Выдержка из текста работы
Явное преобладание сферы услуг в экономике является одной из основных тенденцией развития ведущих стран мира. И хотя Россия на международном экономическом обороте выступает в большей степени как сырьевая страна, тем не менее и в отечественной экономике сфера услуг занимает довольно значительное место.
Стратегическое значение в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, имеет понятие «услуги». Их роль существенно возрастает в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда во все большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные отношения.Услуги являются важнейшей категорией гражданского права. При всей очевидной важности услуг, эффективный гражданско-правовой механизм их предоставления в Российской Федерации создать, пока не удалось.
Правовое регулирование отдельных видов договоров далеко не исчерпывается нормами, включенными во вторую частьдействующего Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) . Наряду со специальными правилами, регламентирующими отдельные договоры, к соответствующим правоотношениям применяются также и общие правила о сделке, об обязательствах, о гражданско-правовых договорах, содержащиеся а части первой ГК РФ .
Появление ст. 426 ГК РФ, устанавливающей общие правила для публичных договоров, следует признать положительным явлением. Коммерческие организации, оказывающие услуги, в соответствии с этой нормой не вправе отказывать в предоставлении услуг, при наличии возможностей их предоставить потребителю, а также оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения данного договора. Специальное упоминание здесь есть и о цене, которая в соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ должна быть одинаковой для всех потребителей, как, впрочем, и иные условия публичного договора. Конечно, одна статья, причем не специально посвященная правовой регламентации сферы услуг, не смогла реализовать весь спектр насущных задач гражданско-правовой регламентации услуг.
Значительное увеличение роли услуг в российской экономике обусловило закрепление категории услуги в Конституции РФ и гражданском законодательстве РФ. В Конституции РФ гарантируется свободное перемещение услуг наряду с товарами и финансовыми средствами (п. 1 ст. 8) . Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 2 ст. 74). Данные конституционные положения нашли отражение в п. 3 ст. 1 ГК РФ .Услуги признаны самостоятельным объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Получил закрепление в гл. 39 ГК РФ и новый тип договора — договор о возмездном оказании услуг. Кроме того, в ГК РФ отношения по оказанию услуг урегулированы также и в рамках иных договорных типов. Наряду с ГК РФ отношения по оказанию услуг регулируются федеральными законами и иными правовыми актами, посвященными отдельным видам деятельности по оказанию услуг.
Целью настоящей дипломной работы является комплексное изучение договоров на оказание услуг по гражданскому законодательству России; выявление противоречий в действующем законодательстве и правоприменительной практике, внесение ряда предложений по совершенствованию законодательства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-дать понятие договоров на оказание услуг;
-провести правовой анализ содержаниядоговоров на оказание услуг;
-рассмотреть основные проблемыгражданско-правового регулирования отдельных видов договоров на оказание услуг;
-исследовать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфередоговоров на оказание услуг.
Объектом дипломного исследования являются теоретические труды, нормативно-правовые акты и арбитражные решения, которые в той или иной степени затрагивают договоры на оказание услугв Российской Федерации. Предметом дипломного исследования являются развитие и современное состояние правовых основ регулирования договоров на оказание услугпо законодательству Российской Федерации.
Теоретическая составляющая дипломного исследования состоит из научных трудов советских и современных российских ученых: М.М. Агаркова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.П. Грибанова, Т.В. Жуковой,О.И.Садикова, А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого,А.Ю. Кабалкина, А.Л. Маковского, Е.В. Морозовой, Л.В. Санниковой,Е.А.Суханова,Е.Г.Шабловой, Е.Г.В.Ф. Яковлева и других специалистов.
Структура настоящей дипломной работы определена кругом исследуемых проблем, поставленной в ней целью и задачами. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Предлагаемая дипломная работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, касающихся договоров на оказание услуг в Российской Федерации. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа отечественного гражданского законодательства, правоприменительной практики и специальной литературы исследовать основные теоретические и практические проблемы этого правового института.
Глава 1. Общая характеристика договоров на оказание услуг по гражданскому законодательству Российской Федерации
1.1 Понятие и особенности договоров на оказание услуг
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ) .
Важнейшим нововведением, закрепленным в разд. IVГК РФ, который посвящен отдельным видам обязательств, является гл. 39 ГК РФ. Это объясняется,по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, достаточно широким закреплением категории услуг в части первой ГК РФ (ст. 1, 2, 107, 128, 132, 167, 397, 424, 426). Во-вторых, тем, что вслед за регламентацией соответствующих договорных отношений в данной главе в ГК РФсодержится несколько других глав, в которых также сосредоточено регулирование услуг. В-третьих, главе предшествует значительный нормативный материал об отношениях подрядного типа, причем в ней предусматривается возможность применения к договорам возмездного оказания услуг общих положений о подряде (ст. 702-729 ГКРФ) и положений о бытовом подряде, сформулированных в ст. 730 и 739 ГКРФ .
