Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы………..….7
1.1. Становление и развитие законодательства по применению мер взыскания и поощрения к осужденным к лишению свободы…………………………..….7
1.2. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы и роль мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных……………………………………………………………………………………………..15
Глава 2. Характеристика правового регулирования применения мер поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы…………………26
2.1. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы и порядок их применения………………………………………………………….26
2.2. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы и порядок их применения…………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы…………………………………………………………..…..63
Выдержка из текста работы
В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей.
Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере уголовно — исполнительного права.
Предметом работы являются проблемы правового регулирования применения мер поощрения и дисциплинарного взыскания к осужденным к лишению свободы и пути их решения.
Проблема совершенствования правового регулирования мер поощрения и взыскания как средства воспитательного воздействия, являясь весьма актуальной, давно привлекает внимание ученых и практиков.
Цель работы: изучение правового регулирования и практики применения к осужденным к лишению свободы мер поощрения и взыскания, в рамках которого рассмотрим социально-экономические, правовые и организационные аспекты.
Методологическую и теоретическую основу работы составляет диалектический метод познания. При подготовке работы использовались международно-правовые документы по вопросам обращения с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, положения Конституции, законов и иных законодательных актов Российской Федерации, ведомственных нормативно-правовых актов.
. Правовые основы применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы
поощрение взыскание уголовный наказание
Меры поощрения и взыскания в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы обеспечивают индивидуализацию исправительного воздействия и реализацию элементов прогрессивной системы отбывания наказания, а также требований режима по обеспечению правового статуса осужденных к лишению свободы. В связи с этим изменение условий отбывания наказания в пределах исправительной колонии целесообразно включить в перечень мер поощрения и взыскания.
Одна группа исследователей-юристов полагает, что к стимулирующим институтам относятся только позитивные средства: поощрения, льготы, преимущества. Так, Н.А. Стручков считает, что «меры обеспечения дисциплины и порядка слагаются из мер поощрения, призванных стимулировать требуемое от осужденных поведение». По мнению В.И. Курилова, процесс стимулирования осуществляется исключительно путем применения мер поощрения. С ними солидарен Г.В. Хныпин, который определяет стимул именно как поощрение.
Другая группа ученых придерживается той точки зрения, что к стимулирующим институтам относятся не только перечисленные позитивные средства, но и меры принуждения: взыскания, запреты, наказания. Так, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков отмечают, что «применение средств стимулирования… поощрений и взысканий требует знания и соблюдения норм права». По мнению В.М. Баранова, «если ответственность является негативной стороной метода стимулирования, то поощрение представляет его позитивную сторону». Вторая позиция представляется более предпочтительной, так как рассматривает понятие стимулирования правопослушного поведения осужденных в более широком плане, включая в него как поощрительные институты (позитивное стимулирование), так и институт юридической ответственности (негативное стимулирование).
Классификация мер поощрения, применяемых к осужденным к лишению свободы включает три основные группы, в том числе и помилование Президентом РФ. Первую из них составляют меры поощрения, которые не изменяют правовой статус и условия отбывания наказания осужденных. Ко второй группе относятся поощрения, изменяющие условия отбывания наказания и относящиеся к прогрессивной системе отбывания наказания. В третью группу входит поощрение в виде возбуждения ходатайства о помиловании осужденного, согласно ч. 5 ст. ИЗ УИК РФ, в связи с тем, что этот вид поощрения не относится к прогрессивной системе отбывания наказания, а является проявлением гуманизма и милосердия со стороны государства, не ограниченного какими-либо установленными критериями и сроками.
Рассмотрев порядок применения мер поощрения разового порядка и мер поощрения, изменяющих условия отбывания наказания, целесообразно ввести норму уголовно-исполнительного законодательства, регулирующую последовательность реализации мер поощрения, т.е. первоначально применять меры поощрения, не изменяющие данные условия, а в последующем необходимо реализовывать стимулы, которые изменяют условия отбывания наказания. В связи с этим целесообразно дополнить в законе положение о переводе осужденного из обычных в облегченные условия отбывания наказания при наличии не менее одного поощрения. В таком случае редакция ч.2 ст. 120; ч.2 ст. 122; ч.2 ст. 124 УИК РФ будет следующей: «При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и наличии не менее одного поощрения за добросовестное отношение к труду и примерное поведение и по отбытии … срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия».
