались специальные методы исследования, такие как: комплексный, системный, сравнительного правоведения.
Нормативную базу дипломной работы составляют:
− международно-правовые акты;
− Конституция РФ;
− Трудовой кодекс РФ;
− Гражданский кодекс РФ;
− иные федеральные законы и иные акты, содержащие нормы трудового права, связанные с заключением трудового договора.
Теоретической основой исследования явились труды российских ученых — специалистов в области трудового права, исследовавших проблемы правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из трех глав, подразделенных на параграфы, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Несовершеннолетние как субъекты трудовых правоотношений
1.1. Несовершеннолетние работники и их правовой статус по законодательству РФ
Прежде чем приступить к рассмотрению правового статуса несовершеннолетних, необходимо проанализировать понятие «правовой статус работника в трудовом праве».
Будучи закрепленным в нормах Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), правовой статус работника предельно общая и широкая категория, всесторонне характеризующая его как основного субъекта трудового права. Данная категория охватывает всю регулируемую нормами трудового законодательства сферу отношений между работником и остальными субъектами трудового права. Именно юридический статус предопределяет характер и степень участия работника в общественных отношениях, составляющих предмет трудового права. Параллельно правовое положене работника выступает в роли составной части метода трудового права. Установление юридического статуса субъекта трудового права один из способов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Итак, правовой статус работника это базовая, основная характеристика, определяемая нормами трудового законодательства, раскрывающая положение работника как субъекта трудового права и позволяющая ему принимать участие в правоотношениях в сфере несамостоятельного труда .
Правовое положение работника сложный, многоплановый юридический феномен. Вопрос о содержании юридического статуса в трудовом праве вообще и правового положения работника в частности относится к числу наиболее дискуссионных.
Так, А.С. Пашков содержание юридического статуса субъектов трудового права отождествлял с правосубъектностью, которая «определяется закрепленными за ними законодательством правами и обязанностями; гарантиями этих прав и обязанностей, ответственностью за неисполнение возложенных на них обязанностей» .
Л.А. Крутова под правовым статусом субъекта трудового права понимает совокупность субъективных прав и обязанностей.
Академик К.Н. Гусов и профессор В.Н. Толкунова в содержание правового статуса включают трудовую правосубъектность (трудовую праводееспособность и деликтоспособность), основные (статутные) трудовые права и обязанности, закрепленные в законодательстве их юридические гарантии (общие и специальные) и предусмотренную законодательством ответственность за нарушение трудовых обязанностей. Разделяют данное мнение М.В. Молодцов и С.Ю. Головина .
Проанализировав основные подходы к проблеме содержания трудового правового статуса можно сделать следующий вывод: содержание правового статуса работника образуют следующие элементы: (1) трудовая правосубъектность; (2) основные трудовые права, свободы и обязанности; (3) законные интересы; (4) юридические гарантии осуществления основных трудовых прав, свобод и законных интересов; (5) ответственность за выполнение или невыполнение своих обязанностей.
1. Трудовая правосубъектность первый вводный элемент содержания правового статуса работника. Трудовой правосубъектностью называют трудовую праодееспособность, поскольку по общему правилу только наличие одновременно у лица и трудовой правоспособности, и трудовой дееспособности позволяет рассматривать его как сторону трудового правоотношения, субъект права. Если гражданская правоспособность возникает с момента рождения человека, а дееспособность с момента достижения совершеннолетия, то моменты возникновения трудовой право- и дееспособности совпадают. «Под трудовой правоспособностью понимается обеспеченная государством возможность иметь трудовые права и нести юридические обязанности» . Трудовая дееспособность способность своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять их и нести ответственность.
Одной из проблем трудовой правосубъектности несовершеннолетнего лица сегодня, по нашему мнению, является возраст, с которого допускается прием на работу, или момент возникновения трудовой правосубъектности .
Устанавливая в качестве общего правила возраст приема на работу, законодатель учитывает уровень не только физиологической, но и психологической зрелости молодых граждан. В науке трудового права всегда предпринимались попытки мотивировать позицию законодателя тем, что он должен принимать во внимание готовность человека лично осуществлять осознанную целенаправленную деятельность, характер которой определяется по соглашению с работодателем, и нести ответственность за ее результаты; то есть ученые согласились с тем, что трудовая правосубъектность должна возникать тогда, когда физические лица «становятся способными к систематическому, регламентированному нормами права труду» .
Эмансипированными, или полностью дееспособными в гражданско-правовом смысле, являются несовершеннолетние в возрасте шестнадцати лет, если они работают по трудовому договору. Кроме того, в соответствии с законодательством, регулирующим занятость населения, безработными могут признаваться граждане тоже только с шестнадцати лет. Наконец, и Конвенция ООН «О минимальном возрасте для приема на работу» , устанавливает именно этот возрастной показатель.
