Содержание
Введение3
1. Закон о бухгалтерском учете5
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации6
3. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)8
4. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»9
5. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций»16
6. План счетов бухгалтерского учета19
7. Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций21
Список литературы24
Выдержка из текста работы
Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно- правовых актов.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1 уровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2 уровень — положения по бухгалтерскому учету и отчетности (ПБУ) – федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ);
3 уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;
4 уровень — рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
Уровень | Документы | Органы, принимающие решения |
I уровень — законодательный | Федеральные законы, постановления, указы, кодексы | Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ |
II уровень — нормативный | Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету | Министерство финансов РФ |
Ш уровень — методический | Методические указания, инструкции, письма | Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы и др. |
IV уровень — организационный | Организационно-распорядительная документация (приказы, распоряжения и т. п.) | Предприятия, организации, учреждения |
Основным актом первого уровня является Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете».
Задание:
1. Открыть СПС Консультант Плюс;
2. Найти ФЗ «О бухгалтерском учете»;
3. Законспектировать статьи 1.2.3
К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс и др.
Ко 2 уровню относятся ПБУ — это стандарты бухгалтерского учета, регламентирующие порядок бухгалтерского учета разных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Утверждаются ПБУ приказами Минфина России. Соблюдать требования и методологические рекомендации, изложенные в ПБУ, обязательно нужно при составлении бухгалтерской отчетности и ведении регистров бухгалтерского учета в России.
Перечень ПБУ, которые действуют в 2016 году:
ПБУ 1/2008 Учетная политика организации
ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда
ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов
ПБУ 6/01 Учет основных средств
ПБУ 7/98 События после отчетной даты
ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
ПБУ 9/99 Доходы организации
ПБУ 10/99 Расходы организации
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
ПБУ 12/2010 Информация по сегментам
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно — исследовательские, опытно — конструкторские и технологические работы
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности
ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов
В настоящее время продолжается реформирование системы бухгалтерского учета. Утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 — 2018 годы, которой в том числе предусмотрено внесение изменений в ряд действующих ПБУ.
К данному уровню также относится еще одно положение, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской».
3 уровень включает Методические рекомендации и инструкции, которые призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
К данному уровню относится, например, Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
4 уровень включает рабочие документы самого предприятия, которые определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными рабочими документами конкретной организации являются:
— документ по учетной политике предприятия;
— утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
— графики документооборота;
— утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
— утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Понятие, виды, назначение международных стандартов финансовой отчетности
Международные стандарты финансовой отчётности(МСФО) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составленияфинансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.
С целью улучшения и сближения использования финансовой отчётности на международном уровне в 1973 году общественные бухгалтерские и аудиторские организации ряда стран создали международную профессиональную, неправительственную организацию –Комитет по Международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО).
С 1981 года КМСФО был полностью автономным во внедрении международных стандартов финансовой отчётности и в вопросах обсуждения документов, касающихся международного учета. С 2005 года, на основании решения Европейской комиссии от 2002 года, все компании, чьи акции котируются на биржах Европы, готовят консолидированную отчётность по МСФО. В рамках реорганизации в апреле 2001 года Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО) заменил КМСФО. С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал КМСФО и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS), а с 2001 года СМСФО выпускает вновь создаваемые стандарты под названием International Financial Reporting Standards (IFRS).
Цель стандартов финансовой отчётности — сократить различия и выбор трактовки в предоставлении финансовой отчётности, улучшить качество и сопоставимости информации, унификации стандартов. Единые стандарты позволяют оценивать и сравнивать результаты деятельности различных компаний, в том числе на международном уровне, более эффективно.
МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. В документе «Концептуальные основы финансовой отчетности» закреплены все базовые принципы МСФО, в том числе принцип начисления, принцип непрерывности деятельности, принцип осторожности и уместности.
Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.
В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. Однако в феврале 2011 года SEC выпустила очередной документ, содержащий решение отложить внедрение IFRS в американскую отчётность. Поскольку IFRS является консенсусом национальных бухучётов, его качество, по некоторым оценкам, хуже, чем у US GAAP. Одним из ключевых неустранимых противоречий является проблема netting/offsetting по финансовым инструментам в балансе. Летом 2013 года председатель SEC сменился на более лояльного к IFRS, бывшего партнёра Big4, — при нём активизировалась работа по сходимости стандартов US GAAP и IFRS.
В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации (банки) обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.
Национальный совет по стандартам финансовой отчётности (Фонд НСФО) ведёт работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчётности (СФО) с июня 2006 года.
В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчётности всех общественно значимых компаний:
· Кредитные организации;
· Страховые организации;
· Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
В 2011 году принято «Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107)». Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ. Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ. МСФО станут применять для консолидированной отчётности, а федеральные стандарты — для отчетности юридических лиц.
В 2011 году применимыми на территории РФ были признаны первые 63 стандарта и интерпретации. Консолидированная финансовая отчётность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчётности за 2012 год.
Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации. Полные тексты МСФО на русском языке и учебные материалы доступны на сайте Министерства.
В Российской Федерации более 145 крупных компаний составляют и публикуют финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО, например Роснефть, Лукойл, Газпром, Мегафон, Сбербанк, Автоваз, Ростелеком, Аэрофлот, Магнит и др.