Классификация мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, состоит из пяти групп. Первую должны составлять взыскания воспитательно-предупредительного характера (например, выговор), которые применяются за незначительные нарушения, характеризующие личную недисциплинированность осужденного (нарушение дисциплины строя и формы одежды).
Во вторую группу входят взыскания, связанные с лишением определенных материальных благ либо отменяющие возможность использования осужденным какого-либо права (дисциплинарный штраф, отмена права проживания вне общежития и запрещение выхода за пределы общежития в свободное от работы время и т. п.).
Третья группа — это меры взыскания, существенно ограничивающие свободу осужденных в пределах исправительного учреждения (водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа и т. д.).
Четвертую группу составляют взыскания, связанные с изменениями условий содержания: в целях дальнейшего исправления положительно характеризующийся осужденный может быть представлен к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания после фактического отбытия указанной в законе части срока наказания.
Пятая группа представлена мерами взыскания, связанными с переводом из одного исправительного учреждения в другое (перевод из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет и т. п.) и применяемыми судом.
Согласно ч. 3 ст. 119 УИК РФ начальники отрядов имеют право применять взыскание-выговор в устной форме. Целесообразно предоставить право применять такой вид взыскания, как выговор (письменно), начальнику отряда, так как данное взыскание носит предупредительный характер. По аналогии с воспитательными колониями, где, согласно ч. 4 ст. 138 УИК РФ, начальники отрядов наделены таким правом, необходимо расширить полномочия начальников отрядов исправительных колоний в этой области. Таким образом, ч. 3 ст. 119 УИК РФ предлагается в следующей редакции: «Начальники отрядов имеют право объявлять выговор».
Комплекс предложений по совершенствованию уголовно- исполнительного законодательства в сфере применения мер поощрения и взыскания;
а) включить в число мер поощрения: отправление письма близким родственникам о примерном поведении осужденного; предоставление одного раза в течение года бесплатного длительного свидания с близкими родственниками в части совместного проживания в гостинице исправительного учреждения; предоставление права фотографирования в комнате длительного свидания; разрешение одного бесплатного телефонного разговора в течение года; предоставление материальных льгот осужденным, успешно обучающимся в учебных заведениях;
в) целесообразно дополнить ч. 1 ст. 116 УИК РФ после слов «отказ от работ или прекращение работы без уважительной причины» предложением «кроме отказов от работ без оплаты труда», поскольку это нарушение имеет низкую степень общественной опасности;
г) для обеспечения действенности и жизнеспособности уголовно- исполнительного законодательства необходимо учесть особенности субкультурных отношений среди осужденных в колониях и работы по профилактике нарушений установленного порядка отбывания наказания. В связи с этим мы считаем целесообразным, учитывая реальную практику, дополнить данный перечень еще одной группой проступков: поборы с осужденных т.е. действия осужденного, направленные на взимание с других осужденных незаконных денежных, вещевых, продовольственных налогов или сборов, не содержащие признаков состава преступления; противодействие участию осужденных в работе самодеятельных организаций (путем угроз, шантажа или иными действиями препятствовать выполнению общественных работ и поручений другими осужденными), не содержащие признаков состава преступления; участие в азартных играх на деньги, вещи, продукты питания.
. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы
Основанием применения к осужденным мер поощрения являются хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и проводимых воспитательных мероприятиях. Для применения поощрений достаточно одного из этих оснований. Поощрение может быть применено и за какие-то иные социально полезные действия осужденного.
Закон не определяет содержание оценочных понятий "хорошее", "добросовестное", "активное", их определение в каждом конкретном случае относится к компетенции правоприменителя (начальника).
Именно начальник учреждения решает, соответствует ли поведение осужденного основанию применения нормы, следует ли применять норму и какую конкретную меру поощрения применить. Это, безусловно, может порождать субъективизм в применении мер поощрения.