По общему правилу трудовая правосубъектность работника возникает в шестнадцать лет (ст. 63 ТК РФ). Из этого правила та же статья ТК РФ содержит три исключения когда труовая правосубъектность возникает в более раннем возрасте при наличии дополнительных условий:
Выдержка из текста работы
Я,, студентка 3 курса юридического факультета (группа ВЗЮ 009-21), проходила производственную практику с 26 марта 2013 года по 13 апреля 2013 года в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Черногорска РХ. Практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. За время прохождения практики я была ознакомлена с деятельностью комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, изучила делопроизводство, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют работу, структуру, порядок организации и полномочия КДН и ЗП, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими сферу деятельности комиссии. Основное внимание в ходе прохождения практики было уделено следующим направлениям работы комиссии: изучению нормативных правовых актов регламентирующих трудовые отношения несовершеннолетних, определению особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников, выявление правовых особенностей заключения и прекращения трудового договора с несовершеннолетними работниками.
Основная часть
1. Несовершеннолетние как субъекты трудовых отношений.
Правовое регулирование положений несовершеннолетних в Российском законодательстве осуществляет Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом, Гражданским кодексом, Семейным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и рядом Федеральных Законов и других нормативно — правовых актов Российской Федерации, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних.
Основы правового статуса личности в целом и ребенка в частности в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции России и других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.
В гл. 2 статье 37 Конституции РФ, говорится:
1. «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В ст. 64 Конституции России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус, выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). личный статус изменяется в течение человеческой жизни ( статус ребенка, трудоспособности личности, инвалида, пенсионера).
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 ФЗ подробно регламентирует и закрепляет правовое регулирование трудовых отношений несовершеннолетних.
Глава 42 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет», полностью посвящена регламентации труда несовершеннолетних, она освещает такие вопросы, как: работы, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних (ст. 265 ТК РФ); медицинские осмотры (обследования) лиц до восемнадцати лет (ст. 266 ТК РФ); ежегодный основной оплачиваемый отпуск работников до восемнадцати лет (ст. 267 ТК РФ); запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (ст. 268 ТК РФ); дополнительные гарантии работникам до восемнадцати лет при расторжении трудового договора (ст. 269 ТК РФ); нормы выработки для работников до восемнадцати лет (ст. 270 ТК РФ); оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы (ст. 271 ТК РФ); особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет (ст. 272 ТК РФ).
Другие статьи трудового кодекса РФ полностью или в части своей также определяют трудовое положение несовершеннолетних: возраст, с которого допускается заключение трудового договора (ст. 63 ТК РФ); медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора (ст. 69 ТК РФ); испытание при приеме на работу (ч.3 ст. 70 ТК РФ), сокращенная продолжительностью рабочего времени (ст. 92 ТК РФ); работа в ночное время (ч.5 ст. 96 ТК РФ); сверхурочная работа (ч.3 ст. 99 ТК РФ); продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 124 ТК РФ); замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсации (ч.3 ст. 126 ТК РФ); письменные договоры о полной материальной ответственности работников (ст. 244 ТК РФ); продолжительностью ежедневной работы (смены) (ч.1 ст. 94 ТК РФ); общие положения о работе по совместительству (ч.5 ст. 282); ограничение на работы вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ) и др.
Большинство льгот и гарантий для детей в сфере труда сосредоточено в Трудовом кодексе РФ. За неисполнение его требований, а также требований, содержащихся в других федеральных законах, государство установило меры ответственности, что согласуется с пунктом 2 статьи 32 Конвенции о правах ребенка, устанавливающим, что:
« Государства — участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства — участники, в частности:
а) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;
в) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;
с) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.»
Почти все указанные в статье меры приняты Российской Федерацией. Ответственность за нарушение их трудовых прав регламентируется общей статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
Что же касается нарушения трудовых прав детей, то они не выделены в особы……..
Список использованных источников
1 Конвенции Международной организации труда 1973 г. «О минимальном возрасте для приема на работу». Ратифицирована 03.05.1979 г. // Гусов К.Н., Курилин М.Н. Международно-правовое регулирование труда в (конвенциях и рекомендациях). М., 1992.
2 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. № 237 от 25 декабря 1993 г. (с изм., внесенными Указом Президента от 21.07.2007 № 5-ФКЗ).
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239 от 08.12.1994.
4 Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч. I. Ст. 4920.
5 Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» // Собрание законодательства РФ. 2000. 10. Ст. 113.
6 Губенко М.И. Государственный контроль и надзор за осуществлением трудовых прав несовершеннолетних. ? Томск: Изд-во Томского университета, 2002.
7 Трудовое право: Учебник / Под редакцией Гапоненко В.Ф., Михайлова Ф.Н. — М.: ЮНИТИ «Закон и право», 2003.