Вместе с тем, как это видно прежде всего из названий и содержания статей гл. 39 ГКРФ, включенные в нее нормы носят преимущественно общий и притом императивный характер. Их цель состоит в регулировании обширного, но четко не ограниченного спектра услуг.
В соответствии со ст. 128 ГК РФуслуги как разновидность определенных действий или определенной деятельности представляют собой особый вид объектов гражданских прав. Роль таких действий и деятельности существенно возрастает в условиях перехода хозяйственного уклада к рыночной экономике.
Первостепенное значение в плане расширения и укрепления сферы услуг и совершенствования ее правового регулирования имеет фактвключения рассматриваемой категории в Конституцию. Основополагающими признаются взаимосвязанные, в значительной части воспроизведенные в ст. 1 ГК РФнормы, содержащиеся в ст. 8 и 74 Конституции .
В силу одной из них наряду с единством экономического пространства в России гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Другие нормы не допускают на территории страны установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться лишь в соответствии с ФЗ при условии, что это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Следует отметить, что выделение в системе закрепленных в кодифицированном законе гражданско-правовых соглашений особого типа договора — возмездного оказания услуг — осуществлено в российском правоведении впервые. Корни этого явления уходят в классическое римское право, которому был известен договор найма услуг (locatio-conductio operarum). По такому договору одна сторона (нанявшийся) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (нанимателя) определенные услуги, а наниматель принимал на себя обязательство платить за эти услуги условленное вознаграждение. В отличие от locatio-conductio operis, целью которого было предоставление подрядчиком готового результата работы, договор найма услуг имел своим предметом выполнение отдельных услуг по указанию нанявшегося .
Формулируя приведенное определение договора возмездного оказания услуг, ГК РФ раскрывает (путем включения в скобки) содержание словосочетания «оказать услуги». Для этого закон привлекает такие связанные между собой слова, как «совершить определенные действия» или «осуществить определенную деятельность». Подобный прием, видимо, обусловлен необходимостью разъяснить недостаточно внятно выраженную начальную часть текста п. 1 ст. 779 ГКРФ , в которой вслед за названием данного договора повторно использованы слова «оказать услуги».
Иной, более узкий, но также не вполне определенный смысл придает понятию услуг ФЗ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» . В нем это понятие представлено лишь как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
Рассмотрим пример из внешне торговой практики. Российская организация заключила внешнеторговый бартерный договор с литовской организацией. Условиями договора предусмотрено, что литовская организация поставляет в Российскую Федерацию канцелярские товары, а взамен российская организация оказывает транспортные услуги представительству литовской организации на территории Российской Федерации.
Имеет ли право таможенный орган запрашивать у российской организации документы в целях осуществления учета и контроля данной внешнеторговой бартерной сделки в соответствии с требованиями ст. 44 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»?Ввиду………………
Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // СЗ РФ. 2010. № 5. Ст. 6615.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 28.07.2012) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766.
4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 05.04.2013) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2013) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
7. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ.1996. № 49. Ст. 5491.
8. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.
9. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О почтовой связи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.
10. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
11. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
12. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Российская газета. 2002. 27 июля. № 137.
13. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 1957.
14. Федеральный закон от 07.07.2003 №26-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О связи» // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
15. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011) ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 15.
16. Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // ИПС Консультант плюс
17. Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 (ред. от 14.12.2006) «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг» // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4012.
18. Постановление Правительства РФ от 19.10.2005 № 627 (ред. от 13.10.2008) «О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования» // СЗ РФ. 2005. № 44. Ст. 4553.
19. Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета» (вместе с «Правилами осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета») // Российская газета. 2012. 30 ноября. № 277.
20. Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.]. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 (под общ. ред. С.А. Степанова). М.: «Проспект»; Екатеринбург: «Институт частного права». 2011.
21. Абрамова Е.Н. Гражданское право: учебник. М.: Проспект, 2012.
22. Брагинский М.И.,Витрянский В.В. Договорное право. Часть 1. М.: Статут, 2009.
23. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. М., 2008.
24. Бычков А. Особенности договора о реализации туристского продукта // «эж-ЮРИСТ». 2011. № 37. сентябрь.
25. Валявина Е.Ю. Гражданское право. М., 2010.
26. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М. Статут, 2009.
27. Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.,