Осужденный не вправе требовать ни самого поощрения, ни выбирать его меру. Меры поощрения, предусмотренные 113 статьей УИК РФ, могут быть классифицированы на группы по степени универсальности их применения:
а) меры поощрения универсальные, применяемые ко всем осужденным: благодарность; награждение подарком; денежная премия; досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
б) меры поощрения формально универсальные. Формальные в том смысле, что, хотя и нет на то прямого указания в ст. 113 УИК РФ, фактически их целесообразно применять только к отдельным категориям осужденных: — предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания. В колониях-поселениях осужденные могут иметь неограниченное количество свиданий, а для осужденных, находящихся в льготных условиях отбывания наказания в воспитательных колониях, не ограничивается количество краткосрочных свиданий;
разрешение на получение дополнительной посылки или передачи. Женщины и отбывающие наказание в воспитательных колониях и колониях-поселениях получают посылки, передачи и бандероли без ограничения их количества; — разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до пятисот рублей на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости. Эту меру нет смысла применять к осужденным, имеющим право расходовать деньги без ограничения, поскольку для них она не имеет никакого стимулирующего значения; в) меры поощрения, применяемые только в исправительных учреждениях определенного вида:
разрешение на проведение за пределами колонии выходных и праздничных дней в колониях-поселениях;
увеличение времени прогулки до двух часов в день на срок до месяца осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания;
— в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов. Такая же мера поощрения предусмотрена и для тюрем.
Но следует различать понятия "поощрительная норма (институт)" и "мера поощрения". Между персоналом исправительного учреждения и осужденными устанавливаются отношения подчинения.
Меры поощрения, как принято считать, не изменяют правового положения осужденного, они являются мерами дисциплинарного воздействия, их может применять (в полном объеме) только начальник исправительного учреждения. Перевод же из одних условий в другие производится по решению комиссии исправительного учреждения (ч. 3 ст. 87 УИК РФ), а перевод в исправительное учреждение другого вида — по решению суда (ч. 5 ст. 78 УИК РФ).
Благодарность объявляется в устной или письменной форме, остальные поощрения только в письменной форме. Применяемые меры поощрения оформляются постановлением или приказом за подписью начальника учреждения (лица, его замещающего). Постановление или выписка из приказа после ознакомления с ним осужденного приобщается к его личному делу. Устная благодарность в личном деле осужденного не отражается, но учитывается в дневнике индивидуальной воспитательной работы. В ч. 2 статьи 114 УИК РФ установлены ограничения на применение таких поощрений, как разрешение на получение дополнительной посылки или передачи и предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания.
В порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий. Вид предусмотренного поощрением дополнительного свидания определяется начальником учреждения. Срок предоставления дополнительного свидания либо получения дополнительной посылки или передачи не связан с предоставлением очередных свиданий либо с получением очередных посылок или передач. Поэтому периодичность предоставления свиданий и получения посылок, устанавливаемая п. 70 и п. 98 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, не распространяется на свидания и посылки и передачи, получаемые в качестве поощрения.
В ч. 3 ст. 114 УИК РФ предусмотрены особенности применения такой меры поощрения, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания в зависимости от характера взыскания. Для таких взысканий, как выговор, дисциплинарный штраф, лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца, водворение в дисциплинарный изолятор, досрочное снятие допускается не ранее чем через три месяца, и этот срок начинает течь со дня наложения взыскания. Для таких взысканий, как водворение в штрафной изолятор, перевод в помещения камерного типа (единые помещения камерного типа) и одиночные камеры, досрочное снятие допускается не ранее шести месяцев, и срок начинает течь со дня отбытия взыскания.
К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Эта новелла, введенная Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 75-ФЗ, с одной стороны, существенно повысила значимость данной меры поощрения в глазах осужденных, с другой — ограничила свободу выбора при применении мер поощрения. Поэтому, абсолютно универсальных мер поощрения нет: досрочное снятие ранее наложенного взыскания может применяться только к осужденным, имеющим неснятые или непогашенные взыскания, а все остальные меры поощрения — только к осужденным, не имеющим взысканий.
Эта норма носит блокирующий характер по отношению к осужденным, отбывающим некоторые срочные взыскания (водворение в штрафной или дисциплинарный изолятор, перевод в помещения камерного типа или одиночные камеры). К ним любые меры поощрения вообще не могут применяться, в том числе и такая, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания (досрочное прекращение отбывания взыскания по медицинским показаниям не является досрочным снятием взыскания). В соответствии с этой нормой не может применяться к содержащимся в помещениях камерного типа (единых помещениях камерного типа) и такая мера поощрения, как увеличение времени прогулки.
Но остается проблема со злостными нарушителями режима, находящимися в строгих условиях в исправительной колонии, а также в тюрьме. Среди них есть осужденные, у которых взыскание не снято и не погашено. В отношении увеличения времени прогулки для таких осужденных положения ч. 4 статьи 114 УИК не теряют своего блокирующего характера.
. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы
В ч.1 ст. 117 УИК РФ определяется порядок и условия применения дисциплинарных взысканий. При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется акт. Положение, обязывающее осужденных давать письменные объяснения по требованию администрации по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания, было оспорено в суде.
По мнению заявителя, данное положение не соответствует уголовно-исполнительному законодательству и противоречит ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, поскольку возлагает на осужденного обязанность свидетельствовать против самого себя. Верховный Суд РФ (решение от 11 декабря 2003 г. N ГКПИ2003-1282) пришел к выводу, что оспариваемое предписание не возлагает на осужденного обязанность свидетельствовать против самого себя. Обязанность давать объяснения по фактам нарушения режима, вообще говоря, не противоречит интересам осужденного, поскольку способствует объективному и всестороннему рассмотрению обстоятельств нарушения.
При принятии решения начальник учреждения должен основываться не только на рапорте сотрудника, зафиксировавшего факт нарушения, но и на объяснении самого нарушителя (должна быть выслушана и другая сторона). Это вполне соответствует и международным нормам. В п. 30.2 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными говорится, что ни один заключенный не может быть подвержен наказанию, не будучи предварительно информирован о поступке, который ему ставится в вину, и не получив должной возможности высказаться в свое оправдание.
Обязанность осужденного давать объяснения по фактам нарушения режима соответствует и ч. 5 ст. 11 УИК РФ, предусматривающей обязанность осужденных являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора суда. Вопросы соблюдения осужденными установленного порядка отбывания наказания относятся к вопросам исполнения требований приговора.
Для наложения взысканий устанавливаются сроки давности. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка — со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях, например болезни осужденного, — не позднее 30 дней со дня его наложения. По истечении этих сроков мера взыскания не может быть применена.
В соответствии с принципом справедливости запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. Постановление после ознакомления с ним осужденного приобщается к его личному делу. Устный выговор не отражается в личном деле осужденного, но фиксируется в дневнике индивидуальной воспитательной работы.
Дисциплинарный штраф налагается только за нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ. Таким образом, дисциплинарный штраф не является полностью универсальным взысканием: он может применяться ко всем осужденным, но только за определенные нарушения. В настоящее время размер дисциплинарного штрафа как взыскания имущественного характера представляется недостаточным. Ранее, когда размер дополнительно разрешаемых к расходованию средств исчислялся в МРОТ, а правоприменительная практика исходила из базовой ставки МРОТ в 100 рублей, штраф в размере 200 рублей имел мотивирующее значение. Теперь, когда размер дополнительно разрешаемых к расходованию средств установлен в тысячах рублей (для некоторых категорий осужденных в шесть тысяч рублей), размер дисциплинарного штрафа, чтобы он сохранил свое мотивирующее значение, целесообразно существенно увеличить. Тем более что он применяется за совершение злостных, т.е. тяжких нарушений. Взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет. Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания в них. К осужденным, переведенным в помещения камерного типа, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помещения камерного типа, а к осужденным, переведенным в единые помещения камерного типа, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помещения камерного типа и единые помещения камерного типа. (По смыслу закона, эта норма должна действовать и в отношении переведенных в одиночные камеры.)
Данный запрет установлен с целью предотвращения бессрочного содержания осужденных в помещениях камерного типа. В отношении содержащихся в штрафных изоляторах аналогичного запрета нет. Надо сказать, в ст. 54 ИТК РСФСР на этот счет устанавливались прямые ограничения: общий срок пребывания в течение одного календарного года в штрафном изоляторе не мог превышать 60 суток, в помещениях камерного типа — шести месяцев.
Но срок содержания осужденного в помещении камерного типа может быть продлен. В соответствии с п. 156 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, при переводе осужденных из помещений камерного типа (единых помещений камерного типа) либо из одиночных камер в штрафные изоляторы за проступки, совершенные при отбывании взыскания, срок их содержания в штрафных изоляторах в срок содержания в помещениях камерного типа (единых помещений камерного типа) и в одиночных камерах не засчитывается. Учитывая строгость условий в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа (единых помещениях камерного типа), в ч. 7 ст.117 установлен запрет на перевод в них женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и женщин, освобожденных от работы по беременности и родам, а также инвалидов первой группы. В этом запрете, продиктованном заботой о здоровье осужденных, реализуется принцип гуманизма.
В ч. 8 ст. 117 устанавливается срок погашения наложенных взысканий. Если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания. По смыслу ч. 3 ст. 114 УИК РФ, для таких взысканий, как выговор, дисциплинарный штраф, лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца, водворение в дисциплинарный изолятор, годичный срок начинает течь со дня наложения взыскания. Для таких взысканий, как водворение в штрафной изолятор, перевод в помещения камерного типа (единые помещения камерного типа) и одиночные камеры этот срок начинает течь со дня отбытия взыскания.
Заключение
Нормы права, в которых выражено дозволение, могут включаться в процесс формирования движущихся мотивов арестантов, стать предпосылкой к их исправлению.
Практика исполнения наказания в виде лишения свободы показывает, что основная масса осужденных стремится к улучшению условий содержания, сокращению числа установленных правоограничений, получению дополнительных прав и свобод. Существовавшая карательная классификация арестантов в законе давала двойной результат: одних арестантов в зависимости от их способностей, поведения, отношения к труду относили к разряду исправляющихся, других — принуждали к неукоснительному выполнению юридических обязанностей.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества. Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Основными целями Концепции являются: повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
В сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными предполагается: создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим; предоставление возможности в зависимости от поведения и деятельного раскаяния изменения условий отбывания наказания, а также по решению суда — изменения вида исправительных учреждений; разработка мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения (запрет на занятия спортом и на участие в культурных мероприятиях, запрет на пользование телевизором и прессой, литературой развлекательного характера и т.п.) и новых мер поощрения, применяемых к осужденным, а также к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах; усиление воспитательной работы в отношении осужденных; приобретение профессии или переквалификацию; развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения…
Список литературы
4.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).
.Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (с изменениями от 8 декабря 2003 г.).
.Федеральный закон от 1 апреля 2005 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации".
.Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».
.Бабаян, С.Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы: Дис. канд. юрид. наук: Рязань, 2003.-224с.
.Бабаян, С.Л. «Понятие и правовая природа поощрительных институтов уголовно-исполнительного права»/С.Л.Бабаян//Вестник Академии управления МВД России: Актуальные вопросы юриспруденции. 2011, №4- С. 33-39.
.Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.- 342с.
.Бриллиантов А.В. Постатейный комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, 2011.
.Курганов С.И. О природе поощрительных норм уголовно-исполнительного права/С.И. Курганов// УИС: право, экономика, управление. 2005. № 5. С. 3-12.
.Курилов В.И. Социально-правовые средства формирования поведения работников в сфере несамостоятельного труда/В.И.Курилов// Правоведение. 1998. № 2. С. 27-38.
.Стручков Н.А., Шупилов В.П. Исполнение уголовного наказания в капиталистических странах (США, Япония). М., 1978.- 463с.
.Филимонов В.Д., Филимонов О.В. Институт права. Институт уголовного права. Институт уголовно-исполнительного права. СПб., 2011.- 576с.
.Хныпин Г.В. Правовые стимулы повышения трудовой активности рабочих и служащих // Проблемы совершенствования советского законодательства: Тр. ВНИИСЗ. М., 1983. Вып. 25.С.161.
.Решение Верховного Суда РФ от 11.12.2003 №ГКПИ2003-1282 «О признании частично недействующим абзаца 3 пункта 2 параграфа 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 30.07.2001 № 224».